Платная доработка на тему Роль сатиры в маленьких рассказах А.П. Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА
I. Теоретические аспекты исследования…………………………………6
1.1.
Жанр рассказа и его особенности как теоретическое понятие
……………6
1.2.
Жанр рассказа и новаторские черты в раскрытии темы «маленького человека» в
рассказах А.П. Чехова 1880-х годов….………………………………8
ГЛАВА
II. Приёмы сатиры в рассказах А.П. Чехова «Хамелеон», «Маска», «Унтер
Пришибеев» ………………………………………………………………16
2.1.
Сатирическое изображение героев в рассказе «Хамелеон»……………….16
2.2.
Средства художественной выразительности в обличении пороков общества в рассказе
«Маска»…………………………………………………………………20
2.3.
Приёмы сатиры в изображении
чиновничества в рассказе «Унтер Пришибеев»…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….31
Введение:
Творчество А.П. Чехова остаётся
востребованным на протяжении многих десятилетий ХХ-ХХ1 вв. Его произведения
активно входят в духовный мир читателя, обогащая его идейными, нравственными,
эстетическими ценностями.
Творчество его до сих пор остаётся в поле зрения отечественного
литературоведения, потому что Чехов затрагивал в своих произведениях множество тем, актуальных не только для
своего времени, но и не потерявших актуальности до сих пор: темы судьбы России,
интеллигенции, детства, крестьянства, чинопочитания, пошлости. Волновали его
и вечные темы: любовь, человеческое
счастье, смысл жизни.
Рассказы Чехова вызывают неподдельный интерес не только своими
темами, но и привлекают читателей и исследователей его творчества, прежде
всего, лаконичностью жанровой формы и стиля.
Однако внешняя простота –
лишь ширма, ибо, как сказал Дм. Мережковский, «у Чехова – чем проще, тем
таинственнее, чем обыкновеннее, тем необычайнее» [12, с. 54]. Поэтому споры об
особенностях жанра рассказов Чехова и его новаторства остаются до сих пор востребованными, вызывают множество
вопросов у литературоведов, потому что он совершенно по-новому увидел жизнь
русского чиновничества и показал в своих произведениях новый тип «маленького
человека», отличный от героев Ф.М. Достоевского. И жанр, который избрал Чехов в
1880-е годы – это сатирический жанр маленького рассказа, не потерявший для
исследователей и читателей интереса и сегодня, в чём и заключается актуальность нашей темы. Категория жанра
представлена в трудах М.М. Бахтина «Вопросы литературы и
эстетики» [2], Г.Н. Поспелова «Теория
литературы» [4], в работах В.Б. Катаева, В.И. Тюпы, Н.И. Гитович, А.Б. Есина, А.А. Леонтьева, И.А.
Гурвич и др.
Своеобразное определение жанровой специфики чеховских рассказов дал В.Тюпа, считая многие из них
сплавом анекдота и притчи «Новаторство гениального рассказчика состояло прежде всего во
взаимопроникновении и взаимопреображении анекдотического и притчевого начал – двух, казалось бы, взаимоисключающих путей
осмысления действительности» [21, с. 65]. Однако
Чехова не вполне удовлетворял малый объем сценки, притягательным для него был
жанр рассказа. Юмористический рассказ должен был от начала и до конца
удерживать интерес читателя, то и дело вызывая у него смех.
Сценка,
по определению В.Б. Катаева («К пониманию
Чехова») –
небольшое произведение, умещающееся в одной-двух колонках журнальной или
газетной страниц и представляющее собой «картинку с натуры», организующим
центром которой был диалог. Сценка предполагала минимальную дистанцию между
героем, рассказчиком и читателем: она рождалась из повседневных, хорошо
известных городскому обывателю житейских ситуаций. Автор-журналист шел «от
жизни, от увиденного, а не от литературы, не от прочитанного» (В. Б. Катаев)
[15, с. 65]. Различные
точки зрения, появившиеся за прошедшие годы, открывают новые грани уникального
чеховского рассказа, приёмов его сатиры, помогающие лучше понять его творчество
в целом.
Точно определить жанр рассказа всегда очень важно, потому что от
этого зависит понимание произведения в
целом.
Объект исследования: рассказы А.П. Чехова «Хамелеон», «Маска»,
«Унтер Пришибеев».
Предмет
исследования: роль сатиры в маленьких рассказах А.П. Чехова.
Цель исследования – выявить художественные
особенности сатиры и её роль в маленьких рассказах А.П. Чехова «Хамелеон»,
«Маска», «Унтер Пришибеев».
Задачи:
1. Выделить теоретический аспект в изучении жанра рассказа и его
особенностей в литературоведении.
2. Раскрыть тему
«маленького человека» в рассказах А.П.
Чехова первой половины 1880-х годов
3. Охарактеризовать тип «маленького человека» в рассказе
«Хамелеон».
4. Выделить средства художественной выразительности в обличении
пороков общества в рассказе «Маска».
5. Выявить приёмы сатиры в
изображении чиновничества в рассказе «Унтер Пришибеев».
Теоретической
базой для работы послужили исследования Ю.Н. Тынянова, М.М. Бахтина, Н.Д. Тамарченко,
И.Ф. Волкова, Г.Н. Поспелова и др.
В работе были применены следующие методы исследования:
1) историко-литературоведческий;
2) исследовательский;
3) аналитический;
4) эмпирический.
Структура работы: Введение, две главы, заключение и список
литературы.
Заключение:
В работе на тему «Роль сатиры в маленьких рассказах А.П. Чехова»
поставленные нами задачи выполнены.
Во Введении мы определили актуальность, объект, предмет, цель и
задачи. Обосновали теоретическую базу исследования, приёмы исследования, а также структуру работы и список литературы.
От рассказа к
рассказу чеховское внимание все больше переключалось с самой ситуации на
переживания ее героем. В произведениях Чехова первой половины 1880-х гг.
«внутренний мир персонажа представлял читателю или нейтральный повествователь
или сам герой своими монологами в форме прямой речи». Затем в повествовании
происходили изменения, и в 1886–1887 гг. чеховская проза характеризовалась
«развитием повествования “в тоне героя”, когда все изображаемое объединено его
восприятием, окрашено его эмоциями» (например, рассказы «Именины»,
«Тоска»).
Таким образом, великий мастер слова Антон Павлович Чехов, как и многие его
современники, не обошел стороной тему «маленького человека», особенности
которой мы рассмотрели во второй главе.
В целом можно отметить, что Антон Павлович Чехов
обладал несравненным умением так показать отрицательные черты людей и общества
с помощью сатирических образов своих персонажей, что читателю становится и
смешно, и грустно одновременно. Меткое и яркое разоблачение пороков веселит, но
одновременно с этим становится печально от осознания, что явные недостатки и
глупость, к сожалению, неискоренимы. Автор недаром применяет сатирические образы,
разоблачая общественные и человеческие недостатки, так как именно таким методом
у него выходит максимально точно передать низость, бездуховность и
аморальность.
Художественные новаторские открытия,
сделанные А.П. Чеховым на рубеже XIX-XX столетий, были признаны уже его
современниками. Человек в его рассказах раскрывается и показывает, каким он
является на самом деле путём оценки его слов и действий окружающими близкими и
посторонними людьми в сюжетах, с помощью самооценки персонажа на фоне
происходящих с ним событий, в чём и заключается своеобразие малой прозы А.П.
Чехова.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические
аспекты исследования 1.1. Жанр рассказа и его особенности как теоретическое
понятие
В литературоведении жанр рассматривается
как категория наиболее общая, универсальная и в то же время вполне конкретная.
В системе литературоведческих понятий жанр занимает центральное положение, в
нем отражаются черты художественных методов, школ и направлений, находят свое
выражение важнейшие закономерности литературного процесса: соотношение
содержания и формы произведения, замысла автора и требований традиции, ожиданий
читателей и т.д.
Литературный
жанр – особая категория, объединяющая формальный уровень текста, хронотоп и
ведущий пафос произведения. Сложность и всеобъемлющий характер рассматриваемой
категории требуют выделения принципов организации жанровой системы.
Исследователи, признающие жанровую классификацию, выделяют различные жанровые
принципы. М.С. Каган к таковым относит познавательный (тематический) аспект,
объем произведения, оценочную сторону творчества (ода, элегия, эпиграмма),
степень участия фантазии (от документальных жанров до фантастики), прямой и
косвенный смысл образности [4].
По Г.Н. Поспелову, все жанры различаются
проблематикой, объемом и формой повествования (стихотворной, прозаичной) [4].
М.Я. Поляков видит жанровые принципы в четырех пересекающихся системах:
эстетической (трагическое, комическое и т.д.), композиционной, тематической и
стилистической [4].
Классификация осложняется тем, что в результате
эволюционно-поступательного развития словесного искусства жанроразличительные
критерии видоизменяются. Трансформация жанровой системы, сопровождающаяся
актуализацией одних жанров и архаизацией других, определяется также
требованиями культурной эпохи. Изменяющееся