Курсовая теория Педагогика/Психология Теория и технология обучения детей дошкольного возраста счету

Курсовая теория на тему Отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в отечественных научных исследованиях ХХ века.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I.Отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в научных исследованиях первой половины XX века. 6
1.1 Отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в зарубежных исследованиях. 6
1.2 Отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в отечественных исследованиях 13
Выводы к главе I 27
Глава II. Отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в научных исследованиях второй половины XX века 29
2.1 Отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в зарубежных исследованиях 29
2.2 Отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в отечественных исследованиях 37
Выводы к главе II 49
Заключение 52
Библиографический список 54

  

Введение:

 

В настоящее время происходит активное преобразование системы дошкольного образования и ряда его составляющих. В частности, это затрагивает сферу формирования элементарных математических представлений дошкольников. Так, перед современными педагогами и психологами стоит вопрос создания максимально эффективной и обоснованной методики работы с дошкольниками.
В психолого-педагогических исследованиях разработан историко-генетический подход к развитию математических понятий и представлений у детей дошкольного возраста (Г.С. Костюк, А.М. Леушина, А.А. Столяр и др.). В современной теории и методике развития математических представлений у дошкольников также используется генетический принцип. Он основывается на изучении развития математики с древних времён (Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова, Р.А. Симонов и др.).
Современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста сформировалось в основном в 80-90-е гг. XX вв. и первые годы нового столетия. Исследователи и специалисты впервые проанализировали потенциал интенсификации и оптимизации обучения, содействующие общему и математическому развитию ребенка, зафиксировали значимость повышения теоретического уровня знаний, которыми овладевают воспитанники. Это стало основой для преобразования программы обучения, в том числе переосмысления системы представлений, последовательности их формирования. Начались интенсивные поиски путей расширения содержания дошкольного обучения. Максимальное воздействие на формирование математических представлений дошкольников осуществляется специальными формами деятельности, которые можно разделить на две группы.
В первую входят преобладающие по своему характеру математические формы деятельности: счет, измерение, элементарные вычисления, направленные на осуществление арифметических действий.
Ко второй — пропедевтические, целенаправленно создаваемые в дидактических целях, доматематические формы деятельности: сличение объектов посредством наложения или приложения (А.М. Леушина), уравнивание и комплектование (В.В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая).
Первая группа, хотя и не отрывается, представляются более трудными, так как методы действия здесь предполагают опосредованный подход и оценку количественных, пространственных и временных отношений. Формы деятельности, входящие в данную группу, обретают доступность для детей в старшем дошкольном возрасте.
Кроме того, следует определить основные понятия. Число – это отвлеченное понятие любого количества элементов. Счёт – это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда (числами – абстрактным математическим понятием).
Счётная деятельность – называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.

В современных условиях происходит разработка инновационных методик развития математических представлений дошкольников, соответствующих Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. Для того, чтобы данная деятельность была высокоэффективной, необходимо иметь четкие представления о том опыте, который уже имеется, о наработках предшественников. Так, в процессе накопления опыта обучения дошкольников счету, получены данные о психологических закономерностях формирования математических представлений, возможностях детей на каждом возрастном этапе в отношении формирования математических понятий, наиболее эффективных методах для осуществления данной деятельности. Это обуславливает актуальность и необходимость изучения истории становления концепций и методик обучения дошкольников счету.
Цель исследования: выделить, проанализировать, раскрыть и сгруппировать основные направления в отражении проблемы обучения детей дошкольного возраста счету в отечественных научных исследованиях XX века
Объект исследования: развитие представлений об обучении дошкольников счету.
Предмет исследования: развитие представлений об обучении дошкольников счету в XX веке.
Задачи исследования:
1. Изучить отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в зарубежных и отечественных исследованиях ХХ века;
2. Выделить основные направления в отражении проблемы обучения детей дошкольного возраста счету в отечественных научных исследованиях XX века.
Гипотеза исследования: исследования психологов и педагогов XX века, их методические разработки в области обучения дошкольников счету могут стать продуктивной основой для формирования современной методики формирования элементарных математических представлений данной категории детей.
Методы исследования: историко-педагогический анализ, интерпретация, обобщение, систематизация информации.
Теоретическая значимость: исследование, обобщение и систематизация взглядов ученых XX века на сущность обучения счету дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель исследования: выделить, проанализировать, раскрыть и сгруппировать основные направления в отражении проблемы обучения детей дошкольного возраста счету в отечественных научных исследованиях XX века
Объект исследования: развитие представлений об обучении дошкольников счету.
Предмет исследования: развитие представлений об обучении дошкольников счету в XX веке.
Задачи исследования:
3. Изучить отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в зарубежных и отечественных исследованиях ХХ века;
4. Выделить основные направления в отражении проблемы обучения детей дошкольного возраста счету в отечественных научных исследованиях XX века.
Методы исследования: историко-педагогический анализ, интерпретация, обобщение, систематизация информации.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает наличие различных подходов к математическому развитию детей дошкольного возраста, которые функционировали на протяжении XX века. Однако в множестве разработанных в данное время концепций можно выделить несколько основных направлений деятельности.
Первое направление связано в основном с разработкой практических методов деятельности и разнообразных дидактических пособий. К представителям данного направления можно отнести М. Монтессори, В.А. Лая, Кюизенера, А. Альтхауз и Д. Дум, Р. Грин, В Лаксон, Е. В. Тихееву, Ф.Н. Блехер и др.
Во второй половине XX века стали активно проводиться экспериментальные исследования образования и развития умственных действия и операций дошкольников, в целом функционирования интеллектуальной сферы и развития мышления, и формирования элементарных математических понятий, в частности. На основе полученных данных сформулированы возрастные закономерности и возможности, которые имеются у дошкольников в плане обучения счету и формирования математических понятий. К данному направлению можно отнести Ж.Пиаже, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.С. Выготского, Д.Б. Элткониниа и др.
Наконец, в рамках третьего направления разрабатывались комплексные, целостные и логические методики и программы формирования элементарных математических представлений в детском саду, в которых описывались и закономерности формирования числовых представлений у воспитанников, и условия среды и методы, которые должны применяться, деятельность педагогов, формы и методы организации занятий и др.
Таим образом, можно говорить о том, что в XX веке была создана всеобъемлющая теоретическая и практическая база знаний и эмпирических данных, которые актуальны и в современности. Именно на данные знания следует опираться современным ученым при разработке современных методик формирования элементарных математических знаний в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

  

В современных условиях происходит разработка инновационных методик развития математических представлений дошкольников, соответствующих Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. Для того, чтобы данная деятельность была высокоэффективной, необходимо иметь четкие представления о том опыте, который уже имеется, о наработках предшественников. Так, в процессе накопления опыта обучения дошкольников счету, получены данные о психологических закономерностях формирования математических представлений, возможностях детей на каждом возрастном этапе в отношении формирования математических понятий, наиболее эффективных методах для осуществления данной деятельности. Это обуславливает актуальность и необходимость изучения истории становления концепций и методик обучения дошкольников счету.
Цель исследования: выделить, проанализировать, раскрыть и сгруппировать основные направления в отражении проблемы обучения детей дошкольного возраста счету в отечественных научных исследованиях XX века
Объект исследования: развитие представлений об обучении дошкольников счету.
Предмет исследования: развитие представлений об обучении дошкольников счету в XX веке.
Задачи исследования:
1. Изучить отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в зарубежных и отечественных исследованиях ХХ века;
2. Выделить основные направления в отражении проблемы обучения детей дошкольного возраста счету в отечественных научных исследованиях XX века.
Гипотеза исследования: исследования психологов и педагогов XX века, их методические разработки в области обучения дошкольников счету могут стать продуктивной основой для формирования современной методики формирования элементарных математических представлений данной категории детей.
Методы исследования: историко-педагогический анализ, интерпретация, обобщение, систематизация информации.
Теоретическая значимость: исследование, обобщение и систематизация взглядов ученых XX века на сущность обучения счету дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I.Отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в научных исследованиях первой половины XX века.
1.1 Отражение проблемы обучения детей дошкольного возраста счёту в зарубежных исследованиях.

В качестве наиболее существенных и известных систем математического обучения дошкольников в зарубежной педагогике начала XX века можно выделить следующие концепции.
Одна из концепций была создана итальянским педагогом Марией Монтессори, которая указывала на то, что без наличия математических представлений становится невозможным осуществление любой деятельности.
Математика не представляет особой сложности для способных воспитанников. Математические представления доступны для осознания и применения на практике любому человеку, в том числе и маленькому. Происходит развитие дошкольника в процессе восприятия конкретных объектов, сопоставления их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому. При этом он действует согласно активно формирующимся на данном этапе его жизнедеятельности чувствам: зрению, слуху, осязанию и др. Детский ум сразу способен принять разнообразную богатую сенсорную и двигательную информацию, формируя одновременно математические способности [10].
«Математическим духом» Мария Монтессори обозначала разнообразные математические способности. Это способность к исследованию окружающего мира, к абстрагированию, точность, оценивание и сравнение, аргументация и суждение, воображение и креативность.
«Математический дух» является характерным для каждого субъекта и выражается сне связи с тем, осуществляет ли конкретный субъект математические вычислениями или нет. При установление наиболее короткой дороги из пункта А в пункт Б, при определении времени, необходимого для реализации разнообразных действий, при забрасывании мяча в баскетбольную корзину и во многих других случаях человеку требуется глазомер и понимание математических отношений [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы