Часть дипломной работы на тему Управление психологическим климатом в коллективе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретико-методологические основы психологического климата в коллективе и технологии его улучшения в современной организации 3
1.1. Сущность понятия социально-психологический климат в коллективе 3
1.2. Факторы и феномены, влияющие на формирование социально-психологического климата в коллективе 12
1.3. Методы мониторинга и коррекции психологического климата в современной организации; управление психологическим климатом в трудовом коллективе организации 20
Выводы по главе 1 31
Литература 34
Приложения 37
Заключение:
1. Анализ научной литературы показал, что в отечественной и зарубежной психологии существует множество определений социально-психологического климата. Отсутствие единой точки зрения, касающейся определения и трактовки социально-психологического климата является следствием различных исследовательских подходов к его изучению. Несмотря на многообразие подходов к определению данного термина, большинство авторов сходятся в едином мнении о том, что существует тесная взаимосвязь между благоприятным морально-психологическим состоянием коллектива и высокими показателями производственной деятельности. В целом, психологическая атмосфера влияет на успешность совместной деятельности, на удовлетворенность трудом и его результатами. Социально-психологический климат – относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит различные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Это эмоциональная окраска тех психологических связей, которые возникают на основе симпатии, доверия, совпадения интересов членов коллектива. Социально-психологический климат способствует повышению мотивации персонала, удовлетворенности трудом, готовности к сотрудничеству с руководством, заинтересованности в достижении высоких результатов труда и приверженности целям и ценностям компании.
2. Формирование социально-психологического климата происходит в условиях совместной деятельности людей, объединенных общими целями и задачами. В этом случае микроклимат организации можно сравнить со сложной, живой, изменяющейся системой, в которой в качестве элементов выступают настроения, индивидуальные потребности, взгляды сотрудников. На социально-психологический климат влияют факторы макросреды и микросреды, или внешние и внутренние. Внешние факторы – факторы внешней, окружающей среды или факторы макросреды. Факторы внутренней среды или факторы микросреды – внутренние условия в организации. В качестве одного из факторов, которые оказывают влияние на климат, выделяют также управленческую деятельность руководителей. Также выделяют социальные (общественные), групповые (коллективные) и личностные факторы, влияющие на социально-психологический климат.
3. Среди распространенных методов мониторинга психологического климата в социальной психологии, психологии трудовых отношений, социологии называют наблюдение, интервьюирование, анкетирование и опрос. Выделяют основные методики, используемые для анализа социально-психологического климата: социометрический тест по Дж. Морено; методика оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф. Фидлеру; а также метод определения индекса групповой сплоченности Сишора. Благоприятный социально-психологический климат в организации — это результат работы руководства фирмы в области организации психологической поддержки персонала, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержание в коллективе организации психологического климата, благоприятствующего эффективному функционированию персонала.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы психологического климата в коллективе и технологии его улучшения в современной организации
1.1. Сущность понятия социально-психологический климат в коллективе
Одним из ключевых факторов, влияющих на производительность труда, является психологический климат в коллективе – интегральная характеристика, свидетельствующая об уровне развития группы, ее потенциальных возможностях. Формирование благоприятного социально-психологического климата в организации существенно влияет на повышение производительности труда, уровень работоспособности трудящихся, результаты работы, состояние их здоровья и отношение к труду.
Анализируя отечественную научную и учебную литературу, можно выделить несколько подходов к определению «социально-психологического климата». Рассмотрим несколько основных подходов подробнее.
Под социально-психологическим климатом Русалинова А.А. понимает эмоциональный настрой, складывающийся в процессе совместной трудовой деятельности людей и свойственный для данной общности. Также исследователь выделяет ряд специфических диаметрально противоположных черт:
1. Социально-психологический климат – отражение в групповом сознании элементов социальной и производственной атмосферы.
2. Социально-психологический климат – самостоятельная, объективная характеристика социальной группы, оказывающая влияние на ее производительность и эффективность.
Иное значение придает этому определению Н.С. Пряжников. Под климатом в коллективе он понимает удовлетворенность работой, т.е. эмоциональную оценку группы или личности выполняемой ими работы. Такие авторы, как Л.П. Буева и Н.Н. Обозов включают в сущность социально-психологического климата следующие параметры: