Часть дипломной работы Педагогика/Психология Элементарная математика

Часть дипломной работы на тему Формирование регулятивных универсальных учебных действий на этапе обобщения и систематизации курса математики девятилетней школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЭТАПЕ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЕВЯТИЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ 3
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся 3
2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 21
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе исследования решены поставленные задачи, подтверждена гипотеза и получены следующие выводы.
На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выделены регулятивные универсальные учебные действия, которые возможно и целесообразно развивать в процессе организации учебной деятельности при обучении тождественным преобразованиям.
Эффективное развитие регулятивных универсальных учебных действий возможно, если включать в учебную деятельность учащихся комплекс заданий, требующих применения тождественных преобразований, использовать стандартные и не стандартные методы и приемы в процессе обучения, доступные учащимся основной школы, а также если целенаправленно формировать регулятивные учебные действия учителю на уроках математики.
В данной выпускной квалификационной работе было рассмотрено понятие регулятивных универсальных учебных действий, их виды, были отобраны задания и составлена методика преподавания на этапе обобщения и систематизации курса математики девятилетней школы, рассмотрены задания, направленные на повышение формирования уровня регулятивных учебных действий, а также рассмотрены частые ошибки, которые учащиеся допускают.
Утвержденные и действующие в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всех ступеней школьного образования ставят перед учителями задачу по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов обучения у обучающихся. Метапредметные результаты обучения включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД), которые делятся на 3 вида: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Формирование УУД включено в образовательные стандарты с целью научить ребенка жить в современном мире.
Актуальными требованиями общества к его представителям являются умения учиться, осмысленно читать, рефлексировать, пользоваться различными источниками для поиска и обработки информации, применять знания и рациональные способы действий для достижения результата, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, творчески проявлять себя и реализовывать свою деятельность и др. Именно для этого в школьные образовательные стандарты заложено формирование УУД.
В Примерной основной образовательной программе (ПООП) основного общего образования (ООО) описано какими УУД должен обладать выпускник основной школы и что он сможет сделать, благодаря сформированному тому или иному универсальному действию. В настоящее время имеется достаточно большое количество публикаций, в которых рассматриваются возможности разных учебных предметов, в том числе и математики, описываются отдельные виды работы, направленные на формирование различных типов и компонентов УУД, но в основном работы посвящены ступени начального общего образования.
Таким образом, формирование УУД – это требование времени, которое отражено в действующих образовательных стандартах. Учёные, учителя-практики предлагают различные способы, методы формирования УУД и каждый учитель должен из существующего многообразия выбрать (при необходимости разработать или преобразовать) те, которые подойдут его ученикам.
В рамках выпускной квалификационной работы была экспериментально доказана эффективность разработанной методики формирования регулятивных универсальных учебных действий на этапе обобщения и систематизации курса математики девятилетней школы: в результате ее применения было достигнуто значимое превышение уровня развития РУУД, которые обеспечивают возможность управлять познавательной и учебной деятельностью при помощи постановки целей, планирования, контроля, коррекции и оценки результатов.

 

Фрагмент текста работы:

 

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЭТАПЕ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЕВЯТИЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся

Для того, чтобы оценить эффективность предлагаемой модели обучения на этапе обобщения и систематизации курса математики девятилетней школы в рамках формирования регулятивных универсальных учебных действий, был проведен педагогический эксперимент.
Исследование проводилось в период практики в МОУ Нижнетимерсянская средняя школа среди учащихся 9 класса (10 человек).
Цель эксперимента состояла в подтверждении гипотезы, что при целенаправленном формировании регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики, повысится познавательный интерес у учащихся, который обеспечит глубокое усвоение материала. На первом этапе проводилась работа по выявлению исходного уровня регулятивных универсальных учебных действий учащихся, нами был применён метод наблюдения по поведенческим индикаторам.
Наблюдение осуществлялось в ходе посещения уроков учителя, а также при проведении пробных уроков. При наблюдении мы использовали критерии сформированности у учащихся регуляции своей деятельности, а именно, способен ли ученик:
1. запоминать и удерживать правило, инструкцию;
2. планировать свою деятельность;
3. выполнять действия по определенному алгоритму;
4. предвосхищать результаты своей деятельности;
5. предполагать возможные ошибки;
6. начинать и заканчивать действие в нужный момент;
7. тормозить ненужные реакции.
Для оценки уровня РУУД у учащихся 9 класса была выбрана методика «Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)» (приложение 1).
Цель: определить уровень сформированности регулятивных, познавательных УУД в курсе алгебры 9 класса.

2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы

Изучив теоретический и эмпирический аспекты вопроса формирования регулятивных УУД, в ходе написания выпускной квалификационной работы были разработаны и апробированы два урока математики с указанием приемов формирования регулятивных УУД. Большое значение имело соотнесение определенного задания с формируемыми им РУУД.
При разработке были учтены рекомендации по формированию регулятивных УУД в ходе образовательного процесса в средней школе.
Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой организации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностного морального выбора.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
начинать и заканчивать действие в нужный момент;
тормозить ненужные реакции.
Известно, что формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств, — возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы: первичный опыт выполнения УУД и мотивация; освоение того, как это УУД надо выполнять; тренинг, самоконтроль и коррекция; контроль. Контроль знаний учащихся являлся и является составной частью процесса обучения. По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Наиболее описываемыми и обсуждаемыми в методической литературе являются приемы формирования регулятивных УУД при выполнении учебно-исследовательских работ учащихся. Однако, не менее важным является правильное акцентирование внимания при формировании регулятивных УУД непосредственно на уроках.
Особое внимание стоит уделять РУУД планирования и оценивания. Педагогу важно научить ребенка планировать все свои действия на уроке, поскольку время в образовательном процессе ограничено, а также научить его оценивать свою деятельность.
Чтобы сформировать РУУД планирования своей учебной деятельности, необходимо пользоваться следующими приемами: первоначально обсуждается готовый план действий, далее производится работа с деформированным планом решения, затем используется план с недостающими элементами, либо избыточными, а в завершении составляется собственный план решения поставленной задачи [17].
Для развития действия оценки необходимо применять следующие способы: Сначала ученик должен оценить свою работу самостоятельно, далее происходит обмен тетрадями с одноклассниками, либо в паре, либо в группе учащихся, если собственная оценка совпадает с оценкой работы одноклассником, то крестик, либо галочка обводятся кружком. Творческий учитель способен придумать массу различных способов для развития действия оценки. Важным пунктом является проверка этих оценок учителем, что позволит говорить об адекватности оценивания учащихся. На уроках, с целью развития самооценки мы применяли прием «Лесенка», когда в начале урока каждый ученик получает карточку с изображением лестницы и отмечают любым символом ту ступеньку, на которую ему хотелось бы подняться.
Продвижение ученика отмечается на каждом этапе урока и фиксируется в конце. Во время рефлексии необходимо поинтересоваться у учеников, смогли ли они достичь желаемого результата и как им это удалось, либо выяснить причины, по которым у учащихся не получилось достичь своей цели.
На начальном этапе, после ответа ученика, учителю необходимо задавать вопросы:
Что нужно было сделать в данном упражнении?
Какова цель задания и что было необходимо получить?
Смог ли ты добиться нужного результата?
Как ты оценишь свою работу?
Справился ли полностью или допустил ошибку? Какую и в чем?
Самостоятельно ли справился с заданием или воспользовался помощью?
В чем была оказана помощь?
Далее одноклассникам предлагалось оценить и прокомментировать ответ ученика, это помогает детям развивать речь и грамотно высказывать свое мнение.
Опытно-поисковая работа педагогического эксперимента позволила уточнить понятийный аппарат, определить объект и предмет исследования, сформулировать рабочую гипотезу, цель и задачи исследования; установить уровни развития регулятивных универсальных учебных действий; разработать комплекс задач и определить условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся основной школы (таблица 2.10).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы