Часть дипломной работы на тему Развитие предпосылок познавательных универсальных учебных действий посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ». 7
1.1 Проблема
познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической
литературе. 7
1.2 Развитие предпосылок познавательных универсальных
учебных действий как психолого – педагогическая проблема. 17
1.3 Возможности использования технологии «Сказочные
лабиринты игры» в развитии предпосылок познавательных универсальных учебных
действий. 31
Выводы по первой главе. 34
Список используемой литературы.. 36
Введение:
Актуальность исследования.
Перестройка социально-экономических и политических условий развития общества,
его демократизация и гуманизация, возрождение духовности, общечеловеческих
ценностей, национальной культуры, традиций народа РФ, переход к рыночным
экономическим отношениям требуют перестройки и дальнейшего развития системы
образования.
Одним из направлений
усовершенствования процесса развития личности ребенка является активизация
познавательных интересов, важным критерием которой выступает сформированность
познавательной активности ребенка. Проблема становления познавательных
интересов постоянно находится в центре внимания ученых, поскольку ее успешное
решение позволяет существенно повысить эффективность, результативность и
качество учебно-воспитательного процесса. Она рассматривалась
педагогами-классиками, например Я. Коменским, Й. Песталоцци, А. Дистервегом, И.
Гербартом, Г. Сковородой, К. Ушинским, В. Сухомлинским. Вопросы формирования
познавательной деятельности, активизации и мотивации обучения рассматривают в
своих трудах К. Абульханова-Славская, А. Демин, Л. Божович, В. Буряк, А.
Киричук, В. Козаков, Й. Лингарт, И. Лернер, В. Лозова, А. Маркова, О. Матюшкин,
П. Подкасистый, С. Рубинштейн, А. Савченко, Г. Щукина, Т. Шамова и др.
Анализ педагогического опыта и
содержание психолого-педагогической литературы позволяет считать, что сегодня
происходит определенное снижение познавательных интересов детей, что довольно
часто вызвано недооценкой воспитателем роли активных методов обучения,
перегруженность, недостаточное время для обучения детей приемам познавательной
деятельности. Как правило, эти и другие проблемы связаны с преимущественно
пассивной ролью ребенка.
Преодолению формализма в усвоении
знаний способствует построение учебный процесс на гуманной основе. Этот вопрос
всесторонне исследуется в трудах А. Богуш, И. Беха, В. Бондаря, С. Гончаренко,
И. Зязюна, В. Кременя, Н. Ничкало, А. Сманцера, А. Савченко, А. Сухомлинской и
многих других ученых.
Вместе с тем многие важные
аспекты этой проблемы остаются не исследованными или недостаточно
исследованными. Это касается, в частности, вопроса о месте и функциях обучающей
игры в развитии познавательных интересов. Сочетание обучающей игры с учебным
материалом может сделать процесс усвоения знаний интересным, повысить
активность детей, интенсивность их мышления, памяти и воображения.
Значительное количество
исследований в этом плане связано с разными аспектами повышения эффективности
обучения с помощью отдельных видов игр или их комплексов (Л. Артемова, А.
Вербицкий, П. Пидкасистый, А. Янковская). Использование народоведческого
материала в условиях учебного процесса дошкольного учреждения поднято в
исследованиях Л. Грацианской, З. Сергийчук, Р. Скульского, М. Стельмаховича, Б.
Ступарика, К. Щербины). Однако у указанных авторов вопросы эффективного
использования народоведческого материала и обучающей игры в развитии
познавательных интересов детей освещены косвенно.
Следовательно, многие вопросы,
требующие внимательного исследования, пока не нашли должного освещения, что и
обусловило выбор темы научной работы: «Развитие предпосылок познавательных
УУД детей дошкольного возраста посредством технологии «Сказочные лабиринты игры».
Цель работы: теоретически
обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития
познавательных интересов детей дошкольного возраста средствами технологии
«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему
познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической
литературе.
2. Рассмотреть развитие
предпосылок познавательных универсальных учебных действий как психолого –
педагогическую проблему.
3. Выявить возможности
использования технологии «Сказочные лабиринты игры» в развитии предпосылок познавательных
универсальных учебных действий.
4.
Выявить уровень сформированности предпосылок познавательных универсальных
учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
5. Реализовать психолого – педагогические
условия развития предпосылок познавательных универсальных учебных действий у
детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Сказочные лабиринты
игры».
6.
Проанализировать результаты опытно – экспериментальную работу по развитию
предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей старшего
дошкольного возраста.
Объектом исследования есть
процесс развития познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Предметом исследования
есть педагогические условия развития познавательных интересов детей дошкольного
возраста средствами технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В.
Воскобовича.
В основу исследования положено
предположение о том, что развитие познавательных интересов будет проходить
эффективнее, если создаются ситуации успеха в познавательной деятельности;
использование технологии "Сказочные лабиринты игры" В. В.
Воскобовича; включение детей в дидактические игры.
Методы исследования:
анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
для выявления сущности ключевых понятий и педагогических условий; наблюдение за
детьми; тестирование детей, интервью с воспитателями по выявлению состояния
проблемы; наблюдения, задачи-ситуации для выявления имеющегося уровня
сформированности познавательных интересов детей дошкольного возраста;
педагогический эксперимент в целях проверки выдвинутого предположения;
количественный и качественный анализ результатов.
Теоретической основой
нашей научно-исследовательской работы является закономерности и принципы дифференциации
и индивидуализации педагогического процесса, взаимосвязи и взаимозависимости
педагогических явлений, положения о творческой деятельности и творческой
активности личности, ведущую роль специалистов дошкольного профиля в решении
воспитательных и учебных задач дошкольника.
Практическая значимость
полученных результатов состоит в том, что разработана и внедрена
опытно-экспериментальная программа, содержание диагностики уровня
сформированности познавательных интересов детей дошкольного возраста, программа
и планы-конспекты занятий, материалы к ним могут быть использованы в практике
работы воспитателя дошкольного учреждения.
Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав, выводов к главам и заключения, списка
использованных источников, приложений. Общий объем работы __ страниц, список
литературных источников содержит 89 наименований.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ
ИГРЫ»
1.1 Проблема
познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической
литературе
Познавательное развитие детей — одно из
важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью,
помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей
жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность
перерастает в познавательную активность
— состояние внутренней готовности к познавательной деятельности,
проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых
впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием
ребенка его познавательная активность все больше начинает
тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность
свойственна взрослым людям.
В период дошкольного детства благодаря
познавательной активности ребенка происходит зарождение
первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития.
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством
на пути познания мира);
Информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий
нашего мира и мыслительных процессов, необходимых для получения и переработки
информации. Сюда относятся:
— что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего
мира для своего познания;