Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Коррекционная работа при дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Научно-теоретические аспекты проблемы формирования письменной речи у детей 6
1.2 Особенности развития речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 10
1.3 Дисграфия и пути коррекции у детей 16
1.4 Анализ методик исследования и формирования письма у младших школьников 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1 Организация, методы и методики исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 36
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР 50
3.1 Основные направления и содержание работы по формированию письма у младших школьников с ОНР 50
3.2 Результаты контрольного эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 68

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования: в современных образовательных условиях по-прежнему актуальны вопросы школьного обучения, социализации и адаптации детей которые во многом определяются уровнем речевого развития ребенка.
На сегодняшний день сложилась такая тенденция, что дети, приходя в первый класс, характеризуются трудностями в чтении и письме. Поэтому возникает необходимость логопедического обследования по выявлению дисграфии, которая представляет собой отклонения с частичным нарушением письма.
Причинами дисграфии интересуются многие исследователи, однако ее появление до сих пор не объяснено. Интерес к вопросам раннего обнаружения и предупреждения дисграфии, а так же проблеме ее преодоления, обуславливается так же тем, что письмо как вид деятельности занимает важное место в жизни человека, стимулируя психическое развитие личности, обеспечивая общеобразовательную подготовку и влияя на формирование индивида в целом.
У школьников имеются трудности овладения письменной речью (А.Н. Корнев). Такие исследователи как Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина предлагают методы коррекции нарушений письма младших школьников, в частности детей с ОНР.
При дисграфии имеются нарушения сенсорных функций: зрительная агнозия, нарушение фонематического слуха, что приводит к появлению оптических и акустических ошибок. В литературе имеется ряд работ посвященных коррекционной работе при дисграфии у детей с ОНР (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И, Лалаева, Е.А. Логинова). В них отмечается, что при формировании письменной речи у детей с ОНР трудности с формированием навыка письменной речи, написания слов под диктовку, неправильным построением синтаксических конструкций, пропусками членов предложения и т.п.
Однако данную проблему нельзя считать полностью разрешенной. Поэтому существует необходимость проведения специального исследования.
Цель исследования: изучение уровня сформированности письма и предпосылок дисграфии у младших школьников с ОНР и построение программы коррекционной работы.
Объект исследования: состояние письма у младших школьников с дисграфией.
Предмет исследования: процесс формирования письменной речи у младших школьников с ОНР
Научная гипотеза: мы предполагаем, что у младших школьников с ОНР имеются значительные сложности становления письменной речи, которые могут быть скорректированы в ходе специально организованной логопедической работы.
Задачи исследования:
1 Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования: дисграфия у детей с ОНР
2.Изучение состояния письменной речи у младших школьников с ОНР
3.Анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных.
4. Разработка и апробация программы коррекционной работы.
5. Доказательство результативности коррекционной работы.
Методы, использованные для достижения цели и решения задач следующие:
1. Теоретической анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирическое проведение исследования на выявление видов дисграфии у младших школьников.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования представляется тем, что в работе сделана попытка скомпоновать теоретические представления о дисграфии в целом, у детей младшего школьного возраста с ОНР, что позволяет комплексно изучать тему нарушений письма и на этой основе определять основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР по преодолению таких нарушений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, позволили разработать основные направления логопедической работы с младшими школьниками с ОНР, которые дают возможность преодолевать и корректировать нарушения письма у детей. Полученные данные могут быть использованы педагогами и логопедами в работе с детьми младшего школьного возраста ОНР, а так же студентами педагогических направлений при изучении данной темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать несколько выводов, среди которых следующие:
1. Психофизиологическая основа письма, которая заключается в овладении письменной речью, представляется установлением новых связей между произносимым и записываемым словом. Поэтому для правильного овладения навыков письма важно наличие таких компонентов как переработка слухоречевой, кинестетической, зрительной и полимодальной информации, проведение регуляционного контроля акта письма и включение серийной организации артикуляционных движений и тонких движений рук ребенка.
2. Понятие дисграфии представляет собой нарушение письма. Наиболее общей классификацией дисграфии является ее разделение на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована.
3. Для выявления появлений дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР было организовано исследование. В нем приняли участие учащиеся 2-го класса в количестве 20 детей с ОНР и 20 детей с нормой речевого развития.
Так, были обследованы такие нарушения письма как: звукопроизношение, состояние литералиты и пространственной ориентировки детей, особенности двигательных функций руки младших школьников, особенности слухо-моторной координации ребенка, особенности речевого внимания и фонематического восприятия, особенности состояния языкового анализа и синтеза обучающихся, особенности воспроизводить звуко-слоговую структуру слова, а так же состояния словарного запаса и грамматического строя речи детей младшего школьного возраста.
4. Проведенное исследование на начальном этапе позволило нам выявить, что у школьников с ОНР в чистом виде не встречается одного вида дисграфии, а отмечаются сочетания различных видов дисграфии: сочетание дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с артикуляционно-акустической дисграфией, а также с аграмматической и оптической дисграфиями.
При этом нарушение письма у учащихся младших классов речевой школы обусловлено недоразвитием фонетико-фонематических, лексико-грамматических, зрительно-пространственных функций и нарушением языкового анализа и синтеза
5. С целью преодоления нарушений письма у младших школьников с ОНР была организована логопедическая работа. Было определено, что каждый вид дисграфии имеет свои методы и направления коррекционной работы, которые необходимо учитывать при организации занятий с детьми с ОНР.
6. С целью апробации логопедической работы и анализа полученных данных был проведен констатирующий этап эксперимента, который позволил сделать вывод об эффективности преодолений нарушения письма у детей младшего школьного возраста с ОНР с помощью организованной коррекционной работы.
Так, поставленные цели и задачи исследования выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Научно-теоретические аспекты проблемы формирования письменной речи у детей
Письменная речь является одним из видов умственной деятельности. Ее формирование, в отличие от устной речи, протекает при целенаправленном обучении. Это говорит о том, что механизмы письменной речи создаются в процессе обучения грамоте и совершенствуются при дальнейшем образовании. При этом необходимо отметить, что овладение грамотой представляет собой сложный процесс умственной деятельности, требующей достаточного уровня зрелости множества психических и физических функций ребенка .
Важным моментом является то, что письмо выступает навыком и видом графо-моторной деятельности. Так, А.Н. Корнев говорил о том, что навыки письма зависят от устной речи и ее закономерностей, однако опираются на свою психологическую и сенсомоторную базу, которая обеспечивает реализацию всех форм письма на практике .
Как один из видов деятельности письмо состоит из совершения трех основных операций, среди которых выделяются следующие:
1. Анализ звукового состава слова. Так, первым условием письма является определение последовательности звуков в слове, а далее – уточнение звуков, в частности понимание и различение глухих и звонких, твердых и мягких, свистящих и шипящих фонем.
2. Перевод фонемы в письменные знаки, которые имеют название графем, учитывая правильное написание их элементов. Такая операция предполагает, что ребенок способен правильно представлять буквы, которые составляют конкретное слово и их правильное писание.
3. Так называемая «перешифорвка» зрительной схемы буквы в систему последовательных движений глаз и руки, которые нужны для записи слова [4].
Необходимо отметить, что каждая из названных операций представляет собой самостоятельный навык и сопровождается соответствующим психологическим обеспечением.
Таким образом, рассмотрим более подробно психологическое содержание процесса письма.
Звуковой анализ слова является первым этапом, которые состоит из нескольких специальных операций. В первую очередь, из всего звукового потока необходимо выделять серию звучаний, которые определяют переданную информацию. После речевой поток расчленяется и протекает распознавание фонем, т.е. слышимые звуки переводятся в четкие речевые фонемы .
Один из исследователей, А.Р. Лурия, указывал на важность дальнейшего фонематического анализа слова, которое подлежит написанию, поскольку он заключается в определении числа и последовательности звуков. При этом для дальнейшей записи выделенных звуков слова нужно сохранять их в памяти .
Что касается фонематического восприятия и фонематического анализа, то его осуществление связно с взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализатора. Это говорит о том, что фонематическое представление выступает как результат межанализаторной интеграции слуховых и кинестетических образов. Уточнение звукового состава слова протекает посредством проговаривания. Поэтому громкое, шепотное или внутреннее проговаривается дает возможность уточнять необходимые для написания звуки, отделять близкие друг другу звуки и превращать недостаточно ясные звуковые сигналы в четкие фонемы .
Однако при наличии нарушений артикуляционного праксиса могут наблюдаться смешение фонем по артикуляционному признаку, что в свою очередь, приводит к заменам букв при письменной речи.
Так, можно сказать, что в составе функциональной системы письма выделяются такие структурные компоненты как переработка слухоречевой и кинестетической информации.
После звукового анализа происходит перевод выделенной фонемы и ее комплекса в зрительную графическую схему. Так, человеку необходимо зрительно представлять графическое начертание определенной буквы, подлежащей написанию. Реализация такого навыка при начальной стадии обучения грамоте протекает в несколько этапов. На первом этапе происходит фонологическое структурирование звуковой стороны слова, когда учащийся выполняет установку временной последовательности фонем, из которых состоит это слово, а после – произведение трансформации временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв .
Необходимо отметить, что такой процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем происходит у детей практически одновременно с фонематическим анализом и графо-моторной операцией записи букв. Такой процесс должен подкрепляться достаточно сложной координацией указанных сенсомоторных процессов, наряду с оптимальной степенью концентрации и распределения внимания во время их протекания.
Фонематический анализ и буквенная запись слов представляют собой сукцессивные процессы, являющиеся легкоуязвимой предпосылкой интеллекта и даже при наличии легкого органического поражения центральной нервной системы проявляются в разного рода нарушениях .
При этом важно заметить, что при нарушении способности удерживать в кратковременной памяти временную последовательность звуков или символов, у ребенка сразу же снижается возможность овладения письмом на необходимом уровне. Помимо этого, для уточнения самих движений и их направления важно использование зрительно-моторной координации, что указывает на необходимость переработки полимодальной информации.
Все это говорит о том, что письмо состоит из таких функциональных компонентов как переработка зрительной и полимодальной информации .
На заключительном этапе операций, которые составляют навык письма, наблюдается превращение необходимых к написанию графем в нужные графические начертания. Такая способность называется графо-моторными навыками.
Отмечается, что в процессе письма протекает программирование серии сложных и тонких движений руки, плавно переходящие друг в друга, образующие кинетические движения. Это говорит о том, что серийная организация движений является важным структурным компонентом письма .
Так можно сказать, что для правильного овладения навыков письма важно наличие таких компонентов как переработка слухоречевой, кинестетической, зрительной и полимодальной информации, проведение регуляционного контроля акта письма и включение серийной организации артикуляционных движений и тонких движений рук ребенка.
Для полноценного овладения письмом выделяется несколько обязательных условий, без выполнения которых оно становится невозможным. Среди них можно назвать следующие:
1. Осознание фонематической структуры слов и овладение навыком фонематического анализа.
2. Полное овладение слухо-произносительным разделением и определением всех фонем языка.
3. Овладение ребенком навыка синтаксического членения речевого потока на предложения и слова.
4. Овладение полным набором звукобуквенных ассоциаций, которые представляют собой символизацию фонем русского языка по законам графики.
5. Умение использовать базовые навыки каллиграфии .
Таким образом, несформированность одного из компонентов приводит к нарушениям при овладении навыков письма. При этом важным моментом является то, что алгоритм обучения грамоте опирается на приемы обучения, сроки и последовательность формирования указанных навыков. Такое положение вызывает определенный риск появления нарушений письма в случае какой-либо незрелости отмеченных предпосылок.
Также заметим, что физиологическая основа письма, представляющаяся как овладение письменной речью, заключается в установлении новых связей между произносимым и записываемым словом, в связи с чем процесс письма опирается на развитую работу четырех анализаторов, а именно – речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы