Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Словообразование как языковое умение и раздел языкознания 7
1.2. Теоретический взгляд на формирование словообразовательных умений у старших дошкольников 15
1.3. Формирование словообразовательных умений и навыков у детей с ОНР 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР 3 УРОВНЯ 30
2.1. Общая характеристика контингента детей и описание организационной базы исследования 30
2.2. Методы и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования 33
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР 3 УРОВНЯ 37
3.1. Исследование особенностей словообразования 37
3.2. Формирование словообразовательных умений 46
3.3. Динамика развития словообразовательной стороны речи 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Введение:
Актуальность. На сегодняшний день достаточно острой является проблема речевой деятельности детей дошкольного возраста, поскольку очень многие дошкольники действительно обладают различными видами речевых отклонений. Такое положение вещей в настоящее время является общепопулярной тенденцией, вследствие чего модно наблюдать большое количество логопедических групп в детских садах, логопедических детских садов. К сожалению, это достаточно печальный аспект, поскольку правильная речевая деятельность ребенка обуславливает его успешность более в старшем возрасте, а именно, уже в начальной школе. В настоящее время можно уверенно говорить о том, что существует.
В данном случае уместно говорить о проблеме словообразования у детей с ОНР, которое, можно сказать, является основой речевой деятельности в принципе, или же одной из наиболее важных ее аспектов. У дошкольников, имеющих ОНР 3 уровня, отмечается наличие развернутого связного высказывания, фразовой речи, а также присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным признаком третьего уровня общего недоразвития речи является нечеткое произнесение звуков. Один звук могут заменять одновременно несколькими звуками из данной или близкой фонетической группы. Часто встречаются смешения звуков, когда ребенок в изолированном произношении звуков не допускает ошибок, а в словах и предложениях может их взаимозаменять.
Степень научной разработанности проблемы данного исследования заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют существенные проблемы в формировании словообразовательных умений. Прежде всего, методы и содержание работы по формированию словообразовательных умений должны являться процессом индивидуального характера, поскольку у каждого ребенка имеется свой уровень речевого недоразвития. Именно поэтому данную проблему необходимо решать в условиях коррекционной группы детского сада.
Изучением представленной проблемы занимались отечественные ученые в различные периоды времени.
Так, З.Е. Агранович решал задачи по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Т.А. Гридина изучает способы и принципы словообразования, а также его особенности в старшем дошкольном возрасте. М.В. Китайгородская рассматривает феномен словообразования как элемент лингвистики. Также систему словообразования рассматривала и Е.М. Кубрякова, И.А. Нестерова, М.Д. Степанова и другие.
Особенно следует отметить разработки Р.И. Лалаевой, которая непосредственно и разработала коррекционную систему, на которую опирается представленное исследование.
Необходимо обратить внимание на то, что представленная в исследовании проблема на сегодняшний день изучена в должной мере. Тем не менее, в большинстве случае авторами рассматриваются различные компоненты речи, а не исключительно словообразовательные навыки. В представленном исследовании мы рассматриваем формирование словообразовательных умений в качестве основной речевой деятельности.
Объектом данного исследования является словообразовательные умения детей периода старшего детства с общим недоразвитием речи.
В качестве предмета исследования рассматриваются условия формирования словообразовательных умений и навыков у детей в возрасте старшего дошкольного детства с ОНР 3 уровня.
Цель представленного исследования заключается в определении условий формирования словообразовательных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и последующем составлении системы упражнений исследования.
Исходя из поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1. Рассмотерть словообразование как языковое умение и раздел языкознания.
2. Изучить теоретический взгляд на формирование словообразовательных умений у старших дошкольников.
3. Изучить формирование словообразовательных умений и навыков у детей с ОНР.
4. Представить общую характеристику контингента детей и представить описание организационной базы исследования.
5. Проанализировать методы и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования.
6. Организовать исследование особенностей словообразования.
7. Представить формирование словообразовательных умений.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР представляется рациональным в процессе орагнизации коррекционно-образовательной работы в условиях логопедической группы детского сада, при этом коррекция уровня сформированности словообразовательных умений должна быть осуществлена именно в период дошкольного детства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные упражнения, направленные на формирование словообразовательных умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР могут являться эффективным инструментом, направленным на формирование определенного уровня словообразования.
Рассмотрим также и методы, которые применялись в представленной работе:
1. Анализ научно-психологической, логопедической и дефектологической литературы по феномену словообразовательных умений и ОНР.
2. Тестирование, опрос.
3. Метод математической обработки данных.
База исследования: Детский сад №875, подразделение «Надежда», г. Москва.
В исследовании участвовало 14 детей 5-6 лет с ОНР.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы.
Во введении ставятся цель и задачи исследования, определяется проблема и ее актуальность в современном мире, предлагаются методики исследования.
В первой главе изучаются аспекты речевой деятельности и словообразовательных умений в современной педагогике.
Во второй главе представляются условия организации исследования актуального уровня сформированности словообразовательных умений старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
В третьей главе проводится опытно-экспериментальное исследование формирования словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Заключение:
В ходе решения первой задачи было рассмотрено словообразование как языковое умение и как раздел языкознания. Было выяснено, что словообразование представляет собой наиболее важное средство, предназначенное для пополнения словарного состава языка. Словообразование может быть двух видов: синхронное и диахроническое словообразование. Будучи важным разделом лингвистики, словообразование имеет определенную методологию и объект изучения.
В ходе решения второй задачи был изучен теоретический взгляд на формирование словообразовательных умений у старших дошкольников. Было выяснено, что формирование словообразовательных умений у старших дошкольников на всем протяжении онтогенетического развития выражается в степени усвоения предметных отношений и их совокупности с языковыми явлениями. Сознательное усвоение словообразовательных умений и навыков реально в ситуации направленного обучения старшего дошкольника языковой грамматике. Отмечается, что при формировании словообразовательных умений у старшего дошкольника появляются способности к поднятию до полного усвоения морфем.
В ходе решения третьей задачи было проанализировано формирование словообразовательных умений и навыков у детей с ОНР. Ребенок с третьим уровнем речевого развития использует практически все части речи. Он умеет правильно выстраивать грамматические отношения в наиболее распространенных речевых ситуациях. Однако формирование грамматического строя языка у детей дошкольного возраста еще не завершено, по-прежнему отмечаются ярко выраженные грамматические ошибки. Также у детей с ОНР 3 уровня отмечаются трудности дифференциации морфологических элементов: грамматических категорий числа и рода, понимание лексико-грамматических структур, которые выражают причинно-следственные, временные и пространственные связи. У детей с ОНР есть пробелы в развитии фонетики, лексикограмматического строя. Они влияют на обучение, создавая большие трудности в овладении письмом и чтением.
В ходе решения четвертой задачи была представлена общая характеристика контингента детей и описание организационной базы исследования. Было выяснено, что в ДГ «Надежда» имеется три старшие группы для детей 5-6 лет, направленность которых комбинированная для детей с нарушением речи. В исследовании принимает участие 14 детей старшего дошкольного возраста с 3 уровнем ОНР.
В ходе решения пятой задачи были представлены методы и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию словообразования. Был представлен методический и диагностический материал, направленный на выявление актуального уровня и последующего формирования словообразовательных умений старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
В ходе решения шестой задачи было проведено исследование особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР 3 уровня. Было выяснено, что имеется низкий уровень словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Более того, показатели актуального уровня словообразования в экспериментальной группе несколько ниже, чем показатели контрольной группы.
В ходе решения седьмой задачи было представлено формирование словообразовательных умений у детей дошкольного возраста. Была разработана система упражнений для формирования словообразовательных умений и проведена повторная диагностика, которая позволила констатировать повышение уровня сформированности словообразовательных умений старших дошкольников с ОНР 3 уровня, что подтверждает эффективность предложенных упражнений.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Словообразование как языковое умение и раздел языкознания
Язык находится в постоянном развитии и совершенствовании, обладая при этом своим прошлым, настоящим и будущем. Можно говорить о том, что обогащение словаря представляется как наиболее важный фактор развития любого языка, в частности, демонстрирующий динамичность его характера. Лексическое значение языка просматривается как фактор постоянной трансформации, который находится под влиянием законов языка.
В процессе общественного развития появляются все более новые предметы, явления, которые обозначаются все новыми словами с особыми значениями. В сущности, в настоящее время развитие области лингвистики можно охарактеризовать несколько повышенным интересом к феномену понимания принципов словообразования. В частности, ставятся вопросы, касающиеся статуса словообразовательных единиц и их значений.
Можно говорить о том, что словообразование представляет собой особый раздел языкознания, который занимается изучением различных аспектов создания, функционирования, строения и последующей классификации производных и сложных слов.
За последнее время в образовательной системе страны произошли достаточно существенные трансформации, цель которых заключалась непосредственно в привлечении пристального внимания общества к изучению разделов лингвистики. Так, словообразование, являясь наиболее важным разделом лингвистики, нацеливается на углубление знаниевого языкового аспекта.
Словообразование прочно занимает важнейшее место в современной лингвистике. Однако как часть науки словообразование оформилось достаточно недавно. Если обратиться к истории словообразования как такового, то очевидно, что его основы были заложены в XX веке. Основоположниками становления словообразования в рамках языкознания можно смело считать В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. И. Смирницкого. Именно они изучали роль и место словообразований в среде лингвистических дисциплин. Особое внимание было уделено проблемам членимости слова и принципам установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи. Само по себе словообразование трактуется многими лингвистами. Каждый из них рассматривает его как часть единой лингвистической науки. В настоящее время словообразование признано наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка. В ряде случаев словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии [Нестерова].
В лингвистике понятие словообразования не является всецело ясным и однозначным. Как правило, таким образом трактуются различные лингвистические проявления.
С такой точки зрения словообразование представляет собой наиболее важное средство, предназначенное для пополнения словарного состава языка. Необходимо обратить внимание на то, то слова в любом языке всегда образуются исходя из определенных принципов, правил и схем, которые, в свою очередь, образуют определенный языковой механизм, представляющийся как, собственно, словообразование [Лекант, С.25].
Изучением феномена словообразования занимались в различные временные периоды следующие исследователи: Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, М.Д. Степанова, В.Г Чуваева и другие. Бодуэн де Куртенэ, к примеру, полагает, что словообразование является «разделом морфологии, который включает, кроме того, этимологию (учение о корнях), учение о флексии и о полных словах» [Царев, С.12]. Непосредственно феномен словообразования автор трактует в качестве науки «о словообразовательных суффиксах, с одной, и о темах или основах, с другой стороны» [Царев, С.12].
Л.В. Щерба в качестве словообразования считает «живые схемы для обозначения новых понятий и считает целью словообразования –показать, как действительно образуются или могут образовываться слова для новых понятий в говоре в настоящее время» [Хидекель, С.18].
М.Д. Степанова, в свою очередь, полагает, что «словообразование в системе языка тесно связано как с грамматикой, так и с лексикой, потому что глубокое изучение словообразовательных средств позволяет более точно рассмотреть лексический состав языка» [Валгина, С.9].
В настоящее время в качестве в качестве ключевых способов словообразования рассматриваются следующие способы: аффиксальный (морфологический), морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический. Необходимо обратиться к более подробному рассмотрению этих способов.
В процессе аффиксального способа производное слово формируется при помощи присоединения словообразовательных аффиксов к производной основе. Здесь, исходя из характерных особенностей аффикса, возможно представить основные различия способов словообразования, представленные ниже:
1. Способ суффиксального вида (словообразование при помощи словообразовательного суффикса).
2. Способ префиксального вида (словообразование префиксом).
3. Способ префиксально-суффиксального вида (словообразование при помощи присоединения к основе слова и приставки и суффикса).
4. Способ постфиксального вида (присоединение постфиксов – либо, — нибудь, — ся, — то).
5. Совокупность префиксации и постфиксации (образование глаголов вследствие присоединения к инфинитиву словообразовательных префикса и постфикса).
6. Совокупность суффиксации и постфиксации (к существительным или прилагательным приставляются суффиксы – и (ть), — а, — ова/ — ева, и постфикс – ся).
7. Способ сложения (совокупность основ со знаменательным словом с интерфиксом).
8. Сложносуффиксальный способ (сложение с суффиксацией).
9. Способ аббревиации (сложение усеченных основ и полных слов).
В качестве морфолого-синтаксического словообразовательного принципа рассматривается непосредственно образование новых слов как итог реализации перехода от части к части.
Лексико-синтаксический способ, в свою очередь, рассматривается как образование производного слова из полноценного словосочетания.
В данном случае можно говорить о осуществлении переносного значения слова, которое по итогу отделяется от своего первоначального значения.
Предложим обратиться к рассмотрению базовых видов словообразовательных умений в классическом виде лингвистики:
1. Словообразование по прямому типу (при помощи суффиксов и префиксов).
2. Словообразование по обратному типу (удаление суффикса и префикса).
3. Словообразование по заменительному типу (замена словообразовательной морфемы).
С.Н. Цейтлин [Цейтлин], в свою очередь, выдвигает гипотезу о том, что основной демонстрацией деривационных процессов являются непосредственно детские инновации, под феноменом которых рассматривается любой языковой факт, который зафиксирован в детской речи и который отсутствует в общеупотребительном значении. Так, автором были выделены представленные ниже виды инноваций:
— словообразовательные;
— формообразовательные;
— лексико-семантические;
— синтаксические;
— модификации общеупотребительной речи.
Обычно в поле зрения исследователей попадают инновации, которые образовались при продуцировании речи, и, которые, одновременно с этим могут принадлежать и к сфере ее восприятия. А.Н. Гвоздев также рассматривал данный аспект, приводя как пример ситуацию отказа ребенка принести ножницы только лишь по той причине, что на столе лежал лишь один, а не несколько этих предметов.
Так, следует отметить, что сам по себе термин словообразования представляет собой раздел языкознания, который исследует процессы образования производных слов и систему, в которую они включются.
В языке присутствуют при этом непроизводные слова (ех: лес, река, море, стол, идти, веселый, синий) – примарные, первообразные и производные слова – образованные на базе существующих слов (ех: морской, речник, развеселый, лесной). Производные слова, как следует отметить, образуют словообразовательную систему, которая состоит из следующих подсистем:
1. словообразовательные типы;
2. словообразовательные гнезда;
С целью обозначения самой структуры производного слова необходимо рассматривать следующий термин: «словообразовательная структура слова».
Наука словообразования обладает следующими аспектами изучения:
— диахронический аспект (учение о процессах словообразования).
— синхронический аспект (учение о производной лексике, о морфемной и словообразовательной структуре слов) [Словообразование как наука].
Словообразование, как раздел лингвистики, представляет собой объект достаточно большого количества различных исследований, что, в свою очередь, является ключевым доказательством повышенного интереса к данной области. Основные подходы к трактовке словообразования в лингвистике представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Понятие словообразования
Автор Определение
М.Д. Степанова [Степанова] Словообразование – это особый путь развития словаря
Е. А. Анисимова [Анисимова] Словообразование – это: 1) процесс образования новых слов, 2) раздел лингвистики, который изучает: а) производные слова и их системные связи; б) средства, которые принимают участие в словообразовательном процессе; 3) самостоятельный аспект системы языка
Л. В. Щерба [Щерба] Словообразование – раздел языкознания, который рассматривает производные и сложные слова в динамическом и статическом аспектах.
Словообразование наделено системой функций к ним относятся:
1. Номинативная функция.
2. Конструктивная функция.
3. Компрессивная функция.
4. Экспрессивная функция.
5. Стилистическая функция [Китайгородская].
Словообразование бывает двух видов: синхронное и диахроническое словообразование. Будучи важным разделом лингвистики, словообразование имеет определенную методологию и объект изучения [Китайгородская].
Большой интерес представляет методология словообразования как раздела лингвистики. Изучение словообразования имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание закономерностей словообразования, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы языка [Гридина].
1. Морфологическое словообразование:
— суффиксальный способ
— префиксальный способ
— постфиксальный
— смешанный или префиксально-суффиксальный
— фонетико-морфологический или бессуффиксный
2. Морфолого-синтаксическое словообразование:
— субстантивация адъективация адвербиализация прономинализация
3. Лексико-синтаксическое словообразование.
Лексико-семантическое словообразование [Грамматика русского]:
Помимо методов словообразования необходимо рассмотреть такое понятие словообразовательной модели. Словообразовательная модель призвана систематизировать процесс словообразования в каждом конкретном языке.
Словообразовательная модель, в свою очередь, рассматривается как непосредственно образец для построения определенных производных лексем [Жеребило].
Помимо приведенного выше определения словообразовательной модели следует выделить подход Т.А. Гридиной, которая формулирует трактовку понятия с опорой на словообразовательный тип. Модель словообразования, по мнению Т.А. Гридиной, представляет собой определенную разновидность словообразования, отражающую достаточно формальное варьирование (в данном контексте имеются ввиду исторические чередования, наложения и прочее) [Гридина].
Слова, засматриваясь как вполне самостоятельные языковые единицы представляется возможным охарактеризовать совершенно определенным единством формы и содержания, то есть, в сущности, единством материального выражения и значения. Отмечается, что, к примеру, у производного слова всегда выделяется лексическое и словообразовательное значения, ех: побежать – начать бежать – начало действия. То есть, представленное словообразовательное значение возможно найти также у других слов.
Словообразовательные языковые единицы являются системными по своему характеру, поэтому большое значение приобретает изучение словообразовательной системы и ее элементов. В качестве элементов словообразовательной системы, к примеру, вполне могут выступать словообразовательные средства, или же, иначе, непосредственно производные слова. В свою очередь, в качестве макроэлементов словообразовательной системы рассматриваются объединения производных слов, а именно: словообразовательной модели, типов, парадигмы.
Словообразование, таким образом, обладает достаточно серьезным значением в области лингвистики. На сегодняшний день накоплен серьезный опыт в области изучения трансформационной основы семантики слова, с которой непосредственным образом связывается семантический словообразовательный принцип.
Наличие феномена семантической модели словообразования говорит непосредственно о наличии типологической общности рассматриваемого феномена. Словообразование как раздел лингвистики позволяет расширить возможности языкознания и сгенерировать адекватные подходы к реализации номинативной функции языка.