Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование дидактических игр в коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием 6
1.1. Исследования ученых по проблеме развития темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.2. Развитие темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе и дизонтогенезе 16
1.3. Организация коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр 39
2.1. Организация и методика проведения обследования уровня развития темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием 39
2.2. Программа коррекционной работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр 49
2.3. Анализ результатов исследования 56
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение 67

  

Введение:

 

Речь занимает наиболее важную роль во всей системе психических процессов человека. Для эффективного обучения в общеобразовательной школе незаменимым условием считается полноценная речевая деятельность. Исследования онтогенеза развития детской речи подтверждают её значимость в развитии ребёнка, так как развитие когнитивных функций, мышления, а также формирование личности напрямую связаны с развитием и формированием речи.
Как и любая другая функциональная система, речь оказывается наиболее восприимчивой непосредственно к воздействию различных негативных условий в период ее активного формирования. Коррекции нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес в рамках работ по устранению заикания. Но при обследовании детей дошкольного возраста с заиканием можно выявить, что просодические элементы речи, и в частности темпо-ритмической стороны речи, содержат различные нарушения.
Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, что произносятся в единицу времени. Звуковой единицей могут быть слог, слово и звук. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи с помощью чередования безударных и ударных слогов. Ритм и темп находятся в сложной взаимозависимости и взаимосвязи. Темпо-ритмическая организация речи координирует и объединяет все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу, а также весь комплекс просодических характеристик. У детей наблюдается искажение звуко-слоговой структуры, замедленный темп (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Исходя из вышесказанного, возникает потребность уделить внимание ритму и темпу.
Заикание – это, пожалуй, одно из самых распространенных и сложно поддающихся коррекции речевых нарушений. Его симптомы неоднородны и до конца не раскрыты, нет единого мнения о методах и способах устранения заикания, большой проблемой представляются множественные рецидивы после прохождения курса логопедического воздействия, актуален поиск методов устойчивой нормализации темпо-ритмической стороны речи детей. И.В. Данилов, Л.И. Белякова, Н.И. Жинкин утверждают, что нарушения темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием не может не отражаться на всей системе коммуникации, это приводит к изменениям личности ребенка, а также отражается на его характере. Заикающиеся дошкольники утрачивают способность использовать в коммуникации все средства общения, в том числе и невербальные, такие, как мимика, позы, жесты, об этом свидетельствуют исследования Ю.Б. Некрасова, Л.З. Арутюнян, В.М. Шкловского и других.
Наиболее эффективными для устранения недостатков темпо-ритмической стороны речи, являются дидактические игры. Однако, изучение большинства комплексных методик преодоления заикания у детей дошкольного возраста (Н.А. Власова, М.И. Буянов, Г.А. Волкова, Е.Ф. Рау, И.Г. Выготская, В.И. Селиверстов, Л.П. Успенская, М.В. Смирнова и др.) выявило отсутствие целенаправленной поэтапной работы по использованию дидактических игр для коррекции темпо-ритмической стороны речи с учетом их коммуникативной роли при общении.
Использование дидактических игр для развития речи в дошкольном возрасте актуально из-за того, что игра, являясь близким ребенку и простым способом познания окружающей действительности, должна быть доступным и наиболее естественным путём к овладению какими-либо знаниями, навыками, умениями. А существующая необходимость в рациональном построении, применении и организации её в процессе воспитания и обучения требует её детального и более тщательного изучения. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Объект исследования – развитие темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство коррекции темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием.
Цель исследования – разработать и апробировать программу коррекционной работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить исследования ученых по проблеме развития темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть развитие темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе и дизонтогенезе;
3) выявить особенности организации коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
4) описать организацию и методику проведения обследования уровня развития темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием;
5) разработать и апробировать программу коррекционной работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр;
Гипотеза исследования – мы полагаем, что использование дидактических игр в коррекционной работе по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием будет эффективно при следующих педагогических условиях, если:
— своевременно выявить особенности развитию темпо-ритмической стороны речи у заикающихся дошкольников;
— в соответствии с полученными результатами разработать и апробировать программу коррекционной работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате анализа литературы по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Темпо-ритмическая сторона речи — это контролируемая говорящим динамическая система, что представляет собой совокупность свойств речевого потока, характеризующаяся устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Темпо-ритмическая сторона речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу, а также комплекс просодических характеристик.
2) Заикание – это наиболее сложное речевое расстройство, которое чаще всего возникает в период формирования речи. Эта речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, при котором нарушается координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают речевые судорожные запинки разной степени тяжести, обусловливающие изменения ритма, темпа, мелодики речи и других показателей плавности речи.
3) При анализе специальной литературы обнаруживается важная роль длительностей сегментов голосообразования для установления объективных различий между заиканием и нормальной речью. Ритмика речи при заикании проявляет как иррегулярные (хаотические), так и регулярные (осцилляционные) черты и имеет формы, отличные от ритмики нормальной речи: статическую (соответствующую остановкам в речевом процессе) и осцилляционную (соответствующую запинкам).
4) Учеными выделяется ряд методов организации коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
В практической части нашего исследования нами было проведено опытно-экспериментальное исследование коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр. Исследование проводилось в двух группах детей старшего дошкольного возраста: контрольной и экспериментальной. Каждая группа численностью по 5 человек. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе было выявлено, что уровень развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием ниже, чем у детей из контрольной группы. Тогда было принято решение о проведении коррекционной работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр. Это был формирующий этап. Всю работу мы условно поделили на три блока: подготовительный блок, тренировочный и практический блок. Предложенные нами дидактические игры и упражнения могут быть использованы в работе с детьми не только логопедом, но и психологом, дефектологом, воспитателем. Они могут использоваться самостоятельно в специальном занятии в соответствии с темой и поставленными задачами, а могут отрабатываться в изложенной очередности. Уникальность и ценность данной программы заключается в том, что она построена по принципу от простого к сложному: сначала дети тренируются контролировать свое дыхание, интонацию, потом переходят к тренировке распознавания и повторения ритма и темпа, а затем отрабатывают и закрепляют полученные навыки в более сложных играх. Но, тем не менее, непосредственная игровая обстановка позволяет не нагружать чрезмерно дошкольников.
После проведения программы коррекционной работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр, нами был организован контрольный этап эксперимента. Цель контрольного этапа – выявление динамики уровня развития темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Исследование проводилось по тем же самым методикам, что и на констатирующем этапе. Было установлено, что предложенная нами программа развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием посредством дидактических игр дала свои положительные результаты: показатели детей экспериментальной группы улучшились по всем трем направлениям. Поэтому, мы можем сделать вывод, что дидактические игры действительно являются эффективным средством коррекционной работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Целью исследования было разработать и апробировать программу коррекционной работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1) изучили исследования ученых по проблеме развития темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста;
2) рассмотрели развитие темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе и дизонтогенезе;
3) выявили особенности организации коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
4) описали организацию и методику проведения обследования уровня развития темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием;
5) разработали и апробировали программу коррекционной работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием с помощью дидактических игр;
6) проанализировали полученные результаты.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены, гипотеза доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

При усвоении родного языка дети постепенно овладевают особенно важной формой речевого общения – устной речью, которая характеризуется множеством физических параметров.
Темпо-ритмическая сторона речи — это контролируемая говорящим динамическая система, что представляет собой совокупность свойств речевого потока, характеризующаяся устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме. Темпо-ритмическая сторона речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу, а также комплекс просодических характеристик [15].
Вместе с информативной стороной устной речи интонационная сторона речи имеет большое значение для восприятия слушателем. По словам Н.И. Жинкина, интонация – это самый высокий уровень развития речи. Интонационное оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речи. Оно включает сочетание ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуативные, мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном счете определяет акустико-артикуляционные характеристики интонации в целом [21, с. 28].
Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону языка с помощью логического ударения, перечисления, вопросов, восклицания, пауз, изменения скорости речи и других компонентов. Это усиливает лексическое значение слов. Таким образом, интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, раскрывает ее эмоциональное содержание и в большой степени влияет на слушателя. Эта эмоциональность в речи выражается различными изменениями голоса. Иными словами, интонация – это своеобразная мелодия речи, что выражается в гибкости голоса (изменяя его тембр и тон даже в пределах одного выражения).
Согласно определению Л.Р. Зиндера, интонация – это ритмо-мелодический рисунок речи, сложное единство языковой мелодики (движение основного тона), ритма (соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа (интенсивность), голоса, фразового и логического ударения и паузы [25, с. 55].
Фомичева М.Ф. указывает, что интонация – это сочетание звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые связи между частями фразы, придают словосочетанию повествовательное, вопросительное или побудительное значение и позволяют человеку выражать различные чувства [46, с.12].
Интонация в лингвистике понимается как система фонетических средств, которые служат для оформления фонетической целостности высказывания и раскрытия его значение [48, с. 34].
Николаева Т.М. называет такие интонационные функции: делит звучащего текста на предложения; показывает тип предложения; показывает тип связи между предложениями; разбивает предложения на синтагмы; показывает тип связи между синтагмами; выделяет элементы внутри синтагмы; показывает взаимосвязь между выделенными элементами в синтагмах [36, с.115].
А.А. Реформатский, говоря об интонации как о просодическом элементе речи, определяет ее как сложное явление [40, с.17]. По определению В.А. Артемова, просодика – это ритмический и мелодический контур языка. Интонация тесно переплетена с просодией, то есть с ритмичным и мелодичным очертанием устной речи. Рассмотрим, что такое просодика и чем она отличается от интонации [3, с.11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы