Часть дипломной работы на тему Особенности стрессоустойчивости и совладающего поведения у военнослужащих женщин
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I Теоретические аспекты
исследования особенности стрессоустойчивости и совладающего поведения у
военнослужащих женщин. 6
1.1 Основные подходы к определению
понятия стресса в психологической науке 6
1.2 Исследование
понятия стрессоустойчивости и совладающего поведения в отечественной и
зарубежной психологии. 16
1.3 Теоретические основы
исследования особенности стрессоустойчивости и совладающего поведения у
военнослужащих женщин. 30
Выводы по
главе 1. 36
Список
литературы 37
Введение:
Требования профессиональной деятельности в разных
областях достаточно сильно отличаются друг от друга. Это предполагает, что
существует необходимость профессионального отбора людей с определенными
качествами, соответствующими требованиям той или иной профессии. Военные
профессии, с данной точки зрения, обладают достаточно жесткими требованиями к
сотрудникам.
Военная служба сопровождается высоким уровнем
стрессового воздействия, необходимостью четко и быстро мыслить в стрессовой
ситуации, справляться с собственными переживаниями, не впадая в панику.
Соответственно, можно говорить о том, что профессионально важными качествами
для военнослужащих является высокий уровень стрессоустойчивости и склонность к
выбору конструктивных стратегий совладания. Эти требования справедливы к
военнослужащим любого пола.
Под стрессоустойчивостью понимается способность
субъекта справляться с высоким уровнем стрессовой нагрузки. Стратегии
совладания – это особенности поведения субъекта в стрессовой, критической
жизненной (либо профессиональной) ситуации. Конструктивные стратегии совладания
позволяют личности эффективно преодолевать сложные жизненные ситуации,
оставаться эмоционально стабильным, демонстрировать адекватные стратегии
поведения.
Если говорить о женщинах-военнослужащих, то можно
предположить, что уровень стрессоустойчивости и стратегии совладания, которые
они выбирают, сопоставимы с аналогичными параметрами мужчин военнослужащих. Тем
не менее следует учитывать гендерные особенности переживания стресса женщинами:
они более эмоциональны, склонны к аффективным реакциям. Исследователи
установили, что в психологических, личностных особенностях мужчин и женщин
имеется достаточно много различий, что дает основание предполагать наличие
определенной специфики и в гендерных реакциях на стрессовую ситуацию. Выяснение
существующих в данной сфере закономерностей даст возможность представителям
психологической науки выработать определенные стратегии профилактики
деструктивных последствий стресса для представителей обоих полов, создать
методики эффективной психологической помощи тем лицам, которые уже оказались в
ситуации стресса. Женщины-военнослужащие также, как и мужчины, несут службу в
условиях угрозы жизни и здоровью, ненормированного рабочего дня, часто
негативного восприятия со стороны окружающего населения. Соответственно,
возникает необходимость изучения специфики стрессоустойчивости и стратегий
совладания именно женщин, несущих военную службу, чтобы иметь возможность
корректно и эффективно выстраивать стратегии психологической помощи и
профилактики выгорания и различных психоэмоциональных нарушений. Однако анализ научной литературы показал, что данная
проблема в современных условиях изучена недостаточно, что обуславливает
актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическую
базу работы составили труды исследователей по проблемам изучения стресса как
адаптационного синдрома, а также его разновидностей (Г. Селье, Ф.Е. Василюк,
Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Ю.А. Александровский, Ю.Г. Чирков и др.), в области
поведения человека в стрессовой ситуации (Ю.В. Постылякова, Т.Л. Крюкова), по
проблеме совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него
личностных особенностей человека (Р. Лазарус, С. Фолкмен, Л.Ф. Бурлачук, Л.
Девидсон, Л.И., Дементий, К.И. Корнев, С.К. Нартова-Бочавер, Х. Хекхаузен, В.А.
Бодров и др.), адаптационного поведения (Л. Н. Анциферова, Л.В. Либин, А.А. Налчаджян,
Г.В. Осипов, Ф.Б. Березин, И.К. Кряжева, Е.Л. Андреева и др.), по проблеме
адаптации военнослужащих по призыву (М.И. Дьяченко, Н.И. Конюхова, А.Г.
Маклакова, В.В. Коннова, Ж.Г. Сенокосова, А.И. Костюк, Л.А. Кандыбович, В.И.
Лебедева, Н.Е. Бачерникова, П.И. Александрович, А.Г. Малютина и др.), в области
стрессоустойчивости (П.Б. Зильберман, К.К. Платонов,
Н.Д. Левитов, В.В. Аршавский, B.C. Ротенберг, В.А. ПетровскийА. Маслоу, К.
Роджерс, Ф.Е. Василюк, В.И. Кабрин, С. Мадди и др.), в области гендерных
различий, в том числе в стрессоустойчивости и особенностях переживания стресса
(И.С.Кон,
Т.В.Бендас, С.А.Бутковская, Е.П.Ильин, И.С.Клепина, А.А.Реан, И.В. Романов,
С.С.Носов, А.А.Чекалина и др.).
Цель
исследования: выявить
особенности стрессоустойчивости и совладающего поведения у военнослужащих
женщин
Объект
исследования: стресс.
Предмет
исследования: особенности
стрессоустойчивости и совладающего поведения у военнослужащих женщин
Задачи
исследования:
1. Провести
теоретико-методологический анализ подходов к исследованию понятия
стрессоустойчивости
2. Провести
теоретический анализ особенностей стрессоустойчивости и совладающего поведения
у военнослужащих женщин
3. Провести
эмпирическое исследование особенности стрессоустойчивости и совладающего
поведения у военнослужащих женщин
4. Сформулировать
рекомендации по результатам проведенного исследования.
Методы
исследования: анализ научной
литературы, систематизация и обобщение полученной информации, психологическое
тестирование, качественный и количественный анализ данных, методы
математической статистики.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава I Теоретические аспекты исследования особенности стрессоустойчивости
и совладающего поведения у военнослужащих женщин
1.1 Основные подходы к определению понятия стресса в психологической науке Стресс
– комплексный процесс, в структуру которого включены физиологические и
психологические элементы. Результатом стресса является мобилизация ресурсов и
возможностей организма, то следует расценивать как защитный механизм: с помощью
данного механизма активизируются неспецифические защитные реакции организма,
которые позволяют индивиду максимально продуктивно и адекватно приспособиться к
изменившимся условиям жизнедеятельности. Таким образом, происходит адаптация
организма к стрессовому раздражителю или противодействие ему [10].
Современное
научное сообщество предлагает достаточно большое количество интерпретаций
феномена «стресс». Анализ научных представлений о стрессе показывает, что под
термином «стресс» скрывается достаточно большое количество различных явлений.
Стресс в науке рассматривается и как состояния, и как процесс взаимодействия
стрессогенного фактора с субъектом, и такие условия, которые провоцируют
развитие стрессового состояния у индивида.
Однако следует принимать
во внимание тот факт, что присутствие стрессового фактора не всегда приводит
развитию стрессового состояния. Например, Е. Н. Ильин указывает на то, что
наличие каких-либо раздражителей, имеющих высокий уровень стрессогенности, не
обязательно означает, что у субъекта активизировалось состояние стресса [21]. Для
того, чтобы данное негативное состояние возникло, необходимо чтобы уровень
стрессовой нагрузки превысил уровень устойчивости субъекта.