Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Тема на выбор: Преемственность работы дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» или «Индивидуализация обучения и воспитания детей в процессе инклюзивного образования»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 6

1.1. Инклюзивное образование и его характеристика. 6

1.1.1. Определение инклюзии. 6

1.1.2. Определение инклюзивного образования. 8

1.1.3. Предмет и объект инклюзивного образования. 10

1.2. Характеристика детей с ограниченными возможностями
здоровья. 11

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.. 19

2.1. Разработка программы коррекционно-развивающего
обучения детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования. 19

2.2. Система индивидуальных занятий по лексическим темам.. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Вариативное образование дает возможность для создания различных
учебных заведений как для способных, одаренных детей, так и тех, которые
испытывают трудности в обучении и развитии. Однако реальностью является
привлечение детей с особыми потребностями к обучению и воспитанию в массовых
учебных заведениях, признание их прав на получение равных с другими
возможностей в различных сферах жизни. Образование такой категории
воспитанников должно помочь в самоопределении, самоидентификации,
самореализации с учетом индивидуальности. Для реализации цели педагоги должны
знать и учитывать в процессе обучения и воспитания индивидуальные особенности
детей. Проблема в том, что в настоящее время не разработано целостной теории,
обоснованной концепции, методики развития индивидуальности ребенка дошкольного
и младшего школьного возраста, полностью не раскрыта сущность индивидуального
подхода к воспитанию детей, а особенно лиц с проблемами развития.

В инклюзии вопрос
индивидуализации обучения и воспитания детей с особыми образовательными
потребностями считается весьма актуальным и сложным. Проблеме индивидуального
подхода к воспитанию и обучению детей всегда уделялось значительное внимание.
Необходимость учета своеобразия каждого человека, глубокого знания его
индивидуальных различий отмечали как отечественные (П. Блонский, В.
Зеньковского, И. Павлов, С. Русова, И. Сеченов, К. Ушинский), так и
зарубежные ученые (М. Монтессори, Ж. Пиаже, Ф. Фребель). Сейчас освещением
вопросов индивидуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста
занимаются известные специалисты в области педагогики и психологии. Так,
содержание, методы, условия изучения индивидуальных особенностей психического
развития детей дошкольного возраста раскрыты в трудах С. Кулачкивской, Л.
Подоляк и др.

Л. Артемова, А. Богуш, С.
Борисова, Е. Вильчковский, Н. Лысенко, Т. Пониманская акцентируют на
содержании, методах, формах индивидуализированного обучения и воспитания
дошкольников в разных видах деятельности.

В зарубежных
исследованиях представлены различные подходы изучения этой проблемы. В
частности, рассматривается зависимость эффективности инклюзивного обучения от
того, насколько в образовательном процессе учитываются индивидуальные
образовательные потребности ребенка (
N.A. Madden and R.E. Slavin; B.B.Strikland and A. Turnbull); в какой мере
осуществляется адаптация и модификация стандартной учебной программы,
тщательное и систематическое структурирования определенных учебных целей (
N.A. Madden and R.E. Slavin; B.B.Strikland and A. Turnbull; C. Cheney and M.A. Demchak). Исследователи в
индивидуальном подходе видят использование методик, которые ориентируются на
сильные стороны ребенка, его интересы, умения, навыки, уровень подготовленности
и возможности их формирования в условиях инклюзивного образования (B.C. Gartin,
N.L. Murdick, D.E. Perner, M.B. Imbeau). Перед педагогами ставится задача
адаптировать учебно-воспитательный процесс так, чтобы все дети имели
возможность приобрести знания, умения и навыки. По мнению исследователей (J.J.
Hoover, J.R. Patton), определенные составляющие курикулума, подлежащие
индивидуализации дополняются еще и подходами к организации различных форм
работы; формирования навыков поведения. Таким образом, индивидуализация в
инклюзивной среде распространяется на все составляющие стандартизированного
курикулума (учебно-дидактического обеспечения), который включает определение
конкретных образовательных целей, адаптацию / модификацию стандартной
программы, с последующим ее воплощением в индивидуальной учебной программе
ребенка с особыми образовательными потребностями.

Объект исследования –
процесс обучения и воспитания детей в контексте инклюзивного образования.

Предмет исследования –
специфика индивидуализации обучения и воспитания детей в процессе инклюзивного
образования.

Цель исследования –
определить специфику индивидуализации обучения и воспитания детей в процессе
инклюзивного образования.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику
инклюзивному образованию.

2. Рассмотреть
особенности индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья.

3. Разработать программу
коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями в условиях
инклюзивного образования

4. Разработать систему
индивидуальных занятий по лексическим темам.

Методы исследования:

– анализ литературы по
теме исследования;

– синтез и обобщение;

– метод теоретического
конструирования при разработке программы коррекционно-развивающего обучения
детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования и системы
индивидуальных занятий по лексическим темам.

Теоретическую основу
исследования составили труды таких исследователей, как, С.В. Алёхина, Л.И.
Божович, Л.С. Б.С. Волков, Выготский, М.В. Жигорева, Э.И. Леонгард, В.И.
Лубовский, Р.В. Овчарова, С.Л. Рубинштейн, Н. Сабат, Н.С. Софий, T.
Loreman, J.M. Deppeler, D.H.P. Harvey и др.

Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в
дальнейших разработках данного вопроса; в разработанных программе
коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями в условиях
инклюзивного образования и системе индивидуальных занятий по лексическим темам
и возможности их использования логопедами в работе с детьми с различными
речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования.

Структура работу
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении определены
объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.

Первая глава посвящена
рассмотрению теоретических аспектов инклюзивного образования. Вторая глава
представляет собой разработку программы коррекционно-развивающего обучения
детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования и системы
индивидуальных занятий по лексическим темам.

В заключении представлены
основные выводы, сделанные в результате написания данной работы.

Список использованных
источников представлен 29 наименования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основной целью
инклюзивного образования считаем обеспечение равного доступа к получению того
или иного вида образования и создания необходимых условий для достижения успеха
в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных
особенностей, бывших учебных достижений, родного языка, культуры, социального и
экономического статуса родителей, психических и физических возможностей, как
детей, развивающихся в норме, так и детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными
возможностями здоровья отличаются различными особенностями развития, которые
предполагают разработку тщательного методологического подхода к процессу их
воспитания и обучения. Однако, несмотря на существующие различия в развитии
детей с ОВЗ, все они требуют индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Кроме этого, отмечаются нарушения речевого развития у многих категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья. Поэтому логопедическая работа с такими
детьми обладает особой важностью.

Для коррекции речевого
развития была разработана программа коррекционно-развивающего обучения детей с
речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования, представленная двумя
блоками: первый блок направлен на развитие артикуляционной моторики, второй –
мелкой моторики. Также была разработана система индивидуальных занятий по 10
лексическим темам.

Основу данной
коррекционной работы составляет индивидуальный подход в обучении и воспитании
детей в процессе инклюзивного образования.

Разработанный комплекс
коррекционной работы следует рассматривать как первую и обязательную ступень
при подготовке детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к
обучению грамоте. Разработанные приемы оптимизации процесса индивидуализации
помощи детям целесообразно использовать при обучении детей в образовательных
организациях общеобразовательного назначения.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Инклюзивное образование и его характеристика

1.1.1. Определение инклюзии

 

Цель инклюзии в
образовании заключается в ликвидации социальной изолированности (исключение),
что является следствием негативного отношения к понятию разнообразия. Отправной
точкой этого понятия является убеждение, что образование является одним из
основополагающих прав человека и основой для более справедливого общества.

В основе термина
«инклюзия» лежит социальная модель понимания инвалидности, которая трактует
инвалидность, как понятие, эволюционирует, и является результатом
взаимодействия, которое происходит между людьми, имеющими нарушения здоровья, и
барьерами, существующими во внешней среде и которая мешает их полной и
эффективной участия в жизни общества наравне с другими. Социальная модель
понимания инвалидности стала альтернативой медицинской модели понимания
инвалидности, которая в первую очередь была направлена на коррекцию развития
лиц с особенностями психофизического развития или лиц с особыми потребностями.

ЮНЕСКО рассматривает
инклюзию как динамичный процесс, который заключается в позитивном отношении к
разнообразию учеников в учебной среде, восприятии индивидуальных особенностей
развития ребенка не как проблемы, а как возможностей для развития. Поэтому
движение в направлении инклюзии – это не только техническая или организационная
изменение, но и определенная философия в образовании[1].

Понятие «инклюзия» за
рубежом (США, Канада, Великобритания), где 50-летний опыт социальной интеграции
нетипичных детей, приходит на смену понятию «интеграция». Ведь механическое
соединение (интеграция) в одном классе детей с особыми потребностями и обычным
развитием не означает полноценного участия первых в жизни класса. Часто
инклюзию отождествляют с интеграцией, однако она вместительнее понятием[2]. Интеграция имеет
несколько суженный контекст и означает процесс привлечения детей, нуждающихся в
коррекции физического и (или) умственного развития, в образовательную
организацию. в основе инклюзии, в противовес интеграции, лежит новая философия
и методология школьного обучения, которая должна учитывать потребности каждого
ребенка, в том числе и одаренной, и тех, которые имеют особые образовательные
потребности[3].
Поэтому условия для учебно-воспитательного процесса в обычной образовательной
организации должны быть такими, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности
каждого ребенка.

Для понимания инклюзии
имеют значение четыре ключевых аспекта[4] (Рисунок 1):

 

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Тема на выбор: Преемственность работы дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»  или  «Индивидуализация обучения и воспитания детей в процессе инклюзивного образования»

Рисунок 1. Аспекты понимания инклюзии

 

Инклюзия как
образовательная концепция постоянно развивается, и крайне важной для
формирования политики и стратегий, направленных на устранение причин и
последствий дискриминации, неравенства и исключения.

Современное общество
признает, что именно инклюзия является более гуманной и эффективной образовательной
системой, которая способна удовлетворить потребности всех категорий детей,
независимо от уровня психофизического развития, и способствует созданию
инклюзивного общества, которое бы в полной мере воспринимало инвалидов,
признавало их права на образование, личностное развитие , профессиональную
деятельность, участие в общественной жизни и тому подобное.



[1] Алёхина С.В. Инклюзивное
образование: история и современность. – М.: Педагогичесский университет
"Первое сентября", 2013. – 33 с.

[2] Сабат Н. Социально-педагогический
аспект инклюзивного обучения // Социальный педагог. – 2008. – № 3. –
С. 43.

[3] Софий Н.С. Концептуальные аспекты
инклюзивного образования / Инклюзивное школа: особенности организации и
управления: учеб. пособие. – К., 2007. – 128 с.

[4] Инклюзивное образование в России.
– М.: «БЭСТ-принт», 2011. – 85 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы