Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сюжетно-ролевых играх

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
В СЮЖЕТНО–РОЛЕВЫХ ИГРАХ 9
1.1 Сущность понятия «общение» и основные этапы его развития в онтогенезе 9
1.2 Психолого–педагогическая характеристика проблем развития общения у детей с общим недоразвитием речи 20
1.3 Понятие и основные характеристики сюжетно–ролевой игры 31
1.4 Методика использования сюжетно–ролевой игры для развития общения у старших дошкольников с общтм недоразвитием речи 36
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ 48
У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 48
2.1 Цель, задачи, принципы, содержание и методика констатирующего эксперимента 48
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 61
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ СЮЖЕТНО–РОЛЕВОЙ ИГРЫ 76
3.1 Цель, задачи, принципы, организация и содержание коррекционно–педагогической работы по развитию общения детей с ОНР с использованием приёмов сюжетно–ролевой игры 76
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 109

  

Введение:

 

Актуальность темы. Общение ребенка является одним из важнейших факторов его психического развития. Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Ребёнок вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми, стараясь обратить на себя внимание взрослых. В процессе взросления ребенка изменяются содержание и мотивы его общения, развиваются коммуникативные навыки и умения. Потребности в познании, коммуникации и самореализации дошкольника побуждают его к активному усвоению речи.
Поэтому общение ребёнка с другими людьми должно быть эффективным. Формирование навыков общения у старших дошкольников является условием нормального психологического развития ребенка, а также их будущего успешного обучения в школе и самореализации во взрослой жизни.
Однако, как показывает практика, современные дети нередко приходят в школу с недостатками в овладении речью, что становится причиной их неуспеваемости. Дети, имеющие проблемы с развитием речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, что существенно влияет на формирование личности и социализацию.
Проблема формирования и развития речевой деятельности детей является достаточно исследованной в различных областях научного познания. Взаимосвязь развития речи с другими видами познавательной деятельности человека исследовали Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др.
Генезис развития речевой деятельности у детей с особыми образовательными потребностями исследовала целая плеяда ученых (Т. Г. Визель, М.И. Лисина, О.Н. Усанова и др).
Значительная часть психологических исследований взаимодействия между людьми в общении осуществляется в русле социально–психологического изучения общения и совместной деятельности. При этом проблемы взаимности общения, роли взаимодействия в общении, соотношения взаимодействия и общения остаются недостаточно исследованными.
Кроме того, большинство научных исследований, посвящённых проблеме развития речевой деятельности дошкольников в условиях обычного онтогенеза и дизонтогенеза, сосредоточена на развитии именно её лингвистического компонента. При этом, в отличие от лингвистического, коммуникативный компонент речевой деятельности, являющиеся основой общения, на наш взгляд, исследован недостаточно.
В то же время именно у детей старшего дошкольного возраста фиксируется потенциальная сформированность основных лингвистических и коммуникативных парадигм, максимально возрастает потребность в коммуникативном взаимодействии. Однако, у детей с нарушениями речевого развития речевая деятельность в этот возрастной период испытывает воздействие неблагоприятных факторов, вызывая вторичные отклонения в коммуникативной деятельности.
Научный обзор перспективных и значимых в настоящее исследований подтверждает, что детство является периодом присвоения социально обусловленной системы общественных, культурных отношений, которое происходит во время специально организованного образовательного процесса, целью которого является не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие навыков общения детей с предметным миром, взрослыми и сверстниками в совместной деятельности, в частности в игре.
По мнению большинства учёных (Л.С. Выготского, Т.А. Гридиной, В.В. Давыдова, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.), игра, являясь естественной и привлекательной деятельностью для младших школьников, позволяет сделать учебную работу интересной, развивает коммуникабельность, воображение, познавательные способности, эмоциональную сторону личности. Поэтому в настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей школьного и младшего школьного возраста. В своих исследованиях учёные раскрыли взаимосвязь обучения и игры, структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства сюжетно–ролевыми играми.
Однако анализ научных публикаций позволяет констатировать, что возможности использования сюжетно-ролевой игры в процессе коррекционной работы, направленной на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста исследованы недостаточно.
Проблема исследования состоит в необходимости нахождения ответа на вопрос: как эффективно использовать сюжетно–ролевые игры для развития общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОО?
Актуальность указанной проблемы, сложность нахождения способов её решения без проведения специального исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель исследования – разработка теоретически обоснованного и экспериментально апробированного содержания коррекционно–педагогической работы с использованием сюжетно–ролевых игр для развития общения устарших дошкольников с ОНР.
Объект исследования – особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – сюжетно–ролевые игры как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования – использование сюжетно–ролевых игр в образовательном процессе ДОО эффективно влияет на процесс развития навыков общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели исследования определены следующие его задачи:
1. На основе теоретического анализа научной и методической литературы по выбранной тематике выяснить состояние изучения проблемы развития общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Определить информативные и валидные опытно–диагностические показатели уровня сформированности навыков общения у старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать методику импользования сюжетно–ролевых игр для развития общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико–методологическую основу исследования составили научные положения: о языке как знаковой системе (Ф.М. Березин, Б.Н. Головин, А. А. Леонтьев, В. И. Кодухов, Р. М. Фрумкина и др.), о практической взаимосвязи речи и мышления (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.), о психофизиологической структуре, функциональных и специфических речевых механизмах (Т.Г. Визель, Дж. Грин, И. А. Зимняя, А. Р. Лурия, Е.Ф. Соботович и др.),
Теоретической основой исследования являются: теории развития детей в процессе игровой деятельности (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.); теория речевой деятельности (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович и др.); системный анализ психического развития детей с патологией речи, методы профилактики и коррекции (Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усанова, Г. В. Чиркин и др.), психолингвистический подход к анализу и компенсации нарушений речевого развития (Л. Е. Андрусишина, Л. И. Бартенева, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева и др.), деятельностный подход (В.В. Давыдов, С.Р. Рубинштейн, В. Д. Шадриков др.).
Для достижения цели исследования и выполнения его задач использовался комплекс методов:
а) теоретических: обзор психолого–педагогической литературы, анализ, сравнение, систематизация и обобщение данных научных источников по исследуемой тематике;
б) эмпирических: наблюдение, беседа, сбор и анализ данных медико–психолого–педагогической документации, педагогический эксперимент – для определения информативных и валидных опытно–диагностических показателей уровней сформированности речевых умений у старших дошкольников в процессе использования сюжетно–ролевых игр и определения путей развития общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
в) количественный и качественный анализ экспериментальных данных и формулирования выводов на основе полученных результатов исследования.
Экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось на базе МДОО д/с №1537 (Северо-Восточный округ, р-н Ярославский г. Москвы). В исследовании участвовали __ детей в возрасте 5-7 лет (средние возраст 6 лет), из них: __ – с общим недоразвитием речи (ЭГ); __ – с обычным речевым развитием (КГ).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении подходов к выбору методик развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, расширении представлений о дидактических возможностях сюжетно-ролевой игры.
Практическое значение полученных результатов. Выделенные и апробированные методики диагностики показателей развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут использоваться как часть комплексной диагностики готовности детей к обучению в общеобразовательной школе.
Разработанные методики и рекомендации по их использованию позволяют эффективно осуществлять коррекционную работу, направленную на развитие навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, способствовать оптимизации их дальнейшего обучения.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов к каждому разделу, общих выводов, списка литературы (80 наименований) и приложений. Общий объем работы составляет 95 страниц, из них основное содержание изложено на 87 страницах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В выпускной квалификационной работе осуществлено теоретическое обоснование и практическое решение проблемы развития общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1. Теоретический анализ научных источников позволил подтвердить актуальность нашего исследования и оценить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие навыков общения у дошкольников с ОНР, которое состоит в том, что благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению ребёнок знакомится с нормами человеческой деятельности, моделями взаимоотношений, которые становятся образцами его собственного поведения.
2. В ходе констатирующего этапа эксперимента выделены критерии развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с соответствующими показателями:
‒ когнитивный критерий предполагает осведомленность старших дошкольников с элементарными нормами социального поведения, умение понимать эмоциональное состояние других детей, понимание ребенком специфики ситуации общения, знакомство с играми;
‒ эмоциональный – умение контролировать свои эмоции и настроение, владение социально принятыми способами выражения эмоций, строить бесконфликтные отношения, эмоциональную направленность на сверстников в группе,
‒ коммуникативно–интерактивный – умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, получать необходимую информацию во время диалога, умение взаимодействовать в процессе игровой деятельности, соотносить свои желания с интересами других, выслушивать собеседника, спокойно отстаивать свое мнение.
3. Диагностика и оценка особенностей развития навыков общения у сташих дошкольников позволил выявить проблемы в их развитии у детей из экспериментальной группы (с диагнозом ОНР): количество детей с высокими поакзателями составило 5,6%, со средними – 33,3%, а с низкими — 61%, что подтвердило необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с данной группой детей.
4. Диагностика и оценка особенностей развития навыков общения у сташих дошкольников позволили выявить позитивную динамику в их развитии у детей из экспериментальной группы (с ОНР): количество детей с высокими показателями увеличилось на 13%, со средними – на 28%, а с низкими – уменьшилось на 29%.
Таким образом, использование методики формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности позволило достичь значительной динамики позитивных изменений в уровнях развития навыков общения у детей из экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Предлагаемая методика способствует росту эффективности компенсационной работы по преодолению нарушений формирования коммуникативного компонента и улучшению на этой основе показателей сформированности речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в целом.
4. Перспективным представляется изучение возможностей использования игры как ведущего вида деятельности и эффективного средства формирования навыков общения на более ранних этапах развития ребенка (в частности, младшего и среднего дошкольного возраста), а также расширение группы методов, которые целесообразно применять в работе с дошкольниками, исследования специфики их использование с учётом индивидуальных особенностей детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В СЮЖЕТНО–РОЛЕВЫХ ИГРАХ

1.1 Сущность понятия «общение» и основные этапы его развития в онтогенезе

Разработка и подбор эффективных методик развивающего и коррекционно–направленного обучения детей с общим недоразвитием речи возможны только в условиях правильного понимания сущности феномена общения и проблем его развития в онтогенезе.
Наиболее глубокий анализ феномена общения, раскрывающий его специфику, сложность и многогранность, представлен в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, В.Д. Шадрикова, и других учёных, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Во–первых, принципиально важным является понимание феномена общения как деятельности.
По определению А. Н. Леонтьева, трудовая деятельность и общение людей в процессе её выполнения представляют собой единый процесс, причём трудовые движения человека выполняют двоякую функцию: непосредственно производственную и функцию общения, а язык выступает не только средством общения, но и формой сознания и мышления [14, 154].
По определению Б. Г. Ананьева [1], через общение человек строит свои отношения с другими людьми, поскольку предполагает взаимодействие людей, без которого невозможно познание действительности и формирования эмоционального отклика на эту действительность [1, с. 96].
По убеждению Г. М. Андреевой, общение необходимо рассматривать как совместную деятельность, поскольку деятельность является не только трудом, но и общением в процессе труда [2, с. 100].
Большой интерес представляет подход к раскрытию смысла понятия «общение» через категорию взаимопонимания, предложенное Б. Д. Парыгиным [21], который справедливо утверждал, что именно в процессе общения возникает взаимопонимание: оно либо устанавливается, либо нет [21, с. 201]. Основываясь на этом утверждении, автор выделяет параметры процесса общения: психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; обмен информацией посредством вербального или невербального общения; взаимодействие и взаимовлияние друг на друга [21, с. 222].
Идея взаимодействия является основой представлений об интерактивной природе общения в концепциях символического интеракционизма (Дж. Мид [2, с. 112], Г. Блумер [2, с. 113], М. Кун [2, с. 115], Э. Гоффман [2, с. 124] и др. ), социального бихевиоризма (А. Бандура [2, с. 63], Н. Миллер [2, с. 54], Г. Келли [2, с. 73], Г. Хоманс [2, с. 82]), социально–перцептивного когнитивизма (К. Левин [18, с. 59], Ф. Хайдер [18, с. 63], Т. Ньюком [18, с. 107], Л. Фестингер [18, с. 111]), в теориях психоаналитической ориентации (Г. Салливан [23, с. 28], Э. Берн [23, с. 33], В. Шутц [2, с. 168], М. Кляйн [23, с. 98]), гуманистической психологии (К. Роджерс [15, с. 23], Д. Морено [15, с. 34], В. Сатир [15, с. 55], Д. Бьюдженталь [15, с. 101]).
Во–вторых, термин «общение» рассматривают с точки зрения его самостоятельности и не сводят лишь к деятельности. В этом случае процесс общения является для человека не только средством, но и целью.
Так, по утверждению Б. Ф. Ломова, образ жизни человека складывается из предметно–практической деятельности и общения как «специфической формы взаимодействия человека с другими людьми» [17, с. 107]. По мнению учёного общение – это взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры [17, с. 127]. Таким образом, основываясь на научных взглядах Б. Ф. Ломова, приходим к выводу о том, что общение принадлежит к базовым категориям психологической науки как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта, охватывая особый класс отношений – отношения с другими людьми.
По мнению А. А. Леонтьева [13] общение является системой целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего, язык» [13, с. 240]. Необходимо отметить, что центральным моментом в определении термина «общение», данном А. А. Леонтьевым, является взаимодействие с другими людьми (интеракция), опосредованное общением, благодаря которому люди могут вступать во взаимодействие [13, с. 113].
Анализ подходов в определении термина «общение» позволяет утверждать, что, несмотря на отсутствие единой точки зрения на понятия «деятельность» и «общение», исследователи не отрицают их взаимосвязь.
Таким образом, вполне обоснованным является утверждение М. И. Лисиной о том, что «Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [16, с. 22].
По мнению большинства учёных, универсальным средством коммуникации является речь, поскольку она позволяет передавать информацию с наименьшим искажением смысла сообщения [2, с. 82].
Изучая общение как особую коммуникативную деятельность, М. И. Лисина выделила в генезисе речи ребенка три этапа:
‒ на первом этапе (довербальном) ребёнок еще не понимает речи взрослого, не говорит, но в процессе ситуативно–личностной формы общения у него постепенно складываются предпосылки для овладения ею речью. Особую роль в этот период играет отношение взрослого к младенцу как к субъекту и обращание с ним как с партнером по общению, «играет» за ребенка как за второго участника общения, предоставляя его действиям смысл и значение;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы