Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с проблемами опорно двигательного аппарата в дошкольном образовательном учреждении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения в профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами опорно-двигательного аппарата 16
1.3. Модель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами опорно-двигательного аппарата 19
Выводы по главе 1 24
2. Эксперимент работ по психолого-педагогическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с проблемами опорно-двигательного аппарата 26
2.1. Методы и организация исследования 26
2.2. Методика реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами опорно-двигательного аппарата 31
2.3. Результаты экспериментирования работы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 55
Список литературы 55
Приложение А 66
Приложение Б 68
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста и своевременной профилактики возможных нарушений приобрела особую социальную значимость. На каждого ребенка дошкольного возраста приходится по два-три функциональных отклонения, среди которых ведущее место принадлежит нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) [3, 5, 9, 12]. Функциональные нарушения осанки, плоскостопие и сколиозы относятся к наиболее распространенным отклонениям в скелетно-мышечной системе у детей старшего дошкольного возраста. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о массовом характере функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата – нарушениях осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости с увеличением и уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба, а также нарушений опорно-рессорной функции стопы у детей дошкольного возраста. Уровень заболеваемости плоскостопием, отмечен у лиц дошкольного возраста, в настоящее время имеет тенденцию к росту. Так, по результатам многочисленных исследований, от 40% до 60% детей имеют статические нарушения стоп, тогда как еще 20 лет назад этот процент составлял 15-25% [9].
В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные условия могут приводить к возникновению ее функциональных отклонений [7]. Плоскостопие, начавшееся в детстве, с возрастом прогрессирует и сохраняется во взрослом периоде жизни у 60-70% лиц, обуславливая развитие нарушений осанки, деформаций грудной клетки и нижних конечностей, дегенеративно-дистрофических заболеваний, приводящих к ухудшению качества жизни и ранней потере трудоспособности. Для предупреждения развития плоскостопия очень важно именно в это время принять профилактические меры, так как именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для коррекции статических нарушений стоп.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает решение массы вопросов, касающихся охраны и укрепления психофизического здоровья детей, их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка; формирования общей культуры личности детей, эстетических, социальных, интеллектуальных, нравственных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
Изучение научно-методической литературы показало, что современная система психолого-педагогического сопровождения детей с ортопедической патологией предусматривает использование различных средств и методов профилактики, где особое место отводится гимнастическим и спортивно-прикладным упражнениям, направленным на укрепление мышц, формирующих свод стопы [10, 11, 15, 18].
Проблемой психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые: Васильева В.С., Ледяева М.С. [15], Авдонина О.В. и др. [1], Бондарь Е. М. [12], Фурман Ю. [64] и другие. С педагогической точки зрения, профилактические и коррекционные мероприятия для дошкольников эффективнее решаются в игре, которая является ведущей двигательной деятельностью дошкольников. Преимущество игрового метода заключается в том, что развитие двигательной функции ребенка проходит в специфической, свойственной ей игровой деятельности, активизируя познавательную и двигательную активность. Важность научного поиска инновационных подходов к организации профилактически-оздоровительных и коррекционных мероприятий у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном образовательном учреждении указывают многие ученые.
Однако сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере.
Проблема психолого-педагогического исследования состоит в необходимости разработки модели, которая обуславливает выбор профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста для улучшения их функционального состояния опорно-двигательного аппарата и физической подготовленности.
Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного в ДОУ.
Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования – разработка экспериментальной модели психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами опорно-двигательного аппарата для улучшения их функционального состояния и физической подготовленности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую, научно-методическую специальную литературу по исследованию проблем относительно нарушений опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить сущность, структуру и содержание психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами опорно-двигательного аппарата.
3. Составить методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами нарушений опорно-двигательного аппарата.
4. Составить модель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами нарушений опорно-двигательного аппарата.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, учителям физической культуры, реабилитологам, инструкторам лечебной физической культуры, воспитателям, преподавателям в фитнес-центрах, спортивных школах для профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста для улучшения их функционального состояния.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение моделирования.
2.Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, эксперимент, анкетирование, контент анализ.
3. Медико-биологические методы исследования: индекс Фридланда (для оценки плоскостопия), плечевой индекс (для оценки осанки), экскурсия грудной клетки, оценка силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, оценка гибкости позвоночника, статического равновесия.
4.Методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Менщиковский детский сад» Кетовского района Курганской области.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, приложения, 69 источника литературы, 5 рисунков и 2 таблиц.
Заключение:
1. В дошкольном возрасте под воздействием различных факторов дети испытывают недостаток двигательной активности, в связи с чем, медицинские обследования выявляют значительное увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сколиоз, плоскостопие и функциональные нарушения осанки относятся к наиболее распространенным отклонениям в скелетно-мышечной системе у детей дошкольного возраста. Результаты анализа данных литературных источников показывают, что в комплексе мероприятий, направленных на предупреждение и коррекцию плоскостопия у дошкольников, ведущее место занимают физическая культура и спорт в сочетании с массажем и природными факторами, которые являются биологическими и общедоступными средствами, повышающими защитные силы организма и улучшают физическое развитие и здоровье. Однако, несмотря на разнообразие коррекционных программ, проблема совершенствования физического воспитания детей с одновременной коррекцией нарушений ОДА остается актуальной, что обусловливает необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрение новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями, к которым относятся средства йога-аэробики.
2. Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляет собой целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов для сохранения и стимулирования здоровья детей: психопрофилактического, психодиагностического и коррекционного, которые должны привести к достижению поставленных целей.
3. При разработке и внедрении коррекционных мероприятий для улучшения функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста использовали все возможные и уместные средства, формы, методы и принципы физического воспитания и физической реабилитации в единстве, реализуя тем самым коррекционную, оздоровительную, воспитательную и образовательную функции физического воспитания и физической реабилитации, обеспечивая их связь с подготовкой к школе и формированием гармонично развитой личности.
4. Для укрепления здоровья детей была разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами опорно-двигательного аппарата в ДОУ, которая включает ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов для сохранения и стимулирования здоровья детей: психопрофилактического, диагностического и оздоровительного, которые должны привести к достижению поставленных целей. Для успешной реализации педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста необходимо также повышать педагогическую компетенцию родителей, постепенно расширяя их участие в оздоровительном процессе. В рамках оздоровительного компонента была разработана и реализована программа оздоровительной физической культуры для детей, включающая выполнение упражнений йога-аэробики, обладающих оздоровительным воздействием.
Результаты формирующего эксперимента показали эффективность разработанной модели. У детей экспериментальной группы достоверно улучшилась гибкость на 181,8%, силовая выносливость мышц спины 66,2%, сила мышц брюшного пресса – на 76,2%. В процессе исследования у детей экспериментальной группы отмечалось улучшение состояния продольного свода стопы, о чем свидетельствовало улучшение индекса Фридланда на 0,68 %. У детей контрольной группы значимых изменений в исследуемых показателях не наблюдалось.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения в профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность и содержание психолого-педагогического сопровождения нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важным этапом становления личности ребенка, формирования двигательных навыков, развития физических качеств, обеспечивающий условия нормального биологического развития [38, 40, 42]. Этот возрастной период отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма, а с другой — низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Важную роль в формировании, сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста, их гармоничном физическом и нервно-психическом развитии играют педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Сопровождение представляет собой особую форму реализации пролонгированной психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, и включает деятельность педагогического персонала, которая направлена на создание комплексной системы психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих личностному росту ребенка и профилактике заболеваний.
Главными задачами психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата являются:
— систематический мониторинг психофизического состояния ребенка в динамике его индивидуального развития;
— создание социально-психологических условий в ДОУ для эффективного психического развития ребенка;