История русской литературы Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Мотив несчастной любви в творчестве Куприна

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ
МОТИВА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.. 7

1.1
Определение мотива в литературоведении. 7

1.2
Многогранность писательского таланта. 13

ГЛАВА 2. МОТИВ ЛЮБВИ
И ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У А. И. КУПРИНА.. 23

2.1 Любовь в
произведениях А. И. Куприна. 23

2.2 Главное
слово «любовь» в произведении А. И. Куприна «Колесо времени»  28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования обусловлена тем, что Александр Иванович Куприн является одним из
лучших русских писателей начало двадцатого столетия. Его творчество отличается
тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных
областей жизни.

Наследие,
оставленное нам А. И. Куприным, широко и разнообразно в жанровом отношении, в
выборе тем и сюжетов, в используемых языковых средствах. Главная идея
творчества Куприна как художника и публициста — это идея судьбы России,
духовно-нравственных традиций русской культуры, народа, духовного
подвижничества[1].

Творчество
А.И. Куприна – одно из самых выдающихся и самобытных явлений истории русской
литературы, такого значимого его периода, как серебряный век. Его творчество
привнесло в русскую литературу небывалую глубину и выразительность. С его
становлением как писателя русская проза получила возможность исследовать новые
оттенки в самораскрытии русской души с ее трагическими противоречиями[2].

Александр
Иванович Куприн – человек с незаурядной судьбой, и с незаурядным писательским
талантом. Эта незаурядность нашла свое отражение и в содержании его творчества,
и в том наборе выразительных средств, которые он использовал при создании своих
произведений. Его сложная трагическая судьба, противоречивый внутренний мир
предстает перед нами через его видение русского общества таким, каким он
предстает перед читателем в его произведениях. Писатель,
очень тонко чувствовавший жизнь, огромное внимание в своем творчестве уделял
теме любви, которая является центральной во многих его произведениях, красной
нитью проходя практически через все его произведения. Любовь в представлении А.
И. Куприна дает человеку ощущение высшего счастья, являясь великим благом
жизни. Герои его произведений в подавляющем большинстве не являются людьми
выдающимися. В основном это люди незаметные и скромные, однако, они четко
понимают ценность любви и очень хорошо осознают ее красоту. Таков, например,
обычный телеграфист Саша Врублевский, герой одноименного рассказа, который
уверен, что нет ничего более святого и прекрасного в мире, чем женская любовь.

Тема
любви не является главной темой этого произведения, однако проходит через него,
давая нам представление о том, насколько ценным для писателя является это
чувство. А. И. Куприн тяжело переживал вынужденную
разлуку с Родиной. После своего возвращения в Россию он уже не успел написать
ни одного произведения, поскольку был тяжело болен. По трагическому стечению
обстоятельств так случилось, что писатель вернулся на родную землю только для
того, чтобы лечь в нее. Трагичность любви в его представлении, может быть,
является некоторым предчувствием того, что его писательский талант раскроется
только в эмиграции. Может быть, из-за этого почти магического предчувствия
длительной разлуки с Родиной, любовь у Куприна даже в произведениях до
эмиграционного периода – это любовь несчастная, поскольку любовь писателя к
родной земле связана для него с разлукой? 
Исследованию мотивов несчастной любви в творчестве этого яркого русского
писателя и посвящена данная курсовая работа.

Актуальность
исследования обусловлена необходимостью анализа мотивов любви в художественной
литературе, в частности, в прозе А.И Куприна, поскольку в наше непростое время
как никогда актуальными становятся темы, затрагивающие любые стороны
взаимоотношений между людьми. В особенности это касается такого значимого
чувства в жизни каждого человека, как любовь.

Предметом
исследования послужили произведения А.И.Куприна, в которых так или иначе звучат
мотивы любви – разделенной или несчастной, взаимной или тайной. Объектом исследования данной курсовой
работы служит любовь в его произведениях, как неотъемлемая часть жизни
персонажей этих произведений. Все это – о человеке, о его переживаниях и о том,
как человек влюбленный с этими переживаниями справляется, как проходит тот
непростой путь, который уготован вкусившим этого сладостного напитка – любви.

Творчество
Александра Ивановича Куприна вообще является очень благодатной почвой для
всевозможных литературных исследований, поскольку его своеобразный стиль, его
незаурядный стиль и уникальный авторский взгляд на простые вещи позволяют
исследователю по-новому взглянуть на изучение особенностей русской литературы.

Цель
данной работы — исследование особенностей представления любви в творчестве А.
И. Куприна.

Задачи
данной работы:

-определить
понятие мотива в литературоведении;

-выявить,
как реализуется мотива А. И. Куприным;


раскрыть на примере произведений о любви разные ее стороны и лики;


показать мастерство писателя в реализации мотива несчастной любви.

Основными
методами, использованными для решения поставленных задач, послужили методы
лингвистического анализа, наблюдения, а также сопоставления.

Теоретической
базой исследования стали труды таких исследователей жизни и творчества А. И.
Куприна, как А.А. Волков, В.Н. Афанасьев, П.Н. Берков, Ф.И. Кулешов.

Практическая
значимость данного исследования состоит в том, что материалы могут быть
использованы для дальнейшего изучения и творчества этого выдающегося русского
писателя.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.

Во введении дано обоснование выбора темы, роль и место
А.И.Куприна в русской литературе двадцатого века, определена степень
изученности проблемы, актуальность, научная новизна, цель и задачи
исследования.

В первой главе описывается понятие мотива в
литературоведении. В частности, уделяется внимание вопросам определения мотива
в литературоведении и многогранности писательского таланта А.И. Куприна.

Во второй главе работы анализируется мотив любви и его
представление у А. И. Куприна. В частности, рассматривается концепт «любовь» в
творчестве А.И. Куприна в целом и его произведении «Колесо времени» в
частности.

В заключении подведены итоги проведенного курсового
исследования, приводятся основные выводы

 

 



[1]
Жигулина, Т. С. Лингвокультурная парадигма текстов А. И. Куприна [Текст] / Т.
С. Жигулина // Приднепровский научный вестник. – 2017. — №7. – С. 203-205.

[2]
Даренская, Н. А. Повесть «Молох» А. И. Куприна: перечитывая классику сегодня [Текст]
/ Н. А. Даренская // Слово. Предложение. Текст. Анализ языковой культуры. –
2015. — №9. – С. 100 -109.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой
интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью,
демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна
пестр и многолюден. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом
герои его произведений — чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные
собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот.

Острый обличитель всего темного и отжившего и
одновременно певец красоты, художник духовно здоровый, горячо любящий и
оберегающий чистоту, энергию и блеск русского слова, он обогатил отечественную
прозу, внес в нее свои — купринские — темы и мотивы, способствовал усилению в
ней элемента динамического, остросюжетного, элемента красочной занимательности.

 Одной из самых
значительных купринских тем, обогативших русскую литературу, стала тема любви.
Для Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления
личностного начала в человеке. Любовь как спасительная сила, оберегающая человеческую
душу.

Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и
естественная, всепобеждающая власть над человеком. Именно высшая, самой
природой обусловленная степень ее влияния на личность позволяет художнику
поставить это чувство рядом с самым дорогим для него даром творчества.

Трудно назвать писателя или поэта, который в своих
творениях не отдал бы дань этому изумительному чувству. Но из-под пера А.
Куприна выходили особые рассказы и повести о любви.

Любовь как всепоглощающее чувство, любовь безысходная,
любовь трагическая. В его произведениях мы встречаемся с разными перепетиями
этого чувства. Они заставляют задумываться, размышлять о сущности этого
состояния души.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОТИВА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

 

1.1 Определение мотива в литературоведении

 

В
лингвистике понятие мотив рассматривается
как единица художественного текста, имеющая определенную связь с темой и
концепцией произведения. Например, Н. Л. Вершинина определяет мотив как
«комплекс элементов
произведения, отвлеченных от конкретных деталей, отражающих содержание, идею,
нередко тематику, эмоциональную составляющую текста, имеющих, как правило,
предикативную составляющую и выраженных в простейшей словесной формуле
»[1].

В
современной филологии существует три точки зрения на понятие мотив:

1)
мотив как образ события; событийный подход к рассмотрению мотива предполагает
изучение мотива как собирателя образов событий в тексте (событие понимается в
общем, глобальном смысле);

2)
мотив как образ бытия; с этой точки зрения мотив выступает как категория
текста, имеющая наибольшую связь с сюжетом;

3)
мотив как повторные номинации в тексте[2].

Понятие
мотива применительно к литературе впервые определили еще в ХVIII веке, правда,
изначально как категорию, имеющую отношение скорее к музыке. Однако
литературоведы быстро взяли его в свой профессиональный лексикон, и немецкие
романтики уже в начале ХIХ века стали использовать его повсеместно и достаточно
активно[3].

Теоретическую
научную базу для его определения создал в начале ХХ века выдающийся русский
филолог А. Н. Веселовский в своих фундаментальных исследованиях по теории
литературы. Обладая широкой эрудицией и мастерски владея последними на то время
методологиями анализа, он заложил основы теории о появлении и
взаимопроникновении разнородных частей художественного сознания в культурах разных
народов. Основная идея А. Н. Веселовского состоит в абстрагировании от
определенных разновидностей языкового наследия. Он предложил сделать акцент на
базовых деталях сходства различных культур, к примеру, по какой причине
практически во всех известных культурах существуют сказки, лирические песни.

Еще
один пример – это тот факт, что в основе сюжетов практически всех сказочных
эпосов различных народов лежат одни и те же мотивы – это ценность семьи, любви,
верности, преданность Родине. Концепция Веселовского состоит в том, что все эти
темы имеют не так уж много средств выражения, и во многих культурах эти
средства идентичны по мотивационной составляющей.

Используя
этот метод при исследовании сказочных сюжетов в различных культурах,
А.Н.Веселовский сделал попытку выделить мотивы – минимальные, далее не делимые
единицы повествования. В качестве примера можно привести представление небесных
светил — луны и солнца как мужа и жены. Этот мотив является основой для очень
большого числа повествований в различных культурах. Сюжеты А.Н. Веселовский
рассматривал как темы, внутри которых снуются различные положения-мотивы .

Иначе
говоря, сюжет – это замысловатое сочетание мотивов. Важным аспектом при этом
является еще и тот факт, что одни и те же составные части располагаются в
разных позициях по отношению друг к другу, и находятся в разных внешних и
внутренних связях. Поэтому А.Н.Веселовским и был выбран глагол «снуются» – по
аналогии с движением челноков в ткацкой машине. Безграничное количество
разнообразных сюжетов он предложил ограничить несколькими комбинациями мотивов.

А.Н.
Веселовский полагал, что мотив – это некая универсальная формула, позволяющая
человеку отвечать на вопросы, которые природа ставит перед ним. К тому же эта
формула способна фиксировать особенно значимые впечатления. Особенно актуально
это утверждение А.Н.Веселовского по отношению к человеку каменного века, на
заре его истории[4].
Необходимо отличать мотив от сюжета, поскольку сюжет – это комбинация мотивов.
Основным признаком мотива может служить невозможность разложить его дальше, это
некий атом литературы, ее мельчайшая неделимая частица. Очень хорошо
просматриваются мотивы в ранней мифологии, а также в сказках. Если говорить о
различных культурных образованиях, то здесь необходимо отметить, что у каждого
определенного народа существует возможность заимствования мотивов у другого
народа, либо создавать их самостоятельно.



[1]
Вершинина, Н. Л. История русской литературы XI-XIX веков: учебник для вузов [Текст]
/ Н. Л. Вершинина  / под ред.  Н.И.
Якушина. 2-е изд. — М.:  ООО «Русское слово – учебник», 2018. – С. 12.

[2]
Пыхтина, Ю. Г. Семантика архетипических пространственных мотивов в литературе [Текст]
/ Ю. Г. Пыхтина // Личность в межкультурном пространстве. -2020. – С. 209-215.

[3]
Ромодановская, Е. К. О структуре и принципах построения «Словаря-указателя
сюжетов и мотивов русской литературы» [Текст] / Е. К. Ромодановская //
Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. – 2018. – С. 3-13.

[4]
Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст]
/ А. Н. Веселовский. – СПб.: Питер, 2015. – С.
34.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы