Курсовая с практикой на тему Формирование дружеских отношений (у) ?(как правильно по авторским разработкам надо писать или нет?) старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.2. Специфика формирования дружеских отношений у дошкольников 10
1.2.1. Возрастные особенности дружеских отношений дошкольников 10
1.2.2. Методы и приёмы, средства, условия формирования дружеских отношений в ДОО 15
1.3. Возможности сюжетно-ролевой игры в формирование дружеских отношений у дошкольников 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 27
2.1. Изучение дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Практическая работа 34
2.3. Рекомендации воспитателям, родителям 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Введение:
Актуальность исследования. Общение – это процесс передачи и вос-приятия сообщений с помощью вербальных и не вербальных средств, кото-рый охватывает обмен информацией между участниками общения, ее вос-приятия и познания.
Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многоплановый процесс установления и развития контактов и взаимодей-ствия между людьми, который обычно порождается объективными потреб-ностями их совместной деятельности, направленной на достижение заранее определенных целей. Таким образом, проблема общения в структуре меж-личностных отношений приобретает особую значимость.
Проблема общения и взаимодействия между людьми не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. На современном этапе развития общества ее актуальность возрастает при изучении проблемы межличност-ных отношений в ходе профессиональной деятельности. Положительные от-ношения между коллегами, благоприятный социально-психологический климат – одно из условий высокопроизводительной профессиональной дея-тельности, что было показано еще в ходе известного Хауторнского экспери-мента. Вместе с тем, проблема социально-психологического климата не теря-ет своей актуальности и сейчас.
В реальной жизни мы часто встречаем ситуации, в которых необходи-мо воздействовать на другого человека. Понятие манипуляции хорошо зна-комо психологам.
Общение важно для каждого. Нас сопровождают разговоры с различ-ными людьми – разговоры личные, дружеские, деловые и разговоры с рядо-выми прохожими. Но, чтобы быть удачным собеседником, нужно еще мно-гое, кроме простого произнесения слов.
Самые тесные контакты происходят в малых группах дошкольников, которые образуются из небольшого количества (от 3 до 40) детей, которые объединяются на основе общих потребностей, мотивов, интересов, стремятся к самоорганизации для направления своих объединенных усилий на дости-жение общих целей, придерживаются некоторых норм группового поведе-ния, что соответствует их представлениям о добре и зле, о необходимом и запрещенном. Примерами малых социальных групп являются отдельные группы дошкольников.
Определяя положение каждого ребенка в коллективе, надо стремиться найти способы улучшения этого положения, выявляя причины, от которых оно зависит. Необходимо изучать группы детей, определять статус каждого ребенка в группе и заниматься коррекцией поведения изолированных детей, коррекцией отношения к ним сверстников, формирования дружеских отно-шений, это уменьшит количество детей с асоциальным поведением и поможет детям чувствовать положительные эмоции в коллективе, иметь высокий ста-тус среди сверстников.
Проблема исследования: являясь неотъемлемым атрибутом жизни че-ловека, межличностное отношение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности, при этом качество дружеские отношения влияют на об-щение, уровень достигнутого понимания, статус личности дошкольника в группе.
ФГОС отмечают полноценное развитие ребенка, формирование в до-школьном детстве личностно-значимых умений и способностей и приобрете-ния образовательных компетенций (социальной, коммуникативной, инфор-мативной, когнитивной и т.д.). Выполнение этой задачи возлагается на до-школьное учебное заведение, поскольку именно здесь в значительной степе-ни происходит формирование социально-коммуникативной компетенции у детей в целом и дружеских отношений в частности, чему особенно способ-ствует игровая деятельность, ведь опыт, который ребенок приобретает в иг-ре, он постепенно применяет в своей жизни.
Проблема межличностных отношений изучалась таким исследователя-ми, как Г. Андреева, А. Бодалев, А. Глоточкин, А. Донцова, И. Дубровина, А. Журавлева, Ю. Забродин, Я. Коломинский, Е. Кузьмин, А. Маркова и др. Многочисленные зарубежные и отечественные исследователи занимаются разработкой проблемы организационно-психологического исследования процессов управления персоналом (Л. Джуэлл, К. Дэвис, Л. Карамушка, Ф. Лютенс, Д. Ньюстром, В. Чикер, Е. Шейн).
В исследованиях ученых (Л. Артемова, Г. Беленькая, А. Богуш, Н. Гавриш, А. Кононко и др.) акцентируется необходимость усиления вни-мания к формированию социальной компетенции дошкольника (в том числе и дружеских отношений), что способствует активизации личностного потен-циала ребенка.
Коммуникативные способности личности исследовали Л. Бирюк, Л. Карамушка, Я. Коломинский, С. Максименко, К. Роджерс, Л. Савенкова, и др.; теорию и практику формирования коммуникативной компетенции – В. Андриевская, М. Вашуленко, А. Власова, А. Коваленко и др.; феномен соци-ально-коммуникативной компетенции, в состав которой входят дружеские отношения дошкольников, является предметом исследований А. Богуш, Ж. Гориной, Л. Калмыковой и др.
Значительное количество научных работ посвящено анализу интерак-ционной сфере дошкольников и ее влиянию на становление взаимоотноше-ний в коллективе сверстников, в частности: деятельностному опосредованию межличностных отношений (В. Абраменкова, А. Запорожец, В. Мухина, А. Рузский, Х. Шакуров и др.); генезису коммуникации, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт взаимодействия в общении (И. Зотова, А. Коваленко, И. Луценко, Т. Пироженко, Г. Смольникова и др.), взаимодей-ствию со сверстниками в процессе игровой деятельности (Л. Божович, Д. Венгер, Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Запорожец, А. Леонтьев, Л. Лысенко, С. Русова и др.).
Актуальность темы данной работы обусловлена недостаточной разра-ботанностью проблемы формирования дружеских отношений у дошкольни-ков в сюжетно-ролевой игре.
Объектом нашего исследования являются дружеские отношения детей дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования является процесс общения в системе отношений между людьми в обществе.
Целью нашего исследования является формирование дружеских отно-шений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих за-дач:
1. Провести Анализ психолого-педагогической литературы по про-блеме исследования.
2. Описать специфику формирования дружеских отношений у до-школьников.
3. Дать характеристику возможностям сюжетно-ролевой игры в формировании дружеских отношений у дошкольников.
4. Изучить дружеские отношения у детей среднего дошкольного возраста.
5. Провести практическую работу по формированию дружеских от-ношений у дошкольников.
6. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей.
Методы исследования:
– теоретический метод (анализ литературы, посвященной исследуемой проблеме, синтез и обобщение);
– эмпирический метод (наблюдение за игровой деятельностью, беседа, количественный и качественный анализ данных).
Заключение:
Дружеские отношения у детей старшего дошкольного возраста мы по-нимаем как систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопе-реживании. В структуре дружеских взаимоотношений выделяем три компо-нента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Дружеские отношения дошкольников предполагают способность детей комплексно ис-пользовать речевые и неречевые средства с целью коммуникации, инициа-тивность общения в конкретных социально-бытовых и игровых ситуациях, умение планировать и организовывать различные виды игр, соблюдать иг-ровое партнерство и ролевые способы поведения, нормы этикета общения в процессе игры.
Для определения уровней сформированности социально-коммуникативной компетенции использовалась серия игровых заданий (сю-жетно-ролевые игры, игровые ситуации и т.д.), в результате применения ко-торых было установлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста находилось на среднем и низком уровнях сформированности дру-жеских отношений.
В работе по формированию дружеских отношений у старших до-школьников использовались сюжетно-ролевые. Предложенная система прак-тической работы была построена с учетом требований системности и этапно-сти и содержала три блока в соответствии с выделенной структурой комму-никации дошкольников: положение ребенка в группе сверстников; поведение детей в процессе игры; отношение ребенка к дружбе. Содержательная часть разработанной системы работы состояла из трех частей: «Бытовые игры», «Подвижные», «Драматические игры».
Важными условиями формирования дружеских отношений считаем со-здание развивающей предметно-игровой среды в ДОУ и благоприятных дружеских отношений в семье; обеспечение сопровождения формирования дружеских отношений в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования
Первую школу нравственности дети проходят в семье и детском саду на ступени дошкольного возраста, когда их учат видеть другого, гуманно относиться к нему. Задача воспитания такого отношения к человеку облегча-ется, если ребенок испытывает к нему симпатию, тем более избирательную, которая становится источником детской дружбы.
В нашем исследовании мы изучаем проблему формирования друже-ских взаимоотношений дошкольников. Человек так или иначе относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Чувства, интересы, внимание являются психическими процессами, которые выражаются в отношении че-ловека, его позициях. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Понятие «дружеские взаимоотношения» многогранно по своему со-держанию. По мнению А.Г. Рузской, в заимоотношения – субъективно пере-живаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рам-ках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения [Павленко Т.А., 2003]. Взаимоотношения характеризуются избирательно-стью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен из-бирательности обусловлен потребностной сферой человека.
Дружеские взаимоотношения формируются на основе дружбы. В пси-холого-педагогической литературе «дружба» определяется в качестве устой-чивого чувства (В.А. Сухомлинский, А.И. Аржанова и др.), содержательных взаимосвязей между детьми (С.А. Козлова), избирательной эмоциональной привязанности (И.С. Кон) и др. Все составляющие характеристики «друж-бы» можно считать по – своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что дружба – это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающий специфику проявления не-которых нравственных особенностей, таких, как сочувствие и сопережива-ние. Дружба – всеобщий эталон человеческих отношений, «неизменно зани-мает высшее место в иерархии нравственных отношений» (И.С. Кон) [Мяси-щев В.Н., 1995, с. 237].
Под дружескими взаимоотношениями дошкольников мы понимаем си-стему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, из-бирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании. В структуре дружеских взаимоотношений выделяем три компонента: когни-тивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
Дружба, дружеские отношения между детьми дошкольного возраста были предметом исследования многих педагогов и психологов в 50-70-е гг. (В.П. Залогиной, А.И. Аржановой, Т.А. Марковой и др.). В исследованиях проанализированы объективные условия жизни ребенка в детском саду, где воспитание осуществляется в обществе сверстников, раскрыта гуманистиче-ская направленность этого воспитания; личные детские отношения, дружба рассматривается в неразрывной связи с развитием начал коллективных вза-имоотношений. Указывается, что формирование их осуществляется в про-цессе игровой, трудовой деятельности детей, выделяется специфика каждой из них в воспитании дружбы между детьми [Аржанова А.И., 1997].
Дружеские отношения – это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Дружба невозможна без действий, поступков, свя-занных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, вниматель-ностью. Следовательно, в дружбе постоянно идет процесс нравственного воспитания и совершенствования. Дружеские отношения возникают в про-цессе общения, а общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности чело-века, устремленного на познание и оценку самого себя через посредство дру-гих людей [Коломинский Я.Л., 2000].
В своем исследовании мы опирались на следующее понятия дружбы А.И. Аржановой: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов – с одной стороны, а с другой – своеоб-разный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения [Аржанова А.И., 1997].