История русской литературы Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Роль сатиры в маленьких рассказах А.П. Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА
I. Теоретические аспекты исследования…………………………………6

1.1.
Жанр рассказа  и его особенности как теоретическое понятие
 ……………6

1.2.
Жанр рассказа  и новаторские черты  в раскрытии темы «маленького человека» в
рассказах А.П. Чехова 1880-х годов….………………………………8

ГЛАВА
II. Приёмы сатиры в рассказах А.П. Чехова «Хамелеон», «Маска», «Унтер
Пришибеев» ………………………………………………………………16

2.1.
Сатирическое изображение героев в рассказе «Хамелеон»……………….16

2.2.
Средства художественной выразительности в обличении пороков общества в рассказе
«Маска»…………………………………………………………………20

2.3.
Приёмы сатиры  в изображении
чиновничества в рассказе «Унтер Пришибеев»…………………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….31

  

Введение:

 

Творчество А.П. Чехова остаётся
востребованным на протяжении многих десятилетий ХХ-ХХ1 вв. Его произведения
активно входят в духовный мир читателя, обогащая его идейными, нравственными,
эстетическими ценностями.

Творчество его до сих пор остаётся в поле зрения отечественного
литературоведения, потому что Чехов затрагивал в своих произведениях множество тем, актуальных не только для
своего времени, но и не потерявших актуальности до сих пор: темы судьбы России,
интеллигенции, детства, крестьянства, чинопочитания, пошлости. Волновали его
и  вечные темы: любовь, человеческое
счастье, смысл жизни.

Рассказы Чехова вызывают неподдельный интерес не только своими
темами, но и привлекают читателей и исследователей его творчества, прежде
всего, лаконичностью жанровой формы и стиля.

 Однако внешняя простота –
лишь ширма, ибо, как сказал Дм. Мережковский, «у Чехова – чем проще, тем
таинственнее, чем обыкновеннее, тем необычайнее» [12, с. 54]. Поэтому споры об
особенностях жанра рассказов Чехова и его новаторства остаются до сих пор востребованными, вызывают множество
вопросов у литературоведов, потому что он совершенно по-новому увидел жизнь
русского чиновничества и показал в своих произведениях новый тип «маленького
человека», отличный от героев Ф.М. Достоевского. И жанр, который избрал Чехов в
1880-е годы – это сатирический жанр маленького рассказа, не потерявший для
исследователей и читателей интереса и сегодня, в чём и заключается актуальность нашей темы. Категория жанра
представлена в трудах М.М. Бахтина  «Вопросы литературы и
эстетики» [2], Г.Н. Поспелова «Теория
литературы» [4], в работах В.Б. Катаева, В.И. Тюпы, Н.И. Гитович, А.Б. Есина, А.А. Леонтьева, И.А.
Гурвич и др.

Своеобразное определение жанровой специфики чеховских рассказов дал В.Тюпа, считая многие из них
сплавом анекдота и притчи «Новаторство гениального рассказчика состояло прежде всего во
взаимопроникновении и взаимопреображении анекдотического и притчевого начал – двух, казалось бы, взаимоисключающих путей
осмысления действительности»  [21, с. 65]. Однако
Чехова не вполне удовлетворял малый объем сценки, при­тягательным для него был
жанр рассказа. Юмористический рассказ должен был от начала и до конца
удерживать интерес чита­теля, то и дело вызывая у него смех.

Сценка,
по определению В.Б. Катаева («К пониманию
Чехова») –
небольшое произведение, умещающееся в одной-двух колонках журнальной или
газетной страниц и представляющее со­бой «картинку с натуры», организующим
центром которой был диа­лог. Сценка предполагала минимальную дистанцию между
героем, рассказчиком и читателем: она рождалась из повседневных, хорошо
известных городскому обывателю житейских ситуаций. Автор-журналист шел «от
жизни, от увиденного, а не от литературы, не от прочитанного» (В. Б. Катаев)
[15, с. 65]. Различные
точки зрения, появившиеся за прошедшие годы, открывают новые грани уникального
чеховского рассказа, приёмов его сатиры, помогающие лучше понять его творчество
в целом.

Точно определить жанр рассказа всегда очень важно, потому что от
этого зависит понимание  произведения в
целом.

Объект исследования:  рассказы А.П. Чехова «Хамелеон», «Маска»,
«Унтер Пришибеев».

Предмет
исследования: роль сатиры в маленьких рассказах А.П. Чехова.

Цель  исследования – выявить художественные
особенности сатиры и её роль в маленьких рассказах А.П. Чехова «Хамелеон»,
«Маска», «Унтер Пришибеев».

Задачи:

1. Выделить теоретический аспект в изучении жанра рассказа и его
особенностей в литературоведении.

2. Раскрыть  тему
«маленького человека» в рассказах А.П.
Чехова  первой половины 1880-х  годов

3. Охарактеризовать тип «маленького человека» в рассказе
«Хамелеон».

4. Выделить средства художественной выразительности в обличении
пороков общества в рассказе «Маска».

5. Выявить приёмы сатиры  в
изображении чиновничества в рассказе «Унтер Пришибеев».

Теоретической
базой для работы послужили исследования  Ю.Н. Тынянова, М.М. Бахтина, Н.Д. Тамарченко,
И.Ф. Волкова, Г.Н. Поспелова и др.

В работе были применены следующие методы исследования:

1) историко-литературоведческий;

2) исследовательский;

3) аналитический;

4) эмпирический.

Структура работы: Введение, две главы, заключение и список
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе на тему «Роль сатиры в маленьких рассказах А.П. Чехова»
поставленные нами задачи выполнены.

Во Введении мы определили актуальность, объект, предмет, цель и
задачи. Обосновали теоретическую базу исследования, приёмы исследования, а также структуру работы и список литературы.

От рассказа к
рассказу чеховское внимание все больше переключалось с самой ситуации на
переживания ее ге­роем. В произведениях Чехова первой половины 1880-х гг.
«внутрен­ний мир персонажа представлял читателю или нейтральный повество­ватель
или сам герой своими монологами в форме прямой речи». За­тем в повествовании
происходили изменения, и в 1886–1887 гг. че­ховская проза характеризовалась
«развитием повествования “в тоне героя”, когда все изображаемое объединено его
восприятием, окра­шено его эмоциями» (например, рассказы «Именины»,
«Тоска»).

Таким образом, великий мастер слова Антон Павлович Чехов, как и многие его
современники, не обошел стороной тему «маленького человека», особенности
которой мы рассмотрели во второй главе.

В целом можно отметить, что Антон Павлович Чехов
обладал несравненным умением так показать отрицательные черты людей и общества
с помощью сатирических образов своих персонажей, что читателю становится и
смешно, и грустно одновременно. Меткое и яркое разоблачение пороков веселит, но
одновременно с этим становится печально от осознания, что явные недостатки и
глупость, к сожалению, неискоренимы.   Автор недаром применяет сатирические образы,
разоблачая общественные и человеческие недостатки, так как именно таким методом
у него выходит максимально точно передать низость, бездуховность и
аморальность.

Художественные новаторские открытия,
сделанные А.П. Чеховым на рубеже XIX-XX столетий, были признаны уже его
современниками. Человек в его рассказах раскрывается и показывает, каким он
является на самом деле путём оценки его слов и действий окружающими близкими и
посторонними людьми в сюжетах, с помощью самооценки персонажа на фоне
происходящих с ним событий, в чём и заключается своеобразие малой прозы А.П.
Чехова.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Теоретические
аспекты исследования 1.1. Жанр рассказа  и его особенности как теоретическое
понятие

В литературоведении жанр рассматривается
как категория наиболее общая, универсальная и в то же время вполне конкретная.
В системе литературоведческих понятий жанр занимает центральное положение, в
нем отражаются черты художественных методов, школ и направлений, находят свое
выражение важнейшие закономерности литературного процесса: соотношение
содержания и формы произведения, замысла автора и требований традиции, ожиданий
читателей и т.д.

Литературный
жанр – особая категория, объединяющая формальный уровень текста, хронотоп и
ведущий пафос произведения. Сложность и всеобъемлющий характер рассматриваемой
категории требуют выделения принципов организации жанровой системы.
Исследователи, признающие жанровую классификацию, выделяют различные жанровые
принципы. М.С. Каган к таковым относит познавательный (тематический) аспект,
объем произведения, оценочную сторону творчества (ода, элегия, эпиграмма),
степень участия фантазии (от документальных жанров до фантастики), прямой и
косвенный смысл образности [4].

 По Г.Н. Поспелову, все жанры различаются
проблематикой, объемом и формой повествования (стихотворной, прозаичной) [4].
М.Я. Поляков видит жанровые принципы в четырех пересекающихся системах:
эстетической (трагическое, комическое и т.д.), композиционной, тематической и
стилистической [4].

Классификация осложняется тем, что в результате
эволюционно-поступательного развития словесного искусства жанроразличительные
критерии видоизменяются. Трансформация жанровой системы, сопровождающаяся
актуализацией одних жанров и архаизацией других, определяется также
требованиями культурной эпохи. Изменяющееся

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы