Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования 6
1.1 Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом по футболу 6
1.2. Содержание тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования 13
1.3 Организационно-педагогические условия управления тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования 23
Глава 2. Методы и организация исследования 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что в методике спортивной подготовки можно наблюдать изменения, связанные с высокой конкуренцией на крупных соревнованиях, в том числе и в футболе. Однако, многие направления физической подготовки и тренировки футболистов в условиях образовательных учреждений остаются устаревшими, что соответственно влечет за собой низкие показатели спортивных достижений, что обуславливает необходимость искать новые и более совершенные формы и методы спортивной подготовки для достижения более высоких спортивных результатов. Именно поэтому, существует необходимость в разработке тренировочного процесса, от которого бы зависел и спортивный результат.
При этом учет динамики возрастного развития игроков должен являться необходимым требованием в работе с футболистами. Ведь в футболе, как и в большинстве видов спорта, совершенствование технического мастерства совпадает с периодом активного естественного развития организма занимающихся. Вот почему средства и методы технической подготовки не должны вступать в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека, а, напротив, должны им соответствовать.
Именно поэтому существует необходимость в управлении тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования.
Тренировочный процесс футболистов в целом рассматривается большим количеством научных исследований: В.Г. Алабин В.Ф. Борзов И.П. Вилков Г.Н. Максименко, Т.А. Рябинина, Т.П. Юшкевич.
Однако, несмотря на наличие подобных исследований, процесс построения тренировочного процесса футболистов в учреждениях школьного образования, освещен фрагментарно. Нет единого мнения специалистов о структуре процесса, последовательности построение модельных комплексов и тренировочных заданий, различаются мнения авторов о величине и направленности тренировочных нагрузок.
На наш взгляд, в настоящее время обозначилось противоречие между необходимостью управлением тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования и отсутствием достоверным теоретическим и практическим подходом к его построению.
Поэтому существует необходимость в управлении тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования.
Объектом исследования послужил тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования.
Предметом исследования стала структура и направленность построения тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования.
Цель исследования — разработать и апробировать структуру тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования.
Гипотеза исследования. Предположили, что разработанный тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования с учетом специально организованных организационно-педагогических условий, будет способствовать повышению уровня подготовленности что, в свою очередь, может оказать позитивное влияние на эффективность спортивной деятельности и физической подготовке игроков.
Для проверки гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи исследования.
1. изучить научно-теоретические подходы к построению тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования,
2. определить методы и средства в учебно-тренировочном процессе на занятиях по футболу в школе,
3. разработать и апробировать структуру тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования,
4. по результатам проведенного исследования определить эффективность методики построения тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования,
5. предложить практические рекомендации по оптимизации построения тренировочного процесса по футболу в условиях школьного образования.
Для решения поставленных задач использовались педагогические методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных; анализ документов; педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— разработан тренировочный процесс по футболу в условиях школьного образования,
— установлено, что при традиционном варианте тренировочного процесса распределение нагрузок различной направленности не обеспечивает совершенствование физической подготовленности и работоспособности школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были разработаны конкретные рекомендации по оптимизации построения тренировочного процесса по футболу в условиях школьного образования, которые, несомненно, могут послужить основной для выстраивания тренировочного процесса с целью совершенствования физической подготовленности и работоспособности школьников.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, можно сделать следующие выводы:
Управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени. Специфика организации и управления тренировочным процессом основана на принципах физического воспитании и спортивной тренировки. Комплексный контроль и решаемые с его помощью задачи отбора и ориентации в процессе тренировки являются одной из составляющих частей общей концепции организации тренировки как управляемого процесса.
Тренировочный процесс по футболу в школе — самостоятельная структурная единица процесса обучения, в которой применяются различные средства, направленные на решения задач физической, технико-тактической, психологической и интегральной подготовки.
С учётом специфики футбола тренировочный процесс по футболу может трактоваться как структурная единица учебного процесса, в котором в зависимости от цели и задач этапа подготовки целенаправленно и систематически осуществляется совершенствование физической, технико- тактической и психологической подготовленности футболистов.
Тренировочный процесс юных футболистов предполагает использование разнообразных средств, форм и методов. Их выбор определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся.
Нами были обоснованы специально организованные организационно-педагогические условия, которые были учтены при построении тренировочного процесса:
1. Поиск и подбор упражнений, способствующих совершенствованию технической подготовки юных футболистов.
2. Постановка такой учебной задачи, которая должна быть связана с оптимальным освоением нового материала с учетом:
— возвращения уже усвоенного, но на более высоком уровне,
— подготовленности занимающихся,
— новых упражнений для совершенствования разучиваемых технических приемов.
3. Оптимальным учетом средств, форм и методов обучения, с учетом конкретных условий.
4. Оптимальное построение всех частей тренировочного занятия, которое должно состоять из вводной, основной и заключительной части.
5. Своевременное (адекватным возрасту) и перспективное (опережающим) овладение основами рациональной техники движений.
Согласно данным условиям, был разработан тренировочный процесс.
Каждое тренировочное занятие мы основывали на двух блоках: организационном и методическом.
В организационный блок вошли все составные части тренировочного занятия — подготовительная, основная и заключительная. Составляющими методического блока являются виды тренировочной работы — общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая, игровая и соревновательная подготовка.
Исходя из этого, построение основной части тренировочного занятия состоит из трех блоков — обучающих программ, тренировочных программ, а также собственно тренировочных заданий.
При освоении технического приема, были выделены этапы:
1 этап. Ознакомить футболистов со значением технического приема для игры, рассказать о преимуществах и недостатках определенного технического приема, показать взаимодействия игроков в процессе игры, в которых наиболее часто выполняется данный технический прием.
2 этап. Рассказать (и показать) биомеханическую структуру выполнения ТП.
3 этап. Подобрать упражнения для вариативного выполнения ТП и определить пространственно-временные параметры их выполнения; определить необходимый объем (количество повторений) и темп (интенсивность).
4 этап. Выполнения упражнений при условии соблюдения последовательности и постепенности; определить интервалы отдыха между упражнениями. Требовать, чтобы при различных вариантах выполнения игрового приема не менялись основы техники.
5 этап. Подобрать игровые упражнения для совершенствования ТП (квадраты, эстафеты, двухсторонние игры и т.п.) и определить их продолжительность и интенсивность; определить уровень освоения ТП, эффективность его выполнения в процессе игрового упражнения; сделать корректирующие общие и индивидуальные указания относительно более четкого выполнения ТП в игровых условиях
Для доказательства гипотезы исследования, было проведено педагогическое исследование среди двух групп в течение 6 месяцев.
ЭГ- подростки, с которыми были реализованы организационно-педагогические условия при управлении тренировочным процессом.
КГ – занимались по программе по футболу.
По результатам исследования было выявлено, что в ЭГ произошел прирост физических и технико-тактических показателей футболистов.
Эффективность выбранной методологии была подтверждена не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над субъектами контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что увеличение всех контрольных показателей в экспериментальной группе по сравнению с педагогическим экспериментом было выше, чем в контрольной группе.
Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность использования специально организованных организационно-педагогических условий, направленных на развитие физической и технико-тактической подготовки у мальчиков 13-14 лет на занятиях по футболу. Увеличены показатели как скорости (бега), так и мощности (прыжки, отжимания, нажатия, подтягивания).
Таким образом, подводя итоги исследования, следует сказать, что разработанный тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования с учетом специально организованных организационно-педагогических условий не только оказал позитивное влияние на эффективность спортивной деятельности и физической подготовке игроков, но и оказал воздействие на функциональные показатели организма.
Построение тренировочных занятий в футболе осуществляется на основе комплексного подхода, учитывающего цели и задачи этапа подготовки футболистов, их квалификацию и уровень подготовленности. Одним из методических подходов в построении тренировочных занятий является использование методов моделирования, прежде всего, моделирование тренировочных упражнений и их комплексов.
Материал, и основные выводы имеют практическое значение для подготовки футболистов и позволит более целенаправленно решать задачи повышения их спортивного мастерства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования

1.1 Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом по футболу

Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Согласно И.В. Аверьянову целевое управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени [2].
Тренировочный процесс, являясь целенаправленным психолого-педагогическим процессом, представляет собой развивающуюся динамическую систему, которая воздействует на спортсмена. Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, свойственные только ему одному. Для правильного управления спортивной тренировкой требуется знание индивидуальных особенностей и свойств личности[6].
Тренировочный процесс в футболе строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи. Как правило, структура спортивной подготовки имеет крупные стадии, которые, в свою очередь, для простоты управления тренировочным процессом, делятся на более мелкие структурные составляющие (этапы, периоды, циклы), на которых непосредственно решаются задачи становления спортивного мастерства футболиста, воспитания физических качеств и способностей, подготовка и участие в соревнованиях. [13]
На протяжении всего периода обучения в школе футболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Основные моменты подготовки футболистов от этапа к этапу следующие:
1) постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
2) увеличение вариаций приемов игры и взаимодействий с партнерами;
3) переход от общей подготовки футболиста к обучению с использованием более специализированных средств;
4) увеличение объема тренировочных нагрузок;
5) повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных футболистов.
Тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования условно делятся на три этапа: первый — начальное обучение (7-12 лет), второй — начальная спортивная тренировка (13-15 лет), третий — подготовка к высшим достижениям (16-18 лет). В условиях деятельности школьной секции полностью может осуществляться первый и второй этапы и частично третий.
На начальном этапе достаточно одной тренировки в неделю. Ее целесообразно проводить по возможности в среду в послеобеденное время.
Для футболистов второго этапа обучения требуется двухразовая тренировка в неделю.
Для третьего этапа нужна как минимум двухразовая тренировка в неделю
Как правило при учете временных рамок, необходимо сделать акцент на том, что тренировочный процесс должен осуществляться 2 раза в неделю. Вместе с тем педагог должен стремиться к проведению трехразовых тренировок — лучше всего во вторник, среду и пятницу.
Для школьников на первом этапе продолжительность тренировок должна составлять 1,5 часа.
Для школьников второго и третьего этапа занятие не должно превышать 2 часов.
Представляет интерес анализ динамики соотношения технической подготовки юных футболистов по годам обучения.
Так, в возрасте 8–9 лет 35% от общего количества 22 часов отводится на техническое обучение, 35% — в 9–10 лет и 35% — в 10–11 лет. В то же время, на начальном этапе обучения, в течение трех лет обучения юных футболистов, очень мало времени уделяется освоению технических приемов, непосредственно связанных с относительно длительным контролем мяча: управление мячом, дриблинг, дриблинг. Согласно учебному плану, начальная подготовка юных футболистов в возрасте 8–11 лет должна основываться на принципе ознакомления начинающих футболистов с основными группами технических приемов, которые позволяют им успешно проводить элементарные игровые занятия и вносить вклад в формирование устойчивого интереса детей к футболу [21].
Организационной формой и методической основой урока являются групповые занятия, которые соответствуют характеру игры в футбол, предусматривают повышенную потребность во взаимодействии между игроками, необходимость решения коллективных задач. В групповых занятиях учащиеся выполняют задание различными способами организации: фронтально, в подгруппах, индивидуально. В начальном обучении основам используется метод фронтального обучения, поскольку он позволяет лучше контролировать и корректировать деятельность учащихся. Основными инструментами являются физические упражнения, направленные на развитие ловкости, гибкости, скорости, которые в этой возрастной группе имеют наиболее благоприятные возможности для развития. Ловкость — создает основу для быстрого освоения сложных координационных действий. Тренировка ловкости должна идти, прежде всего, по пути формирования его общей базы, в результате чего в будущем будет повышена ловкость футболиста. Развивая ловкость как способность осваивать новые движения, используемые учениками, они должны постоянно включать элементы новизны. Для развития ловкости используются подвижные игры с комплексом различных движений (бег, прыжки, повороты, броски и ловли мячей), упражнения из акробатики (сальто назад и вперед, сальто после прыжка, комбинация прыжков с поворотами, грохота) ,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы