Литературное чтение Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Развитие творческих способностей младших школьников при изучении сказок

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Таким образом, в результате теоретического анализа по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческой активности, так как ребенок любознателен и активен по своей природе.
2) Творческие способности – это совокупность индивидуальных характеристик личности, определяющих возможность успешного осуществления определенного вида творческой деятельности и уровень ее эффективности. Они не сводятся к знаниям, навыкам и умениям человека. Творческие способности проявляются в стремлении, интересе и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития творческого и логического мышления, воображения, настойчивости и независимости в творческом поиске.
3) Сказка — это устный рассказ о каких-либо вымышленных событиях, выдумка о том, чего в реальной жизни не бывает. Это вид повествовательного, чаще всего прозаического фольклора (сказочная проза), который включает в себя разножанровые произведения, где тексты опираются на вымысел.
4) Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения – это проблема, которая требует повышенного внимания. Обобщая изученную литературу, для решения этой проблемы мы считаем важным, необходимым наличие инициативности, активности, творческого поиска со стороны самого учителя. Работа со сказкой помогает создать правильный эмоциональный тон для восприятия детьми, необходимо настроить их на то, что нет одинаковых сказок, каждая сказка по-своему интересна. Смысл любой сказки можно понять, если учитель, рассказывая о сказке, будет опираться на специфику жанра и последовательно формировать навыки, важные для развития учащихся.
В практической части нашего исследования нами был изучен опыт современных педагогов по развитию творческих способностей учащихся посредством сказки. Нами были выделены следующие формы работы, наиболее часто используемые в начальной школе: творческий пересказ, словесное и графическое рисование, создание диафильма, сочинение собственной сказки, драматизация, работа с иллюстрациями.
В рамках нашего исследования нам было интересно узнать, какие же формы работы используют учителя школы, на базе которой проводилось исследование. Считают ли учителя важным развивать творческие способности учащихся и достаточно ли уделяют этому времени. Мы организовали анкетирование, которое показало, что далеко не все учителя видят в сказке заявленный потенциал. Многие в теории считают ее достаточно хорошим средством для развития творческих способностей детей, но на практике используют редко, либо не используют вовсе. Также довольно большой процент учителей не рассматривают сказку в качестве средства развития творческих способностей младших школьников.
Также мы провели диагностику уровня творческих способностей среди учащихся второго класса. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что творческие способности детей находятся на среднем уровне. Это может быть связанно с тем, что учителя уделяют недостаточное внимание именно развитию творческих способностей учащихся на уроках, о чем свидетельствует проведенное нами анкетирование. Поэтому мы увидели необходимость в разработке комплекса дидактических средств развития творческих способностей младших школьников при изучении сказок, его апробации и проведении эксперимента среди учащихся второго класса. Детям, несомненно, понравились все наши занятия. Это подтверждалось их неугасаемым любопытством, постоянной заинтересованностью всем происходящим вокруг. Даже самые упрямые ребята, которые зачастую отказывались заниматься той или иной деятельностью, охотно принимали участие в прослушивании, сочинении и рассказывании сказок.

Больше всего детям понравилась театрализованная деятельность. Они с большим азартом и желанием перевоплощались в сказочных персонажей, манипулировали куклами, перенимали характер героев и старались максимально точно скопировать поведение своих персонажей.
Третьим шагом нашего исследования был контрольный этап, в процессе которого мы провели повторную диагностику среди учащихся и учителей, выявили динамику полученных результатов. Показатели высокого уровня творческих способностей у учащихся выросли на 20%, среднего на 5%, а показатели низкого уровня снизились на 25%.
Также повторная диагностика среди учителей показала, что педагоги пересмотрели свое отношение к применению сказки на уроках как средства развития творческих способностей учащихся.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности проведенной нами работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников при изучении сказок
2.1. Опыт учителей по развитию творческих способностей младших школьников при изучении сказок
В текущем параграфе нами будет рассмотрен актуальный педагогический опыт по развитию творческих способностей младших школьников при изучении сказок.
Зайцева О.Е. [8] – учитель начальных классов, в своей статье «Из опыта развития творческих способностей младших школьников» пишет, что данный процесс особенно важен в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми обучающиеся будут пользоваться в дальнейшем.
Автор указывает, что придерживается цели развития творческих способностей учащихся на всех уроках: на уроках математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других.
Что касается уроков русского языка и литературного чтения, то, по мнению автора, начиная с первого класса и продолжая в более старших классах, школьники учатся составлять рассказы, различные сказки по аналогии с теми или иными прочитанными художественными произведениями. Также ребята сочиняют стихи, загадки, создают иллюстрации. Все это уже первые шаги к развитию творческих способностей.
Сказки, как отмечает Зайцева О.Е., – это любимый литературный жанр у детей. Автор повсеместно использует сказки в своей работе по развитию творческих способностей учащихся. Для этого учитель разрабатывает различные интересные приемы: предлагает детям изменять сюжеты полюбившихся им сказок, вводить что-то необычное, новое, придумать продолжение известных всем сказок, попробовать сочинить сказку самостоятельно. К примеру, после чтения, а также последующего разбора сказки В. Даля, автор предложила учащимся самим сочинить сказку-загадку о временах года, при этом красочно ее оформить. Сказки у детей получились очень интересными: «Четыре феи», «В гостях у матушки природы», «Весёлый год», «Времена года», «Сказка о двенадцати братцах». Свои сказки ребята с удовольствием продемонстрировали в классе одноклассникам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы