Курсовая с практикой на тему Алалия и методы формирования речи при различных ее видах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования нарушений речевой деятельности при алалии 5
1.1 Алалия как речевая патология: проявления, теоретические представления 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с алалией 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Практические особенности реализации коррекционно-логопедической деятельности при различных формах алалии 23
2.2 Общие принципы коррекционно-логопедической деятельности при алалии 23
2.2 Этапы и специфические особенности преодоления речевых нарушения при алалии 26
Выводы по главе 2 32
Заключение 33
Список литературы 34
Введение:
В логопедической науке в настоящее время выделено большое количество разнообразных нарушений речи. Ученые и педагоги отмечают, что количество детей с теми или иными нарушениями речи стремительно увеличивается. Тревожной тенденцией можно считать тот факт, что увеличивается количество детей, имеющих те или иные патологии речевой деятельности. Также можно отметить тот факт, что увеличивается не только количество речевых нарушений, но и их тяжесть. Иными словами, чаще встречаются системные нарушения речи, такие как алалия, афазия диагностируется в более раннем возрасте. Наиболее многочисленная группа лиц с речевыми нарушениями – это дошкольники.
Алалия представляет собой системное нарушение речи, при том, что остальные системы остаются сохранными. Зачастую алалия проявляется полным отсутствием речи. Причины возникновения данной патологии лежат в нарушениях центральной нервной системы, этим же объясняется сложность коррекционной деятельности при данном нарушении речи. Следует отметить, что работа по преодолению недостатков речевой деятельности в этом случае обязательно должна быть комплексной, т. е вестись сразу в нескольких направлениях: медицинском, психологическом, логопедическом, педагогическом и др. Усилия одного специалиста, например, только логопеда не приведут к положительному результату.
Проявления и способы коррекции алалии исследовались таким учеными, как Е. Ф. Соботович, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, В. А Ковшиков и др.
Цель исследования: изучить специфику коррекционной работы по преодолению недостатков речи при алалии.
Объект исследования: различные формы алалии.
Предмет исследования: специфика коррекционной деятельности при алалии.
Задачи исследования:
1)Рассмотреть теоретические представления о структуре и проявлениях алалии;
2) Изучить психолого-педагогические характеристики дошкольников с алалией;
3) Охарактеризовать общие принципы работы при алалии.
4) Рассмотреть методику коррекции речевой деятельности при алалии.
Гипотеза: преодоление алалии требует комплексного подхода, а также учета индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных знаний.
Заключение:
Таким образом, алалия представляет собой системное нарушение речевой деятельности, которое обусловлено органическими поражениями центральной нервной системы. Выделяют две основные формы алалии: сенсорная, которая связана с недостатками в процессе понимания и восприятия речи, и моторная, при которой нарушен процесс порождения речи. Внутри каждой из этих форм выделяются также более мелкие формы алалии.
Помимо нарушений речи при алалии страдают также психические процессы, поведение, умственная деятельность, процесс коммуникации, так как речь является необходимым компонентом всех выделенных процессов.
Выделенные особенности определяют некоторые специфические аспекты коррекционной деятельности. Так, работа при данном нарушении должна быть обязательно комплексной и сочетать в себе усилия многих специалистов (медиков и педагогов), иначе не будет достигнут необходимый эффект.
В работе по преодолению речевых нарушений при алалии специалисты выделяют несколько этапов. На начальных этапах происходит формирование мотивации к речевой деятельности и общению, на завершающих ребенок осваивает навыки ведения диалога, способность выстраивать рассказ, подготавливается к освоению навыков чтения и письма.
Соответственно, эффективность коррекционной деятельности при алалии определяется рядом факторов: тяжестью первоначального дефекта, формой алалии, грамотностью организации коррекционного подхода.
Фрагмент текста работы:
Алалия – это речевое нарушение у детей, основанное на различных патологиях и недостаточности развития речевых центров коры головного мозга. Кроме термина «алалия» для обозначения этого нарушения речевой деятельности в научных трудах, особенно принадлежащих иностранным ученым, используется достаточно широкий арсенал иных определений: «врожденная афазия», «онтогенетическая афазия», «афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого развития», «конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка», «слухонемота» и т. д. [9]
В современной науки созданы разнообразные классификации алалии, так как она имеет достаточно различные особенности протекания, признаки и проявления, а также степень тяжести поражения речевой деятельности.
А. Либманн в 1925 году выделил такие формы алалии, как моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, промежуточный тип между слухонемотой и тяжелым косноязычием [1].
Б.Ф. Соботович в 1985 году, анализируя данное нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов реализации речевой деятельности, описывает такие формы алалии: с доминирующими нарушениями в освоении парадигматической или синтагматической систем языка. При моторной алалии, согласно мнению Е. Ф. Соботович, фиксируется низкая степень овладения символьной системой языка (правилами соотнесения и использования символов в процессе порождения речи) [1].
Р. Е. Левина в 1951 году создала психологическую классификацию патологии [3]. Она охарактеризовала несколько категорий детей:
— с нарушениями слухового (фонематического) восприятия;
— с нарушениями зрительного (предметного) восприятия;
— с нарушением психической активности.
Особое внимание необходимо уделить тому факту, что Р. Е. Левина обозначила центральный симптом алалии, который дает возможность разграничить ее с иными нарушениями формирования речевой деятельности. При обследовании группы школьников, у которых подтверждена сохранность организации и функций слуховой системы и зафиксирован достаточный уровень развития мыслительной сферы, нормально развитый речевой аппарат, одновременно была обнаружена невосприимчивость к человеческим звукам, нарушена дифференциация звуков [10].
В.К. Орфинская в 1963 году разработала лингвистическую классификацию. Она дифференцировала десять типов алалии по доминирующей форме нарушения языковой системы с первичным или вторичным дефектом:
— 4 формы моторной,
— 4 формы сенсорной недостаточности,
— 2 формы, которые сопровождаются нарушениями зрительно-моторной координацией, из-за чего страдает речевая деятельность.
Тем не менее научным сообществом признана в качестве основной и активно используется в практической работе классификация, предложенная В. А. Ковшиковым. Внутри описываемой классификации выделяются несколько типов алалии, таких как:
— сенсорная,
— моторная,
— сенсорно-моторная (смешанная)
При алалии патологическим изменениям подвержена и фонетико-фонематическая сторона речевой деятельности, и лексико-грамматическая организация, причем выделенные параметры непосредственно взаимодействуют.
Структура дефекта при моторной алалии выстраивается в соответствии со следующей схемой:
1. Нарушения процесса овладения символьной системой языка. У детей отмечается низкое качество формирования операций программирования, отбора, анализа языкового материала в процессе высказывания.
2. Недоразвитие операций выбора и комбинирования. Такое нарушение становится причиной развития нарушений в языковом (и вербальном) оформлении высказывания.