Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Тема: Использование теневого театра в развитии выразительной речи детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение. 3

1. Характеристика понятия «выразительная
речь». 7

2. Особенности развития выразительной речи в
старшем дошкольном возрасте  11

3. Значение
театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного
возраста. 17

4. Театр теней
как вид театра и его возможности в развитии выразительности речи детей старшего
дошкольного возраста. 24

Заключение. 30

Список
литературы. 31

  

Введение:

 

Введение Речевая деятельность
является весьма значимым компонентом психической деятельности ребенка. Она является основным
средством коммуникации, на основе речевой деятельности происходит развитие мыслительной
деятельности и всех психических компонентов.

В данном аспекте имеют
значения все компоненты речи ребенка:
звукопроизношение,
лексико-грамматические параметры,
объем словарного запаса и, несомненно, просодические характеристики
речи, в том числе голос и интонация.

Основная ошибка
воспитателей зачастую заключается в том,
что в развитии речи своего ребенка большинство из
них делают акцент на развитии в первую очередь правильного звукопроизношения, меньшая часть обращает
внимание на развитие лексических и грамматических компонентов речи, и очень малая доля родителей
задумывается о формировании и развитии выразительной речи, интонационной стороны речи и
умения управлять своим голосом и развитии его характеристик.

Выразительность речи
дошкольника считается важной чертой речи как способа общения, в ней имеет место быть
субъективность отношения ребенка к находящемуся вокруг миру. Выразительность появляется в
то время, когда у ребенка есть потребность передать в речи не только собственные
знания, но и чувства, отношения. Выразительность считается следствием осознания того, о чем рассказывается.

Интонация является
существенным элементом системы языка.
Это подтверждается результатами экспериментально-фонетических и
экспериментально-психологических исследований,
проведенных В.А. Артемовым. Он считает, что интонация – это языковое явление,
с помощью которого смысловое содержание
предложения, его коммуникативное значение,
синтаксический строй и лексический состав получают
свое конкретное выражение, т.е. при помощи которого предложение становится фразой.

Интонация представляет
собой звуковое средство языка,
с помощью которого говорящий и слушающий выделяют
в потоке речи высказывание, его смысловые части и противопоставляют его по цели высказывания (повествование, волеизъявление, вопрос), выражая собственное
отношение к его объекту или предмету.

Недоразвитие интонационной
составляющей оказывает влияние на четкость дикции и, соответственно, на понимание речи ребенка
окружающими людьми. Невладение повествовательной,
восклицательной,
вопросительной интонациями, неумение дифференцировать и
демонстрировать определенные эмоциональные нюансы посредство тембральных
характеристик и др. снижает ценность и эффективность речевой деятельности как основного
средства общения. В этой связи возникает необходимость выбора таких средств работы, которые позволили бы эффективно
развивать выразительность речи дошкольников,
например,
театрализованная деятельность, в том числе театр теней.

Театрализованная
деятельность предполагает, что ее участники не просто воспроизводят определенный сюжет, но и передают эмоции и
переживания определенных персонажей с помощью соответствующих интонаций. Если говорить о театре теней, то его особенность состоит в
том, что образ персонажа сам по себе является весьма скудным, нет возможности представить
определенную мимику персонажа,
поза и жесты несколько размыты, соответственно, выразительные средства речи
обретают первостепенное значение в передаче соответствующих эмоциональных
состояний. Это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Проблема изучения выразительности речи является предметом исследований в
лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В.
Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В.
Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова,
Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина,
А.В. Ястребова и др.)

Цель: выявление возможности театра теней в развитии выразительной речи
детей старшего дошкольного возраста.

Задачи :

1.
На основании анализа методической и
искусствоведческой литературы уточнить основные
понятия исследования: «выразительная речь»,
«старший дошкольный возраст», «театр теней»;

2.
Охарактеризовать театр теней как вид театра

3.
Раскрыть технологии театрализованной деятельности, развития выразительной речи
в процессе подготовки и организации показа театра.

4.
Рассмотреть возможности театра теней в развитии
выразительной речи детей старшего дошкольного возраста.

Словарь основных понятий:

1. Выразительность речи – это то
специфические особенности ее структуры, усиливающие действенность высказывания,
поддерживающие внимание и интерес у читателя или слушателя, и влияющие на
чувства и воображение.

2. Старший дошкольный возраст – это
этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет,
соответствующий возрасту -5-7 лет.

3. Интонация – это сложный комплекс
всех выразительных средств звучащей речи, включающий мелодику; темп; ритм;
фразовое и логическое ударения; тембр речи; паузу; силу голоса.

4. Театрализованная деятельность
дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в
процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического
искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя,
зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных
представлений, приобщаются к театральной культуре

5. Театр теней – это вид театра,
зрелища, в котором сюжет раскрывается с помощью динамических кадров-картин,
спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых
цветных плёнок, управляемых артистами с помощью палочек, прикрепленных к сочленениям
кукол (иногда используется система управления с помощью нитей). Куклы
освещаются сзади, на экране появляется черно-белое или цветное изображение.

6. Тембр речи — звуковая окраска
речи, передающая ее эмоционально — экспрессивные оттенки: интонация недоверия,
восхищения, игривости и т.д.

7. Ритм речи – звуковая организация
речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.

8. Дикция — четкое произнесение
звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

На основании анализа
методической и искусствоведческой литературы нами были уточнены и раскрыты
следующие понятия:

— выразительность речи» —
это ее особые характеристики, которые усиливают эффект от высказывания,
позволяю достичь определенного уровня интереса и увлеченности слушателя;

— «старший дошкольный
возраст» — это этап онтогенеза ребенка, который приходится на возраст 5-7 лет.
Именно в этом возрасте ребенок активно осваивает интонационные средства;

— «театр теней» — это
особый вид театра, сюжет в котором разворачивается посредством плоских фигур
персонажей и декораций, которые освещены сзади, за счет чего создается теневое
изображение.

Театрализованная
деятельность представляет собой высокоэффективное средство для развития речи
детей: ребенок является непосредственным участником игрового процесса, ему необходимо запоминать
определенный и текст и передавать с помощью выразительных средств речи эмоции и
переживания персонажа.

Теневой театр с данной
точки обладает особыми возможностями,
так как ребенок не может передать эмоции персонажа
с помощью выражения лица и др.
В его распоряжении остается исключительно
интонация, голос, логическое ударение и т.д. Соответственно, теневой театр позволяет эффективно развивать выразительность речи
старших дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Характеристика понятия «выразительная речь» Важным качеством детской речи является
выразительность. В современных научных и методических источниках, проблема
выразительности речи младших школьников нашла отражение в трудах известных
лингвистов: Е. А. Селивановой, В. Карасика, А.К. Михальской, В.М. Пелих, Н.В.
Аниськиной, О.Н. Хрусталёвой и др., психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, А.А. Залевской, Д.Л. Спивак и др., педагогов и методистов: М.Р.
Львова, Т.А. Ладыженской, О.В. Кубасовой и др. Выразительность речи является
понятием неоднозначным, определение его сущности носит дискуссионный характер.

В педагогике сущность понятия «выразительность речи»
обусловлено использованием в речи различных речевых средств и используется для
проявления индивидуальности автора. Как видится, в определении понятия
«выразительность» чёткого определения не существует, оно подменяется простым
перечислением компонентов, характеризующих его.

Как отмечает М.Р. Савова в словаре-справочнике
«Педагогическое речеведение», выразительность речи следует рассматривать как
коммуникативное качество речи которое характеризует эффективность
коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью
различных речевых средств [18]. Свободная выразительная речь выступает как
элемент воспитания языковой личности. Также, она является одним из компонентов речевого
развития. Именно это позволяет грамотно общаться с различными людьми — это одна
из новых целей, которую ставит современная жизнь. Поэтому развитие умений
связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать
написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу,
быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений
развития выразительности речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы