Социальная психология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Влияние стиля родительского воспитания на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста(на примере МБОУ СОШ №8 города Приморска).»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Понятие «эмоции» и специфика эмоциональных состояний старших дошкольников 18
1.3 Роль стиля родительского воспитания в развитии детей старшего дошкольного возраста 26
1.4 Тревожность как эмоциональное состояние в контексте детско-родительских отношений 35
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
2.1 Этапы эмпирического исследования и характеристика выборки 48
2.2 Описание методов и диагностических методик 49
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 53
2.4 Психолого-педагогические рекомендации для родителей по вопросам снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста и семинар-практикум для родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..86

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Федеральный закон «Об образовании в РФ», ст.44, п.1). Данный факт порождает необходимость создания условий для формирования у родителей гармоничного стиля родительского воспитания детей.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возник вопрос, как свести к минимуму ее отрицательное влияние на ребенка и, гармонизировав отношения в детско-родительских парах, обеспечить ребенку наилучшие условия для развития. Можно назвать следующие основные причины нарушений отношений между детьми и родителями:
— социально-экономическая нестабильность семей;
— рост отчужденности, конфликтности, образование эмоционального вакуума;
— неблагоприятный нравственно-психологический климат в семье;
— профессиональная перегруженность родителей (особенно отцов), нехватка времени на реализацию родительских функций;
— низкий уровень осведомленности родителей по проблемам детской психологии.
Большое значение для успешного осуществления родительского воспитания гармоничные отношения в паре «родители – дети». Они складываются в процессе непосредственного общения и взаимоотношений членов семьи. Отношения между родителями и детьми – это результат взаимодействия потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, убеждений, эмоций, чувств детей и родителей. Они представляют собой более или менее устойчивое образование нравственно-психологического порядка и выступают интегральным показателем уровня развития семьи как социально-психологической общности. Детско-родительские отношения не только накладывают своеобразный отпечаток на семейную жизнь и ее участников, но и образуют духовную среду, в которой развертывается процесс воспитания детей. «Проблемные» и «трудные» дети – это результат сложившихся дисгармоничных отношений в семье.
Психологическое здоровье ребенка в семье – это интегративный показатель динамики жизненно важных для семьи функций, выражающих качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов, и, в частности, способность родителей противостоять нежелательным воздействиям социальной среды на личность своего ребенка.
Изучение специфики детско-родительских отношений и их влияний на личность детей стало предметом исследования различных отраслей наук:
— педагогики (И.Б. Кочубей, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В. Сатир, В.А. Сухомлинский и др.);
— психологии (Е.М. Вроно, А.И. Захаров, И.С. Кон, М.В. Нухова, Г. Фигдор, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.);
— социологии и демографии (Н.Г. Аристова, С.И. Голод, И.Ф. Дементьева, А.Ф. Калинин, Н.П. Романова, А.Б. Синельников, В.А. Сысенко, А.Г. Харчев и др.);
— медицины (И.Г. Грачева, О.Е. Коновалов, Л.В. Михайлова (Кушнир), Н.А. Шнейдерман, Ю.С. Эрдман и др.);
— философии (Т.А. Гурко, А.М. Демидов, В.Я. Титаренко и др.).
Подобный интерес к тематике со стороны научного сообщества обусловлен многоаспектностью проблемы, находящейся на стыке разных наук. Однако очевидно, что проблема взаимосвязи родительского воспитания и эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научно-методической литературе в меньшей мере, поэтому данная выпускная квалификационная работа посвящена именно этой теме.
Цель исследования: выявление влияния стиля родительского отношения на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «эмоции» и специфику эмоциональных состояний старших дошкольников.
2. Определить роль стиля родительского воспитания в развитии детей старшего дошкольного возраста.
3.Рассмотреть тревожность как эмоциональное состояние в контексте детско-родительских отношений.
4. Эмпирически выявить особенности взаимодействия между родителями и дошкольниками и характерные эмоциональные состояния дошкольников.
5. Выявить взаимосвязь между особенности взаимодействия между родителями и дошкольниками и характерными эмоциональными состояниями дошкольников.
6. Разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей по вопросам снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста и семинар-практикум для родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений.
В качестве гипотезы исследования мы предполагаем, что детско-родительские отношения влияют на эмоциональное состояние, в частности, на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста; нарушения в детско-родительских отношениях неблагоприятно влияет на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние стиля родительского отношения на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— исследования по проблемам психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с различным стилем воспитания: Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, B.C. Мухиной, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса и др.;
— психологические теории развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин);
— теория привязанности ребенка к близкому взрослому Дж. Боулби;
— теория развития общения и межличностных связей в семье, роли общения с взрослыми и сверстниками в формировании личности ребенка М.И. Лисиной;
— исследования, посвященные психолого-педагогическим аспектам воспитания в семье, проведенные О.А. Карабановой, С.К. Нартовой-Бочавер.
Методы исследования:
1. теоретические методы: теоретико-дедуктивный, описательно-аналитический;
2. эмпирические методы: тестирование, качественный и количественный анализ данных;
3. методы математического анализа: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Этапы исследования:
Первый этап. Основной задачей данного этапа были: предварительный анализ исследуемой проблемы, изучение информации научных источников, определение объекта и предмета, цели и задачи, построение предварительной рабочей гипотезы. На данном этапе также осуществлялся теоретический анализ проблемы. На этом этапе изучался опыт родительского воспитания детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалась методика исследования.
Второй этап представлял собой эмпирическую часть исследования, с проведением диагностики и уточнением гипотезы исследования. Осуществлялся подбор диагностических методик, проводилась диагностика детей и их родителей, полученные эмпирические данные подвергались анализу, проводился корреляционный анализ. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации.
Третий этап был посвящен окончательной обработке полученных данных, подтверждения теоретических выводов, проведению сравнительного анализа. Завершающий этап включал также оформление работы.
Методики исследования:
1. Тест-опросник для родителей И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок».
2. Проективная методика Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо».
3. Оценка уровня тревожности ребенка (тест А.И. Захарова).
Исследования проводились на базе МБОУ СОШ №8 города Приморска. Для данного исследования были выбраны 15 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа предшкольной подготовки) и их родители.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности психологических и социологических служб образовательных учреждений, а также оказании консультативной помощи семье.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, состоит из введения, теоретической части, практического исследования, заключения, перечня использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность. Определяются объект исследования, предмет, цели, задачи, методы, гипотеза. Раскрывается практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретическое изучение проблемы детской тревожности в научной литературе» рассматривается проблема эмоциональных состояний старших дошкольников в исследованиях зарубежных и отечественных ученных. Описываются психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Освещаются подходы отечественных и зарубежных ученных к проблеме детско-родительских отношений, отражаются характерные особенности детско-родительских отношений, влияющие на тревожность, как эмоциональное состояние ребенка.
Вторая глава «Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста» посвящена выявлению характерных особенностей детско-родительских отношений, влияющих на эмоциональное состояние, в частности на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Также мы сочли необходимым разработать рекомендации для родителей по вопросам снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста и семинар-практикум для родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений с детьми.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить влияния стиля родительского отношения на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были решены все поставленные задачи.
По итогам решения первой задачи исследования было установлено следующее. Эмоции – это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и к самому себе, а эмоциональные состояния – пребывание в каком-либо расположении духа, связанном с общим соматопсихическим тонусом субъекта.
По итогам решения второй задачи исследования было установлено следующее. Стиль родительского воспитания – это определенный тип поведения родителей по отношению к своему ребенку. В связи с тем, что семья выступает средой, социализирующей ребенка, избранный родителями стиль воспитания оказывает значительное влияние на эмоционально-личностное развитие дошкольника.
По итогам решения третьей задачи исследования было установлено следующее. Детская тревожность возникает в дошкольном возрасте по целому ряду причин, однако, наиболее распространенной причиной выступают нарушения в контексте детско-родительских отношений, в частности такие, как чрезмерная требовательность, сверхопека, отсутствие последовательности в воспитательском воздействии и пр.
По итогам решения четвертой задачи исследования было установлено следующее. Родителей, принявших участие в диагностике, можно охарактеризовать как скорее нетребовательных, редко применяющих строгость в процессе воспитания, не имеющих явной склонности к автономности или контролю, эмоциональной дистанции или близости, отвержению или принятию, способных к сотрудничеству время от времени, умеренно удовлетворенных отношениями с ребенком. По методике А.И. Захарова 7% характеризуются высоким уровнем тревожности, 20% отличаются повышенным уровнем, 40% показали нормальный уровень, минимальный уровень тревожности был установлен у 33%. По методике Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки высокий уровень тревожности был выявлен у 27% детей, средний – у 40%, низкий – у 33%.
По итогам решения пятой задачи исследования было установлено следующее. Выраженность шкал, характеризующих особенности взаимодействия в паре родитель-ребенок, находится в значимой взаимосвязи с уровнем тревожности дошкольников, который был выявлен при помощи двух методик: А.И. Захарова и Р. Тэммлу, В. Амену, М. Дорки.
Установленные связи подтвердили предположение о том, что детско-родительские отношения влияют на эмоциональное состояние, в частности, на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста; нарушения в детско-родительских отношениях неблагоприятно влияет на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа выявленных корреляционных связей было установлено, что особенности родительского воспитания оказывают прямое влияние на эмоциональное состояние старшего дошкольника, в частности на его уровень тревожности. Такие воспитательные характеристики как требовательность, строгость, контроль, эмоциональная дистанция, отвержение, непоследовательность, воспитательская конфронтация супругов обеспечивает развитие тревожности старших дошкольников, их невротизации.
Выявлена и обратная связь. Такие характеристики родительского воспитания как нетребовательность, мягкость, автономность, эмоциональная близость, сотрудничество, последовательность, удовлетворенность отношениями с ребенком обуславливают снижение тревожности, отсутствие неврозов у детей старшего дошкольного возраста.

По итогам решения шестой задачи исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации для родителей по вопросам снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста и семинар-практикум для родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать, что детско-родительские отношения влияют на эмоциональное состояние, в частности, на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста; нарушения в детско-родительских отношениях неблагоприятно влияет на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста. Целью психологической коррекции выступало изменение неадекватности родительских позиций; гармонизация стиля воспитания. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье; обучить различным навыкам межличностного общения; провести самоисследование родительских позиций.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана. 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Старшему дошкольному возрасту отводится очень важное место в процессе развития будущей личности. Детьми в этот период движет стремление играть лидирующую роль, а также добиться признания ровесников, они ориентированы быть лучшими и первыми, одновременно с этим они стремятся действовать согласно установленным правилам, а также эстетическим и нравственным нормам. В этот возрастной период ребенок в состоянии управлять посредством слов своими эмоциями. В старшем дошкольном возрасте происходит рост потребности в признании и уважении со стороны взрослых. У ребенка проявляется высшая форма общения с взрослыми – внеситуативно-личностная. Дети уже могут обращаться с вопросами и касаться в общении не только того, что происходит в данный момент, но более общих тем. Для старшего дошкольника становятся важными детали жизни каждого отдельного человека, его знания и опыт. В этом возрасте интерес вызывает специфика взаимодействия между взрослыми. Общение детей в старшем дошкольном возрасте очень эмоциональное. В ходе взаимодействия с взрослыми основная масса высказываний ребенка носит оценочный характер [15].
В старшем дошкольном детстве зарождается процесс развития новых психологических механизмов поведения и деятельности, формируется база для произвольного поведения, все это становится одним из основных новообразований развития ребенка этого возраста. Дети осваивают конкретную систему норм морали, социальных ценностей, а также правил поведения в обществе. В отдельных случаях ребенок уже способен контролировать свои непосредственные желания и может вести себя так, как нужно, а не так, как ему хочется в текущий момент. Не менее важным новообразованием этого возраста выступает децентрация, т.е. способность детей преодолевать свой эгоцентризм и принимать во внимание позицию партнеров по общению. Децентрализация – это один из факторов процесса социализации ребенка старшего дошкольного возраста [50].
В этот возрастной период, в виду расширения опыта детей, происходит смена содержания и тематики игр, они наполняются и обогащаются новыми смыслами. В игре старшего дошкольника начинает проявляться как то, что дети узнали из своего собственного опыта, так и то, что они смогли усвоить опосредованно, через рассказы взрослых и книги, а также в тех ситуациях, когда ребенок был лишь сторонним наблюдателем. В процессе игры начинает появляться «подготовительный этап» – этап игры, в ходе которого между детьми происходит распределение ролей, договоренность о том, как будет проходить игра, планирование сюжета игры, участники игры сооружают постройки, подбирают игрушки и пр., т.е. организуют обстановку игры.
Для того чтобы помочь ребенку разнообразить игровые сюжеты, взрослым следует продемонстрировать, что роль можно включать не только в одну, но и в разные взаимосвязи с иными ролями. Так, повар может взаимодействовать и с «гостями ресторана», и с разносящими заказы «официантами», и с другими «поварами», и с «уборщиками». Выбирая себе роль, старший дошкольник может избрать для себя не самую наилучшую роль, он может согласиться играть роль не очень для него привлекательную, лишь для того, чтобы принять участие в коллективной игре. При этом выбор игровых партнеров происходит либо в пользу друзей, либо тех детей, у кого есть желанные предметы. В старшем дошкольном возрасте для детей неважно качество исполнения роли.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы