Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Биологические и социальные аспекты агрессивности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ВОПРОС 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Понятие агрессивного поведения в психологии 5
1.2. Факторы влияния на агрессивное поведение поведение личности 9
1.3 Роль агрессивного поведения в жизни и деятельности человека 11
ВОПРОС 2: ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловливается тем, что недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции агрессивности, что не позволяет надежно прогнозировать поведение человека в детстве и зрелые годы и, в итоге, не способствует снижению уровня насилия в современном обществе. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психических механизмов.
Объект исследования: психосоциальные и биологические основы агрессивного поведения.
Предмет исследования: особенности проявления агрессивного поведения в зрелом возрасте.
Цель исследования: изучить теоретико-методологические особенности агрессивного поведения и выявить особенности проявления агрессивного поведения в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ с позиций истории, структуры и механизмов формирования агрессивного поведения;
2. Рассмотреть диагностические методы исследования агрессивного поведения агрессивного поведения в зрелом возрасте;
3. Организовать и провести исследование агрессивного поведения.
Участники исследования. Основу исследовательской работы составили участники зрелого возраста (возраст на момент проведения исследования составляет от 30 до 65 лет).
База исследования. Исследование проводилось на базе оздоровительно-профилактического предприятия при ОАО «Радиозавод».
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
 теоретические и экспериментальные данные развития личности в онтогенезе в контексте психологических знаний (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский);
 концепции агрессивности, рассматривающие специфику проявлений агрессивности, показатели проявления агрессивности (Г. Аммон, Н.Д. Левитов, К. Левин, М.И. Лисина, Т.Г. Румянцева, Б.Г. Ананьев, М.И. Буянов, В.Н. Мясищев, Х. Хекхаузен, К. Хорни и др.)
Методы и методики исследования:
1. Теоретико-методологический анализ научных источников;
2. Диагностические методики:
 Опросник А. Ассенгер «Оценка агрессивности в отношениях»;
 Опросник Басса-Дарки «Исследование уровня агрессивности»;
 Опросник Л.Г. Почебут «Тест агрессивности».
3. Методы математической обработки результатов исследования (описательная статистика, графическое представление данных).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами было проведено исследование особенностей проявления агрессивного поведения в зрелом возрасте. На основании проведенного исследования можно сделать ряд заключительных выводов.
В теоретической части работы рассмотрены работы Ю. М. Антоняна, А. Бандуры, Э. Берна, B. В. Гульдана, Н. А. Дубинка, А.С. Завражина, А. Ф. Зелинского, С. М. Иншакова, И. А. Кудрявцева, C. В. Кудрявцева, Н. А. Раггиновой, В. П. Ревина, Э. Побегайло, О. Ф. Савиной, Е. Г. Самовичева, Ф. С. Сафуановьш, Г. Шнайдера, где рассматривались основные подходов к исследованию агрессивности.
На основании проведенного теоретического анализа можно сделать вывод о том, что агрессивность представляет собой свойство личности, проявляемое вне соответствующих принятых норм поведения, при этом формы проявления агрессивности являются определяющими в коррекции поведения. Проявление агрессивности в общении понимается как совокупность внутренних и внешних установок субъекта социального действия, выражающих его активность по отношению к объекту воздействия, которое имеет своей целью занять более выгодную (доминирующую) позицию или нанести объекту воздействия определённый ущерб.
2. В экспериментальной части работы нами проведено исследование по выявлению особенностей проявления агрессивного поведения в зрелом возрасте.
Можно отметить, что в целом по группе наблюдается адаптивный уровень агрессии, можно отметить, что у большинства участников можно констатировать сниженный уровень агрессивности в целом.
Среди характерных проявлений агрессии были выделены прояваления самоагрессии: участники склонны направлять возникающую агрессию не во внешний мир, а обращать на себя (самоповреждения, саморазрушительное поведение, подвергать себя опасности, например, экстремальные виды спорта и т.д.).
Наиболее нехарактерными проявлениями агрессии являются:
1. Использование физической силы против другого лица не характерно для участников, отмечается низкий уровень физической агрессии у всех участников;
2. Непрямая агрессия, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная не характерна для участников, отмечается низкий уровень косвенной агрессии у всех участников;
3. Оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов не характерны для участников, отмечается низкий уровень негативизма у всех участников.
В целом отмечены склонности использовать пассивно-агрессивные формы поведения.
На основании проведенного исследования можно заключить, что для людей зрелого возраста более характерно проявление пассивно-агрессивных форм поведения и пассивно-агрессивного поведения, менее характерно прямое, активное выражение агрессии.

 

Фрагмент текста работы:

 

ВОПРОС 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие агрессивного поведения в психологии

Среди исследователей агрессивности можно выделить работы следующих авторов: Е.Е. Алексеева, Г.Э. Бреслав, А.Г. Долгова, Л.Д. Кошелева, Н.Д. Левитов, М.Д. Лисина, К. Лоренц, Н.Е. Миллер, В.С. Мухина, В. Оклендер, А.К. Осинский, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Р.С. Хоманс и др.
В зарубежной науке А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Берон, К. Бютнер, У. Глессер, Д. Доллард, И. Заграфова, В. Клайн, Р. Кратчфилд, Д. Ричар, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
Термин «агрессия» издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей [17, с. 290]. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину «агрессия» являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности. Следует отметить, что агрессивность рассматривается в совокупности с понятием агрессия, которая авторами рассматривается как внешнее проявление агрессивности, как свойство личности [12, с. 35], и как ее состояние, и как поведение, как инстинкт [17, с. 78].
В данной работе основной категорией является понятие «агрессивность». Агрессивность рассматривается как личностное свойство, выражающееся в готовности личности к агрессивным действиям [6, с. 291]. Сегодня существует множество подходов к определению агрессивности как психологической категории. Важно также отметить, что исследователи определяют готовность личности к агрессивным действиям и непосредственно агрессивные действия разделяются. Так выделяют понятия «агрессия» и «агрессивность». Первым данные понятия предложил различать А.А. Реан [12, с. 94].
В предложенном им подходе проявление агрессивности рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности причинить ущерб другому объекту, а агрессия – это готовность к агрессивным действиям в отношении кого-либо, что обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать. Проблему агрессивности поднимали в своих трудах Л. Берковиц, З. Фрейд, Э. Фромм [6, с. 64]. Феномен агрессивности как предмет рассмотрения патопсихологии выступает в качестве центрального в работах Ю. М. Антоняна, Э. Берна, B. В. Гульдана, Н. А. Дубинка, А. Ф. Зелинского. Криминальная агрессия исследовалась С. М. Иншаковым, В. Н. Кудрявцевым, И. А. Кудрявцевым, C. В. Кудрявцевым, Н. А. Раггиновой, В. П. Ревиным, Э. Побегайло, О. Ф. Савиной, Е. Г. Самовичевым, Ф. С. Сафуановьш, Г. Шнайдером.
Особое место занимает агрессивность в контексте межличностного общения, в данном случае под агрессивностью мы понимаем совокупность мировоззренческих и поведенческих установок субъекта социального действия, выражающих его активность по отношению к объекту воздействия, которое имеет своей целью занять более выгодную (доминирующую) позицию или нанести объекту воздействия определённый ущерб. Данный подход составил основу рассмотрения агрессивности у детей [12, с. 103].
Деятельностный подход к пониманию агрессивности раскрывает понятие через потребности личности, которая может выступать потребностью в доминировании, стремлении к безусловному преимуществу в какой-либо области. Так в теории Дж. Долларда фиксируется связь агрессивности с фрустрацией [18, с. 37]. Еще одна теория, связывающая агрессию с явлением фрустрации – теория образования новых когнитивных связей Л. Берковица, Э. Доннерстайна [10, с. 89].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы