Отчёт по практике на тему Исследование лексического строя речи у дошкольников с ЗПР ( задержка психического развития).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКИ 4
1. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР 5
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ, ОТБОР И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 8
3. ВЫВОД О ЛЕКСИЧЕСКОМ СТРОЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 13
ВЫВОДЫ 14
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА 16
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Прохождение практики осуществлялось в период с ___ по ____ 2019 года. Практика проходила в ________________________________________.
Исследуя характерные особенности речи детей с задержкой психического развития, многие авторы выделяют нарушение лексического компонента языка как одно из наиболее значимых нарушений в структуре речевого дефекта (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) [8, с. 91].
С учетом постоянного роста в детской популяции числа детей с системным нарушением речевого развития проблема формирования лексического строя речи и лексико-грамматических средствах языка при различных речевых нарушениях занимает приоритетное место в современной логопедии, а вопрос о логопедических технологиях формирования и развития лексикона по-прежнему остается одним из самых актуальных [6, с. 101].
В 60–е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т.е. «общее недоразвитие речи» (ЗПР), указывала на неодинаковые возможности этих детей в оперировании лексиконом родного языка [2, с. 82].
Было установлено, что первоначальное овладение словообразовательными навыками и достаточным уровнем словарного запаса становится доступным лишь детям, достигшим III уровнем речевого развития, который был определен Р.Е. Левиной как «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического недоразвития». С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании и использовании лексических средств языка (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.) [4, с. 19].
Заключение:
Исследование показало, что состав лексикона детей с ЗПР входят сочетания лексических единиц, не наполненные семантикой. При этом речевые штампы хотя и воспроизводятся детьми, но не в полной мере осознаются ими. Отсутствие достаточного набора семантических единиц – «заместителей» приводит к частым неоправданным смысловым заменам.
Неправомерно расширенное использование слова объясняется тем, что дошкольники с нарушениями речи связывают с ним общее и недифференцированное значение слова. В ходе исследований установлено, что в ответах детей с общим недоразвитием речи преобладает денотативный компонент над лексико-семантическим.
Эти дети в большинстве случаев указывают денотативные признаки – локализация, функция, внешний вид денотата (барабан – в него стучат; ботинки – из кожи сделаны). В овладении структурой значения слова дети с ЗПР находятся на более низком уровне по сравнению с нормой, что проявляется в преобладании денотативного компонента над лексико–семантическим и несформирован– ности сигнификативного компонента значения слова.
Основным способом определения значения обобщающих существительных является перечисление слов, входящих в семантическое поле данной семантической единицы. Объяснение значения слова с указанием семантического поля и дифференциальных признаков слова, детьми с речевыми нарушениями используется значительно реже, чем детьми с нормальным речевым развитием (1,2 % и 6,8 % соответственно).
У большинства детей с ЗПР затруднения вызывало выделение лишнего предмета из ряда семантически близких значений.
По результатам проведенного исследования выявлено, что развитие общих категориальных значений у детей, вошедших в экспериментальную группу, значительно отстает от их развития у детей, не имеющих отклонений в речевом и познавательном развитии, а, следовательно, требует особого внимания при проведении логопедической работы.
При этом среди детей экспериментальной группы в целом лучше справились с заданием дети, у которых недоразвитием речи обусловлено стертой дизартрией. Исследование словаря синонимов показало, что у детей, вошедших в экспериментальную группу, он недостаточно развит. Дети, вместо слов – синонимов часто подбирали паронимы либо просто созвучные слова.
Фрагмент текста работы:
Задержка психического развития представляет собой группу расстройств, которые могут быть различными по этиологии, патогенезу и клиническим представлениям, выражающиеся в состоянии легкой интеллектуальной недостаточности, занимающее среднее положение между олигофренией и интеллектуальной нормой [10, с. 23].
Как отмечает Л.М. Веккер, основными особенностями задержка психического развития является то, что она проявляется в снижении темпа развития, однако, при работе с которой возможна положительная динамика, вплоть до выравнивания, достижения возрастной нормы. При этом признаки нарушения зачастую обнаруживаются только при подготовке к поступлению в школу, и отставание при задержки психического развития может проявляться не обязательно во всех сферах [6, с. 129].
Познавательная деятельность является сознательной деятельностью, которая направляется на познание окружающей действительность посредством таких психологических процессов как восприятие, мышление, память, внимание и речь [4, с. 87].
Как отмечает Л.С. Выготский, что умственное развитие показывает то новое, что выполняется ребенок самостоятельно посредством новообразования новых качеств ума и поднимает психические функции на более высокий уровень развития в сфере произвольности и осознанности [9, с. 283].
Дошкольный возраст является очень важным для психического развития, поскольку на первом месте стоит целенаправленная познавательная деятельность, позволяющая протекать разным существенным изменениям в психической сфере ребенка [7, с. 193].
Дети с задержкой психического развития имеют особенности познавательной сферы, которые проявляются в отклонениях в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах. Так, при задержке психического развития у детей наблюдаются основные нарушения интеллектуального уровня развития в сфере недостаточности познавательных процессов. При этом у детей данной категории проявляются нарушения всех сторон речевой деятельности, когда многие дошкольники имеют дефекты звукопроизношения, ограниченный словарный запас или слабое владение грамматическими обобщениями [5, с. 292].
Следует заметить, что нарушение речи у детей с задержкой психического развития имеет системный характер, поскольку отмечаются трудности в понимании ими лексических связей, развитие лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и восприятия, в формировании связной речи. Указанные недостатки речи оказывают влияние на появление затруднений при овладении чтением и письмом. Помимо этого затруднения речевой деятельности детей с задержкой психического развития влияют на уровень их интеллектуального развития [9, с. 77].
При задержке психического развития отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико–фонематического или лексико–грамматического недоразвития [5, с. 97].
Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных, прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.
Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться, способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена [10, с. 89].
Прилагательные встречаются в речи довольно редко и не согласуются в предложении с другими словами [1, с. 92].
Многие дети с задержкой психического развития имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения при выполнении артикуляционных движений, при тонких артикуляционных дифференцировках, наблюдается ограничение произвольных движений [5, с. 36].