Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Стимуляция моторного развития у детей младшего дошкольного возраста посредством игротренинга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1.Теоретические представления о формировании моторных функций 5
1.1 Научные представления о моторных функциях 5
1.2. Формирование моторных функций в онтогенезе 12
1.3. Особенности становления моторных функций в онтогенезе 17
Глава 2. Обследование моторных функций у детей младшего 23
дошкольного возраста 23
2.1 Модель обследования моторики у дошкольников с дизартрией 23
2.2. Обследование статической координации движений, 33
артикуляционной моторики, тонких дифференцированных движений 33
кистей и пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста 33
Глава 3. Игротренинг как средство стимуляции моторных функций у 43
детей младшего дошкольного возраста 43
3.1. Значение игротренинга в процессе развития моторных функций у 43
детей младшего дошкольного возраста 43
3.2 Серия игротренингов, направленных на развитие моторных функций у детей младшего дошкольного возраста 47
Заключение 54
Список литературы 57

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что состояние моторных функций детей младшего дошкольного возраста является одним из значимых показателей их нормального физического и психического развития. Вместе с тем полноценное развитие общей моторики и мелкой моторики кистей и пальцев рук является необходимым условием подготовки дошкольников к обучению письму.
В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Уровень развития моторных функций — один из показателей готовности ребенка к школе. Работу по развитию моторики следует начинать до поступления в школу, то есть в дошкольном детстве.
Физические упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторных навыков благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в оптимальном состоянии.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т.Н.Андриевской, Л.В. Антаковой- Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М.Кольцовой [38, с.302]. и другими было показано, что систематическая целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией.
Цель исследования – определение влияния установления особенностей развития моторных функций у дошкольников.
Объект исследования — моторные функции детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — игротренинг как средство стимуляции моторных функций у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы исследования моторных функций у детей младшего дошкольного возраста;
2) Разработать методику обследования моторных функций у детей младшего дошкольного возраста с синдромом дизартрии;
3) Охарактеризовать особенности становления моторных функций в онтогенезе.
4) Разработать методические рекомендации по формированию моторных функций у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития двигательных функций дошкольников;
— Констатирующий эксперимент;
-Анализ результатов, полученных в эксперименте;
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В переводе с латинского – моторика это движение. Различают – мелкую моторику и крупную моторику.
Совокупность действий для выполнения какой-либо задачи – это и есть крупная моторика. К крупной моторике относятся наклоны, ходьба, прыжки, ползание, бег и т.д.
Способность выполнять более точные действия и манипулировать мелкими предметами – это мелкая моторика. Мелкие мышцы активно работают именно при мелкой моторике. Вырезание, рисование, игра на музыкальных инструментах, завязывание узелков, застегивание пуговиц – это все мелкая моторика. Основываясь на вышеперечисленном, мелкая моторика помогает в развитии творческих способностей ребенка.
Мелкая моторика рук ребёнка в психологической литературе исследована многими авторами достаточно полно. В работе показана взаимосвязь развития моторики с развитием важнейших психических функций, созреванием соответствующих зон мозга, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка, выявлена возрастная динамика этого процесса.
Отсюда следует, что ознакомившись с исследованиями многих ученых, мы пришли к выводу: движения рук, связанные с включением пальцев, просто необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе и другие проблемы в развитии ребёнка.
Игра – универсальный способ обучения и воспитания маленького человека. Она приносит в жизнь ребёнка уверенность в своих возможностях, в себе, интерес, радость. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: речи, мышления, воображения, внимания, памяти, восприятия.
Существует классификация игр, которые необходимы для развития детей дошкольного возраста:
Моторные игры (лазание, прыжки, бег). Не всем родителям нравится, когда ребенок залезает на высокие предметы, бегает по квартире. Безусловно, не стоит запрещать ему активно двигаться, но прежде все¬го, надо подумать о безопасности ребенка.
Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми различными материалами: бумагой, глиной, песком. Они способствуют развитию сенсорной системы: температурной чувствительности, слуха, обоняния, вкуса, зрения.
В процессе экспериментального исследования нами было сделано следующее: на основе анализа литературы изучены формирование и особенности мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста; исследована взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики и речевой деятельностью ребенка, была создана и апробирована система работы по развитию мелкой моторики в младших дошкольных группах детского сада.
Как показало исследование на констатирующем этапе эксперимента, развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей экспериментальной и контрольной групп находилось практически на одинаковом уровне. В ходе формирующего этапа исследования дети экспериментальной группы совершенствовали свою зрительно-двигательную координацию и уровень развития мелкой моторики посредством различных упражнений, пальчиковых игр, пальчикового театра, с помощью плетения, вышивания, конструирования, изготовлением поделок из природного материала.
В результате систематической работы по развитию мелкой моторики и с помощью сравнения полученных данных на контрольном этапе исследования мы получили результаты, показывающие статистически значимое различие между выборками.
Изучение проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста и анализ литературы показали, что существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование мелкой моторики в целом влияет на развитие артикулированности и связности устной речи, на развитие школьно-значимых функций, формирование навыка письма и косвенным образом на общее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Таким образом, научное обоснование получила необходимость развития активных движений пальцев рук.
Создание и апробирование комплекса игр и упражнений по развитию мелкой моторики в старшей и подготовительной группах детского сада показало, что для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался различными видами ручной деятельности. В нашем исследовании это были разнообразные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, игровые упражнения с мелкими предметами, разные виды ручного труда, как лепка, вышивание, вырезание мозаика, оригами, нанизывание бус, плетение и т.д. Если эти упражнения, занятия и игры применять в комплексе, то они способствуют развитию различных групп мышц руки, развивают координацию движений, гибкость, точность, и мышечный контроль.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование комплекса разносторонних методов и приёмов развития мелко-моторных функций, таких как специальные упражнения для подготовки руки к письму, движения с мелкими предметами, различные виды пальчиковых игр, проведение работы по совершенствованию пальцевой моторики исправно и регулярно, включая её в учебно-воспитательный процесс, позволяет в работе с детьми дошкольного возраста улучшить показатели совершенствования мелкой моторики, а, следовательно, подтверждают данную гипотезу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Человек все время стремился познать, понять и исследовать и объяснить мир в котором он живет. О богатстве окружающего мира, звуках и красках, запахах и температуре, величине и многом другом мы узнаем с помощью органов чувств. Для того, чтобы ориентироваться в том, что его окружает, человеку все время нужно получать информацию об окружающем мире. Роль ощущений в жизни человека трудно переоценить, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. И ощущения не дают нам полной целостной картины о свойстве предметов, явлений окружающей действительности. [14, с.13]. На основе ощущений возникает более составной психический процесс — восприятие. В отличие от ощущений восприятие является отражением целостных предметов, которые имеют ряд особенностей. Так, смотря на гроздь винограда, мы воспринимаем его единственным предметом, он является одновременно сочным, гладким, зеленым, вкусным, ароматным. Слушая музыку, мы слышим не отдельные звуки, а получаем удовольствие от композиции в общем. Целостность такого восприятия зависит от сенсорного развития человека.
«Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства »[2, с.4].
На современном этапе одним из основных принципов коррекционно-воспитательной работы в коррекционной педагогике является сенсомоторное развитие ребенка с особенностями психофизического развития в процессе всей учебно-воспитательной работы.
В современной специальной литературе термин «моторика» обозначает двигательную активность организма, отдельных его органов и частей, а термин «моторика» детей происходит от лат. motor – то, что вызывает движение и означает совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту [7, с.106].
Мелкая моторика — это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мускулов, обычно рук и глаз. К навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить; способность рисовать, листать страницы и др.
По мнению целого ряда исследователей (Ж. Итар, Э. Сеген, Ж. Филипп, Г. Поль-Бонкур, Ж. Демор, М. Монтессори и др.) Главным в воспитании ребенка является развитие моторики и органов чувств как условия познания окружающего мира. Это мнение поддержали и другие ученые. В частности, Р. Вайс, Б. Меннель считали, что развитие ощущений и моторики детей является основой для дальнейшего развития речи, математики и других интеллектуальных видов деятельности. Для всестороннего развития ребенка предлагали использовать в процессе обучения предметное обучение, ручной труд, рисование, гимнастику [4, с.173].
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формы, цветах, размеров, положений в пространстве. В соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования представлен опыт детского сада по сенсорно-познавательному развитию детей раннего возраста. В нем раскрываются задания сенсорно-познавательного направления работы группы, которые помогут педагогу с помощью сенсорных игр упражнений и занятий облегчить адаптацию детей к условиям дошкольного учреждения, развить их речь, чувство восприятия. Выбранное направление работы с детьми раннего возраста способствует овладению сенсорными стандартами, воспитанию сенсорной культуры, развитию познавательной деятельности и всех анализаторов во время экспериментов, исследований, наблюдений, манипуляций. Представленные материалы свидетельствуют о влиянии целенаправленного сенсорного развития на формирование эстетического вкуса, художественных и творческих способностей одаренной личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы