Курсовая теория на тему Характеристика жанров и форм урока музыки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Характеристика жанров урока музыки. 5
1.1 Урок музыки: подготовка и организация. 5
1.2 Понятие и виды жанров урока музыки. 9
Вывод. 11
Глава 2. Характеристика форм музыкальной деятельности. 13
2.1 Классификация форм урока музыки. 13
2.2 Принципы и задачи выбора формы урока музыки. 20
Вывод. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Урок – основная
форма организации современного образовательного процесса. В педагогике современности отмечается изменение
ориентиров: вместо объёма знаний на первое место выходит «отношение к знаниям».
Вместо эффективности урока более важным становится «светоносность урока».
Педагоги стремятся одухотворить урок, сделать его значимым явлением для
ребенка.
В отличии от системы общего образования, профессиональное
обучение музыке являет образец устойчивости традиции, постоянства. Здесь потребность
в изменениях не столь видна ввиду того, что общение учителя и ученика носит
индивидуальный характер и дает безграничный потенциал творчества.
Великие музыканты на протяжении всей истории
исполнительства рассматривали задачу педагога в воспитании глубоких, мыслящих творцов.
И урок тогда — высоко созидательный акт. При этом задача, как осуществить урок,
как культурное явление в жизни каждого ученика, остается нерешенной.
Главной задачей воспитания духовной культуры учеников
является разработка и введение творческой системы массового
музыкально-эстетического образования. Полноценное постижение художественной
картины окружающего мира позволяет познать абсолютный синтез искусства с окружающей
жизнью, историей стран, народов, содействует нравственному и мировоззренческому
формированию молодежи.
Как известно, все способности получают свое развитие во
время соответствующей деятельности, соответственно, музыкальные способности
будут развиваться в процессе музыкальной деятельности, то есть процесс
музыкального воспитания, обучения, развития личности реализовываемый в
различных видах музыкальной деятельности обусловлен степенью их активности, то
есть эффективностью их составляющей.
Заключение:
В
данной работе мы рассматривали урок музыки как форму организации
познавательно-творческого процесса. В процессе исследования нами
анализировались теоретические труды таких авторов, Н.А.Ветлугина, Д.Б.
Кабалевский, Л.В. Попова, Д.Б. Эльконин и др. В процессе изучения темы
исследования перед нами были поставлены следующие задачи: изучить уроки музыки:
подготовку и организацию; охарактеризовать понятие и виды жанров урока музыки; рассмотреть
классификацию форм урока музыки; описать принципы и задачи выбора формы урока
музыки.
В
первой части работы мы проанализировали общее понятие «урок» и его
характеристики. Исходя из изученной информации, можно сделать следующие выводы.
На данный момент в образовании урок это основная форма обучения. В процессе
уроков музыки именно музыке надлежит главенствующая роль, которой подчиняется
жанр и форма уроков. Так же в этой главе мы подробнее остановились на жанрах
уроков. Классификация разделяет 4 основных жанра: тематический (наиболее
распространенный в классической педагогике), творческий портрет (урок
касающийся одной персоны, исполнителя или композитора), творческая лаборатория(используется
на уроках хорового пения, хорового сольфеджио и т.п.), интегрированный (музыка
в сочетании с другими предметами, часто сдвоенные уроки). Преподавателю
необходимо выбирать наиболее подходящий жанр исходя из материала, темы и идеи
урока.
Во
второй главе мы подробнее остановились на формах проведения уроков музыки. На сегодняшний
день в образовательном процессе принято проводить уроки музыки как в
традиционных формах, так и в нестандартных. К традиционным формам относятся
такие как: урок введения в тему; урок углубления темы; урок обобщения темы;
обобщающий урок-концерт года.
К
урокам нестандартных форм относятся: уроки с измененными способами организации,
уроки, опирающиеся на фантазию, уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды
работ, уроки с игровой состязательной основой, уроки, предусматривающие
трансформацию стандартных способов организации. Во второй главе мы также
подробно остановились на каждой из форм уроков музыки, проанализировали их
особенности и специфику.
Также
исходя из информации во второй части работы можно сделать вывод, что необходимо
учитывать тот факт, что выбор формы урока подвержен определенным принципам и
дидактическим задачам, т.е. форма зависит от цели. Для эффективного урока
музыки нужна реализация следующих принципов и задач: принцип единства
музыкального обучения, воспитания и развития, принцип оптимизации процесса
музыкального обучения, подчинение обучающей функции урока духовно-нравственному
началу, принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства, опыт
самосовершенствования. Данная работа заключает в себе
рассмотрение анализ теоретических принципов, которые очень важны для педагогов,
которые ведут уроки музыки в общеобразовательных школах, и позволит им
разнообразить виды работы и усилить заинтересованность и вовлеченность в
дидактический процесс учеников. В этом и заключается актуальность исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Характеристика жанров урока музыки 1.1
Урок музыки: подготовка и организация
Урок музыки — урок искусства. Именно музыка обусловливает
все что происходит во время урока: характер коммуникации между педагогом и
учениками, методы и приёмы ознакомления с музыкальным материалом, построение и формат
занятия. Именно на закономерностях самой музыки и должен быть построен урок. В
его структуре, как и в любом музыкальном произведении обязательно присутствует
и завязка, и кульминация, и заключение. Так же и построение урока может быть идентично
музыкальным формам, как и музыкальное произведение урок может иметь черты
трехчастности, рондо, вариаций и т.д. Т.е. в целом урок по содержанию и по
форме должен представлять собой как бы произведение искусства. Во время уроков
обязательно должна звучать музыка, формирующая у детей здоровые музыкальные
потребности и высокий вкус. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают
чувства и мысли, достигается единение творческих стремлений педагога и учащихся[1]. Свобода в соображениях и
ответах, творческая инициативность и активность учащихся, удовлетворение от
совместных занятий появляются именно благодаря музыке.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский[2] отмечал тот факт, что при
отсутствии музыкального воспитания невозможно полноценное интеллектуальное
развитие ребёнка. В творческом развитии и становлении личности роль музыки играет,
бесспорно, одну из ключевых ролей, в независимости от того, занимается ли
человек музыкой профессионально, либо же просто принимает участие в
самодеятельном коллективе. Это свидетельствует о необходимости музыкального
образования на всех возможных уровнях – от детских учреждений дошкольного
образования до развития музыкальной андрагогики.
Во все времена музыку, как мощную психологическую силу,
старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот
энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом,
сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только
"вкусы", но и устойчивое нежелание молодёжи вообще замечать
величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность
приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней
школе, что может составить альтернативу массовой экспансии суб-культуры.
Музыкально-эстетическое воспитание школьника имеет особую
значимость именно в современном мире, когда потребность в высоко- культурных и
образованных людях особенно высока. Музыкальные уроки помогают формировать
способности для оценки и эстетического отношения к себе и другим людям.
Отличительная особенность предмета — охват исторического
пространства, которое постоянно выводит нас за рамки самого предмета музыки и
заставляет совершать каждый раз увлекательные путешествия в мир литературы
(проза, поэзия), изобразительного искусства, что как нельзя лучше помогает
развивать эмоционально-эстетический фон и усиливает понимание детьми содержания
музыкального произведения.
Каждый ребенок уникален и восприятие каждого
неоднозначно, что очень важно для развития музыкального мышления. Слушая одно
произведение классом из 27 человек, мы получим 27 разных мнений, ответов ,
рисунков, которые будут близкие по своей образной сущности к этому
произведению.
Предмет музыка учит рассуждать, импровизировать, выходя
за поставленные рамки урока, нарушая какие-то правила, что всегда очень
нравится особенно маленьким ученикам. Вот так, постепенно, незаметно, казалось
бы, играючи, музыкальный урок решает невероятно сложные задачи, развивая
ассоциативное мышление, "внутренний слух" и "внутреннее
зрение".
Именно учитель музыки осуществляет целенаправленное
музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательных учреждениях. Он
проводит музыкальные занятия, на которых учащиеся получают сведения о
музыкальном искусстве, развивают свои музыкальные способности в процессе
слушания и воспроизведения музыки в разнообразных видах. Учитель музыки также
должен заниматься организацией музыкальных школьных мероприятий, на которых
дети могут продемонстрировать то, чему научились в ходе уроков музыки.
Появление учебников по музыке, методических пособий,
хрестоматий с нотным материалом, дисков – это огромный помощник учителю.
Знакомство с композиторами, жанрами, вокальными и инструментальными
произведениями, музыкальными инструментами. На каждом уроке ребята получают
новые знания. Учатся слушать произведения, воспринимая их целиком. Слушают в
тишине, вдумываясь в содержание. Проявляя при этом чуткость, проницательность,
отзывчивость. Ведь, музыка, самый сложный и загадочный вид искусства. Н.А.
Римский – Корсаков сказал: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в
своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать
образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать
мысль и образ»[3].
Совершенно верные слова, только настроение, чувства, эмоции, и порой очень
нелегко определить образ, который задумал композитор. В процессе такой работы у
ребят развивается творческое мышление, интуиция. [1] Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.
Апраксина. М.: Просвещение, 2006.-428 с. [2] Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. — М., 2008.- 420 с. [3] Ершова А.П., Захарова С.А., Школяр Л.В. Искусство в жизни детей. Из
опыта работы. — М.: Просвещение, 2010.-276 с.