Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Влияние совместной деятельности на характер группового взаимодействия (на материале подросткового возраста)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Взаимодействие как организация совместной деятельности 7
1.1.Психологическая характеристика совместной деятельности 7
1.2.Категория совместной деятельности в социально-психологических теориях 20
1.3.Психологическая теория коллектива А.В. Петровского 23
1.4 Стратометрическая концепция А.В. Петровского. 34
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Взаимопомощь участников малой группы в преодолении жизненных трудностей в процессе совместной деятельности 39
2.1. Понятие «жизненные трудности» 39
2.2. Совладение с жизненными трудностями. Модели и механизмы преодоления трудных жизненных ситуаций 45
2.3. Метод — опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса 52
2.4. Выявление социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе 53
2.5. Изучение сплоченности группы (показатели ценностно-ориентационного единства) 55
2.6. Методика «Самооценка личности старшеклассника» (старший школьный возраст). 59
Выводы по второй главе 61
Глава 3. Анализ и проведения исследования 62
3.1. Исследования — социометрия 63
3.2. Исследование — Тест «Самооценка» 70
3.3. Исследование — методика ценностно-ориентационного единства 75
3.4. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса. 81
Выводы по третей главе 83
Заключение 85
Список литературы 90
Приложение 93

 

  

Введение:

 

Тема групповая сплоченность как психологическая взаимопомощь участников малой группы в преодолении жизненных трудностей особенно актуальной, так как каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается с теми или иными трудными ситуациями.
С самого раннего возраста жизненные проблемы оказывают влияние на людей. Горе, беда, неприятности часто приходят внезапно. Это не всегда проходит бесследно, и часто следствием экстремальной ситуации выступает дистресс.
В наше время очень многие люди большую часть своей жизни проводят на работе. Постоянное давление повседневных рабочих проблем, отсутствие полноценного отдыха, стремление зарабатывать как можно больше ведут к накапливанию усталости. Зачастую люди вынуждены жить и работать в условиях хронических стрессоров. Это оказывает негативное влияние на здоровье человека. Психологические проблемы влияют на состояние всего организма в целом, и количество психосоматических заболеваний растет с каждым годом.
В исследованиях ученых большое внимание уделяется моделям преодоления стресса. Одни из них отдают предпочтение модели, рассматривающей преодоление стресса как изменчивую особенность личности, влияющую на поведение в широком спектре ситуаций (В. Д. Небылицин, 1976; Л. К. Китаев-Смык, 1983; S. С. Kobasa, 1982; Peggy A. Thoits 1991; S. Е. Taylor, 1994; К. Rook, D. Dooley, 1991; F. Blanchard-Fields, 1991; D. Shek, 1992; Л. И. Анциферова, 1994 и др.). Другие уделяют внимание такой модели, где преодоление стресса оценивается относительно определенных стрессовых условий или ситуаций (К. Левин, 1938; Р. Лазарус, С.Фолкман, 1984; С. S. Carver, 1989; L. I. Pearlin, С. Schooler, 1978 и др.).
Сегодня можно говорить о сложившемся интегративно личностно- ситуационном подходе, который представляет собой единство личностных и более изменчивых ситуационных факторов, влияющих на выбор копинг усилий (R. H. Moss, J. A. Schaefer, 1993 и др.). Некоторые авторы кроме личности субъекта и реальной ситуации выделяют в качестве еще одного фактора социальную поддержку (D. Terry, 1991, Н. Weber, 1992).
Действительно, кроме личности субъекта и реальной ситуации большое влияние на преодоление трудной ситуации оказывает социальное окружение. Социальная поддержка имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, который люди получают от своих взаимоотношений с другими. Опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенные в 2003 году, показали, что основными и самыми надежными источниками социальной поддержки выступают родственники и друзья (от 42,4 % до 55,9 % опрошенных россиян).
К середине 1980-х годов в психологии появилось несколько важных концептуальных разграничений, касающихся социальной поддержки. Социальная поддержка рассматривалась как метаконструкт, включающий три компонента: сетевые ресурсы поддержки, поддерживающее поведение и оценки поддержки (R. Schwartzer, A. Leppin, 1992 и др.). Эти конструкты относятся соответственно к сети людей, предоставляющих помощь, конкретным актам помощи и оценкам таких ресурсов и помощи со стороны находящегося в центре человека. Другими словами, люди активно формируют и поддерживают сетевые ресурсы, мобилизуют их при необходимости получения помощи и > оценивают последствия. Обзоры существующих типологий форм поддержки позволяют говорить о наметившемся консенсусе в отношении шести форм поддержки: эмоциональной, руководящей, основанной на обратной связи, социализирующей, практической и материальной. К основным недостаткам измерений в проведенных исследованиях относится несостоятельность большинства мер в том, что касается дифференциации различных форм поддержки.
Отметим, что до сих пор остаются малоизученными сетевые ресурсы поддержки (конкретные источники помощи) и их взаимосвязь с поддерживающим поведением в трудных жизненных ситуациях.
Цель исследования: выяcнить, как совместная деятельность влияет на характер группового взаимодействия рассматриваемого как готовность участников малой группы к взаимопомощи в преодолении жизненных трудностей.
Объект исследования: готовность к взаимопомощи в преодолении жизненных трудностей, как характеристика группового взаимодействия участников малой группы.
Предмет исследования: особенности группового взаимодействия рассматриваемого как готовность участников малой группы в взаимопомощи в преодолении жизненных трудностей в зависимости от характера совместной деятельности.
Гипотеза: на особенности группового взаимодействия участников в преодолении жизненных трудностей влияет характер совместной деятельности .
В качестве дополнительных гипотез выдвигаются:
1. Характер совместной деятельности определяет уровень сплоченности участников малой группы.
2. В группах, где участники объеденены общей творческой деятельностью (творческие кружки для подростков) уровень сплоченности выше, чем в школьных классах.
3. В группах объединенных совместной деятельностью выше готовность участников к поиску взаимопомощи в преодолении жизненных трудностей, чем в группах, где совместная деятельность развита в меньшей степени (школьные классы).
4. Творческая деятельность влияет на самооценку индивида и на структуру межличностных связей в группах.
Задачи исследования: 1. С помощью социометрической методики определить структуру межличностных связей в группах.
2. Определить эмоциональную сплоченность групп.
3.Вычислить ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) каждой группы.
4. Определить с помощью теста самооценку каждого участника группы.
5. Определить ведущие формы копинг-стратегий при совладании с трудными жизненными ситуациями, выявить направленность на поиск социальной поддержки в преодолении сложных жизненных ситуаций.
Методы исследования:
1. Социометрия – методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе. Определение значения показателя эмоциональной сплоченности группы.(Д.Морено).
2. Методика «Самооценка. (Дембо-Рубинштейн).
3. Опросник «Ценностно-ориентационного единства».(Ивашкин, Онуфриева).
4.Метод — опросник «Способы совладающего поведения». (Лазарус).
Состав работы – введение основной части литературы и приложений
Введение мы покажем актуальность, цель, задачи, методы исследования и т.д. В теоретической части работы мы рассмотрим методологические основы изучения факторов преодоления трудных жизненных ситуаций
В практической части работы мы рассмотрим: результаты исследования определяют проблемные места в работе с детскими группами: влияние творческой деятельности на самооценку детей, как индивидуальная творческая деятельность и кооперативная влияют на эмоциональную и ценностно-ориентационную сплоченность, влияние адекватной высокой самооценки детей на эмоциональную сплоченность.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сказать, что ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный потенциал, описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери (R. R. МсСгае, 1994). Каждая из этих ситуаций ограничивает активность индивида, предъявляет ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы (Р. Лазарус, 1995). Словом, эти ситуации объединяет то, что все они выступают в качестве стрессоров, т. е. факторов, вызывающих стресс.
В. А. Бодров (2006) считает, что процесс «совладающего поведения» является проявлением индивидуальных способов взаимодействия с окружающим миром, в котором проявляются особенности субъекта и характеристики ситуации, отраженные в его сознании в категориях ценности, значимости, сложности последствий конкретного события.
Сумев пережить экстремальную ситуацию и найдя новый смысл жизни, человек не только избавляется от негативных эмоциональных переживаний, но также открывает для себя возможность реализовать себя в чем-то, что ранее не было доступно. Пережив экстремальную ситуацию, человек может приобрести опыт и понимание того, что тяжелые жизненные обстоятельства несут не только боль, но и просветление: позволяют открыть для себя высшие духовные ценности — заботу, любовь, сострадание; помогают взглянуть на жизнь по-новому. Осознание этого впоследствии может играть мотивационную роль в преодолении горя.
При рассмотрении феномена смысла жизни как философской и психологической категории, раскрытии его экзистенциальной сущности и направленности стало возможным определить взаимосвязь осмысленности жизни с выбором стратегии поведения личности в трудной жизненной ситуации.
Однако при всей своей значимости и фундаментальности данные положения раскрываются в большей степени на уровне теоретических воззрений и имеют недостаточную практическую разработку и применение, что также определило выбор темы данной статьи. На наш взгляд, изучение интеллектуальных ресурсов человека, которые он может мобилизовать для адаптации к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности, является актуальным для современной психологии
Последняя глава посвящена исследованию, в которой говориться о групповой сплоченности, также является еще одним важным фактором, помимо групповых норм, который влияет на групповое поведение. Групповая сплоченность означает степень привязанности членов к своей группе. Если групповая сплоченность высока, взаимодействие между членами группы высокое, и степень согласия по мнению группы высока. Связная группа обычно имеет следующие особенности:
1. Члены группы разделяют цели и цели группы и имеют общие интересы и опыт.
2. Количество членов невелико.
3. Члены общаются между собой довольно часто, и межличностное общение очень эффективно.
4. Лояльность группы среди участников высока, потому что группа имеет высокий статус.
5. Члены объединяются против любых внешних угроз для группы.
6. Члены группы остаются привязанными к группе, поскольку они чувствуют, что их потребности будут удовлетворены группой.
7. Группа имеет историю прошлого успеха.
Исходя из этого можно выделить несколько факторов влияющее на сплоченность малых группы:
Существуют различные факторы, которые определяют степень сплоченности группы. Такими факторами являются следующие
1. Степень зависимости от группы: чем больше человек зависит от группы в отношении какого-либо результата или эффекта, тем больше будет привлекательность группы и, следовательно, ее сплоченность.
Так как группы 1 и 2 зависят друг от друга, потому что их деятельность коллективная, а соответственно деятельность удовлетворяет больше индивидуальных потребностей, и становится более привлекательной и сплоченной.
2. Кружок «Хоровое пение» имеет большую степень сплочённости из-за малого размера, так как при равных условиях размер имеет обратную связь со сплоченностью группы, потому что сплоченность группы увеличивается благодаря взаимодействию между членами группы. Таким образом, чем больше становится группа, тем меньше возможностей для взаимодействия между членами, группа с высоким статусом и историями успеха более привлекательна для своих членов. Следовательно, они демонстрируют солидарность между собой, и групповая сплоченность имеет тенденцию быть высокой. Так же согласно проведенному исследованию в кружковых группах преобладает завышенная и нормальная самооценка, чем в школьных классах и можно сделать вывод, что творческая деятельность влияет на самооценку индивида и на сплоченность группы.
3. Кружковые группы более эффективны в продвижении своих интересов, так как имеет общую цель. Точно так же стабильные отношения между членами усиливают групповую сплоченность. Это так, потому что отношения должны сохраняться в течение определенного периода времени, чтобы позволить детям узнать друг друга, развить общее понимание общих целей и ценностей.
Продуктивная сторона групповой жизнедеятельности является детерминантой группового сплочения. Определив кооперацию как условие существования группы ее отличительный признак, нельзя проигнорировать, что самочувствие ее членов зависит от особенностей их совместной деятельности.
Наибольшим гармоничным сочетанием ценностно-ориентационного единства и высокой эмоциональной сплоченностью отличаются группы, в которых школьная деятельность сочетается с большой эмоциональной зависимостью и специфической кооперативной деятельностью, где конечный результат работы группы зависит от каждого.
При сложившейся ситуации с педагогами школы группы 3 и 4 проведена работа по ознакомлению с результатами исследований. Для многих из них результаты оказались неожиданными. С целью сплочения своих групп руководители хотят пересмотреть планы воспитательной работы с детьми. Было предложено, чтобы сделать группу более сплоченной, необходимо обеспечить некоторую степень стабильных отношений между членами. Чем выше степень текучести участников, тем менее сплоченной становится группа, поскольку чем чаще участники покидают определенную группу, тем больше времени требуется новому члену, чтобы присоединиться к группе, и тем больше времени требуется старому участнику, чтобы присоединиться к группе.
Наметить кооперативные цели в каждой группе. Для сплочения групп 3 и 4 рекомендуется проведение более активной внеурочной деятельности, организация праздников, соревнований, совместные выезды на экскурсии.
Соревнования особенно хороши, группы обычно объединяется против внешнего «врага», что весьма сплачивает коллектив.
В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения или построения его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Точно определить уровень развития и возможности ребенка без участия психолога также практически невозможно. Только с помощью научно проверенных приемов психодиагностики устанавливается индивидуальность ребенка в тех ее проявлениях, которые скрыты от внешнего наблюдения, от учителей, родителей и самого ребенка. Такие индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний.
Необходимо следить, чтобы не возникали разрушительные силы для групповой сплоченности. Так, сплоченность снижается, если члены группы используют разные методы для достижения одних и тех же цели, если цели отдельных членов группы находятся в противоречии, сплоченность группы уменьшается.
Также можно порекомендовать в школах, в кружковой работе, уделяя внимание творческой деятельности, не забывать о работе на конечный результат, ставить перед группой общие единые цели. Но в этом общем творческом порыве не стоит так же забывать о каждом, формируя его отношение к группе, и отношение товарищей к нему, о том, что каждый ребенок – личность, неповторимая и индивидуальная, добиваясь, чтобы у детей сложилась адекватная высокая самооценка своих способностей и возможностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Психологическая характеристика совместной деятельности

Проблема совместной деятельности по-разному формулировалась не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследователями. С ее формулированием связаны прежде всего такие термины, как «групповая активность», «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «совместная деятельность» и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор остается в центре внимания исследователей, в первую очередь социальных психологов, психологов труда и управления. В качестве признаков совместной деятельности (СД) обычно выступают ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным признакам совместной деятельности относится наличие:
1) единой цели для участников, включенных в деятельность;
2) общей мотивации;
3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (и индивидов), понимаемых как образование единого целого;
4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;
5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой и с учетом характеристик деятельности;
6) управления — важнейшего признака и атрибута СД;
7) единого конечного результата (совокупного продукта);
8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальной деятельности разными людьми.
Психологическая структура СД включает такие компоненты, как общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности — центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, которого стремится достигнуть общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности — совместные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.
А. Н. Леонтьев в «общем потоке деятельности» выделяет разные уровни. Сначала это отдельные (особенные) деятельности — по критерию побуждающих их мотивов. Далее идет уровень действий — процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.
Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за «единицу» психологического анализа СД, которая раскрывает ее качественную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).
Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:
1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
2) общая задача выполняется последовательно каждым участником;
3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.
В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.
В совместной деятельности, как правило, используется несколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников, которые определяют основные социально-психологические типы взаимодействия участников.
1. Сотрудничество: партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей СД.
2. Противоборство: партнеры противодействуют достижению целей другими участниками СД, совершают несогласованные с ними действия, в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию.
3. Уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.
4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другим, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником.
6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).
7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно связаны между собой. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.
Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели.
Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности.
Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью параметров:
— плотностью функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними;
— уровнем функциональной взаимосвязанности; отношением числа совместно выполняемых функций к общему их числу;
— типом целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами коллектива.
Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование и т.п.), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.
Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей:
— доминирующий способ разрешения разногласий и противоречий;
— ведущая «зона» согласования действий участников группы;
— уровень конфликтности;
— типичные способы поведения ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.
Организованность обобщенного субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность).
Интегральным свойством коллективного субъекта деятельности является его результативность, характеризующая способность достигать позитивного итога.
Наблюдения за процессом совместной деятельности и собственные экспериментальные исследования позволили Н. Н. Обозову построить модель регуляции совместной деятельности (рис.1.1).

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1.Модель регуляции совместной деятельности

Центральным блоком в этой модели является блок «Условия деятельности и взаимодействия». Разграничение таких понятий, как «деятельность» и «взаимодействие», не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообуславливают друг друга. В. Е. Смирнов в своей работе «Психология юношеского возраста» отмечал: «Для членов группы, производящих какое-либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стимуляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других».
В совместной деятельности Н. Н. Обозов выделяет два аспекта:
а) собственно предметную деятельность;
б) совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе этой деятельности или общения.
Данное мнение подтверждает факт разделения условий деятельности и взаимодействия. Й. Лингард обозначил два типа обратных связей: собственно обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами.
Обратная связь — это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы, и если без обратной связи практическая деятельность немыслима, то в условиях взаимодействия большего числа людей система обратной связи еще больше усложняется. В связи с этим Курт Бак выделяет два типа коммуникации (которым соответствуют определенные структуры языка):
а) направленный на отношения, т.е. взаимодействия;
б) направленный на действия и деятельность.
Р. Бейлз различает в совместной деятельности область решения задач и область эмоций. Область эмоций характеризуется наличием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Другое дело — область решения задачи: она связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности.
Эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, в том числе и от условий, в которых она протекает. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или, наоборот, стрессовые условия, когда группа работает с эмоциональным «надрывом» в экстремальной ситуации. Среди условий, влияющих на эффективность СД, надо отметить следующие:
1. Специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи определяется не только тем, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и тем, как часто выполнялись действия и вырабатывались навыки — нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.
2. Время совместной работы или любого другого вида взаимодействия, например общения приятелей, супругов, может рассматриваться с различных позиций.
При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совместной деятельности. Время же взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Время совместной работы и совместного проживания является не только условием проверки прочности отношений, но, что еще более важно, это фактор формирования личностных, в частности характерологических, особенностей взаимодействующих людей. Как указывал по этому поводу С. Л. Рубинштейн, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга часто накладывает значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление. В результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся похожими друг на друга.
3. Количественный состав группы в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется извне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого «критического значения» величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем — при ее большем увеличении — эффективность снижается (слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу), отмечал Б. Ф. Ломов. Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью.
Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: нижний порог — это число лиц, способных справиться с общей задачей; верхний порог — это число лиц, эффективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.
4. Взаимосвязанность членов группы является одним из основных условий, влияющих на их взаимодействие. При этом под взаимодействием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обуславливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официальный или неофициальный. Неофициальные межличностные взаимоотношения не являются заданными, они регулируются самими членами группы. В официальной организации взаимосвязанность определена инструкциями, приказами, предписаниями и не зависит от желания людей.
Малая взаимосвязанность представляет большие возможности для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности, возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений. Больше того, увеличение взаимосвязанности повышает значение руководителя.
Й. Лингард попытался определить уровни взаимной зависимости с учетом сложности и качества межличностных связей:
а) первый уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как «публичный эффект»;
б) второй уровень — взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих в конкретной деятельности других лиц. Совместное действие в данном случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи до взаимного сотрудничества.
5. Функциональную структуру группы можно дифференцировать на первичную (заданную условиями и формальными признаками организации) и вторичную (соответствующую распределению ролей в процессе решения задач). Для оптимального регулирования системы управления необходимо рациональное соотношение между заданным и произвольным распределением функциональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распределение функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой — индивидуально-типическими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы. В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных. «Сплоченность группы» и «эффективность лидерства» — это взаимозависимые переменные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естественно, что и эффективность лидерства будет больше; это качество сплоченной группы — следствие согласия внутри нее.
6. Изолированность группы от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей) и ее автономность («замыкание» на какой-либо внешний объект, например любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая автономность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отношений внутри самой группы, хотя и до известных пределов. Сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к индивидуальной изоляции.
Автономность группы выступает как следствие не только физических условий, но и внутренних и внешних социально-психологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.
7. Мотив как побуждение — это источник или причина действия. Однако в условиях совместной работы людей в группе притязания одного могут не согласовываться с притязаниями другого.
Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целом различается по силе и направленности. Внутренняя мотивация каждого члена группы определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне положительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы в целом. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на саму себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа от решения задачи.
8. Система дополнительных факторов, по мнению Н. Н. Обозова, является разнообразной по структуре и включает в себя, с одной стороны, индивидуальные психологические особенности членов группы, а с другой — их однородность-разнородность по различным психологическим характеристикам.
В первом случае выделяют два внутригрупповых фактора. Первый фактор — уровень индивидуальных характеристик членов группы — выступает как показатель тех возможностей, которыми обладает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллектуальные, социально-психологические особенности людей).
Второй фактор — однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важны близость, подобие членов группы по каким-либо параметрам, для других видов работ условиями успешного выполнения групповых задач являются контраст и различия. Особое значение имеют возрастные и половые различия людей; их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.
Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня.
1. Первый уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психо- логических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций). Данный уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных отношений людей, но его регулирующая функция может не осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой; просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся.
2. Второй уровень однородности-разнородности членов группы есть соотношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношения к себе, партнеру, другим людям, предметному миру. Второй уровень включает в себя два субуровня:
— первичный (или исходный) подуровень состоит из исходных данных до взаимодействия, соотношения мнений, оценок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к миру предметов и к себе подобным);
— вторичный подуровень есть соотношение (сходство-различие) мнений, оценок и отношений, как следствие взаимодействия между членами группы. Он является следствием взаимодействия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров; регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций — один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Благодаря изменчивости преобразуется этот подуровень. Изменчивость зависит не только от исходного соотношения параметров первичного подуровня, но и от первого уровня неоднородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личностных и социально-психологических особенностей членов группы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оценок, отношений участвуют в формировании ценностных ориентаций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности-разнородности.
Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выражает сходство- различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. Партнеры не только осознают сходство-различие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и межличностных отношений.
Все изложенное выше позволило Н. Н. Обозову сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:
а) внегрупповые (физические и социальные);
б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);
в) внеличностные (однородность-разнородность по индивидуальнопсихологическим параметрам);
г) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения).
Фактором, связывающим все перечисленное, является фактор общественной значимости совместной деятельности группы людей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы