Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование мнемотехники как средства формирования связной речи у дошкольников с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

глава I. Теоретическое обоснование проблемы использования мнемотехники
как средства формирования связной речи у дошкольников с дизартрией. 6

1.1. Дизартрия как сложное речевое нарушение. 6

1.2. Особенности речевого развития детей с дизартрией. 13

1.3. Возможности использования мнемотехники в коррекции
речевых нарушений  19

Выводы по первой главе. 34

Глава II. методика
экспериментального изучения проблемы использования мнемотехники как средства
формирования связной речи у дошкольников с дизартрией
. 37

2.1. Организация и описание методики исследования связной
речи. 37

2.2. Анализ результата констатирующего эксперимента. 44

Выводы по второй главе. 52

Глава III.
Опытно-экспериментальная работа по формированию связной речи дошкольников с
дизартрией на основе мнемотехники.. 53

3.1. Описание формирующего эксперимента по формированию
связной речи дошкольников с дизартрией. 53

3.2. Выявление эффективности проведенной
коррекционно-развивающей работы (контрольный срез) 69

Выводы по третьей главе. 71

Заключение. 72

Список использованной литературы.. 74

Приложения. 81

  

Введение:

 

Становление связной речи
дошкольников является одним из самых важных факторов, которые оказывают влияние
на становление всей личности ребенка старшего дошкольного возраста. Степень
речевого развития дошкольников во многом определяет уровень сформированности у
них социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений,
навыков и знаний, являющихся основой личностной культуры (А.Г. Арушанова,
М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.).

Весомым достижением
дошкольника является овладение связной речью и использование ее в качестве
средства познания и способа осуществления коммуникации. Главная задача в
процессе речевого развития старшего дошкольника – это овладение языковыми
средствами общения: словарным запасом; грамматическим строем языка,
практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно,
последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.

У детей с дизартрией
отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания,
синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе
отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П.
Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и
др.).

Отечественными
исследователями (Н.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Н.К. Усольцевой) в их
трудах акцентируется внимание на том, что в логопедической работе формирование
речи у детей, имеющих речевые нарушения, сегодня приобретает особое значение по
причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей,
превращающейся в главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая
представляется трудно достижимой и требует от логопеда и родителей длительной
кропотливой работы.

Считаем, что одно из
эффективных средств формирования связной речи у детей с дизартрией – это
мнемотехника, которая применяется в обучении старших дошкольников с составлению
описательных текстов.

Проблема
исследования
: какими должны быть условия развития
связной речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с
использованием мнемотехники.

Цель
исследования
– разработать и апробировать приемы
работы по использованию мнемотехники для развития связной речи у старших
дошкольников с дизартрией.

Объект
исследования
– развитие речи детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией.

Предмет
исследования
– специфика использования мнемотехники
для развития связной у старших дошкольников с дизартрией.

Гипотеза
исследования
состоит в предположении, что для развития
связной речи у старших дошкольников с дизартрией будет эффективным, если в
систему логопедической работы будут включены приемы мнемотехники:

− мнемодорожки;

− мнемотаблицы;

− схемы.

Задачи
исследования
:

1. Раскрыть сущность дизартрии
как сложного речевого нарушения.

2. Дать характеристику особенностям
речевого развития детей с дизартрией.

3. Описать возможности
использования мнемотехники в коррекции речевых нарушений.

4. Провести
экспериментальное исследование проблемы использования мнемотехники как средства
формирования связной речи у дошкольников с дизартрией.

5. Провести опытно-экспериментальную
работу по формированию связной речи дошкольников с дизартрией на основе
мнемотехники.

Теоретико-методологические
основы
исследования составили положения таких
исследователей, как Г.М. Бевз, Ю.С. Гильбух, С.А. Игнатьева,
Э.Р. Киселева, Г.Л. Розенгарт-Пупко и др. об онтогенезе развития речи
детей; положения Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Н.Н. Салагиной, Т.В. Тумановой,
А.В. Запорожца, А.К. Марковой о специфике речевого развития дошкольников с дизартрией.

Методы
исследования
: теоретические: методы анализа, синтеза;
метод обобщения; метод аналогий; эмпирические: эксперимент, методика
исследования связной речи детей дошкольного возраста с дизартрией.

Теоретическая
значимость
исследования состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данной проблемы.

Практическая
значимость
исследования состоит в том, что собранный нами
материал можно использовать в работе логопеда по развитию связной речи детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Научная
новизна исследования
состоит в том, что нами обобщен материал
по развитию речи у детей с дизартрией, а также тем, что предложены игры для
обучения составлению описательных текстов старших дошкольников с дизартрией на
основе мнемотехники.

Структуры
работы
обусловлена целью и задачами исследования и состоит
из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной
литературы, __ приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования была достигнута его цель ‒ разработаны и апробированы приемы
работы по использованию мнемотехники для развития связной речи у старших
дошкольников с дизартрией.

Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач:

1. Раскрыта сущность
дизартрии как сложного речевого нарушения. Анализ литературы позволил сделать
вывод, что под дизартрией понимается сложное речевое расстройство, для которого
характерны нарушения: компонентов речевой деятельности; артикуляции, дикции,
голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Нарушения речи у
таких детей ведут к нарушениям когнитивной, эмоционально-волевой,
мотивационно-потребностной сфер ребенка. Нарушение речевого развития становится
причиной нарушений в развитии познавательной, интеллектуальной и волевой
сферах.

2. Дана характеристика
особенностям речевого развития детей с дизартрией. Было установлено, что при
дизартрии у дошкольников отмечаются разнообразные стойкие нарушения
фонетической стороны речи, которые представляют собой ведущие нарушения в
структуре речевого дефекта, а отклонения в развитии лексико-грамматической стороны
речи.

У детей
данной категории речевое недоразвитие оказывает негативное влияние на процесс
формирования личности в целом, что снижает адаптацию старших дошкольников с
дизартрией в среде сверстников.

В значительной степени у
детей с дизартрией отличается состояние неречевых функций, психических
процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления). Нарушения в развитии речи
у детей с дизартрией пропорционально влияет на развитие их эмоциональной сферы,
познавательных процессов, что в дальнейшем значительно ухудшает их поведение и
будущую учебную деятельность в школе.

3. Описаны возможности
использования мнемотехники в коррекции речевых нарушений. Пришли к выводу, что
использование
мнемотехники в процессе логопедической работы с детьми с дизартрией позволит
организовать процесс успешной коррекции связной речи, поскольку старшие
дошкольники наглядный материал усваивают лучше, чем материал без наглядности.
Поэтому использование мнемотехники позволяет детям эффективнее воспринимать и
перерабатывать зрительную информацию.

4. Проведено
экспериментальное исследование проблемы использования мнемотехники как средства
формирования связной речи у дошкольников с дизартрией. Проведенное исследование
показало, что большинству детей с дизартрией свойственен низкий уровень
развития связной речи. Был выявлен уровень связной речи у детей старшего
дошкольного возраста: II уровень – средний выявлен у 2 детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией; III уровень – низкий выявлен у 8 детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией.

5. Проведена
опытно-экспериментальная работа по формированию связной речи дошкольников с
дизартрией на основе мнемотехники. Примененная система работы на основе
мнемотехники позволила повысить уровень развития умений детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией.

Таким образом, был
сделан вывод, что обучение составлению развитие связной речи у старших
дошкольников с дизартрией будет эффективным, если в систему логопедической
работы будут включены приемы мнемотехники. Также было выявлено основное условие
связной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ‒ использование
мнемотехники в комплексе с игровыми приемами, поскольку одной из основных видов
деятельности детей данного возраста является именно игровая деятельность.
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

1.1.
Дизартрия как сложное речевое нарушение

 

Развитие ребенка с
дизартрией отличается от развития ребенка с нормальной речью.

По
психолого-педагогической классификации речевых нарушений к нарушениям средств
общения, кроме общего недоразвития речи, относят фонетико-фонематической
недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования
звукопроизносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи имеет несколько степеней выражения, а именно (Рисунок 1):

 

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование мнемотехники как средства формирования связной речи у дошкольников с дизартрией

Рисунок 1. Степени выражения ФФН

 

Согласно
клинико-педагогической классификации, нарушениями, связанными с фонационным
(т.е. внешним) оформлением высказываний, являются дислалия, ринолалия и
дизартрия.

В контексте данной работы
нас интересует именно дизартрия.

Дизартрией является
нарушением речи, при котором у детей наблюдаются расстройства фонетического и
просодического компонентов речи. Возникновение дизартрии связано с невыраженным
микроорганическим поражением головного мозга.

Дизартрия также возникает
в следствии поражения пирамидных путей от коры до продолговатого мозга. Для
данной локализации поражения характерными являются спастические параличи с
нарушение управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные
движения, которые регулируются на подкорковом уровне, сохраняются, поэтому в
речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требуемые
более точной дифференциации мышечных движений [
58].

Дизартрия – такой тип патологии, фактором развития
которой является органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС).
Дизартрия, симптомы которой отличаются от других форм, касающиеся произношения,
проявляется в виде нарушения у больного полностью речи, а не нарушения,
отмечается в произношении отдельных типов звуков
[58].

При дизартрии имеет место недостаточная
иннервация речевого аппарата, возникающая в следствие поражения соответствующих
отделов мозга – подкорковых и заднелобных. У лиц, имеющих дизартрию ограничена подвижность
органов воспроизведения речи (губы, язык и мягкое небо), это, в свою очередь,
усложняет артикуляцию. Отметим, что артикуляция является совместно проведенной
речевыми органами работой, обеспечивающей возможность произношения звуков в
речи.

Часто дизартрия у старших дошкольников является
причиной для возникновения нарушений, которые связаны с воспроизведением слов.
Данные нарушения, как правило, становятся причиной нарушений при чтении и письме.
Также в такой ситуации актуальным иногда становится общее недоразвитие речи. Звукопроизношение
детей с дизартрией характеризуется нечеткостью и «смазанностью». Отметим также
относительно специфики голоса, что при дизартрии он может проявляться как в
крайне слабой форме воспроизведения, так и, наоборот, в очень резкой. Речи данной
категории характерно отсутствие плавности, отмечается, что дыхание в ритме
сбивается. Изменениям подвергается и темп речи, который то замедленный, то
ускорен.

Клиническая картина
дизартрии представляет собой сложность для диагностики. Данное речевое
нарушение рассматривается современными исследователями как целый комплекс
симптомов. Данное речевое нарушение характеризируется сглаженностью симптомов,
неоднородностью их проявлений. Кроме нарушений устной речи, интонации,
голосообразования, ритма и темпа речи отмечаются также и нарушения высших
психических функций, мелкой и общей моторики. Дизартрия отличается от дислалии
нарушениями звукопроизношения гласных и согласных звуков. Детям данной
категории свойственны нарушения мышечного тонуса по типу спастичности,
гипотонии, дистонии, а также синкинезии, гиперкинезы, движения артикуляционной
моторики дискоординированны [
29].

В зависимости от клинико-психологической
характеристики, дети с дизартрией определены к неоднородному типу группу,
причем в ней нет взаимосвязи тяжести проявления этой патологии со степенью выраженности
психопатических форм отклонений. Следует отметить, что дизартрия, так же, как и
тяжелые ее формы, проявляться может даже у детей при сохраненном у них
интеллекте, в то время как ее легкие проявления могут проявляться и у этой
группы детей, и у детей, для которых актуальны нарушения интеллектуального
развития. В зависимости от особенностей, выделенных в каждом конкретном случае
для психофизического развития детей с дизартрией, клинико-психологическая
характеристика основывается на следующем разделении пациентов на группы [
14]:
дизартрия, проявляющееся у детей с нормальным уровнем психофизического
развития; дизартрия у детей при гидроцефалии; проявление дизартрии у детей при
олигофрении; дизартрия при ДЦП; проявление дизартрии у детей при ЗПР (то есть
при задержке психического развития); дизартрия у детей при ММД (минимальная
форма мозговой дисфункции).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы