Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Использование игровых развивающих ситуаций в формировании здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста 6
1.1. Основные понятия исследования, их характеристика 6
1.2. Средства, методы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста 11
1.3. Возможности развивающих образовательных ситуаций в формировании здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста 15
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ с таршего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Методы изучения здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста 19
2. .2. План работы по использованию игровых развивающих ситуаций в формировании здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

  

Введение:

 

В настоящее время проблема формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников довольно актуальна, ведь в обычной жизни дети наблюдают разное поведение, как родителей, так и незнакомых людей.
Действительно, у всех людей разный образ жизни, и он не всегда правильный – «здоровый». У многих родителей отсутствует приоритет сохранения здоровья над другими жизненными ценностями. Зачастую можно наблюдать картину, что ребенок не имеет представления о том, что такое «здоровый образ жизни».
От того, будут ли заложены представления о здоровом образе жизни, будет ли сформирована здоровьесберегающая компетентность у детей дошкольного возраста, будет зависеть судьба общества в целом, ведь воспитание здорового человека физически и психически является приоритетным.
На практике, не всегда удается сформировать у детей представления о здоровом образе жизни, так как помимо детского сада на ребенка оказывает большое влияние общество и семья, это и является одной из причин возникновения проблемы вредных привычек (табакокурения, алкоголезависимости и наркозависимости, ожирения, болезней).
Формирование привычек здорового образа жизни напрямую связано с наличием у человека представлений о здоровье и здоровьесберегающих факторах.
Если в старшем дошкольном возрасте элементарные представления формируются на базе имеющихся привычек здорового поведения, то в старшем дошкольном возрасте этот процесс взаимообусловлен. К концу пребывания ребёнка в детском саду у него должно быть сформировано осознанное отношение к простейшим правилам здорового поведения. Более того, некоторые привычки поведения могут формироваться под влиянием полученных знаний о пользе и вреде того или иного типа поведения.
Формирование представлений у детей дошкольного возраста исследовали: Запорожец А.В., Н. Н. Поддьяков, Венгер Л.А., и др.
На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
Целью данной курсовой работы является обоснование использования игровых развивающих ситуаций в формировании здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
— изучить и описать основные понятия исследования, их характеристика;
— рассмотреть средства, методы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста ;
— определить возможности развивающих образовательных ситуаций в формировании здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста;
— проанализировать методы изучения здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста;
— составить план работы по использованию игровых развивающих ситуаций в формировании здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – теоретические основы использования игровых развивающих ситуаций в формировании здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – проектирование работы по использованию игровых развивающих ситуаций в формировании здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников; обобщение изученных материалов.
Курсовая работа включает: введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, учитывая все выше изложенное, стоит сказать, что:
Внимание взрослых должно концентрироваться на формировании у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, к собственному здоровью как важнейшей жизненной ценности, невозможно без организации и осуществления педагогического процесса, системы знаний и организации совместной деятельности ребенка со взрослыми с целью получения соответствующих умений и навыков.
Хочется верить, что современные дошкольники еще с дошкольного детства усвоят азы здорового образа жизни. Но для этого взрослым (особенно родителям) необходимо сделать несколько шагов, и первый из них – самому быть примером для ребенка.
Ведь хорошо известно, что личность сформируется личностью. Это – аксиома, которая сегодня не требует доказательства.
Итак, здоровый образ жизни – это результат взаимодействия многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияют на состояние здоровья.
Дошкольный возраст относится к критическому периоду в жизни ребенка.
На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. В этот период происходит «глубинная» перестройка в обмене веществ, которая связана с максимальной частотой детских инфекций и представляет серьезную опасность для здоровья.
Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых, ведь здоровье ребенка формируется в течение всей его жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Забота о здоровье ребенка, признание его самой большой ценностью предусматривает внедрение в образовательную систему принципа гуманизации, который становится одним из стратегических принципов организации учебно-воспитательного процесса.
Ведь от него зависит, какой будет личность. С какими ценностными ориентациями она будет жить. Гуманистическая направленность учебного процесса основывается на уважении к ребенку, вере в ее возможности, отсутствия критиканства, объективно оптимистичном анализе, убедительности в уникальности каждой ребенка, принятии его таким, какой он есть.
Важным принципом современной системы дошкольного образования является принцип оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса, является производным от принципа гуманизации.
Реализация этого принципа предполагает создание здоровьесберегающей среды, то есть среды, в которой ребенку приятно и безопасно находиться, что стимулирует ее развитие, обеспечивает комфортные условия для формирования здоровья и является оптимальным для ее роста.
Таким образом, из-за активизации музыкально-ритмической деятельности дошкольников в условиях интересной, захватывающей деятельности – ритмики – происходит соответствующее музыкально-ритмическое развитие ребенка.
К тому же, как нам удалось установить, занятия ритмикой способствуют формированию не только общей культуры личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер, но и общего позитивного влияния на здоровье старшего дошкольника.

Выводы по 2 главе

Крепкое здоровье – важная основа успешного разностороннего развития ребенка и раскрытие его личностного потенциала. Однако, к сожалению, ситуация относительно состояния здоровья подрастающего поколения в России неутешительна.
Неблагоприятные экологические, социально-экономические, политические, бытовые и психологические условия жизни, материальные.
Задача педагогов – формировать у детей приоритеты здоровья, чувство ответственности за него, учить их быть здоровыми с самого раннего возраста, формируя мировоззренчески-оздоровительное поведение. Если личность станет носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета, то и именно ее жизнь станет плодотворной, здоровой и продолжительной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, здоровьесберегающая технологии в дошкольном образовании – технология, направленная на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и укрепления здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, воспитателей и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня здоровья дошкольников и воспитание культуры здоровья как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и укреплять его, формирование здоровьесберегающей компетентности, позволяет дошкольнику решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи, связанные с предоставлением элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Реализация здоровьесберегающих технологий предусматривает:
1) организацию образовательной среды в ДОУ по требованиям личностно-ориентированного подхода;
2) мониторинг уровня здоровья детей;
3) реализацию диагностических, коррекционных и реабилитационных мероприятий с детьми в зависимости от группы здоровья;
4) создание комфортных условий пребывания в ДОУ для всех детей, в том числе и с особыми потребностями;
5) выбор оптимальных технологий воспитания и обучения с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей развития ребенка;
6) оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов. [15, с. 104].
Система формирования культуры здоровья дошкольника выполняет функции:
• прогрессивной интеграции (объединяет и приводит в соответствие воспитательный взаимовлияние субъектов системы, обусловливает единство и целесообразность задач, форм и методов формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста);
• самореализации (предоставляет возможности и средства для удовлетворения базовых потребностей дошкольника в самовыражении, самоутверждении, компетентности при получении знаний);
• развития (обеспечивает процесс количественных и качественных изменений этой системы как среды и фактора развития ее субъектов: педагогов, детей дошкольного возраста и членов их семей).
Основными принципами организации образовательного процесса в дошкольном учебном заведении по формированию здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольников являются:
• целостность: формирование внутреннего единства личности и ее целенаправленной ориентации на основы здорового образа жизни при соблюдении относительной автономности;
• комплексность: совокупное участие всех основных институтов социализации ребенка дошкольного возраста в сфере формирования навыков здорового образа жизни (активное участие дошкольного учебного заведения, семьи, любого окружения ребенка);
• последовательность: тщательный отбор информации, предоставляемой ребенку, который ориентирован на ближайшую зону развития ребенка дошкольного возраста и исключает сведения, которые могут провоцировать его интерес к поведению, что разрушает здоровье;
• амплификация: максимальное использование возможностей каждого возрастного периода в соответствии с содержанием в сфере здорового образа жизни на основе актуальных потребностей и ценностей с учетом реальных факторов риска;
• соответствие социокультурным нормам: присущие обществу стандартов и норм поведения [25, с. 47].

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Основные понятия исследования, их характеристика

В современном обществе, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья как взрослых, так и детей, к снижению их физического и умственного потенциала.
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др. [7].
По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [1].
Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном – процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В.П.Казначеев дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни» [14, с.123].
Исходя из этого определения, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».
С совокупности компетенций складывается компетентность, под которой, как отмечает К. Крутий, чаще все понимают интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые присвоены в процессе обучения и социализации, ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Рассмотрев понятие «компетентность», обозначает здоровьесберегающую компетентность как комплекс знаний, умений, отношений и ценностей, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья – своего и окружающих – в повседневной жизнедеятельности.
В рамках формирования здоровьязбережувальнои компетенции перед воспитателями стоят следующие задания:
— формирование знаний о здоровье человека, что предполагает знание о составных частях тела и его анатомическое строение, уход за телом, режим дня, закаливание, активный двигательный режим, правильное питание, воздействие вредных привычек;
— формирование и совершенствование знаний об особенностях отношений между людьми, культуре поведения; о профилактике болезней и безопасности жизнедеятельности.
— воспитание мировоззренческих позиций, которые на первое место в иерархии системы ценностей ставят жизнь и здоровье человека;
— воспитание у детей мотивационных установок на приоритет здоровья, на здоровый образ жизни;
— формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, здоровьясберегающим знаниям, практическим навыкам (гигиенический уход за телом; закалки, выполнения физических упражнений; усвоения культурно-гигиенических навыков пищи; правильное питание; бесконфликтное радостное общение со взрослыми и товарищами; проявления доброты, внимания, милосердия, чувствительности к другим людям; самостоятельное урегулирование возбужденного поведения; пользования правилами личной безопасности, дорожно-транспортного движения).
— воспитание у детей альтруизма, проявляющегося в желании активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретенные элементы практических навыков.
Одним из главных провозглашенных принципов дошкольного образования является принцип оздоровительной направленности.
В рамках гуманизации системы образования на всех ее уровнях определения сохранения и приумножения здоровья ребенка как приоритетного результата труда воспитателя естественно. Ведь именно здоровье выступает базисом воспитания, развития, обучения личности. Сделать жизнедеятельность ребенка полной положительными эмоциями, активной, разносторонне деятельной, познавательной, интересной, полезной, безопасной – главная задача воспитателя.
По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела».
И.И.Брехман считает, что здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. [32].
В.П.Петленко (1997) предложил понимать здоровье как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды.
Рассматривая человека как целостную систему, многие авторы выделяют преимущественно следующие виды его здоровья: физическое, психическое, нравственное, социальное. Следовательно, здоровье необходимо рассматривать как многомерную интегративную характеристику личности. Психическое и психологическое здоровье. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка [33].
Г.С.Никифоров рассматривает три специфических уровня психического здоровья: биологический, психологический и социальный [16, C.104].
На биологическом уровне здоровье предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и адекватное реагирование на влияния окружающей среды [16].
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру человека: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и т.д. [20].
А включенность индивида в систему общественных отношений определяет социальный уровень психического здоровья.
Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [20].
Социальное здоровье. Социальное здоровье может быть представлено как динамическая совокупность свойств и качеств личности, позволяющих ей успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе, связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы [20].
По данным научных исследований здоровье человека закладывается в детстве и обусловливается на 50% – образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и примерно на 10% – возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт [6, с.1].
Понятие «здоровый образ жизни» разные ученые определяют по-разному. Так, здоровый образ жизни, по определению ВОЗ, представляет собой «оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды» [1].
По мнению С.В. Попова в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
— оптимальный двигательный режим;
— рациональное питание;
— закаливание;
— личная гигиена;
— положительные эмоции [10].
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
По мнению С.В. Попова основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
— Рациональный режим;
— Правильное питание;
— Рациональная двигательная активность;
— Закаливание организма;
— Сохранение стабильного психоэмоционального состояния [10, с. 56].
У детей XXI века необходимо формировать интерес к оздоровлению собственного организма посредством формирования у них элементарных валеологических знаний. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
Таким образом, здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы