Литература Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Тематическое многообразие прозы А.И.Куприна

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Биография А. Куприна, особенности изучения его наследия 5

1.1 Биография А. Куприна 5

1.2 Изучение литературного наследия А. Куприна 7

Глава 2. Тематическое многообразие прозы А. Куприна 12

2.1 Тема русской армии и армейского быта в прозе А. Куприна 12

2.2. Тема любви в прозе А. Куприна 14

2.3. Тема детства в прозе А. Куприна 19

Заключение 23

Список источников и литературы 25

  

Введение:

 

Александр Иванович Куприн (1870–1938) – писатель, продолживший в русской литературе начала XX века традиции реализма. Как мы уже знаем, он считается мастером точного, богатого и гармоничного литературного языка. Основные темы его творчества — поиски настоящей любви, вопросы жизни и смерти, человеческого земного счастья. Он отличался как любовью к ярким нестандартным персонажам, так и умением их изображать в своих произведениях. Герои А. И. Куприна в большинстве – люди смелые, идущие на риск, и, как правило, не всегда понятые окружающими. Они сильны своей внутренней правдой.

Несмотря на яркость личности А. Куприна в культурном процессе рубежа XIX веков, его литературное наследие оценивалось весьма неоднозначно современниками и последующими исследователями его художественной прозы. Они называли его самым «неровным» писателем во всей русской литературе и были уверены, что у него нет ни одного произведения, которое могло стать настоящим шедевром. В то же время, ряд других критиков утверждали, что А. Куприн отдавал предпочтение широте обхвата социальных и общественных явлений жизни, но не углублялся при этом в сторону философских умозаключений и эстетических теорий. С другой стороны, имеются литературоведческие исследования, в которых содержится очень ценный библиографический материал, определяющий место А. Куприна в русской и мировой культуре.

В этих работах особо отмечается, что истинный талант писателя в том, чтобы передать обыденные вещи и события, высвечивая для читателя их внутреннюю сущность и правду. Писатель не имел склонности к теоретизированию, ему было не свойственно всякое философское мудрствование.

Предметом исследования стало творчество русского писателя конца XIX начала XX веков А.И. Куприна.

Цель исследования: тематическое многообразие прозы А.И. Куприна.

Задачи исследования:

– изучить биографию А. Куприна;

– рассмотреть изучение литературного наследия А. Куприна;

– охарактеризовать тему русской армии и армейского быта в прозе А. Куприна;

– охарактеризовать тему любви в прозе А. Куприна;

– охарактеризовать тему детства в прозе А. Куприна.

Основная методологическая установка исследования – сравнительно-типологический анализ художественных произведений в единстве содержания и формы. При анализе художественных текстов используется историко-литературный метод, позволяющий рассматривать художественные произведения в контексте творчества и историко-литературного процесса рубежа XIX-XX веков.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

А. Куприн – писатель сложной переломной эпохи, в которой часто соседствуют неожиданные, противоречивые, и даже взаимоисключающие явления и тенденции. Вот почему в его героях часто сочетаются, на первый взгляд, несовместимые качества. С одной стороны, они стремятся к возвышенному, духовному, с другой – испытывают испепеляющую страсть. Интерес Куприна к неординарным характерам был отмечен уже современными критиками.

Новым по существу в творчестве А. Куприна является прием психологического контраста. Неповторимость природы человека, сочетание в одном лице высоких побуждений и либо низменных свойств, либо позорных занятий, чередование трагического и комического, пафоса и изобличений — вот новые черты, которые автор придал своим персонажам и порою выставлял их с такой захватывающей правдой изображения, часто заставляет вас переживать самые сложные ощущения, приманивая и отторгая, возбуждая жалость, сострадание, заглушающие протест и негодование по поводу поступков. Среди героев Куприна нельзя найти праведников, все они живые люди со своими достоинствами и недостатками. Но во всех них развито духовное начало, стремление к добру. И это объединяет их в обозначенный в литературоведении тип – «купринский герой».

В своем творчестве Куприн обращается к нескольким темам, подымая проблемы свойственные бытию человека и времени в котором происходит описанная история. К основным темам можно отнести:

– тему буржуазного общества, на примере развития России, где автором, стремился отобразить подлинный облик такой буржуазной цивилизации с её лицемерием, фальшью и продажностью. («Молох»);

– тема царской армии, где показывается бездарность и морально выродившееся командование («Поход»»; Ночная смена»; «Поединок»);

– тема любви, конфликт романтических чувств м обыденности («Олеся»), где романтик, это Иван Тимофеевич, а реальность – девушка «природы», с её душевной красотой, видящая реальную перспективу жизни. Тема истинной, но жестокой любви («Гранатовый браслет»), где жизнь главному герою освещает только его чувства к Вере Шеиной.

Большое место в творчестве Куприна занимает тема природы, её гармонии с человеком, верности («Собачье счастье», «Белый Пудель»; «Суламифь»; «Изумруд»).

Сила Куприна-художника обнаружилась в раскрытии психологии людей, поставленных в различные жизненные обстоятельства, особенно такие, в которых проявляется благородство, сила духа. Однако порой он склонен углубляться в дебри патологической психики, изучать сложные изгибы больной души. Хорошо, когда художник, проникая в сущность патологической психики, выясняет ее социальный генезис. Ошибка начинается тогда, когда свойства больной психики выдаются за извечное начало души человека, не поддающейся контролю со стороны разума.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Биография А. Куприна, особенности изучения его наследия

1.1 Биография А. Куприна

Александр Куприн прожил яркую неповторимую жизнь. В его биографии пресловутым образом пересекались радостные и трагические события, взлеты и разочарования, о нем можно смело снимать приключенческое кино. Куприн стал одним из самых колоритных личностей отечественной литературы. Разочаровавшись во власти большевиков, он надолго покинул родину, но будучи истинно русским человеком, все же вернулся.

Родился Александр Куприн 7 сентября 1870 года в небольшом уездном городке Наровчате близ Пензы, и стал шестым ребенком в семье Ивана Куприна – потомственного дворянина, мелкого чиновника и Любовь Кулунчаковой, принадлежавшей к обедневшему татарскому княжескому роду. Трое детей умерли, не прожив и двух лет. Когда Сашеньке исполнился год, от эпидемии чумы умер отец семейства, и Любовь Алексеевна осталась без средств к существованию с тремя детьми. В 1874-м женщина приняла решение уехать в Москву. Там ей удалось пристроить двух дочерей в казенные пансионаты, а сама с сыном нашла пристанище во Вдовьем доме, куда наконец-то появилось место.

В шестилетнем возрасте мальчик начал обучение в московском Разумовском пансионе, имеющим статус интерната для сирот . Спустя четыре года Саша продолжил образование во Втором Московском кадетском корпусе, окончив который стал курсантом Александровского военного училища. Из его стен Куприн вышел подпоручиком, и на протяжении четырех лет нес службу в Днепровском пехотном полку.

Александр Куприн вышел в отставку в возрасте 24-х лет. Вначале он поселяется в Киеве, потом в Одессе, затем его путь лежит в Севастополь. Он никак не мог остановиться, менял город за городом, потому что не владел ни одной гражданской специальностью. Только благодаря Ивану Бунину, молодой человек находит постоянное место – в Санкт-Петербургском издательстве «Журнал для всех». Пройдет некоторое время, и литератор переедет в Гатчину, в Первую мировую откроет военный госпиталь и будет содержать его за собственные средства.

Отречение от престола императора Николая II Куприн принял с большим воодушевлением. После того, как у власти стали большевики, писатель обратился к вождю – Владимиру Ленину и предложил учредить специальное издание для сельских жителей, «Земля». Однако достаточно скоро у него наступило разочарование новой властью, он понял, что в стране начинается диктатура.

В гражданскую войну писатель добровольно ушел в Белую армию. После того, как она потерпела поражение, эмигрировал из страны. Вначале Куприн жил в Финляндии, потом переехал во Францию. В начале 30-х годов финансовое положение писателя представляло собой печальную картину, он имел многочисленные долги, не мог обеспечить своих родных даже самым необходимым. Что-то надломилось в нем, и утешение он искал в выпивке. После нескольких лет таких мытарств, он решил вернуться домой, в СССР. В 1937-м обратился с этой просьбой лично к Сталину и нашел в его лице поддержку .

Первый литературный опыт будущего знаменитого писателя состоялся еще во время учебы в кадетском корпусе. С самого начала Куприн писал стихи, которые так и не были изданы. Первое опубликованное произведение – рассказ «Последний дебют», после него появилась повесть под названием «Впотьмах» и несколько других рассказов на тему войны.

Тема войны и армии в творчестве Куприна играет немалую роль. Почти все ранние произведения писателя содержат в достаточном количестве данную тему, например, повесть «На переломе», вышедшая под названием «Кадеты». Пик в литературной карьере Куприна пришелся на начало нового века. Он напечатал рассказ для детей «Белый пудель», который стал классикой детской литературы. Потом поделился впечатлениями от пребывания в Одессе в рассказе «Гамбринус» и опубликовал одно из самых популярных своих произведений – повесть «Поединок». В те же годы представляет на суд читателей еще несколько своих шедевров – «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце», многочисленные рассказы о животном мире .

Когда Куприн решил вернуться домой, он уже имел проблемы со здоровьем. Александр Иванович жил с надеждой, что на родине дела у него поправятся, что он сможет выздороветь и вернуться к полноценной жизни, однако чуда не произошло. Через год после возвращения писатель посетил военный парад на Красной площади, после которого слег с воспалением легких. Помимо этого, доктора диагностировали у него рак пищевода.

Сердце Куприна перестало биться 25 августа 1938 года. Местом его упокоения стало Волковское кладбище, там, на Литераторских подмостках, рядом с Иваном Тургеневым, он нашел свой вечный покой.

1.2 Изучение литературного наследия А. Куприна

«Куприн – настоящий художник, громадный талант», был убежден Л. Толстой, но в тоже время отказывал писателю в наличии в его творчестве некой объединяющей идеи. О неравноценности таланта А. Куприна высказывался О. Михайлов. С ним соглашался и А.Ю. Козловский: «Куприн, пожалуй, самый неровный писатель во всей русской литературе». Известна точка зрения Б. Аверина, согласно которой «у Куприна нет ни одного произведения, которое можно было бы назвать шедевром». Другие утверждают, что Куприн сосредотачивался на социальных и общественных явлениях жизни, не углубляясь в сторону философских умозаключений и эстетических теорий .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы