Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Повышение эффективности практик использования ИКТ пед. работниками ДОУ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Критерии и показатели качества использования
информационно-коммуникационных технологий. 15

1.1.   Особенности практик использования ИКТ педагогическими
работниками
  15

1.2.   Особенности практик использования ИКТ
педагогическими работниками ДОУ
   19

1.3
Критерии и параметры эффективности использования ИКТ в ДОУ.. 33

Глава 2 Опытно-экспериментальная
деятельность по повышению эффективности практик использования ИКТ
педагогическими работниками ДОУ.. 45

2.1. Эмпирическое исследование
эффективности практик использования ИКТ педагогическими работниками ДОУ.. 45

2.2 Модель повышения
эффективности практик использования ИКТ педагогическими работниками ДОУ.. 56

2.3. Методика повышения эффективности практик
использования ИКТ педагогическими работниками ДОУ.. 64

Глава 3 Управленческие методические рекомендации по организации
деятельности по повышению ИКТ-компетентности педагогов деятельности. 72

3.1 Роль руководителя и методиста в реализации
деятельности по повышению ИКТ-компетентности педагогов ДОУ.. 72

3.2 Рекомендации по созданию в ДОУ управленческой команды,
обеспечивающей организационно-педагогические условия для повышения
ИКТ-компетентности педагогов ДОУ.. 82

Глава 4
Анализ эффективности модели повышения ИТ-компетентности педагогов ДОУ.. 106

4.1. Эмпирическое исследование
эффективности практик использования ИКТ педагогическими работниками ДОУ
(контрольный этап) 106

Заключение. 116  

Введение:

 

Актуальность. Необходимость повышения эффективности
практик использования информационно-коммуникативных технологий педагогическими
работниками дошкольных образовательных организаций обусловлена рядом
обстоятельств.

Интенсивность
влияния информационно-коммуникационных технологий на жизнедеятельность
современного человека постоянно увеличивается. Типичным свойством современного
социума можно считать непрерывное возрастание того объема информации, которую
необходимо воспринять и переработать современному человеку. Лысак И. В. И Белов
Д. П. приводят следующие данные: в современных условиях каждому субъекту
приходится воспринять и обработать такой объем информации, который
представитель XVIII в. осваивал в течение всей жизни. При этом следует
отметить, что развитие информационных технологий становится причиной
постоянного воспроизведения одной и той же информации, что осложняет процесс ее
отбора и обработки. Например, только в сети Facebook ежемесячно выкладывается в
открытый доступ около 30 млрд новых источников информации. Постоянно образуются
новые интернет-сайты. В 2007году количество интернет-сайтов соответствовало
приблизительно 105 млн, то уже к 2013 г., на основании исследований компании Netcraft,
которая занимается исследованиями функционирования и развития интернет-пространства,
количество действующих сайтов составило более 630 млн. Общий мировой объем
созданных и реплицированных человечеством данных в 2011 г. составил более 1,8
зеттабайт (1,8 трлн Гб). Согласно результатам исследований американской
International Data Corporation (IDC), объем информации на планете будет
удваиваться каждые два года вплоть до 2020 г. При этом сектор полезной
информации будет занимать только 35 % от всей созданной информации.

Информационные
и коммуникационные технологии, согласно мнению многих ученых, можно считать
одним из доминирующих векторов развития науки и техники, которые на протяжении
XXI века обретут статус ключевых,
критических. В качестве критических принимаются такие технологии, которые имеют
общую, межотраслевую направленность и представляют собой базу для становления и
развития разнообразных новых технологических и научных направлений, разработок
и в сочетании составляют основной объем в решении центральных вопросов развития
и прогресса. Критические образовательные технологии составляют собой базу для
осуществления технологии дистанционного образования, формирования
распределенных образовательных сетей, распределенных
баз образовательных технологий. В этой связи можно выделить наиболее значимые
линии
информатизации образования:


организация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного
заведения, которая предполагает, что необходимость реализовать совокупность
мероприятий по разработке и обеспечению технологии её функционирования;


системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих
процессы обучения, научных исследований и организационного управления;


конструирование и совершенствование целостного образовательного информационного
пространства.

В
исследованиях, которые относятся к поколению людей, родившихся в конце 1990-х –
начале 2000-х годов, применяется определение «цифровое поколение», или
«поколение Z». Особенностью развития данного поколения выступает то, что
неотъемлемым компонентом их социальной ситуации развития и фактором
формирования личности является постоянно развивающееся виртуальное пространство
и доступ к современным цифровым технологиям. Причем данные технологии
становятся обыденностью, постоянным компонентом жизненного пространства
субъекта.

Термин
«цифровое поколение» («поколение Z») предложен Н. Хоувом и В. Штраусом, которые
представили характеристику данного поколения в своей концепции поколений. Согласно
указанной концепции на окончательное формирование личности и ценностной сферы,
особенностей деятельности субъекта оказывают условия и факторы, которые
непосредственно воздействовали на него до 12-14 лет.

Формирование
личности первых представителей цифрового поколения в настоящее время уже
практически завершилось. Фактически можно говорить о том, что именно данное
поколение оказывает доминирующее влияние на процесс развития современного
общества, тенденции, которые для него характерны.

Представители
поколения
Z,
согласно представлениям Палфри и Гассера, обладают рядом характеристик,
обуславливающих уникальность их социально-психологического портрета. К таким
характеристикам следует причислить «тотальная» креативность, инновационность (уход
и разрушение традиционных стратегий деятельности в бизнесе и ведении делового
взаимодействия – демократичность), информированность, которая достигается
посредством постоянного осуществления поисковой деятельности, многозадачность
(способность решать несколько когнитивных задач одновременно).

Также
исследователи обозначают ряд ключевых проблем, которые отмечаются в
жизнедеятельности «цифрового» поколения – чрезмерно высокий уровень
информационной нагрузки, что приводит к снижению навыка производить и
манипулировать знаниями (говоря иначе, происходит снижение качества навыка
систематизации информации, способности последовательно ее осваивать, определять
существующие причинно-следственные связи, выстраивать материал в соответствии с
определенной системой), интернет-зависимость, постоянное взаимодействие с
разного рода мошенниками и доступ к «опасному» контенту (выражения агрессии,
домогательства, призывы к насилию, порнография), изменение, в ряде случаев
негативного характера, понятий личного пространства, защиты личных данных,
авторских прав.

Шерри
Теркл делает следующее предположение: активное, постоянное применение мобильных
гаджетов подростками и детьми первоначальной причиной имеет в целом оправданное
и целесообразное желание родителей постоянно быть на связи с собственными
детьми. В последующие у подростков и детей сформировалась способность и
тенденция применять современные устройства, как средство коммуникации со
сверстниками, которое, однако, не приводит к возникновению определенной
психологической напряженности, эмоционального дискомфорта, вызванного
определенной собственной неловкостью. Кроме того, современные гаджеты выступают
для детей и подростков средством постоянного доступа к разного рода информации,
как учебной, так и просто интересной.

Психолог
Ольга Маховская придерживается точки зрения, что по мере информатизации
происходит увеличение разрыва между поколениями. Большинство родителей способны
пользоваться современными гаджетами и возможностями цифрового пространства в
крайне ограниченном объеме, тогда как дети активно осваивают данную область
технического прогресса, т.е. можно говорить о том, что феномены, интересные
подросткам, находятся за пределами познавательных возможностей родителей.

Непрерывные
доступ к гаджетам и современным технологиям позволяет достичь определенных положительно
направленных результатов с точки зрения формирования его когнитивной сферы.
Например, расширяется объем оперативной памяти, способности концентрировать
внимание, скорости реакции моторики, имеющей определенные отличия от
графомоторных навыков. При этом данные характеристики могут быть сформированы и
при условии осуществления традиционной образовательной деятельности, однако в
данном случае этот процесс характеризуется большей систематичностью,
комплексностью, опорой на принцип «интериоризации», при этом постепенно ребенок
осваивает умение выполнять познавательные операции в уме. При взаимодействии с
цифровыми технологиями многие процессы совершаются в оперативном плане. «Уже не
нужно обладать системой знаний, чтоб извлекать ее из своей памяти, важнее уметь
нажимать на курсор. Существенные смысловые связи не отслеживаются и не
формируются детьми», – уверена специалист. Ольга Мяэотс, заведующая сектором
детского читального зала ВГБИЛ им. М.И. Рудомино. Помимо этого, она говорит о
том, что представители поколения
Z
более мобильны. «Они выигрывают на более коротких дистанциях, но проигрывают в
глубине. У них много манипуляций и мало анализа», – полагает эксперт.

Еще
одной характеристикой детей данного поколения, с точки зрения О. Маховской,
выступает эмоциональная холодность.

Однако
помимо положительных воздействий следует отметить и ряд отрицательных
воздействий информатизации на развитие современных детей, что выражается в
определенных отличиях от сверстников предыдущих поколений. Наблюдение за представителями
поколения
Z
показывает, что такие дети неусидчивы, излишне возбудимы, впечатлительны. В
практической деятельности фиксируется увеличение числа детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью. Все описанные феномены обусловлены низким
количеством контактов в семье и чрезмерным объемом информации, которую
приходится воспринимать ребенку, что становится причиной преобразования
процесса возрастного развития нервной системы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы показал,
что вопрос научно-обоснованной и грамотной организации применения
ИКТ-технологий в современном образовании в целом, и в дошкольном образовании в
частности, является весьма актуальным и важным. Это связано с происходящими в
современном обществе изменениями, необходимостью учитывать в работе педагога
современные тенденции и технологии. Традиционно в дошкольном образовании
наиболее активно используются игровые технологии, как наиболее соответствующие
возрастным особенностям дошкольников. В большинстве случае ИКТ-технологии
непосредственно соотносятся с игровыми технологиями и выстраиваются на их
основе. Разными авторами предлагаются модели формирования у дошкольников
навыков здорового образа жизни, воспитания патриотических чувств, работы с
дошкольниками с ОВЗ с помощью ИКТ-технологий. Однако в связи с активным
внедрением ИКТ-технологий возникает проблем, которая связан с тем, что многие
педагоги ДОУ не готовы работать с такими технологиями, у них не хватает знаний
и практических навыков. Соответственно возникает необходимость формирования
ИКТ-компетентности, как способности активно использовать уже существующие
технологии, так и самостоятельно конструировать новые формы работы. Нами было
проведено эмпирическое исследование, в рамках которого было установлено, что у
педагогов существует интерес к использованию ИКТ-технологий, детский сад имеет
хорошее оснащение в этом плане, однако многие педагоги не могут полноценно
пользоваться данным видом технологий в силу отсутствия навыков. Нами была
предложена модель повышения квалификации, которая включила в себя разнообразные
направления и формы работы, такие как курсы повышения квалификации,
методические объединения, обмен опытом между педагогами и др. Также
сформулированы организационно-педагогические условия, которые должны обеспечить
продуктивность данного вида деятельности.

Кроме того, в рамках данного
исследования рассмотрена роль административного звена в ДОУ в организации
системы деятельности по повышению ИКТ-компетентности педагогов ДОУ.
Исследователи отмечают, что именно руководитель и методист ДОУ представляют
собой центральное звено в создании и координации всех процессов ДОУ, в том
числе повышении ИКТ-компетентности специалистов образовательного учреждения. К
компетенциям руководителя и методиста ДОУ относятся такие функции, как создание
нормативно базы системы повышения ИКТ-компетентности педагогических работников
ДОУ, обеспечение соответствующей среды и материально-технической базы для
внедрения ИКТ-технологий в деятельность ДОУ, создание системы мероприятий,
программы повышения ИКТ-компетентности педагогов ДОУ. В настоящее время более
эффективной считается система организации деятельности, когда в учреждении
создается соответствующая управленческая команда специалистов для решения тех
или иных задач организации образовательного процесса.

На контрольном этапе исследования нами была
проанализирована эффективность предложенной модели повышения ИКТ-компетентности
педагогов ДОУ. Проведенное эмпирическое исследование показало, что уровень
ИКТ-компетентности участников исследования значительно повысился: они освоили
необходимые для качественной организации образовательного процесса навыки и
умения, увеличился уровень и запросов и интересов в сфере освоения
ИКТ-технологий. Таким образом, контрольный эксперимент показал эффективность
предлагаемой модели повышения ИКТ-компетентности педагогов ДОУ
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Критерии и показатели качества использования
информационно-коммуникационных технологий

 

1.1.        
Особенности практик использования ИКТ педагогическими
работниками

 

Вопросами изучения ИКТ в образование занимались
Егорова А. Ю., Толстых О. М.,
Воронов С. А., Нижник, Е. А., Васильев К. А.

Вопросами подготовки будущих педагогов и повышения
квалификации действующих педагогов в области использования ИКТ-технология
занимались такие исследователи, как А. Л. Миллер, Р. З. Амиралиева, С. В.
Светличная, В. П. Короповская, Л. В. Кочегарова и др.

Согласно представлениям Миллера А. Л., ИКТ-компетентность — это готовность педагога формировать
цифровое образовательное пространство за счет активного применения электронных
образовательных средств, за счет возможности адаптировать их к целям и задачам
конкретного занятия. Кроме того, в структуру данного понятия входит готовность
педагога к последующему профессиональному сетевому взаимодействию в целях
обмена профессиональным опытом. Содержание ИКТ-компетентности представлено
мотивационно-ценностным, профессионально-деятельностным,
рефлексивно-коммуникативным компонентами [23].

Информационные образовательные технологии – это все
технологии в сфере образования, которые основаны на применении специальных
технических средств (ПК, мультимедиа) для решения образовательных задач.

Информационно – коммуникационные технологии в
образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и
инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и
методах их применения для совершенствования деятельности специалистов
учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для
образования (развития, диагностики, коррекции) детей [5].

Сочетание ИКТ соотносится с двумя типами
технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – совокупность
методов, способов и средств, за счет которых реализуется хранение, обработка,
передача и отображение информации и направленных на увеличение уровня
продуктивности и производительности труда. В современных условиях методы,
способы и средства непосредственно соотносятся с компьютером (компьютерные
технологии).

Коммуникационные технологии детерминируют
методы, способы и средства взаимодействия субъекта с внешней средой (обратный
процесс также имеет большое значение). В таких коммуникационных процессах
компьютеру отводится значимая позиция. Его применение становится базой для
комфортного, индивидуального, разнообразного, высокоинтеллектуального
взаимодействия участников процесса коммуникации.

Педагогическая наука формулирует большое количество определений
феномена «информационно-коммуникационная технология». Одно из определений ИКТ,
где указано, что информационно-коммуникационные технологии следует
интерпретировать как сочетание технологий, средств для трансформации
информационных данных, которые необходимы для получения информации нового
качества, или продукта [4].

И. Г. Захарова в своих исследованиях, анализируя определение
информационно-коммуникационных технологий, соотносит его с образованием, и
характеризует его как множество учебно-методических материалов, технических и
инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе,
формах и методах использования для совершенствования деятельности специалистов
учреждения образования (таких как: администрации, педагогов, специалистов), а
также для образования (развития, оценки, коррекции) детей. В предложенном ею
определении, под информационно-коммуникационными технологиями понимается
применение компьютера, сети интернет, телевизионных устройств, аудио и видео
средств. Именно такие средства ИКТ могут стать основой для доступа к обширному
диапазону средств, которые имеют большое значение в формировании
интеллектуальных возможностей ребенка [1].

Для того, что эффективно применять ИКТ в
профессиональной деятельности не имеет значения стаж работы сотрудников
образовательной организации и уровень их образования, а большую роль, в первую
очередь, выполняет желание и потребность к овладению средств и методов ИКТ.

Применение компьютерных технологий имеет
следующие положительные эффекты в деятельности образовательного учреждения:

— вовлекать пассивных наблюдателей к активной
деятельности;

— придавать образовательному процессу большую
степень наглядности и активности;

— обеспечивать развитие информационной
культуры воспитанников;

— активизировать познавательный интерес;

— обеспечивать соблюдение
личностно-ориентированного и дифференцированного принципов в образовательном
процессе;

— дисциплинировать самого воспитателя,
активизировать его интерес к профессиональной деятельности;

— интенсифицировать операции интеллектуальной
деятельности (анализ, синтез, сравнение и др.).

ИКТ предоставляют каждому педагогу возможность
непосредственно обращаться к информационному пространству как с обращением за
методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего
опыты работы.

Миллер А. В. указывает на то, что формирование высокого
уровня ИКТ-компетентности педагога следует считать обязательным фактором обеспечения
реализации инновационных процессов и методов деятельности в рамках
образовательного учреждения. Однако современные методы формирования
ИКТ-компетентности педагогов, в частности, программы повышения квалификации не
дают необходимой эффективности данного процесса: часто формируемые ими
компетенции «отстают» от реального инновационного процесса, оказываются
невостребованными. В качестве альтернативного метода формирования
ИКТ-компетентности педагогов он предлагает внедрение электронных образовательных
ресурсов непосредственно в образовательную среду и процесс образовательного
учреждения. Исследователем предложена модель формирования ИКТ-компетентности
педагога с помощью внедрения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в среду
образовательного учреждения з счет создания специфической уникальной среды,
методику применения которой определял бы непосредственно педагог. А. Л. Миллер
дифференцировал четыре основных вектора ее формирования:

 
самостоятельное создание ЭОР, прежде всего презентаций в MS Power Point;


создание собственных ЭОР на основе возможностей разработанных ресурсов;


изменение существующих ЭОР, прежде всего офф-лайн ресурсов;


формирование индивидуального набора наиболее полезных ресурсов, к которым
учитель имел бы постоянный доступ и которые бы использовал при подготовке
уроков.

Р.
З. Амиралиева в качестве ИКТ-компетенции педагога понимает
владение знаниями о характерных особенностях и
дидактических возможностях компьютерных и Интернет технологий, а также умениями
и навыками их использования для решения широкого круга профессиональных и
личных задач. Она обозначает два уровня развития ИКТ-компетентности у
педагогов: базовый и профессиональный, который позволяет грамотно применять
средства ИКТ непосредственно в педагогической деятельности. Данный
исследователь предлагает модель формирования ИКТ-компетентности педагогов на
основе дистанционных технологий обучения, что позволяет педагогам осваивать
максимально современные и инновационные ИКТ-технологии. Ключевой фигурой в
данном процессе становится педагог-тьютор, сопровождающий процесс повышения
квалификации каждого конкретного субъекта [1].

Светличная
С. В. определяет ИКТ-компетентность педагога как
готовность
к эффективному использованию ИКТ в рамках полифункциональной и многопредметной
деятельности в условиях динамичной информационно-коммуникационной
образовательной среды школы. Она также предлагает модель развития
ИКТ-компетентности педагогов, основным направлением деятельности в рамках
которой становится создание информационно насыщенной среды в образовательном
учреждении при соблюдении трех групп принципов: непрерывности, проективности и
профессиональной направленности обучения [35].

Короповская В. П. предлагает организационно-педагогические
условия непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагога


обучение педагогов по различным модулям программы повышения квалификации в
области ИКТ;


непрерывное методическое сопровождение формирования ИКТ-компетентности
педагога;


создание системы ресурсного обеспечения;

-разработка
системы критериев оценки уровней сформированности ИКТ-компетентности педагогов:
мотивационного, информационного, технологического, содержательно-методического,
сетевого компонентов.

В данном случае
ИКТ-компетентность представляется как способность
и готовность педагога организовывать свою профессионально-педагогическую
деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных
технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками
образовательного процесса [1

 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Критерии и показатели
качества использования информационно-коммуникационных технологий. 16

1.1.   Особенности практик использования ИКТ педагогическими
работниками
  16

1.2.   Особенности практик использования ИКТ
педагогическими работниками ДОУ
   21

1.3 Критерии и параметры эффективности
использования ИКТ в ДОУ.. 36

Глава 2 Опытно-экспериментальная деятельность по повышению
эффективности практик использования ИКТ педагогическими работниками ДОУ.. 47

2.1. Эмпирическое исследование эффективности практик
использования ИКТ педагогическими работниками ДОУ.. 47

2.2 Модель повышения эффективности практик использования
ИКТ педагогическими работниками ДОУ.. 58

2.3. Методика
повышения эффективности практик использования ИКТ педагогическими работниками
ДОУ.. 65

Заключение. 74

Список
литературы.. 75

  

Введение:

 

Актуальность. Необходимость повышения эффективности практик использования
информационно-коммуникативных технологий педагогическими работниками дошкольных
образовательных организаций обусловлена рядом обстоятельств.

Интенсивность
влияния информационно-коммуникационных технологий на жизнедеятельность
современного человека постоянно увеличивается. Типичным свойством современного
социума можно считать непрерывное возрастание того объема информации, которую
необходимо воспринять и переработать современному человеку. Лысак И. В. И Белов
Д. П. приводят следующие данные: в современных условиях каждому субъекту
приходится воспринять и обработать такой объем информации, который
представитель XVIII в. осваивал в течение всей жизни. При этом следует
отметить, что развитие информационных технологий становится причиной
постоянного воспроизведения одной и той же информации, что осложняет процесс ее
отбора и обработки. Например, только в сети Facebook ежемесячно выкладывается в
открытый доступ около 30 млрд новых источников информации. Постоянно образуются
новые интернет-сайты. В 2007году количество интернет-сайтов соответствовало
приблизительно 105 млн, то уже к 2013 г., на основании исследований компании
Netcraft, которая занимается исследованиями функционирования и развития интернет-пространства,
количество действующих сайтов составило более 630 млн. Общий мировой объем
созданных и реплицированных человечеством данных в 2011 г. составил более 1,8
зеттабайт (1,8 трлн Гб). Согласно результатам исследований американской
International Data Corporation (IDC), объем информации на планете будет
удваиваться каждые два года вплоть до 2020 г. При этом сектор полезной информации
будет занимать только 35 % от всей созданной информации.

Информационные и коммуникационные технологии, согласно мнению
многих ученых, можно считать одним из доминирующих векторов развития науки и
техники, которые на протяжении
XXI века обретут статус ключевых, критических. В качестве критических
принимаются такие технологии, которые имеют общую, межотраслевую направленность
и представляют собой базу для становления и развития разнообразных новых
технологических и научных направлений, разработок и в сочетании составляют
основной объем в решении центральных вопросов развития и прогресса. Критические
образовательные технологии составляют собой базу для осуществления технологии
дистанционного образования, формирования распределенных образовательных сетей, распределенных баз образовательных технологий. В
этой связи можно выделить наиболее значимые линии
информатизации
образования:

— организация виртуальной информационно-образовательной среды на
уровне учебного заведения, которая предполагает, что необходимость реализовать
совокупность мероприятий по разработке и обеспечению технологии её
функционирования;

— системная интеграция информационных технологий в образовании,
поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного
управления;

— конструирование и совершенствование целостного образовательного
информационного пространства.

В
исследованиях, которые относятся к поколению людей, родившихся в конце 1990-х –
начале 2000-х годов, применяется определение «цифровое поколение», или
«поколение Z». Особенностью развития данного поколения выступает то, что
неотъемлемым компонентом их социальной ситуации развития и фактором
формирования личности является постоянно развивающееся виртуальное пространство
и доступ к современным цифровым технологиям. Причем данные технологии
становятся обыденностью, постоянным компонентом жизненного пространства
субъекта.

Термин «цифровое
поколение» («поколение Z») предложен Н. Хоувом и В. Штраусом, которые
представили характеристику данного поколения в своей концепции поколений. Согласно
указанной концепции на окончательное формирование личности и ценностной сферы,
особенностей деятельности субъекта оказывают условия и факторы, которые
непосредственно воздействовали на него до 12-14 лет.

Формирование
личности первых представителей цифрового поколения в настоящее время уже
практически завершилось. Фактически можно говорить о том, что именно данное
поколение оказывает доминирующее влияние на процесс развития современного
общества, тенденции, которые для него характерны.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 Анализ научной литературы показал, что вопрос научно-обоснованной и
грамотной организации применения ИКТ-технологий в современном образовании в
целом, и в дошкольном образовании в частности, является весьма актуальным и
важным. Это связано с происходящими в современном обществе изменениями,
необходимостью учитывать в работе педагога современные тенденции и технологии.
Традиционно в дошкольном образовании наиболее активно используются игровые
технологии, как наиболее соответствующие возрастным особенностям дошкольников. В
большинстве случае ИКТ-технологии непосредственно соотносятся с игровыми
технологиями и выстраиваются на их основе. Разными авторами предлагаются модели
формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни, воспитания
патриотических чувств, работы с дошкольниками с ОВЗ с помощью ИКТ-технологий. Однако
в связи с активным внедрением ИКТ-технологий возникает проблем, которая связан
с тем, что многие педагоги ДОУ не готовы работать с такими технологиями, у них
не хватает знаний и практических навыков. Соответственно возникает
необходимость формирования ИКТ-компетентности, как способности активно
использовать уже существующие технологии, так и самостоятельно конструировать
новые формы работы. Нами было проведено эмпирическое исследование, в рамках
которого было установлено, что у педагогов существует интерес к использованию
ИКТ-технологий, детский сад имеет хорошее оснащение в этом плане, однако многие
педагоги не могут полноценно пользоваться данным видом технологий в силу
отсутствия навыков. Нами была предложена модель повышения квалификации, которая
включила в себя разнообразные направления и формы работы, такие как курсы
повышения квалификации, методические объединения, обмен опытом между педагогами
и др. Также сформулированы организационно-педагогические условия, которые
должны обеспечить продуктивность данного вида деятельности.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Критерии и показатели качества использования
информационно-коммуникационных технологий

 

1.1.        
Особенности практик использования ИКТ педагогическими
работниками

 

Вопросами изучения ИКТ в образование занимались
Егорова А. Ю., Толстых О. М.,
Воронов С. А., Нижник, Е. А., Васильев К. А.

Вопросами подготовки будущих педагогов и повышения
квалификации действующих педагогов в области использования ИКТ-технология
занимались такие исследователи, как А. Л. Миллер, Р. З. Амиралиева, С. В.
Светличная, В. П. Короповская, Л. В. Кочегарова и др.

Согласно представлениям Миллера А. Л., ИКТ-компетентность — это готовность педагога
формировать цифровое образовательное пространство за счет активного применения
электронных образовательных средств, за счет возможности адаптировать их к
целям и задачам конкретного занятия. Кроме того, в структуру данного понятия
входит готовность педагога к последующему профессиональному сетевому
взаимодействию в целях обмена профессиональным опытом. Содержание
ИКТ-компетентности представлено мотивационно-ценностным,
профессионально-деятельностным, рефлексивно-коммуникативным компонентами [23].

Информационные образовательные технологии – это все
технологии в сфере образования, которые основаны на применении специальных
технических средств (ПК, мультимедиа) для решения образовательных задач.

Информационно – коммуникационные технологии в
образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и
инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах
их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений
образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для
образования (развития, диагностики, коррекции) детей [5].

Сочетание ИКТ соотносится с двумя типами
технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – совокупность
методов, способов и средств, за счет которых реализуется хранение, обработка,
передача и отображение информации и направленных на увеличение уровня
продуктивности и производительности труда. В современных условиях методы,
способы и средства непосредственно соотносятся с компьютером (компьютерные
технологии).

Коммуникационные технологии детерминируют
методы, способы и средства взаимодействия субъекта с внешней средой (обратный
процесс также имеет большое значение). В таких коммуникационных процессах
компьютеру отводится значимая позиция. Его применение становится базой для
комфортного, индивидуального, разнообразного, высокоинтеллектуального
взаимодействия участников процесса коммуникации.

Педагогическая наука формулирует большое количество определений
феномена «информационно-коммуникационная технология». Одно из определений ИКТ,
где указано, что информационно-коммуникационные технологии следует
интерпретировать как сочетание технологий, средств для трансформации
информационных данных, которые необходимы для получения информации нового
качества, или продукта [4].

И. Г. Захарова в своих исследованиях, анализируя определение
информационно-коммуникационных технологий, соотносит его с образованием, и
характеризует его как множество учебно-методических материалов, технических и
инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе,
формах и методах использования для совершенствования деятельности специалистов
учреждения образования (таких как: администрации, педагогов, специалистов), а
также для образования (развития, оценки, коррекции) детей. В предложенном ею
определении, под информационно-коммуникационными технологиями понимается
применение компьютера, сети интернет, телевизионных устройств, аудио и видео
средств. Именно такие средства ИКТ могут стать основой для доступа к обширному
диапазону средств, которые имеют большое значение в формировании
интеллектуальных возможностей ребенка [1].

Для того, что эффективно применять ИКТ в
профессиональной деятельности не имеет значения стаж работы сотрудников
образовательной организации и уровень их образования, а большую роль, в первую
очередь, выполняет желание и потребность к овладению средств и методов ИКТ.

Применение компьютерных технологий имеет
следующие положительные эффекты в деятельности образовательного учреждения:

— вовлекать пассивных наблюдателей к активной
деятельности;

— придавать образовательному процессу большую
степень наглядности и активности;

— обеспечивать развитие информационной
культуры воспитанников;

— активизировать познавательный интерес;

— обеспечивать соблюдение
личностно-ориентированного и дифференцированного принципов в образовательном
процессе;

— дисциплинировать самого воспитателя, активизировать
его интерес к профессиональной деятельности;

— интенсифицировать операции интеллектуальной
деятельности (анализ, синтез, сравнение и др.).

ИКТ предоставляют каждому педагогу возможность
непосредственно обращаться к информационному пространству как с обращением за
методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего
опыты работы.

Миллер А. В. указывает на то, что формирование высокого
уровня ИКТ-компетентности педагога следует считать обязательным фактором обеспечения
реализации инновационных процессов и методов деятельности в рамках
образовательного учреждения. Однако современные методы формирования
ИКТ-компетентности педагогов, в частности, программы повышения квалификации не
дают необходимой эффективности данного процесса: часто формируемые ими
компетенции «отстают» от реального инновационного процесса, оказываются
невостребованными. В качестве альтернативного метода формирования
ИКТ-компетентности педагогов он предлагает внедрение электронных
образовательных ресурсов непосредственно в образовательную среду и процесс
образовательного учреждения. Исследователем предложена модель формирования
ИКТ-компетентности педагога с помощью внедрения электронных образовательных
ресурсов (ЭОР) в среду образовательного учреждения з счет создания
специфической уникальной среды, методику применения которой определял бы
непосредственно педагог. А. Л. Миллер дифференцировал четыре основных вектора
ее формирования:

 — самостоятельное создание ЭОР, прежде всего презентаций в MS
Power Point;

— создание собственных ЭОР на основе возможностей разработанных
ресурсов;

— изменение существующих ЭОР, прежде всего офф-лайн ресурсов;

— формирование индивидуального набора наиболее полезных ресурсов,
к которым учитель имел бы постоянный доступ и которые бы использовал при
подготовке уроков.

Р. З. Амиралиева в качестве ИКТ-компетенции педагога понимает владение знаниями о характерных особенностях и
дидактических возможностях компьютерных и Интернет технологий, а также умениями
и навыками их использования для решения широкого круга профессиональных и
личных задач. Она обозначает два уровня развития ИКТ-компетентности у
педагогов: базовый и профессиональный, который позволяет грамотно применять
средства ИКТ непосредственно в педагогической деятельности. Данный исследователь
предлагает модель формирования ИКТ-компетентности педагогов на основе
дистанционных технологий обучения, что позволяет педагогам осваивать
максимально современные и инновационные ИКТ-технологии. Ключевой фигурой в
данном процессе становится педагог-тьютор, сопровождающий процесс повышения
квалификации каждого конкретного субъекта [1].

 

Содержание:

 

Глава 1 Критерии и показатели качества использования ИКТ 3
1.1 Общее понятие об информационно-коммуникационных технологиях 3
1.2 Особенности внедрения ИКТ технологии в образовательный процесс ДОУ 11
1.3 Критерии и параметры эффективности использования ИКТ 14
Список литературы 24

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Критерии и показатели качества использования ИКТ
1.1 Общее понятие об информационно-коммуникационных технологиях

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, которые основаны на применении специальных технических средств (ПК, мультимедиа) для решения образовательных задач.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно–методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей [5].
Сочетание ИКТ соотносится с двумя типами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – совокупность методов, способов и средств, за счет которых реализуется хранение, обработка, передача и отображение информации и направленных на увеличение уровня продуктивности и производительности труда. В современных условиях методы, способы и средства непосредственно соотносятся с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии детерминируют методы, способы и средства взаимодействия субъекта с внешней средой (обратный процесс также имеет большое значение). В таких коммуникационных процессах компьютеру отводится значимая позиция. Его применение становится базой для комфортного, индивидуального, разнообразного, высокоинтеллектуального взаимодействия участников процесса коммуникации.
Педагогическая наука формулирует большое количество определений феномена «информационно-коммуникационная технология». Одно из определений ИКТ предложено в словаре педагогического обихода, где указано, что информационно-коммуникационные технологии следует интерпретировать как сочетание технологий, средств для трансформации информационных данных, которые необходимы для получения информации нового качества, или продукта [4].
И. Г. Захарова в своих исследованиях, анализируя определение информационно–коммуникационных технологий, соотносит его с образованием, и характеризует его как множество учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе, формах и методах использования для совершенствования деятельности специалистов учреждения образования (таких как: администрации, педагогов, специалистов), а также для образования (развития, оценки, коррекции) детей. В предложенном ею определении, под информационно–коммуникационными технологиями понимается применение компьютера, сети интернет, телевизионных устройств, аудио и видео средств. Именно такие средства ИКТ могут стать основой для доступа к обширному диапазону средств, которые имеют большое значение в формировании интеллектуальных возможностей ребенка [1].
Для того, что эффективно применять ИКТ в профессиональной деятельности не имеет значения стаж работы сотрудников образовательной организации и уровень их образования, а большую роль, в первую очередь, выполняет желание и потребность к овладению средств и методов ИКТ.
Применение компьютерных технологий имеет следующие положительные эффекты в деятельности образовательного учреждения:
— вовлекать пассивных наблюдателей к активной деятельности;
— придавать образовательному процессу большую степень наглядности и активности;
— обеспечивать развитие информационной культуры воспитанников;
— активизировать познавательный интерес;
— обеспечивать соблюдение личностно-ориентированного и дифференцированного принципов в образовательном процессе;
— дисциплинировать самого воспитателя, активизировать его интерес к профессиональной деятельности;
— интенсифицировать операции интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение и др.).
ИКТ предоставляют каждому педагогу возможность непосредственно обращаться к информационному пространству как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
ИКТ дают возможность педагогу дошкольного образовательного учреждения весьма активно принимать участие в различных методических объединениях, курсах, например, видео-мастер-классы, вебинары и др. существенно снижается объем деятельности с бумажными документами, по той причине, что вся текстовая информация оформляется, обрабатывается и хранится в электронной форме; меньше энергетических и временных затрат уходит на подготовку наглядно-дидактических материалов для проведения непосредственно образовательной деятельности.
За счет использования ИКТ обеспечиваются возможности для профессионального саморазвития: применяются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно получить доступ к большому количеству периодических материалов, делиться полезной информацией и опытом работы с коллегами с помощью электронной почты, социальных сетей, собственный сайтов и др. [11]
Общение с родителями воспитанников посредством ИКТ представляет собой еще один аспект данной проблемы. В данной направлении, ИКТ используется в следующих направлениях деятельности:
— внесение изменений в устройство предметно-развивающей среды,
— создание новых средств для развития детей,
— оформление и применение новой наглядности,
— дополнительная информация, которая в силу различных факторов не размещена в печатных изданиях,
— различный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),
— в информационном обществе сетевые электронные ресурсы — это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода [8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы