Курсовая с практикой на тему Типы лидеров и их психолого-педагогические функции в организации школьного коллектива
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛИДЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА 6
1.1. Анализ научных подходов к раскрытию сущности понятия «лидерские качества» 6
1.2. Особенности формирования лидерских качеств 12
1.3. Роль директора школы как лидера школьного коллектива 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ОРГАНИЗОВАННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 11 КЛАССОВ 23
2.1. Методы и организация исследования 23
2.2. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств 28
2.3. Анализ и обсуждение результатов повторной диагностики 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Введение:
Актуальность исследования. Одной из необходимых предпосылок модернизации образования является воспитание лидеров в этой сфере. Однако в реальной жизни условия, необходимые для формирования лидера, творческой, духовно-нравственной личности или отсутствуют совсем, или далеко не всегда обеспечены необходимым качественным содержанием. Развитие во многих измерениях предусматривает сегодня прежде всего переосмысление самого содержания образования, его структуры, форм организации с выходом на задачи формирования лидерских качеств.
Образовательно-воспитательная система в течение столетий несет на себе большую ответственность за судьбу тех, кому закладывает основу знаний, формирует характер, учит жить в человеческом обществе. Процесс поисков методов обучения и воспитания молодежи, формирования лучших качеств для школьного лидера, который является главным организатором учебно-воспитательного процесса, будет актуален всегда и продлится столько, сколько будет существовать человечество. Сегодняшнее состояние общества очень часто демонстрирует неготовность вчерашних выпускников школ к выходу во взрослый мир. Часто вчерашние ученики демонстрируют неплохие знания и могут быть уверенными в своих интеллектуальных возможностях, однако не приспособлены к вызовам взрослой жизни.
Главным лицом, которое влияет на организацию школьной жизни, образование и воспитание учащихся, формирование нравственного климата, в котором ежедневно закаливают свой характер и формируют сознание будущие строители гражданского общества является школьный лидер. Очень важно, чтобы он понимал важность своей деятельности в этом направлении.
Вопрос гуманизации образования, нового подхода к управлению общеобразовательным учебным заведением, личности школьного лидера и его компетенций, морально — этичного аспекта в школьном воспитании в своих исследованиях раскрывают: С. Калашникова, Л. Хоружая и др. Исследователи отмечают важность изучения и применения новых методов управления школой, поисков разносторонних подходов к организации школьной жизни, постоянного самосовершенствования школьного лидера. Результаты анализа научной литературы, материалов прессы, государственных документов по проблемам образования свидетельствуют о том, что обострилась противоречие между потребностями общества в лидерах высокого уровня, с одной стороны, и реальной степенью развитости лидерских качеств, что определило актуальность исследования данной работы, которое посвящено проблеме лидерства и психолого-педагогических функций лидера в организации школьного коллектива».
Объектом исследования является процесс жизнедеятельности школьного коллектива, предметом – типы лидеров и их психолого-педагогические функции в организации школьного коллектива.
Цель исследования – проанализировать особенности развития лидерских качеств у субъектов образовательного процесса.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) проанализировать состояние разработки проблемы в психолого-педагогической литературе с целью уточнения теоретических основ формирования лидерских качеств;
2) определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования лидерских качеств;
3) провести исследование уровня развития лидерских качеств участников школьного коллектива;
4) разработать научно-методические рекомендации по формированию лидерских качеств.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование лидерских качеств будет эффективным при таких условиях:
— учет специфики формирования лидерских качеств в общеобразовательной школе;
— развитие устойчивой мотивации к формированию качеств лидера;
— стимулирование рефлексивного отношения к процессу формирования лидерских качеств;
— осуществление постоянного мониторинга уровня сформированности лидерских качеств.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу педагогических явлений и процессов, теории научного познания, управления и образовательного менеджмента, концептуальные положения психологии и педагогики о детерминирующей роли деятельности, формировании личности, принцип единства теории и практики. Теоретическую основу исследования составляют идеи классиков педагогики (А. Макаренко, В. Сухомлинский, К. Ушинский, С. Шацкий), общепедагогические положения о формировании личности (В. Гринева, К. Дурай-Новакова, А. Капская), теория лидерства (В. Каменская, Б. Парыгин, А. Романовский), психолого-педагогические труды о развитии личности и роли деятельности в этом процессе (И. Кон, А. Леонтьев, В. Мясищев), стандарты образования.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:
1. Методы теоретического анализа и синтеза;
2. Методы педагогического исследования (педагогическое наблюдение; тестирование)
3. Методы математической статистики.
Эмперическая база исследования составили 19 учеников старших классов.
Практическая значимость работы: на основе проведенных исследований были разработаны рекомендации для подростков по формированию лидерских качеств.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Итак, в основу формирования лидерских качеств следует положить следующие положения: формирование лидерских качеств должно осуществляться в процессе подготовки учащихся к будущей деятельности на протяжении всего периода их обучения; необходимым условием личностного и профессионального развития является гуманистическая направленность процесса подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности; использование инновационных форм и методов, технологий обучения, что является предпосылкой развития творчества, инициативности и их самостоятельности; характерной тенденцией подготовки к будущей профессиональной деятельности является интеграция научно-теоретической, практической и ценностной сфер деятельности учащихся. Отсюда подготовка к формированию лидерских качеств предполагает сформированность компонентов, которыми выступают база знаний, система действий и ценностей, обеспечивающих их практическую реализацию, а именно: теоретический компонент, организационно-практический и ценностно-ориентированный.
Теоретический компонент состоит из единства методологических, теоретических и технологических знаний, интегрирующих специальные (профессиональные) знания и умения их использовать при решении профессиональных задач и проявляется в таких показателях, как:
— работа с теориями лидерства, признаками проявления лидерских качеств и факторами, влияющими на формирование лидерских качеств;
— работа с сущностью понятия «лидерские качества», их показателями и особенностями проявления.
Организационно-практический компонент включает в себя наличие образовательно-воспитательной среды, что позволяет формировать лидерские качества по признакам их проявления; умение контролировать, корректировать и использовать факторы, влияющие на реализацию личностных лидерских качеств педагогов; умение находить и эффективно использовать формы и методы в будущей деятельности и лидерской позиции. Он предусматривает формирование у учащихся умений прогнозировать, планировать и проектировать собственную деятельность, выбирать поведение, принимать решения, предвидеть их последствия и нести за них ответственность.
Анализ научной литературы, изучение опыта работы педагогов, исследование проблемы лидерства свидетельствует, что формирование лидерских качеств и умений — это многогранный процесс, который зависит от психологических свойств личности, его социального опыта, вида и характера решаемых задач (бытовых, профессиональных, образовательных) и осуществляется в течение всего периода обучения.
Мы предлагаем следующие рекомендации по организации внеурочной работы, которая будет способствовать формированию лидерских качеств у учащихся: методы и формы внеурочной работы должны быть современными, интересными и актуальными для учащихся; большую эффективность и формирующее влияние имеют формы внеурочной работы, связанные с будущей профессиональной деятельностью учащихся; достигают больших результатов участники смешанных групп по гендерному составу, педагоги во внеурочной работе получают роль супервизоров и коллег, наставников; гораздо эффективнее будет внеурочная работа организованная в сотрудничестве с государственными, общественными организациями, бизнес структурами или благотворительными фондами.
Наличие лидерских качеств у учащихся значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда после окончания обучения. В условиях сокращения аудиторного времени и увеличения времени на самостоятельное изучение, внеурочная работа с учащимися приобретает особенно актуальное значение. От качественной организации внеурочной работы в условиях учебного заведения, зависит формирующее влияние на личность учащегося.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛИДЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1. Анализ научных подходов к раскрытию сущности понятия «лидерские качества»
Анализ научной литературы свидетельствует, что проблема лидерства является одной из самых актуальных философских проблем. Трактовки феномена лидерства можно найти в трудах Конфуция, Платона и Аристотеля и других мыслителей древности, которые рассуждали о идеальном государстве и ее правителях. Если первые попытки постижения феномена лидерства были сделаны именно теоретиками-классиками, то в начале ХХ в. проблема лидерства получила междисциплинарный характер — проблема начала исследоваться в политологии, социологии, психологии, менеджменте и т.д. .
Корень английского слова «лидер» происходит от понятия, которое означает «руководство», «вести», «путь». Это слово имеет отношение к движению. Лидер в буквальном смысле — это всегда человек, идущий впереди. От него ждут, что именно он укажет путь. Об этом свидетельствуют характерные высказывания о лидерах «Лидером нельзя стать в результате назначения… вы становитесь лидером тогда и только тогда, когда люди следуют за вами добровольно» (Дж. Коллинз) «Лидеры пробуждают в людях энергию, генерируя и поддерживая творческое напряжение, поощряя стремление к реализации мечты и при этом говоря правду о том, что есть на самом деле» (П. Сенджу) .
Исследователи по-разному определяют сущность понятий «лидер» и «лидерство». Большинство определений лидерства понимается как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда элемент групповой структуры,