Часть дипломной работы на тему Формирование познавательного интереса у младших школьников посредством дидактических игр на уроках окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес»
1.2. Особенности применения дидактических игр в начальной
школе
Введение:
Актуальность работы. На
сегодняшний день начальная школа претерпевает серьезные изменения, которые
связаны с новыми целями обучения. Современный подход обучения младших
школьников заключается в формировании субъективной учебной деятельности. При
этом для формирования такой деятельности важно побуждать и развивать
познавательный интерес каждого ребенка в ходе учебной деятельности. Данный
процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода для его
осуществления.
Федеральный
образовательный стандарт начального общего образования определяет важность
социальной значимости процесса формирования у обучающихся познавательного
интереса, направленного на разработку моделей обучения, которые будут
гарантировать их достижение в будущем, основные цели, среди которых выделяется
развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к процессу
обучения и развитие умений учиться.
На
актуальность исследования указывает тот факт, что использование поэлементного
формирования познавательного интереса и недостаточное использование в учебном
процессе целенаправленных действий по его развитию, не могут полностью и
эффективно обеспечивать у обучающихся такое личностное интегральное
образование. А опыт современных педагогов начальных классов указывает на
наличие определенных трудностей при формировании у младших школьников интереса
к познанию и развитию творческих способностей.
Тем
самым развитие познавательного интереса представляется сложной задачей, решение
которой способствует эффективности учебной деятельности детей младшего
школьного возраста. Педагогика и психология разрабатывает различные подходы к
развитию познавательных интересов школьников. Предполагается, что интерес может
проявляться к содержанию учебного материала и к организации познавательной
деятельности.
Изучением интереса с психологической точки зрения
занимались такие ученые как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Г.И. Щукина, В.И. Загвязинский и др. Проблемой формирования
познавательного интереса занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых
Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.Г.
Морозова, И.И. Аргинская, Ф.К. Савина, М.А. Щевцова, Л.В. Степанова, М.С.
Якимова и др.
Среди исследователей, раскрывающих суть и особенности
использования образовательных технологий в начальной школе, можно назвать И.В.
Крылову, Г.И. Щукину, Л.И. Ягодко, В.А. Сластенин, Г.М. Коджаспирова, Дж. Дьюи
и др.
Опыт
многих педагогов, среди которых К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и
др., показывает, что на начальном этапе обучения, ребенка в первую очередь
привлекают игровые действия. Игра представляет эмоциональный фон, на котором
разворачивается урок. Используя элементы игры можно достигать поставленных
педагогических целей и задач, способствуя тем самым развитию познавательного
интереса младших школьников, становлению их личности, социализации и адаптации
в новом для него социальном статусе.
Что
касается вопросов изучения роли теории и практики дидактических игр в обучении
детей младшего школьного возраста, то разработкой и исследованием занимаются
такие ученые как А.П. Усова, Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, В.Н.
Аванесова, Л.А. Венгер и др. Во всех исследованиях авторы определяют
взаимосвязь обучения и игры, а также основные формы и методы руководства
дидактическими играми.
Анализ научно-педагогической
литературы, отечественной и зарубежной практики исследований в области развития
познавательного интереса младших школьников позволил выявить противоречие – с
одной стороны признание необходимости развития познавательного интереса младших
школьников в учебной деятельности с помощью дидактических игр, с другой –
недостаточное их применение на уроках по окружающему миру в начальной школе.
Преодоление данного противоречия
возможно в организации деятельности младших школьников на уроках окружающего
мира, направленных на развитие познавательного интереса детей.
Данное
противоречие определило проблему исследования: недостаточный уровень использования
дидактических игр для формирования познавательного интереса на уроках
окружающего мира в начальных классах.
Объект
исследования:
учебный процесс, ориентированный на формирование познавательного интереса
младших школьников.
Предмет исследования: применение дидактических игр на
уроках в начальной школе для развития познавательного интереса.
Цель
работы: подобрать
и разработать дидактические игры на развитие у младших школьников
познавательного интереса и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи
исследования:
1. Анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования.
3. Подобрать диагностический
инструментарий на определение уровня сформированности познавательного интереса
младших школьников.
4. Разработать комплекс
дидактических игр для 2 класса.
5. Провести эксперимент в процессе обучения
окружающего мира.
Гипотеза: если в процессе обучения на уроках
окружающего мира применять дидактические игры, которые будут направлены на:
— обучение младших школьников
проявлять интерес к объекту обучения,
— развитие потребности получать новые
знания, которые будут ориентировать их жизнь,
— развитие мотивов, лежащих в основе
учебной деятельности, то формирование познавательного интереса будет более
эффективным.
Методы исследования: изучение
научной и методической литературы по данной проблеме, диагностики,
педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования
МБОУ СОШ №
Бердска.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе
применения дидактических игр
1.1 Сущность понятия «познавательный
интерес»
В младшем школьном возрасте, который
выступает как время для накопления и развития знаний об окружающей
действительности, познавательная активность выступает на первый план. Тем самым
формирование интересов происходит в младшем школьном возрасте на основе
проявлений любознательности детей, позволяя при этом оказывать влияние на
развитие познавательного интереса в процессе обучения.
Психологи отмечают, что
познавательный интерес появляется у ребенка еще в раннем возрасте, а к моменту
поступления в школу современный ребенок уже имеет широкий кругозор и владеет
информацией, которая может несколько превышать сведения, которые имеются в
учебных пособиях. Однако знания, полученные детьми до обучения в школе, в
основном характеризуются обрывочностью и отсутствием систематизации, что ставит
перед педагогом задачу по их преобразованию в логичную и полную картину мира.
Необходимо отметить, что понятие
интереса имеет множество разных трактовок в трудах отечественных и зарубежных
исследователей. Так, С.Л. Рубинштейн указывал, что интерес является
избирательной направленностью индивида, определяет его внимание, мысли и
предпочтения [41].
Н.Г. Морозова в своих исследованиях
указывает, что интерес выступает активно-познавательным и эмоционально-познавательным
отношением индивида к окружающей действительности. Что же касается
познавательного интереса, то он является важной личностной характеристикой
обучающегося, наряду с тем, что выступает как интегральная
познавательно-эмоциональная позиция школьника к процессу обучения [30].
А.Н. Леонтьев, анализируя
познавательный интерес в младшем школьном возрасте, указывает на то, что
формирование познавательного интереса является сложным процессом, который
включается в общую линию развития детей [25].
По мнению Л.С. Выготского,
познавательный интерес выступает естественным двигательным поведением ребенка,
который проявляется в виде выраженного инстинктивного стремления к получению
новых знаний об окружающей действительности [10].
Обобщая вышесказанное, можно сделать
вывод, что познавательный интерес является психическим процессом, который
характеризуется проявлением интереса к объекту, который важно развивать в
процессе обучения. При этом познавательный интерес является потребностью детей
в получении знаний, которая ориентирует их жизнь, а также мотивом, который
лежит в основе учебной деятельности [20].
Познавательный интерес проявляется
как различные состояния, а именно, любознательность, познавательная активность,
познавательная деятельность. Рассмотрим данные составляющие подробнее.
Любознательность является ценным
состоянием личности, которая показывает наличие у индивида стремления
проникнуть за пределы увиденного. Любознательность – любовь, тяга к знанию,
проявление познавательного интереса. Любознательность свойственна детям как интенциональный
способ познания окружающего мира, его спонтанное исследование. Новизна
объектов, к которым стремится ребенок, новые способы действий, которые он
реализует, новое пространство, в которое он желает попасть, – часто опасны,
непредсказуемы, приводят к проблемам и сложностям. Это зачастую порождает
доминирование ограничений, запретов со стороны взрослых на проявление
собственной любознательности, познавательной активности, исследовательского
поведения детей.
Любознательность превращается в
любопытство – познавательный интерес к запретному, проявление пытливости в
познании. Становление любопытства как личностного свойства, с одной стороны,
выступает предпосылкой формирования интеллектуальной деятельности [1]. С другой
стороны, постепенное осознание ограничений и запретов в отношении проявлений
своей любознательности во многом связано со становлением морального сознания
(выраженного в обретении способности осознанно соблюдать или нарушать
социальные запреты и ограничения).
Ряд ученых рассматривают познавательную
активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под
познавательной активностью они понимают: