Статья на тему Формирование социокультурной компетенции школьников через коллаборативный проект (сетевой журнал) (английский язык)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Формирование
социокультурной компетенции школьников через коллаборативный проект (сетевой
журнал) (английский язык) Аннотация. В статье обосновывает важность
формирования социокультурной компетенции школьников через
коллаборативный проект на уроках английского языка. Раскрывается понятие
социокультурной компетенции, ее компоненты. Отмечается важность применения
проектной деятельности на уроках английского языка с целью формирования
социокультурной компетенции.
Ключевые
слова: социокультурная
компетенция, школьники, английский язык, проектная деятельность, формирование,
компоненты. Необходимость модернизации образования в России в
соответствии с международными стандартами обусловила потребность в
специалистах, обладающих культурой и профессионализмом на европейском уровне.
Общее образование должно быть направлено на подготовку выпускников, осознающих
растущую взаимозависимость между людьми и нациями, готовых к участию в диалоге
культур. Весь процесс обучения должен иметь социокультурную направленность.
Изучение иностранного языка в культурном контексте является
актуальной проблемой нашего времени. В последние десятилетия как в теории, так
и в практике преподавания иностранных языков происходят изменения, связанные с
активизацией поиска новых подходов к обучению и изучению языка. На уроках
иностранного языка существует своеобразная специфика, которую учитель
иностранного языка не может игнорировать. В настоящее время глобальной целью
овладения иностранным языком является приобщение к различным культурам и
участие в диалоге культур. Эта цель достигается за счет формирования
способности к межкультурной компетенции. Именно обучение, организованное на
основе в характере коммуникативных задач изучения иноязычного общения, с
использованием всех необходимых заданий и приемов, является отличительной
чертой языковых занятий.
Социокультурное развитие школьников средствами иностранных
языков способствует формированию у них умения общаться, речевого такта,
беспристрастности во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с
людьми разных взглядов независимо от их этнического, расового и социального
происхождения и вероисповедания. Это создает предпосылки для изучения культур
носителей изучаемого языка.
Социокультурная компетенция – компонент коммуникативной компетенции;
совокупность знаний о реалиях страны изучаемого языка, национально-культурных
особенностях социального и речевого поведения носителей языка; умение применять
эти знания в коммуникативной практике и соблюдать специфические обычаи, этикет,
правила и стереотипы поведения [2].
Компоненты социокультурной компетентности: социокультурные
знания; коммуникативный опыт; эмоционально-включенное отношение к фактам чужой
культуры; знание способов использования языка, правильное использование
социально маркированных языковых единиц.
Формирование социокультурной компетенции на занятиях
английского языка подразумевает обогащение лингвистических, межкультурных,
эстетических и этических знаний, учащихся о стране изучаемого языка.
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по
иностранному языку к концу обучения школьники должны:
— сформировать коммуникативную иноязычную компетенцию,
необходимую для успешной социализации;
— обладать знаниями о социокультурной специфике страны /
стран изучаемого языка и уметь строить свое речевое и неречевое поведение
адекватно этой специфике;
— уметь выявлять общее и различное в культуре родной страны
и страны / стран изучаемого языка [1].
Формирование и развитие компонентов социокультурной
компетенции дает школьникам возможность взглянуть на социокультурную языковую
среду:
— прогнозировать возможные социокультурные помехи в
межкультурной коммуникации и способы их разрешения;
— адаптироваться к чужой среде, умело следуя канонам
цивилизованности культурной среды, проявляя уважение к традициям, обрядам и
образу жизни представителей другого культурного общества;
— обеспечивает основу для дальнейшего развития
разновидностей социокультурной компетентности профессионально-профильного
характера.;
— осуществление самостоятельного обучения в других странах,
народах и культурных общностях;
— овладение способами представления своей культуры в
иноязычной среде, социокультурное самообразование в любых других, ранее изученных
сферах непосредственно и опосредованно [5].
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что реальная
межкультурная коммуникация как форма общения между трудными языками и
культурами реализуется наиболее полно и эффективно тогда, когда в процессе подготовки
к этому она играет важную роль по сравнению родной культуры с культурой
изучаемого языка.
Школьный возраст является наиболее оптимальным для развития
психических свойств и процессов у детей, способствующих более эффективному
воспитанию и обучению. Поэтому важно в этот период максимально раскрывать
потенциал каждого ученика. Проектная деятельность на уроках дает такую
возможность, помогая избегать отрицательных моментов посредством
педагогического сопровождения, позволяя обучающимся чувствовать себя субъектами
деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника
Современная педагогика предлагает рассматривать проектную
деятельность как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, которая
интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,
презентативные, исследовательские, поисковые и другие методики [4]. При этом
проектная деятельность должна применяться не вместо систематического
предметного обучения, а наряду с ним, выступая компонентом системы образования.
Отметим, что в качестве основных достоинств использования
проектной деятельности по сравнению с традиционными репродуктивными методами
обучения, является:
— высокая степень самостоятельности, инициативности
обучающихся;
— развитие социальных навыков младших школьников в процессе
групповых взаимодействий;
— приобретение детьми опыта исследовательско-творческой
деятельности;
— межпредметная интеграция знаний, умений и навыков [3].
Формирование проектной деятельности на уроках важно при
установлении у них универсального умения решения разных проблем, в частности
образовательных. При этом проектная деятельность может применяться как
компонент системы образования на уроке или в процессе внеурочной деятельности [2].
Основой проектной деятельности на уроках является развитие
познавательных, творческих навыков обучающихся, а также формирование умения
самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в
информационном пространстве и развитие критического мышления.
Однако проектная деятельность заключается не только в
существовании и осознании определенной проблемы, но также включает в себя
процесс ее раскрытия, решения и предполагает четкое планирование действий,
наличие замысли и гипотезы решения поставленной проблемы, вместе с четким
распределением ролей и тесным взаимодействием между его участниками. В таком
случае проектная деятельность на уроках применяется в исследовательской и
творческой деятельности, когда существует потребность решения проблемы,
требующей интегрированных знаний из разных областей и использование
исследовательских методик.
Для проектной деятельности на уроках важным моментом
считаются вопросы практических, теоретических и познавательных предполагаемых
результатов. Поэтому работа по проектной деятельности должна быть тщательно
спланирована как преподавателем, так и обучающимися. Вместе с этим необходимо
проведение подробного структурирования содержательной части такой деятельности,
с определением поэтапных результатов и сроков их предоставления.
Выбор тематики проектной деятельности на уроках в разных
ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может
формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных
программ. В других — инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной
ситуации, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей
учащихся. В-третьих, тематика может предлагаться и самими учащимися, которые,
естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто
познавательные, но и творческие, прикладные [3].
Тематика проектной деятельности на уроках может касаться
какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания
отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще,
однако, темы проектной деятельности относятся к какому-то практическому
вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему
привлечения знаний учащихся не только по одному предмету, а из разных областей,
их творческого мышления, исследовательских навыков. Итак, достигается вполне
естественная интеграция знаний.
Таким образом, без развития социокультурной компетенции
невозможно говорить на иностранном языке, так как изучение языка связано с
усвоением культуры страны. При приобретении знаний о культуре школьники должны
уметь оперировать выбранным языковым материалом и локальными знаниями.
Проектная деятельность направлена на формирование
положительных предметных результатов у обучающихся, может способствовать
развитию исследовательских способностей школьников, всех сфер их личности,
обеспечивать мотивацию к учению у обучающегося в образовательном процессе на
уроках.