Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Взаимосвязь стиля руководства и эффективности деятельности коллектива (на примере педагогических работников МБОУ СОШ №8 г.Приморска)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Функции, принципы, методы управления образовательными
системами 6
1.2 Личность руководителя образовательного учреждения как субъекта управления образовательными системами 12
1.3 Выбор стиля управления в обеспечении эффективной
деятельности образовательного учреждения 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА .35
2.1 Этапы эмпирического исследования и характеристика выборки 35
2.2 Описание методов и диагностических методик 37
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 40
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по развитию личностных качеств руководителей и оптимизации управления педагогическим коллективом 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Введение:
Актуальность исследования. Социокультурная ситуация, сложившаяся в современном обществе, актуализирует проблему управления педагогиче-ским коллективом школы, постановку руководителем новых задач, возмож-ность использования разных стилей управления, которые являются одной из характеристик общей эффективности образовательной организации. Изу-чение личностных качеств руководителей, связанных с подбором и конкур-сом на должность директора, является одним из наиболее сложных аспектов управленческой деятельности.
Исследователями накоплен разнообразный материал исследуемой про-блеме, в процессе профессиональной деятельности формируется индивиду-альный стиль управления. Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется ее значимостью для эффективной деятельности педаго-гического коллектива, отражается в создаваемом социально-психологическом климате коллектива, в подходах в работе с людьми.
Цель исследования: выявление взаимосвязи стиля руководства на эф-фективность деятельности коллектива.
Задачи:
1.Изучить проблему влияния стиля руководства на эффективность дея-тельности коллектива в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать понятия «стиль руководства», «эффективность де-ятельности коллектива».
3. Рассмотреть особенности педагогического коллектива школы в со-временных социально-экономических условиях.
4. Осуществить эмпирическое исследование влияния стиля руководства на эффективность деятельности педагогического коллектива.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для админи-страции по формированию и организационной поддержке позитивного соци-ально-психологический климата в педагогическом коллективе школы.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что стиль управления, влияет на социально-психологический климат в педагоги-ческом коллективе, как один из показателей эффективности деятельности коллектива.
Объект исследования: Профессиональная деятельность педагогического коллектива.
Предмет исследования – влияние стиля управления на эффективность деятельности коллектива, на примере педагогического коллектива школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: Теоре-тической основой научные подходы системного анализа (П.К.Анохин, В.Г. Афанасьев, В.А. Барабанщиков, А.А. Митькин и др.), профессиональной (В.С. Агапов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А.Климов, А.К.Маркова, М.Ф. Секач, В.Д. Шадриков и др.) и управленческой (И.В. Антоненко, В.Г. Зазы-кин, А.И.Китов, Р.Л. Кричевский, В.Г. Крысько, Г.В. Суходольский, Р.Х. Шакуров и др.) деятельности, социально-психологического анализа индиви-дуального стиля (А.К.Маркова и др.), методов руководства (А.Л.Журавлев, Р.Л. Кричевский, В.А. Толочек и др.), руководства учебно-воспитательным процессом в школе (Ю.К. Бабанский, Б.З. Вульфов, В.А. Караковский, Ю.А. Конаржевский, В.В. Лебединский, Б.Т. Лихачев, М.М. Поташник, В.А. Сла-стенин, Г.Н. Филонов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова и др.),управления систе-мой образования (И.М. Ильинский, Б.В. Коваленко, В.А. Луков, Г.Н. Огло-бина, М.М. Поташник, А.А. Реан, П.Н. Третьяков, В.Я. Якунин и др.) Ко-наржевский Ю.А., Шамова Т.И. – управление социальными системами.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической, управленческой, методической литературы по теме исследо-вания;
2. эмпирические методы: наблюдение, сравнительно-сопоставительный; беседа, опрос анкетирование; методы математической статистики; интерпретация результатов.
Методики исследования.
1.Методика определения стиля руководства (А.Л. Журавлев) [7].
2.Модифицированная методика изучения социально-психологического климата в коллективе (О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто)[43].
Исследования проводились на базе МБОУ СОШ №8 г. Приморска.
Для данного исследования были выбраны 18 педагогических работни-ков от 30-55 лет.
Практическая значимость данной работы заключается в разработан-ных психолого-педагогических рекомендациях по формированию и органи-зационной поддержке позитивного социально-психологический климата в педагогическом коллективе школы, которые могут использованы в практике работы.
Структура работы. Во введении обосновывается выбор темы и ее ак-туальность. Определяются объект исследования, предмет, цели, задачи, ме-тоды, гипотеза. Раскрывается практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические подходы к изучению стилей управле-ния руководителей образовательными системами в научной литературе» рассмотрены исследования зарубежных и отечественных ученных. Охарак-теризованы функции, принципы, методы управления образовательными си-стемами. Содержательно проанализированы подходы отечественных и зару-бежных ученных к проблеме личности руководителя, особенности стилей управления руководителями для эффективной деятельности общеобразова-тельной образовательного организации.
Во второй главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руко-водства и эффективности деятельности коллектива» представлен содержа-тельный анализ результатов. В заключении работы представлены основные выводы.
Заключение:
Особенность современного этапа развития практики управления состо-ит не в смене одного господствующего стиля другим, а в переходе к исполь-зованию разнообразных типов управления и типов организации в соответ-ствии с конкретными условиями.
При оценке стиля руководителя следует различать два критерия оцен-ки. Первый критерий — отношение подчиненных к стилю работы руководите-ля. Он определяется степенью удовлетворенности трудом, работы в коллек-тиве. Это критерий одобряемости стиля. Вторым критерием является про-дуктивность работы коллектива. Это критерий эффективности стиля руково-дителя.
Стиль управления напрямую влияет на удовлетворенность трудом, эф-фективность достижения общей цели, а значит и на то, какая атмосфера бла-гоприятствует в определенном коллективе. Члены коллектива, мотивирован-ные на труд, будут заинтересованы в совместном сотрудничестве.
В ходе изучения данной проблемы можно сделать следующие выводы: социально- психологический климат – есть отражение удовлетворенности членов коллектива межличностными отношениями, выраженное в эмоциях и настроениях.
Стиль руководства представляет собой одну из важнейших социально-психологических характеристик руководителя как субъекта управления тру-довым коллективом.
Стиль управления является индивидуальной характеристикой управ-ленческой деятельности руководителя и зависит от особенностей мышления. Стиль управленческого мышления – совокупность типичных взглядов, цен-ностей, норм руководителя по отношению к характеру, принципам, задачам взаимодействия с работниками.
Стиль отражает характерную систему методов, приемов, средств дея-тельности. В управленческой деятельности он оказывается в планировании, Организация и контроле, принятии управленческих решений, осуществлении коммуникации, использовании мотивации. В нем воплощаются уникаль-ность коммуникативных возможностей, творческая индивидуальность руко-водителя, специфика коллектива, характер отношений с сотрудниками.
Стиль руководства — целостная система средств коммуникации руко-водителя с подчиненными, необходимая для реализации функций управле-ния в определенных условиях деятельности коллектива.
Компонентами стиля руководства являются: значимость для руково-дителя творческого сотрудничества в коллективе, его ориентация на налажи-вание межличностных отношений в коллективе, учета индивидуально-психологических особенностей работников и социально-психологических характеристик коллектива, методы воздействия на работников.
В зависимости от соотношения этих компонентов различают демокра-тический, авторитарный, либеральный стили руководства педагогическим коллективом.
Стиль руководства напрямую создает определенную атмосферу взаи-модействия в коллективе на пути к достижению цели организации.
При руководстве коллективом МБОУ СОШ №8 г. Приморска преобла-дает директивный стиль, считают 50% педагогов школы.
Респонденты оценили психологическую атмосферу в коллективе как дружескую, теплую, доброжелательную. Атмосфера взаимопонимания, со-гласия и сотрудничества. Работа завораживает и приносит чувство удовле-творения и успеха. Персонал доволен организацией отдыха и праздников, стилем руководства, возможностями профессионального роста, содержанием работы, но можно выделить группу факторов, которые вызывают неудовле-творение персонала:
— зарплата — 100%;
— порядок начисления премий — 75%;
— обработка и частые сверхурочные работы — 60%;
— организация труда — 75%.
Это же исследование показало наличие 20% текучесть кадров, из кото-рых 85% уволены по собственному желанию, однако персонал, который принимал участие в нашем исследовании, общее удовлетворение работой, которую считают важной, необходимой, полезной. Тепло относительно сво-их коллег и руководства стиль руководства характеризуется как общий, 98% из них хотят работать в школе в течение следующих 5 лет, а не строить дру-гих планов на будущее. Это противоречивость «текучесть» и удовлетворен-ность работой как один из факторов, которые, наверное, можно объяснить тем, что в нашем исследовании принимали участие работники сферы образо-вания, которые занимаются «оформлением документов» и работой с детьми. Полученные результаты являются показателями того, что создание благо-приятного социально-психологического климата должно быть главной зада-чей руководителя, если он беспокоится о повышении эффективности деятель-ности коллектива и развития школы.
Таким образом, наше предположение о том, что стиль управления, влияет на социально-психологический климат в педагогическом коллективе, как один из показателей эффективности деятельности коллектива подтвер-жден.
При проведении сравнительного анализа с использованием коэффици-ента корреляции Спирмена подтверждено соотношение исследуемых пере-менных. Директивный стиль управления коррелирует с благоприятным со-циально- психологическим климатом и положительной психологической ат-мосферой.
Рекомендации руководителям по улучшению психологического микро-климата:
• подбор педагогических кадров
• постановка значимой цели перед коллективом, достижение которой требует напряженной работы.
• улучшение условий труда членов коллектива.
• организация и проведение совместного досуга членам коллектива.
• проведение тренингов, что будет способствовать повышению эффек-тивности взаимодействия между членами коллектива.
• делегировать полномочия.
• информировать членов коллектива о состоянии дел в коллективе.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи выполне-ны, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМА-МИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Функции, принципы, методы управления образовательными
системами
Рассматривая особенности использования понятия «система образова-ния», будем ссылаться на понятие «система», которое используется в контек-сте характеристик образования как социального института, мы определяем неоднозначность этого понятия, выявляем особенности структуры системы образования.
Итак, термин «система» относится к междисциплинарному. В разных отраслях науки это понятие относится к «совокупности элементов, которые находятся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» [5].
Научная литература включает в себя различные формулировки поня-тия «система», применяемые в широком образовательном спектре.
Выделим ведущие подходы к формированию этой концепции:
а) понимание системы как совокупности множества элементов и связей между ними;
б) целостность и качественные характеристики конкретной системы. Характеристика системы заключается в следующем: цель, задачи, функции, особенности, структура, атрибуты, взаимосвязи или взаимодействие ее эле-ментов, наличие между элементами взаимосвязи (прямой или обратной), уровни элементов иерархии.
Основополагающим для каждой системы является наличие системного фактора.
В педагогической науке как можно больше встречается концептуальное разнообразие. Система представляет собой «набор взаимосвязанных компо-нентов, составляющих определенной единицы в своей структуре и функцио-нировании».