Музыка Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Развитие воображения учащихся младших классов на уроке музыки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика 6
1.2 Развитие теории музыкального воображения в трудах зарубежных и отечественных исследователей 9
1.3.Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте на уроках музыки 12
1.4 Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте 15
ВЫВОД 1 ГЛАВЫ 19
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1. Организация и методика изучения особенностей воображения младших школьников на уроках музыки 22
2. 2 Формы и методы работы по развитию музыкального воображения младших школьников на уроках музыки 24
ВЫВОД 2 ГЛАВЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

  

Введение:

 

Проблема музыкального воображения как такового существует в современной науке сравнительно недавно и является одной из наиболее привлекательных в теоретической музыкознании, музыкальной педагогике и психологии. В то же время генетические истоки этой проблемы видны с довольно далеких времен — XVIII в. — И.Ф. Гербарт, Э. Ганслик, Г. Риманн.
На протяжении многих лет внимание исследователей было сосредоточено на отдельных компонентах учебного процесса. И только в XX веке учителя обратились к личности ребенка, начали развивать свою мотивацию в обучении, способы формирования потребностей. В Европе и в России были созданы концепции, которые непосредственно ведут к проблемам музыкального воображения. В работах В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Н. Холопова и др. Раскрывается культурный уровень музыкального воображения, в котором смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурного контекста эпох. Социальный аспект проблемы изучается в работах А. Н. Сохора, Р. Г. Тельчарова, В. Н. Холопова.
В работах Б.В. Асафьева, М.Г. Арановский В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др. рассматривается историческое становление и развитие музыкального воображения.
Музыкальный уровень, прежде всего через интонационную специфику музыкального искусства, как основы музыкального образа, изложен в работах Б.В. Асафьева, М.Г. Арановский, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор Ю. Н. Холопова, Б. Л. Яворский и другие.
С другой стороны, в самой музыкальной педагогике накоплен богатый материал, так или иначе связанный с проблемой музыкального воображения (исследовательские труды Т. А. Барышева, В. К. Белобородова, Л. В. Горюнова, А. А. Пиличаускаса).
Целью нашей исследовательской работы является обоснование педагогических путей эффективного развития музыкального воображения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Объектом исследования является музыкально-образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие способностей музыкального воображения.
Предметом исследования является педагогическое руководство развития музыкального воображения у младших школьников в музыкальных исследованиях.
Задачами нашего исследования являются:
1) Проанализировать литературу по проблеме формирования музыкального воображения у учащихся начальных классов.
2) Выявить структурные особенности формирования музыкального воображения у учащихся начальных классов.
3) Определить факторы, влияющие эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки для повышения музыкального воображения младших школьников;
Основой нашего исследования была гипотеза о том, что успех развития музыкального воображения у младших школьников возможен при условии, что их познавательный опыт обогащается за счет расширения музыкально-интонационного словарного запаса и активизации продуктивного воображения, фантазии, интуиции.
Автор этого исследования использует такие методы, как:
— анализ литературы по изучаемой проблеме;
— обобщение и систематизация теоретического материала;
— целевое педагогическое наблюдение;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика
Воображение — это особая форма человеческой жизни, которая отделена от других технических процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, воображением и памятью. Воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью всего организма, будучи одновременно самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
Ничто, кроме воображения, не показывает идеальную и таинственную природу психики. Благодаря воображению человек создает, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Практически вся материальная и духовная культура человека является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его мгновенного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее [37].
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, чего не может позволить ни одно другое живое существо в мире. Воображение отличается от восприятия тем, что образы не всегда соответствуют реальности; у них есть элементы фантазии, если воображение рисует такие картины в сознании, которому ничего или мало соответствует. На самом деле это называется фэнтези. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, это называется мечтой.
Воображение может быть четырех основных типов:
1. Активное воображение характеризуется тем, что, используя его, человек по собственной воле, усилием своей воли, вызывает соответствующие образы. Активное воображение включает в себя творческое и музыкальное воображение.
Творческое воображение — это вид воображения, в котором человек самостоятельно создает новые образы и идеи, которые ценны для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных техник и интеллектуальных операций.
В структуре творческого воображения выделяются два типа таких интеллектуальных операций: первый тип операций, посредством которых формируются идеологические образы. 2-й вид операций, на основе которых обрабатываются готовые изделия [36].
Одним из наиболее сложных видов работы учителя на уроках музыки является развитие музыкального воображения учащихся, поскольку воображение является необходимым и необходимым элементом художественного творчества. Воображение, связанное с той или иной музыкальной деятельностью человека, характеризуется сознательным, сознательным формированием и трансформацией образов в соответствии с конкретными целями и задачами.
Музыкальное произведение существует в трех проекциях, а именно в виде: — нот, записанных композитором, — живого звука, созданного исполнителем на основе этих нот, и — взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности — создании музыки, ее исполнении и восприятии — обязательно присутствуют образы воображения, без которых невозможна полноценная музыкальная деятельность.
Создавая музыкальное произведение, композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их размещения, подбирает интонации, которые наилучшим образом передают чувства и мысли во время создания музыки. Слушатель сможет понять, что хотел выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки могут выражать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые соответствуют духу музыкального произведения. [35].
Произвольные музыкально-слуховые представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами воображение и восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека, слушающие одну и ту же музыку, могут понимать и оценивать ее совершенно по-разному, видеть в ней разные вещи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Проблема музыкального воображения как такового существует в современной науке сравнительно недавно и является одной из наиболее привлекательных в теоретической музыкознании, музыкальной педагогике и психологии. В то же время генетические истоки этой проблемы видны с довольно далеких времен — XVIII в. — И.Ф. Гербарт, Э. Ганслик, Г. Риманн.
На протяжении многих лет внимание исследователей было сосредоточено на отдельных компонентах учебного процесса. И только в XX веке учителя обратились к личности ребенка, начали развивать свою мотивацию в обучении, способы формирования потребностей. В Европе и в России были созданы концепции, которые непосредственно ведут к проблемам музыкального воображения. В работах В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Н. Холопова и др. Раскрывается культурный уровень музыкального воображения, в котором смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурного контекста эпох. Социальный аспект проблемы изучается в работах А. Н. Сохора, Р. Г. Тельчарова, В. Н. Холопова.
В работах Б.В. Асафьева, М.Г. Арановский В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др. рассматривается историческое становление и развитие музыкального воображения.
Музыкальный уровень, прежде всего через интонационную специфику музыкального искусства, как основы музыкального образа, изложен в работах Б.В. Асафьева, М.Г. Арановский, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор Ю. Н. Холопова, Б. Л. Яворский и другие.
С другой стороны, в самой музыкальной педагогике накоплен богатый материал, так или иначе связанный с проблемой музыкального воображения (исследовательские труды Т. А. Барышева, В. К. Белобородова, Л. В. Горюнова, А. А. Пиличаускаса).
Целью нашей исследовательской работы является обоснование педагогических путей эффективного развития музыкального воображения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Объектом исследования является музыкально-образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие способностей музыкального воображения.
Предметом исследования является педагогическое руководство развития музыкального воображения у младших школьников в музыкальных исследованиях.
Задачами нашего исследования являются:
1) Проанализировать литературу по проблеме формирования музыкального воображения у учащихся начальных классов.
2) Выявить структурные особенности формирования музыкального воображения у учащихся начальных классов.
3) Определить факторы, влияющие эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки для повышения музыкального воображения младших школьников;
Основой нашего исследования была гипотеза о том, что успех развития музыкального воображения у младших школьников возможен при условии, что их познавательный опыт обогащается за счет расширения музыкально-интонационного словарного запаса и активизации продуктивного воображения, фантазии, интуиции.
Автор этого исследования использует такие методы, как:
— анализ литературы по изучаемой проблеме;
— обобщение и систематизация теоретического материала;
— целевое педагогическое наблюдение;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы