Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков пересказа художественных текстов у детей с тяжелыми нарушениями речи 7
1.1. Проблема формирования навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 7
1.2. Пересказ как вид речевой деятельности 13
1.3. Характеристика уровня развития пересказа у детей с ТНР 16
Глава 2. Эмпирическое исследование сформированности навыков пересказа художественных текстов у детей с тяжелыми нарушениями речи 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с ТНР 45
Заключение 54
Литература 56

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Рост темпа жизни, высокая информатизация общества, преобразования в системе образования обеспечивают высокие требования к уровню речевого развития подрастающего поколения. Для полноценного усвоения школьной программы ко времени поступления в первый класс ребенок должен научиться внятно, ясно и связно излагать свои мысли, иметь навыки пересказа и связного монологического высказывания. Вместе с тем перечисленные навыки есть далеко не у всех младших школьников. Нередко речь младших школьников носит односложный характер, бедна, отличается малым словарным запасом, снабжена нелитературными выражениями и демонстрирует низкие навыки диалога (неумение задать вопрос или ответить на него, полноценно взаимодействовать с собеседником).
Наибольшее число недостатков демонстрирует речь младших школьников с тяжелым нарушением речи (далее – ТНР). ТНР – это системное речевое нарушение, предполагающее нарушения всех сторон речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Школьники с тяжелым нарушением речи не могут сформулировать грамотно связное высказывание, как в диалогической, так и в монологической речи, имеют бедный речевой запас, некоторые могут вовсе не говорить.
В современных трудах подчёркивается особая роль пересказа в формировании монологической речи. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое место в коррекционной работе с детьми с ТНР.
Степень изученности темы. Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Вопросы формирования связной речи изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др. Проблема развития связной речи у детей с ТНР нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой и др.
Изучение проблемы особенностей развития пересказа появилось задолго до нашего времени такими исследователями, как С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьевым, Т.В. Ахутиной, В.П. Глуховым, Т.А. Ткаченко и другими. Ю.Ф. Гаркуша, Т.В. Волосовец, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева в своих работах отмечают имеющиеся недостатки в сфере фонетики, лексики и грамматики, которые с большой отчетливостью проявляются в пересказах детей.
В настоящее время имеется необходимость в изучении особенностей навыка пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, потому что для качественной коррекции дефектов данного вида связной речи необходимо знать все имеющиеся специфические особенности у детей. Особенности и характеристика пересказа содержится во многих трудах современной лингвистической, психолингвистической и психологической методической литературы.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и необходимость разработок, обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – особенности формирования навыков пересказа художественных текстов у детей с тяжелыми нарушениями речи
Анализ состояния вопроса теории и практики позволил сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: пересказ детей с ТНР имеет следующие особенности: недостаточное понимание причинно-следственных отношений между событиями, отрыв от действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования пересказа.
Цель исследования: выявить особенности и методы формирования навыка пересказа художественных текстов у детей младшего школьного возраста с ТНР.
В соответствии с гипотезой и целью были сформулированы основные задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Охарактеризовать особенности навыка пересказа и его роль в формировании речи младших школьников с ОНР I и II уровней.
3. Определить методы, приемы и условия развития навыков пересказа художественных текстов у детей с ОНР I и II уровней.
4. Организовать исследование уровня условия развития навыков пересказа художественных текстов у детей с ОНР I и II уровней.
5. Проанализировать полученные результаты.
6. Составить методические рекомендации по развитию навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР I и II.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
— анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования;
— обобщение опыта;
— тестирование;
— эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость работы заключается в разработке основных направлений методической работы по формированию навыка пересказа художественных текстов и коррекции нарушений речевого развития посредством современных логопедических методов. Материалы исследования могут быть использованы логопедами, работающими в образовательных организациях, студентами, обучающимися по направлению «Логопедия», а также молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики.
Внедрение в практику: основные положения и результаты работы докладывались на практических занятиях по логопедии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование навыка пересказа представляет эффективное средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Оно способствует развитию у детей памяти, обогащает словарь, помогает усвоению выразительных средств языка. Посредством работы над пересказом происходит развитие навыков построения связных монологических высказываний, усваиваются номы смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, дети учатся выделять и передавать главную мысль текста.
2. Проведенное нами исследование показало, что у детей с ТНР при полноте пересказа, при использовании лексико-грамматических конструкций, при оценке самостоятельности выполнения пересказа получились достаточно низкие результаты.
3. По итогам реализации методической работы по формированию навыка пересказа и коррекции нарушений речевого развития средние значения у младших школьников с ТНР под воздействием формирующего этапа работы заметно возросли.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы (41 источник), приложения.
Объем составляет 60 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализируя психолого-педагогическую литературу и исследования разных авторов, можно прийти к выводу, что связная речь способствует выполнению множества социальных функций, в частности помогает ребенку в установлении связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, тем самым способствуя развитию его личности.
Развитие монологической речи у детей происходит постепенно и связано с развитием психических функций, а также способностей овладевать навыками планирования связного высказывания. Выявлено, что построение связного высказывания требует применения всех речевых и познавательных возможностей ребенка, одновременно способствуя их совершенствованию.
Большое число детей имеет разные нарушения пересказа, причиной которого является ТНР. Понимание структуры недоразвития речи, а также выявление причин, которые лежат в его основе являются определяющим для выявления исследователями уровней недоразвития речи. При этом, понимает уровня ТНР у ребенка помогает определить направление в проведении коррекционной работы.
Отмечается, что навыки пересказа детям с ТНР даются с большим трудом, так как такие дети часто испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа и в изложение последовательного развития сюжета.
Дети с ТНР при пересказе короткого текста не всегда могут полностью понимать смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали и нарушают последовательность.
Развернутые смысловые высказывания детей с ТНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Также в пересказе возникают пропуски, искажения, перестановки материала и пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала. Ребенок с ТНР не умеет самостоятельно вычленять образное писание, сравнение, и опускает их, от этого его пересказ становиться схематичным обедненным. Поэтому в его активный словарь поступает далеко не весь языковой материал произведения.
Все эти факты говорят о том, что коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков пересказа является важной для развития речи ребенка с ТНР.
Проведенное исследование с детьми, которые имеют тяжелые нарушения речи, организованное на базе МБОУ «Открытая (сменная) школа №1» города Смоленска, было направлено на изучение уровня сформированности навыка пересказа художественного текста.
Организация исследования была разделена на три этапа. На первом этапе было проведено констатирующее исследование, которое позволило определить, что у большинства детей с ТНР навык пересказа художественного текста сформирован на низком уровне. Для них характерно неустойчивое внимание к речи, недостаточная речевая активность и инициативность, неумение принимать и удерживать словесную инструкцию, планировать высказывания, снижение контроля за смысловой стороной высказывания, что ведет к нарушениям воспроизведения текстов. У детей с нормой речевого развития уровня навыка пересказа намного выше, при этом проявляется осмысленность, логичность, полнота и непрерывность изложения.
На втором этапе с младшими школьниками с ТНР было организовано проведение занятий, направленное на развитие навыка пересказа художественного текста и связной речи в целом. С этой целью использовались наглядные модели, игровые моменты, театрализованная деятельность и др.
На третьем этапе проведено повторное изучение уровня сформированности навыка пересказа художественного текста младшими школьниками с ТНР после проведенной работы. Полученные результаты позволяют увидеть значительные изменения в развитии навыка пересказа.
Тем самым цель работы достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков пересказа художественных текстов у детей с тяжелыми нарушениями речи
1.1. Проблема формирования навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Под пересказом следуют понимать свободную передачу текста «своими словами», либо передача слушателям повествования или описания, которое было создано говорящим. Пересказ способствует сжатому и точному речевому оформлению мысли и развитию логического мышления. Он предоставляет значительную возможность научится устно передавать чужие мысли своими словами.
Существует несколько путей сокращения и пересказа текста, среди которых:
• Упор на прием логической переработки, отбор основных существенных данных, а далее – опираясь на такую основу — составление сжатого текста;
• Составление пересказа на основе расширения плана произведения. Отмечается, что сжатый пересказ не является отдельными фразами, а представляет собой новый заново построенный рассказ [20].
Суть пересказа в том, что он рассчитывается на образное мышление слушателей, способствует возбуждению у них воображения и чувств. Его существенной особенностью становится импровизационный характер. В этом заключается основная трудность рассказывания.
Исследователи предлагают множество классификаций пересказов. Одной из них является классификация, предложения Б.С. Найденовым. Она состоит из следующего:
1. Рассказывание, основанное на личных впечатлениях.
2. Пересказ, максимально близкий к тексту (подробный пересказ).
3. Краткая передача содержания произведения, либо его части (краткий пересказ).
4. Выборочный пересказ.
5. Творческий пересказ [22].
Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, в частности дети с ТНР, более характерным является краткий пересказ. Рассмотрим его особенности более подробно.
Краткий пересказ заключается в умении кратко формулировать и передавать свои мысли другим, либо кратком воспроизведении прочитанного или увиденного, услышанного или просмотренного. Такой пересказ является важным элементом связной речи. При этом, важно понимать, что рассказать кратко гораздо сложнее, чем передать подробно текст.
Сложность задачи краткого пересказа проявляется в том, что в первую очередь он предполагает отбор материала, который необходим для воспроизведения основного смысла воспринятой информации. Например, при обращении к ребенку с просьбой рассказать кратко, логопед зачастую при формулировании задачи указывает на необходимость упоминания самого главного и существенного при пересказе. Так, какие-то части прочитанного или услышанного, которые составляют главное в его содержании, ребенок должен обязательно вобрать в свой рассказ, а менее существенные части этого содержания отсеять, не включая их в пересказ. Это положение говорит о том, что для выполнения краткого пересказа ребенку важно осуществить в первую очередь сложный анализ воспринятого содержания, т.е. выделить главное в нем, а после отчленить от второстепенного. Но зачастую второстепенные части являются дополняющим главное и «идут» рядом с ним, то для выполнения задачи по отчленению главного, ребенку необходимо самостоятельно произвести объединение выделенных для воспроизведения мыслей. Другим словами, важно провести новые синтез выделенного для воспроизведения содержания и установит в нем новые смысловые связи. При этом, вся сложность процесса не ограничивается только этим положением [18].
Краткость пересказа не может достигаться только простым механическим отбрасыванием и отсеиванием более второстепенных частей содержания. Краткость пересказа требует сложное восприятие, использование речевых средств, способов и оборотов, а также других формулировок для выражения воспринятого содержания. Поэтому краткий пересказ всегда является результатом сложного переосмысления прочитанного и передачу его содержание в более обобщенной речевой форме.
Что касается выборочного пересказа, то он является более простым по своим требованиям. Для выборочного пересказа необходимо так же осуществлять отбор одних частей и отсеивание других, но суть механизма такого отбора является принципиально отличной от краткого пересказа. Для выборочного пересказа необходимо воспроизводить только определенную часть содержания, при этом такая часть всегда определена заданием.
Для решения такой задачи условия намного проще, чем выделять главное. Для ее выполнения важно понимать, что такое главное и второстепенное. Основными трудностями, с которыми ребенок сталкивается при подготовке краткого пересказа, является в первую очередь определение того, что такое главное, а также испытывают трудность поиска соответствующих речевых форм для его выражения [12].
Важно понимать, что главное невозможно выделить путем отсечения или простого пропуска одних частей содержания и только воспроизведением других. Главная идея и мысль содержания наличествует в определенной степени во всех частях текста, является вплетенной в ткань всего произведения. Поэтому выражение основного содержания в первую очередь связано с переформулировкой текста, а также с внесением в его содержание определенного рода обобщений и выводов.
Начало обучения пересказу должно происходить с рассказывания, основанного на личных впечатлениях, так как ребенку будет намного проще рассказать о том, что он переживал сам, чем понять и воспроизвести авторский текст.
При этом важно понимать, что при пересказе не обязательно избегать слов или выражений автора, но необходимо искать и свои способы выражения мысли. Рассказывание, которое будет близким к тексту, особенно художественное, строиться на базе образного мышления, способствуя тем самым его развитию. Краткий пересказ связывается по большей степени с отвлеченным мышлением и требует значительной лаконичности, но одновременно с этим сохранности темы, идеи и основных сюжетных событий [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы