Психология - педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Социально-психологический потенциал из разно- возрастных групп ДОУ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического потенциала детей в разновозрастных группах 3
1.1. Понятие разновозрастной группы и психолого-педагогические особенности ее организации 3
1.2 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме межличностного взаимодействия детей в разновозрастной группе 9
Глава 2. Исследование социально-психологического потенциала детей разновозрастных групп ДОУ 22
2.1. Психологические особенности развития детей разного дошкольного возраста 22
2.2. Анализ экспериментального исследования социально-психологического потенциала детей из разновозрастных групп ДОУ 30
Заключение 41
Список литературы 43

  

Введение:

 

Введение
Актуальность исследования заключается в том, что дошкольный возраст является особенно важным периодом в образовании, потому что это возраст начального формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка, как правило, уже неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем важнее для него становятся контакты со сверстниками. У детей формируются относительно устойчи-вые симпатии, формируется совместная деятельность. Общение со сверст-ником — это общение с равным человеком, оно позволяет ребенку познать себя. Но помимо общения со сверстниками у детей в детском саду есть возможность общаться с детьми разного возраста, речь идет о другой воз-растной группе детского сада. Такие группы появляются по разным при-чинам: из-за трудностей в заполнении групп детского сада, для решения определенных коррекционных, педагогических или методологических проблем, таких как группы с особыми условиями организации и т.д.
Объект исследования — межличностное взаимодействие детей до-школьного возраста.
Предмет исследования – особенности социально-психологического потенциала детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детско-го сада.
Цель исследования – выявить особенности социально-психологического потенциала детей дошкольного возраста в разновоз-растных группах детского сада.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретический материал по исследуемой про-блеме;
2. выявить особенности проявления социально-психологического по-тенциала детей в межличностном взаимодействии;
3. проанализировать полученные результаты.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Таким образом, организовать жизнь детей в условиях разновозраст-ной группы детского сада так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, со-держательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучени-ем, игрой, трудом — важнейшая задача воспитателя.
А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности.
Но все это не происходит само собой, а является результатом повсе-дневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
Реализуя взаимодействие детей, рекомендуется утвердить в разно-возрастной группе следующие правила: старшие оказывают младшим по-мощь по их просьбе; это означает, что они не отказывают в помощи, но и не навязывают ее.
Младшие не мешают старшим работать и играть.
Принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологи-ческого комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требова-нием со стороны взрослых, уступать малышам.
В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ре-бенка, бить и оскорблять кого бы то ни было в какой бы то ни было ситуа-ции, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома.
За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.
Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участво-вать в любом занятии — при условии, что они не мешают старшим детям.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о со-здании бодрого, жизнерадостного настроения.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих за-дач:
1. проанализирован теоретический материал по исследуемой про-блеме;
2. выявлены особенности проявления социально-психологического потенциала детей в межличностном взаимодействии;
3. проанализированы полученные результаты.

 

Заключение:

 

Введение
Актуальность исследования заключается в том, что дошкольный возраст является особенно важным периодом в образовании, потому что это возраст начального формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка, как правило, уже неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем важнее для него становятся контакты со сверстниками. У детей формируются относительно устойчи-вые симпатии, формируется совместная деятельность. Общение со сверст-ником — это общение с равным человеком, оно позволяет ребенку познать себя. Но помимо общения со сверстниками у детей в детском саду есть возможность общаться с детьми разного возраста, речь идет о другой воз-растной группе детского сада. Такие группы появляются по разным при-чинам: из-за трудностей в заполнении групп детского сада, для решения определенных коррекционных, педагогических или методологических проблем, таких как группы с особыми условиями организации и т.д.
Объект исследования — межличностное взаимодействие детей до-школьного возраста.
Предмет исследования – особенности социально-психологического потенциала детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детско-го сада.
Цель исследования – выявить особенности социально-психологического потенциала детей дошкольного возраста в разновоз-растных группах детского сада.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретический материал по исследуемой про-блеме;
2. выявить особенности проявления социально-психологического по-тенциала детей в межличностном взаимодействии;
3. проанализировать полученные результаты.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического потенциала детей в разновозрастных группах
1.1. ПОНЯТИЕ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ И ПСИХОЛО-ГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Учитывая специфику учебного процесса с детьми разного возраста, в организации групп в дошкольных учреждениях существуют определенные возрастные и количественные критерии. Однако в соответствии с типовой позицией о дошкольном образовательном учреждении в группу детских садов могут быть включены как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания детей дошкольного возраста на протя-жении многих лет существуют неравномерные группы.
В самом общем смысле слова группа разновозрастного возраста — это объединенная группа детей с различными физическими и умственными способностями, образованными в сложившихся обстоятельствах или умышленно, с целью проведения конкретной восстановительной работы. Основными причинами появления разных возрастных групп, являются следующие:
1) трудности полных групп (из-за отсутствия или превышения числа детей того же возраста);
2) наличие отношений между учениками разных возрастов (как следствие, тенденция определять их в одной группе);
3) недостаточность материально-технической базы для создания це-лостных разновозрастных групп;
4) особенности работы дошкольного учреждения летом;
5) необходимость решения определенных коррекционно-педагогических задач.
Следует отметить преимущества, характерные для разных возраст-ных групп: общение младших детей со взрослыми создает благоприятные условия для формирования «продвинутых» знаний и взаимного обучения. Однако этого можно достичь только при правильной организации учебно-го процесса. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важ-ными вопросами:
— разработка наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях;
поиск форм и методов обучения в группах с разным возрастным со-ставом.
Конечно, изменения и содержание нуждаются в совместных развле-чениях, деловом сотрудничестве и признании сверстников заслуг другого ребенка. В группах детей одного возраста все эти факторы находятся под постоянным наблюдением воспитателя, однако отношения между детьми в смешанных возрастных группах имеют свою специфику и значительно от-личаются от межличностных отношений в однородной группе.
Очевидно, что организация учебного процесса требует от учителя глубокого понимания его психолого-педагогических основ повышения квалификации:
— владение и практическое использование интерактивных техноло-гий;
— организация самостоятельной работы детей и условия ее осуществ-ления;
— мотивация детей дошкольного возраста к занятиям, с акцентом на внутреннюю мотивацию;
— создать творческую среду как важный фактор продуктивного обу-чения.
Соответственно, организация учебного процесса в разных возраст-ных группах намного сложнее, это требует от воспитателя, особенно:
— знание программ всех возрастных групп;
— способность сопоставлять требования к программному обеспече-нию с возрастом и индивидуальными особенностями детей;
— понимать и видеть каждого ребенка и всю группу;
— обеспечить развитие детей в соответствии с их возможностями и возрастными особенностями. [1]
С одной стороны, в таких группах создаются благоприятные усло-вия для развития личности как детей старшего, так и младшего возраста. С другой стороны, дети разного возраста активизируют конкретные труд-ности и проблемы, в первую очередь, организацию занятий. В разновоз-растной группе учитель, при подготовке к занятиям, опирается на контент, рассчитанный на определенный возраст. В разных возрастных группах он сочетает в себе требования программы двух и более возрастов. Это тре-бует от учителя дополнительных усилий. В классе преподаватель должен сделать то, чтобы соединить своеобразное содержание материальных классов с соответствующими возможностями для детей, быстро переклю-чить свое внимание с одной возрастной группы на другую.
В разных возрастных группах, как и в группе с детьми одного воз-раста, в первую очередь необходимо обеспечить усвоение содержания программы каждого сеанса каждым ребенком. При разработке плана ра-боты воспитатель должен строго придерживаться связи между сообщением о новом материале, повторением, закреплением и самостоятельным ис-пользованием детьми различных видов деятельности.
Воспитатель должен тщательно готовить каждый урок, используя такие формы и методы организации, которые могут оказать достаточное давление на детей в каждой возрастной подгруппе. Следует также отме-тить, что, планируя работу со всеми подгруппами одновременно по одной и той же теме, учитель должен указать план действий по программному обеспечению для каждой возрастной группы. А. Н. Давидчук, описывая особенности воспитательной работы в различных возрастных группах, считает, что она во многом зависит от личностных качеств учителя, его ме-тодической подготовки, умения одновременно контролировать деятель-ность детей разных возрастов. [5]
Опытные преподаватели предлагают два групповых занятия в раз-ных возрастных группах:
начало сеанса одновременно во всех трех (или четырех) подгруппах и конец (через 15 минут — младший 20 — средний и т. д.);
Последовательное начало сеанса (сеанс начинается с одной под-группы, затем через 5-7 минут соединяется вторая, затем третья).
В. Н. Аванесов предложил три типа организации занятий детей в классе в малом детском саду. Опыт доказал обоснованность этого пред-положения на уроках в разных возрастных группах:
I- все дети вовлечены в одно занятие;
II — комбинированный курс, основанный на индивидуальных осо-бенностях каждого отдельного возраста;
III — занятия с каждой подгруппой по стандартной методике. [16]
Эти мероприятия обеспечивают правильную реализацию режима дня в разных возрастных группах, глубокое обучение, влияют на успеш-ное решение образовательных задач.
Однако при организации учебного процесса в разных возрастных группах возникают проблемы не только организационного характера. Группа разновозрастного возраста представляет собой социально-психологическую среду развития дошкольника, которая характеризуется поседством различных систем социального взаимодействия:
«Ребенок — взрослый»;
«Ребенок — сверстник»;
«ребенок – ребенок старшего возраста»;
«ребенок — младшего возраста». [11]
Система личных отношений эмоционально напряжена для всех, так как связана с его признанием как личности. Отношения детей, их харак-тер, направление, форма, развитие и настройка эмоциональной сферы ре-бенка. Особенности эмоций влияют на характер взаимоотношений детей, регулируют их общение. Общение является основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности. У детей до-школьного возраста остро необходимо общение со сверстниками, учите-лями, родителями.
Смешанная дошкольная группа — это первые общественные объеди-нения детей, в которых они занимают разные должности. Дети в этом воз-расте проявляют самые разные отношения — дружба и конфликты, есть де-ти, которые испытывают трудности в общении.
Дети дошкольного возраста, в которых сверстники группы могут быть истощены межличностными отношениями и низким социальным ста-тусом, находят свою нишу среди детей младшего возраста, с которыми они могут легко установить дружеские отношения и аркады, среди кото-рых занимают лидерские позиции.
С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они ценят друг друга не только по заслугам, но и по личным и, прежде всего, моральным. Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения детей дошкольного возраста с воспитателем, окру-жающими взрослыми. Известно, что общение осуществляется с помощью различных средств связи. Важно, чтобы дошкольники умели внешне вы-ражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное со-стояние собеседника.
Основные средства общения дошкольников: улыбка, взгляд, выра-зительные движения, высказывания, вопросы, ответы, подсказки. Общение приносит ребенку массу позитивных и радостных переживаний. Лишен-ный ребенок впадает в депрессию, его личность травмируется, замедляется и искажает его психическое развитие. В разных возрастных группах тя-нутся к старшим, много общаются, в них выражается необходимость об-щаться, дети часто спрашивают: «Не ходи, останься со мной». Дети лучше контролируют свое поведение и, следовательно, с большим успехом уста-навливают отношения сотрудничества с другими детьми для достижения какой-то общей цели. Дети вдруг вступают в общение друг с другом. Сначала дети тянутся к старшим, обижаются, если их не принимают.
Общение со сверстниками так же необходимо, как и со взрослыми, а во время игр еще более желательно. Обращаясь к различным возрастным группам, дети учатся не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этой группе появляются первые вложения, представляющие начало дружбы.
Общение является одним из важнейших факторов развития челове-ка. Чем старше становятся дети, тем сложнее научить их социальным навыкам, потому что системы специфической нет. Учитывая это, можно сказать, что хорошо организованное общение является не только ключом к успешной профессиональной деятельности, но и сохранением культуры общения.
Опекун очень важен для понимания специфики взаимоотношений детей в дошкольных смешанных возрастных группах и выявления факто-ров, которые способствуют или препятствуют формированию просоци-ального поведения у детей. Ему нужно было организовать воспитатель-ную деятельность так, чтобы каждый ребенок прожил все стадии до-школьного детства в полной мере и все психические функции соответство-вали возрасту и были правильно сформированы.
Исследования разных возрастных групп дошкольников утверждают, что в таких условиях индивидуальные особенности детей проявляются весьма специфическим образом. Чаще всего они только усиливают воз-растные различия.
Учет индивидуальных особенностей учеников является важнейшей составляющей образовательного процесса:
— во-первых, это часть вопроса о соотношении возрастных и инди-видуальных особенностей участников разных возрастных взаимодействий и их учета в образовательном процессе.
— во-вторых, в разных возрастных группах эта проблема выражена более остро, в связи с необходимостью учитывать особенности сразу не-скольких возрастных групп при выборе средств и методов обучения.
— в-третьих, как уже упоминалось, индивидуальные различия могут либо минимизировать различия в возрасте, либо увеличить их влияние. Поэтому педагог должен уделять больше внимания этой проблеме.
— в-четвертых, эта проблема должна восприниматься как возмож-ность поиска наиболее эффективных педагогических приемов для совме-щения индивидуальных особенностей детей разных возрастов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы