Отчёт по практике на тему Преддипломная практикаТворческие виды деятельности как фактор развития критического мышления учащихся начальной школы при обучении английскому языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Развитие критического мышления младших школьников при обучении английскому языку 7
1.1. Технологии развития критического мышления 7
1.2. Способы развития критического мышления 11
2. Результаты экспериментального исследования по использованию ролевой игры как творческого вида деятельности в процессе обучения английскому языку младших школьников 17
2.1. Организация и проведение педагогического эксперимента 17
2.2. Результаты исследования 27
Заключение 37
Список литературы 39
Введение:
Новый вектор развития образования предполагает активную учебно-познавательную деятельность студентов в процессе обучения. Обеспечение качества обучения возможно благодаря активным исследованиям, самостоятельным открытиям, моделированию и решению практических задач. Подготовка к реальной жизни предполагает формирование коммуникативной компетенции в плане установления контактов, обмена информацией, совместного поиска и творчества. Творческая деятельность на уроке английского языка — лучший способ способствовать достижению желаемого результата, устраняя один из главных недостатков обучения — скуку на уроке, и положительно влияя на развитие речевых навыков ученика.
Актуальность работы заключается в том, что первоочередной задачей обучения иностранным языкам является не простое накопление информации ребенком, а развитие мышления, умения анализировать ситуацию, проявлять творческий потенциал и инициативу. Основная задача преподавателя английского языка — сместить акцент с любого вида упражнений на творческую мыслительную деятельность учеников, которая требует овладения определенными языковыми средствами для ее проявления. Всем известно, что образование идет в ногу со временем, поэтому современный урок иностранного языка требует от преподавателя интенсивной подготовки, в том числе немалых затрат творческих сил. Использование творческой деятельности позволяет значительно повысить критическое мышление при обучении иностранному языку.
Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и повседневной жизни следует рассматривать не только как деятельность школьников, направленную на изучение английского языка, но и как одно из условий, обеспечивающих изучение иностранного языка и развитие критического мышления на конкретном жизненном материале.
Творческие виды деятельности на уроках иностранного языка влияют на развитие критического мышления, и особенно таких составляющих, как:
Аналитические компоненты — соответственно, концептуальное и логическое мышление — логика, мобильность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность различать и т.д.
Эмоциональные компоненты (сенсорно-образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.
Креативные компоненты (визуальное и эффективное мышление): поиск рациональных решений, нестандартность (индивидуальность, оригинальность, преодоление стереотипов), умение прогнозировать результат, стремление синтезировать лучшие знания и навыки в деятельности, выбор наиболее приемлемое решение из возможных вариантов и возможность обосновать правильный выбор [10, с. 11-14]
Теоретической основой исследования стали работы российских и зарубежных педагогов: Г. Палмера, И.В. Рахманов, Теплов Б.М., Шадриков В.Д., Большакова Л.А., Л.Н. Коган Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, А.С. Каргин, В.А. Разумно. Особенности развития критического мышления через творческие виды деятельности рассматриваются в работах таких психологов, педагогов и методистов, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е. Н. Соловова, С. Л. Рубинштейн, В. М. Филатов и другие.
Несмотря на достаточную научную разработанность, многие вопросы о развитии критического мышления учеников младших классах через творческие виды деятельности на уроках иностранного языка до сих пор нуждаются в исследовании.
Объект исследования –критическое мышление младших школьников.
Предмет исследования — процесс развития критического мышления младших школьников на уроках иностранного (английского) языка через творческие виды деятельности.
Цель исследования: определить эффективность творческих видов деятельности на уроках иностранного языка в развитии критического мышления учеников начальных классов.
Гипотеза исследования: развитие критического мышления на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если:
— будут использованы различные творческие виды деятельности, включающие в себя различные нетрадиционные формы уроков,
— педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным, индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям младших школьников.
Цель работы обуславливает ее основные задачи:
— раскрыть понятие «творческие виды деятельности»;
— выявить особенности и принципы развития критического мышления у учащихся на уроках английского языка;
— определить потенциал нетрадиционных форм обучения на уроках иностранного языка в развитии критического мышления учеников начальных классов;
— выделить технологии работы над развитием критического мышления у учащихся на уроках английского языка.
В ходе работы над темой были использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научно-методологической литературы, эксперимент, наблюдение, групповые и индивидуальные беседы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления развития критического мышления на уроках иностранного языка на основе использования творческих видов деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она может быть использована в работе учителей английского языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным исследованием иностранного языка, а так же для школьников педагогических вузов в процессе обучения в школах.
Заключение:
В данном исследовании приведены теоретическое обобщение и практическое решение проблемы развития критического мышления младших школьников на уроках иностранного языка посредством творческих видов деятельности.
Достигнута цель исследования, выполненные задачи и подтверждена гипотеза являются основаниями для формулирования общих выводов:
1. Анализ психологической и педагогической литературы, теории и практики дает основание отметить, что под творческой деятельностью мы подразумеваем такую деятельность, в которой предполагается выход от репродуктивного мышления к творческому и критическому мышлению.
Критическое мышление — это обучение, которое сосредоточено на развитии независимой личности и творческого мышления к самореализации «Я» ученика, к развитию его творческого потенциала, чтобы он был способен применять полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мира. Цель этой технологии — развитие навыков, необходимых в обычной жизни.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках иностранного языка позволяет формировать умение логически мыслить, выражать свои мысли четко и связано, запоминать и оценивать факты, формировать свою точку зрения, самостоятельно работать над новым материалом, уметь защитить свое мнение.
2. Использование технологии критического мышления на уроке иностранного языка позволяет добиться усвоения материала всеми учениками. Учитель становится координатором самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
В структуре критического мышления выделены следующие составляющие: мотивационная (мотивы, потребности, направленность на творческую деятельность), когнитивная (сформированность знаний о сущности, механизмы, закономерности педагогического творчества, роль и место в ней личности), креативная (задатки к творческой деятельности, креативность и другие психологические качества), операционная (овладение методов, технологий творческой деятельности в условиях учреждений высшего образования) и рефлексивная (способность к критическому оценки и совершенствование собственной творческой деятельности, ответственность за ее результаты).
3. Обоснованно включение в процесс развития критического мышления школьников педагогических условий: различные творческие виды деятельности, включающие в себя различные нетрадиционные формы уроков, педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным, индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям младших школьников.
Взаимосвязи между этими условиями обеспечивают системную целостность критического мышления школьников.
4. Результаты констатирующего этапа позволили выявить, что у всех учеников, принимающих участие в исследовании уровень критического мышления находится на низком уровне. Именно поэтому, возникла необходимость в апробации условий.
5. После разработки и апробации педагогических условий, была проведена вторичная педагогическая диагностика уровня развития критического мышления младших школьников. На основании сопоставления полученных результатов, их количественного и анализа выявлено, что реализация педагогических условий привела к существенным значимым изменениям в уровне развития критического мышления младих школьников экспериментальной группы.
Тем самым гипотеза исследования полностью доказана.
Фрагмент текста работы:
1. Развитие критического мышления младших школьников при обучении английскому языку
1.1. Технологии развития критического мышления
Технология формирования критического мышления может применяться учителем ежедневно. Ее ключевые этапы:
Вызов. Цель — формирование личного интереса для получения информации. Учащиеся должны подумать и рассказать другим (с помощью индивидуальной, парной, групповой работы; совместных прогнозирования; озвучивание проблемных вопросов и т. п) о том, что они знают по выбранной теме для обсуждения — так полученные ранее знания осознаются и становятся базой для усвоения новых. Задача учителя на этом этапе — обобщить знания детей, помочь каждому определить «свое знание» и основные цели для получения новых.
Осмысление. Дети знакомятся с новой информацией. При этом они должны отследить свое понимание и записывать в форме вопросов то, что они не поняли — для того, чтобы позже заполнить эти «белые пятна». После ознакомления с информацией каждый ученик должен сказать о том, которые ориентиры/фразы/слова помогли ему понять информацию, а какие, наоборот, запутывали. Главный принцип этапа осмысления — учитель должен давать ученикам право/установку на индивидуальные поиски информации с последующим групповым обсуждением и анализом.
Рефлексия. Ученики должны обдумать то, чего они узнали и как включить новые понятия в свои представления; обсудить, как это изменило их мнения, видения, поведение.
Рассмотрим данные этапы на конкретном примере:
Вызов.
Мозговой штурм. «Мозговым штурмом» называют совместное решение проблем, которое обеспечивается особыми приемами.