Контрольная работа на тему Понятие социального партнерства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 4
2. ФАКТОРЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 9
3. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Введение:
В странах с развитой рыночной экономической структурой основным механизмом влияния государства на общественно-трудовую сферу является формирование правил трудовых отношений, выстроенных на основе социального партнерства. При этом в процессе регулирования принимают участие три стороны: государство, объединения работодателей и объединение работников (профсоюзы).
Социальное партнерство – это важнейший элемент социальной направленности в современной рыночной экономике.
В странах с рыночной экономикой, социальное партнерство приобрело широкое распространение по причине того, что их пришли к пониманию необходимости главенствующего статуса социального партнерства в жизни страны для стабильности развития экономики.
Детальный анализ зарубежного опыта в области социального партнерства помог создать национальную систему партнерства с учетом всех положительных сторон, но с учетом национальных особенностей. При создании концепции совершенствования социального партнерства в России, оно рассматривается с точки зрения особого типа общественных и трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Целью данной работы является рассмотрение понятия социального партнерства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие социального партнерства.
2. Описать факторы и функции социального партнерства.
3. Охарактеризовать принципы и формы социального партнерства.
Заключение:
Исходя из вышесказанного и поставленных задач в работе, можно сделать следующие выводы.
Социальным партнерством называется механизм взаимодействия социальных институтов, направленный на упорядочение производственного процесса, и согласование интересов его участников.
Благодаря социальному партнерству быстрее разрешаются вопросы по неудовлетворенности работников их условиями труда, а также повышением трудовой производительности, качества товара и продукции, увеличения прибыли.
Основной целью социального партнерства является установление равноправия между работником и работодателем. Это выражается в заключении между ними коллективного договора, где самым подробным образом излагаются права и обязанности каждой из сторон.
Каждый человек имеет право на труд, образование, медицинское обслуживание, свободу перемещения. Для обеспечения этих прав установлены нормативные акты на различных уровнях власти: федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном, локальном.
Создание и развитие социального партнерства обеспечивается становлением его системы, представляет собой сложное и динамичное образование структурно-организационных элементов (субъектов, предметов, связей, нормативно-правового обеспечения), форм, принципов, технологий взаимодействия, объединенных определенным механизмом.
Социальное партнерство возникает между работодателем и наемным персоналом и призвано поддерживать цивилизованные связи интересов сторон. Это важно для осуществления регулирования трудовых и прочих отношений, связанных с вопросами занятости, профессиональной деятельности и т. д.
Для этого выполняется ряд мероприятий:
— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
— взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— участие работников, их представителей в управлении организацией;
— участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
В современных условиях система социального партнерства является одним из важнейших элементов рыночной системы, которая регулирует доходы. Развитие социального партнерства – необходимый элемент для нормального развития экономики каждой страны и мира в целом.
Развитие вопроса о социальном партнерстве в России происходит при полном отсутствии традиций, которые имеются в развитых странах со сложившейся социальной традицией и рыночной экономикой. В России накоплен недостаточный опыт социального партнерства. Стороны соглашений не имеют опыта в успешном преодолении спорных и конфликтных ситуаций. Также в настоящее время в России наблюдается ситуация – недостаточное признание значения профсоюзов в защите интересов работников до полного отсутствия разумного диалога, что служит причиной неприятия некоторыми работодателями профсоюзов.
Мощный толчок для развития социального партнерства должен дать Трудовой Кодекс, который стал первым федеральным актом, в котором закреплено само понятие социального партнерства.
Фрагмент текста работы:
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Социальное партнерство – это социальный институт взаимоотношений между работником и работодателем. Оно устанавливает правила и нормы поведения в данной общественной деятельности.
В Европе социальное партнерство имеет богатую историю. В Германии первое отраслевое соглашение было подписано в 70-х г. 19 века. В 20 веке теория социального государства, в которой особое место отводилось социальному партнерству, была разработана немецким исследователем Людвигом Эрхардом совместно со шведом Гуннаром Мюрдалем.
В 1919 году Лигой Наций (предшественник ООН) создается Международная Организация Труда, работающая по системе трипартизма. Ее главной функцией и в настоящее время является установление правового порядка в отношениях между работодателями, организациями трудящихся и правительствами. В государствах Западной Европы социальное партнерство — неотъемлемая часть процесса урегулирования трудовых отношений. Социальное партнерство стало необходимым компонентом обеспечения социальной стабильности и экономического благосостояния .
В России социальное партнерство стало развиваться после перехода на рыночную экономическую модель. Этому способствовали усилия со стороны государства и профсоюзных организаций.
К законодательным актам, которые регламентируют отношения в сфере социального партнерства, относятся Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), различные законы о профсоюзах и прочие. В основе лежат конституционные права граждан.
Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда (социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений .
Социальное партнерство происходит на пяти уровнях, куда входят :
1. Федеральный уровень, где устанавливаются основы для регулирования отношений в сфере труда на территории всей страны.
2. Межрегиональный уровень. На межрегиональном уровне регламентируются основы регулирования социально-трудовых отношений в двух и более субъектах России.
3. Региональный уровень. Здесь устанавливаются нормы регулирования отношений в данном субъекте Российской Федерации.
4. Отраслевой уровень – в рамках той или иной отрасли.
5. Территориальный уровень – регулирование на муниципальном уровне.
6. Локальный уровень – устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Социальное партнерство является наиболее эффективным способом разрешения конфликтов интересов, которые вытекают из объективных отношений нанимателей и работников. С помощью него можно достичь конструктивного взаимодействия на основании договоров и соглашений между руководителями предприятий и профсоюзами. Понятие социального партнерства формируют базу для деятельности международной организации труда (МОТ). Благодаря этой организации можно объединить представителей нанимателей, сотрудников и государства в большинстве стран мира на условиях равноправия.
Ключевым значением в повышении эффективности социального партнерства выступают консолидация, солидарность и единство действий всех профсоюзов, их органов и членов, расширение сферы распространения коллективных соглашений, усиление ответственности всех участников взаимодействия за реализацию принятых на себя обязательств, совершенствование нормативного обеспечения.
Цель социального партнерства – обеспечение учета и оптимального согласования интересов работников и работодателей, что является необходимым условием эффективного функционирования отношений между ними. Это выражается в заключении между ними коллективного договора, где самым подробным образом излагаются права и обязанности каждой из сторон.
Основными задачами социального партнерства в России являются :
1. Реализация социальных и трудовых прав граждан в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации.
2. Содействие договорному принципу при регулировании социально-трудовых вопросов, в том числе вопроса установления уровня заработной платы в соответствии прожиточному минимуму установленным законодательно.
3. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума.
4. Содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально — трудовых отношений.
5. Совершенствование социально — трудовых взаимоотношений согласно демократическим принципам.
6. Создание необходимых условий для роста занятости населения и развития рынка труда в целом. Также главным является обеспечение работы определенных групп общества, учитывая их особенности и отличия (матери-одиночки, инвалиды).