Культурология Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Создание инкультурации для детей младшего школьного возраста (на примере эвенкийского класса МОБУ СОШ 26 г Якутск)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………

Глава 1. Инкультурация в современной культуре

1.1. Инкультурация: сущность, стадии, механизмы

1.2. Вопросы инкультурации в современной культуре

1.3. Проблемы сохранения культуры эвенков

Выводы к первой главе

Глава 2. Инкультурация как процесс приобщения детей к эвенкийской культуре

2.1. Вопросы инкультурации детей в условиях городской среды г. Якутска

2.1. Процесс приобщения детей к эвенкийской культуре по РС(Я)

2.2. Создание эвенкийского класса в МОБУ СОШ № 26 (управленческий аспект)

2.3. Вопросы преподавания эвенкийской культуры в МОБУ СОШ № 26 г. Якутска

Выводы ко второй главе

  

Введение:

 

Вопросы инкультурации в последние годы постепенно выходят на первый план в гуманитарных науках, связанных с образованием и воспитанием. Это связано как с ростом гуманизации и плюрализма в общемировой культуре, так и с усиливающимися процессами миграции и культурного обмена. В случае, когда речь идёт о взрослых людях, их субъектность и ответственность за собственную жизнь делают процесс вхождения в культуру – их собственную или новую для них – более определённым и сознательным. В тоже время существует ряд крайне важных вопросов, связанных с представлениями о собственном этносе и ролью культурной идентификации у детей.

Стремительные изменения мира делают его более нестабильным, в том числе для тех детей, кто проходит постепенно через этапы школьного и семейного образования.

Внимательное и вдумчивое отношения к этому вопросу как родителей, так и педагогов представляет собой важный вопрос образования.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания условий для инкультурации детей младшего школьного возраста в классе с эвенкийским языком обучения. Традиционная культура играет важную роль в жизни этноса. В ней аккумулируется опыт, знания, национальная самобытность народа. В современных условиях и быстрых темпах урбанизации механизмы ее передачи от поколения к поколению нарушены. Современные дети, обучающиеся в городских школах, часто не знают истоков родной культуры. Особенно остро эта стоит в отношении учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера.

Одним из основных направлений инкультурации в городской среде является – популяризация традиционной культуры путём проведения эффективных мероприятий по популяризации народного творчества. Эффективное применение управленческих методов обеспечит наиболее высокий уровень приобщения детей к эвенкийской культуре. Исследование учитывает историко-культурную и этническую специфику Республики Саха (Якутия), эвенкийского народа, потребности обучающихся и их родителей.

Объект исследования: управление процессами инкультурация младших школьников.

Предмет исследования: создание условий для инкультурации детей младшего школьного возраста в формировании эвенкийской культуры.

Целью диссертационной работы является исследование процесса инкультурации младших школьников на примере эвенкийского класса МОБУ СОШ № 26 г. Якутска.

В соответствии с поставленной целью в диссертации выдвигаются следующие задачи:

1. рассмотреть сущность понятия «инкультурация», его стадии и механизмы;

2. охарактеризовать вопросы инкультурации в современной культуре;

3. изучить проблемы сохранения традиционной культуры эвенков;

4. осуществить обзор процессов инкультурации детей в условиях городской среды г. Якутска;

5. рассмотреть опыт инкультурации приобщения детей к эвенкийской культуре в местах компактного проживания эвенков Республики Саха (Якутия);

6. изучить управленческие аспекты создания эвенкийского класса в МОБУ СОШ № 26;

7. описать процесс преподавания эвенкийской культуры в МОБУ СОШ № 26 г. Якутска.

Положения, выносимые на защиту:

1. В быстром темпе урбанизации населения Республики Саха (Якутия) и увеличивающейся тенденции утраты традиционной культуры эвенков необходимо прилагать усилия для включения механизмов инкультурации подрастающего поколения.

2. Основным социальным институтом в Республике Саха (Якутия) являются образовательные учреждения, а именно общеобразовательные школы, которые должны учитывать вопросы инкультурации детей коренных малочисленных народов, в частности, эвенков.

3. Процесс инкультурации не должен опускаться на самотек, при этом важен управленческий подход в организации данного процесса.

4. Необходимо планирование процесса инкультурации в постановке задач и целей обучения, выявление содержательного наполнения уроков, построение урочной разработки и методических пособий, которые будут иметь в дальнейшем практическую значимость для других школ.

Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ, историко-культурологический метод, организационно-административный метод, педагогические технологии, метод сравнительного анализа и метод социологического опроса.

Гипотеза исследования. При процессах редукции традиционной культуры эвенков остро встает вопрос ее сохранения в современных условиях. В этой связи необходимо обратить особое внимание на создание среды для погружения представителей коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), а именно эвенков в родную культуру. В итоге выдвигается гипотеза, что создание условий для младших школьников будет способствовать процессу инкультурации данной возрастной группы и восприятию элементов и форм традиционной культуры эвенков.

Научная новизна исследования:

— впервые рассмотрены вопросы инкультурации детей в условиях городской среды г. Якутска;

— выполнен сравнительный обзор по данной проблеме в местах компактного проживания эвенкийского этноса в Республике Саха (Якутия): с. Иенгра, г. Нерюнгри,

— изучен процесс приобщения детей к эвенкийской культуре Республики Саха (Якутия);

— исследованы управленческие аспекты создания эвенкийского класса в МОБУ СОШ № 26 г. Якутска;

— рассмотрены вопросы преподавания эвенкийской культуры в МОБУ СОШ № 26;

— предложены рекомендации для перспективного изучения и продвижения данного вопроса по инкультурации детей эвенков в местах компактного проживания представителей данного этноса по Республике Саха (Якутия).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— выявлены основные положения особенностей инкультурации детей эвенков в образовательных учреждениях РС(Я);

— изучены проблемы сохранения традиционной культуры эвенков;

— определены пути для создания условий инкультурации детей к эвенкийской культуре.

Практическая значимость заключается в том, что материалы и выводы могут войти в содержание учебных программ в районах компактного проживания эвенков республики и городских школ г. Якутска. Они помогут в практической работе преподавателей национальной культуры.

Методологическая база исследования. В основу были положены труды авторов,изучавших процесы инкультурации Ц.Д. Дугаровой, А.А. Анисимовой, С.В. Ершовой, Мид М., Г.А. Нигматуллиной, О.А.Янутш, по эвенкийской традиционной культуре -А.Н. Варламовой, А.Н. Мыреевой , А.Н. Жаповой, А.М. Айзенштадт, Т.Е. Андреевой, Г.М. Васильевича, В.П. Марфусаловой, А.А. Ивановой, З.И. Унаровой, А.И. Мазина, И.В. Сухановой, Т.М. Сафьянниковой, Р.В. Суляндзига, Д.А. Кудряшовой, П.В. Сулядзига, по культурологии – А.И. Кравченко, Ю.Н. Солонина, В.С. Безруковой, Л.М. Мосоловой, М. Херцкович, В.В. Викторова и др.

Апробация материала исследования: основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались и обсуждались на семинарах и конференциях, а именно — научно-практической конференции студентов и магистрантов 1 курса ИЯКН СВ РФ, республиканской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «БИЛИМ-2021», неделе молодежной науки-2021 Семинар «Актуальные вопросы управления культуры и искусства РС(Я)», Всероссийской научно-практической конференции «Языки и литературы народов Северо-Востока России: современное состояние и перспективы развития», посвященная 100-летию со дня рождения эвенкского поэта и писателя, педагога, автора первого эвенского романа «Дух земли», заслуженного работника культуры Якутская АССР, члена Союза писателей СССР Платона Афанасьевича Степанова-Ламутского, Всероссийском конкурсе педагогический мастерства «Воспитание искусством-2021», открытой межведомственная научно-практической конференции «Современные проблемы этнокультурного образования и воспитания подрастающего поколения» в рамках 1 открытого городского этнокультурного марарфона «Фольклор -детям», посвященного 20-летию народного ансамбля «Одун», 56-е Педагогическом (муниципальном) чтении «Качество образования: система работы, методики, опыт», Всероссийском научно-практической конференции с международным участием, посвященная 80-летию В.С. Кейметинова-Баргачана, общеуниверситетской научной конференции студентов и магистрантов «Аммосов-2021», международном научно-практической конференции «Создание среды саморазвития личности: вызовы и тенденции», Всероссийском акции «Родные языки народов России», республиканской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «БИЛИМ-2022», общеуниверситетской научной конференции студентов и магистрантов «Аммосов-2022», 1 международном научно-практической конференции «Жирковские чтения: вопросы сохранения культурного наследия», международном научно-практической конференции «IV Роббековские чтения».

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Инкультурация представляет собой сложный многоаспектный процесс, обеспечивающий адаптацию человека к культуре и освоение им культурных практик и норм. Базовые процессы инкультурации начинаются с детства и подразумевают активное усвоение культурного наследия параллельно с формированием представлений ребёнка о себе, его навыков и когнитивных процессов, а также важнейших сторон его личности. В современном мире значительная часть обучения и воспитания детей не является сугубо семейным процессом и лежит в зоне ответственности социальных институтов (преимущественно общеобразовательных школ).

В настоящее время всё то, что связано с усвоением детьми культуры, переживает определённый кризис. Стремительные социальные изменения, рост роли медиа при падении авторитета старших (тех, кто в традиционной модели инкультурации представляет собой источник традиций и культурных норм) обуславливают изменения, произошедшие в процессе инкультурации. Спонтанное протекание процессов инкультурации в таких условиях способно привести к труднопрогнозируемым результатам (ввиду уникальности положения, сложившегося в течение последних десятилетий). Это обуславливает значимость организованных и целенаправленных усилий по поддержанию культуры и контролю процесса вхождения в неё её будущих носителей.

В настоящее время на территории Якутии в рамках школьных программ (как начального, так и среднего уровня) реализуются программы приобщения детей к культурам малых народов, в частности, эвенкийской культуры. Следует отметить, что большой опыт по созданию и реализации такого рода программ имеется в тех районах, где эвенки составляют этническое большинство. Программы реализуются через изучение родного (эвенкийского) языка, чтения на родном языке, а также посредством ряда внеклассных мероприятий (изучения национальных танцев, песенных практик, спортивных игр и ремёсел).

В тоже время стремительная урбанизация, утрата роли традиционных занятий и унификация образа жизни оказывают разрушительное влияние на процессы инкультурации детей. В связи с этим с 2020 года реализуется проект по созданию эвенкийского класса начальной школы в Якутске. Работа по созданию класса включала в себя не только подбор необходимых учебных материалов и книг, но также выбор педагогического состава, обладающего необходимыми знаниями эвенкийской культуры, и подбор учеников, а также составление соответствующего учебного плана. Большую роль играл выбор образовательного учреждения – школа №26 имеет богатую историю и опыт преподавания различных языков. Ввиду многообразия образовательный и воспитательных задач существенную роль в создании эвенкийского класса играло методическое обеспечение педагогов. Необходимость погружения в культурную среду поставила задачу по использованию элементов эвенкийской культуры в преподавании общеобразовательных предметов, например, математики и физкультуры.

Таким образом, в нашей работе:

— рассмотрен вопрос инкультурации, её основных процессов;

— описаны основные трудности инкультурации в современном мире;

— рассмотрены основные проблемы сохранения традиционной культуры эвенков;

— рассмотрены вопросы приобщения детей к эвенкийской культуре как в местах компактного проживания эвенков, так и в городской среде Якутска;

— рассмотрены основные управленческие вопросы создания эвенкийского класса в школе №26 г. Якутска;

— подробно рассмотрен педагогический процесс в этом классе.

Главным результатом проведённой работы является разработка программы внеурочной деятельности, а также работы летнего лагеря с учётом необходимости наиболее полного погружения детей в эвенкийскую культуру для оптимального её освоения и корректного восприятия её элементов. Гипотезу исследования можно считать подтверждённой.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Инкультурация: сущность, стадии, механизмы

Так как инкультурация представляет собой интеграцию человека в социальное общество, в котором он был рождён и воспитывался в свои ранние годы, то для начала рассмотрим вопросы, связанные с самим понятием культуры. Само слово культура охватывает огромное количество всевозможных смыслов, связанных с особенностями человеческой жизни, и имеет множество определений в различных разделах истории, философии, социологии, психологии, лингвистики, этнологии, культурологии и так далее, то понятие вхождение в какую-либо культуру требуют некоторого уточнения. Преимущественно под культурой понимается активность человека по отношению к самому себе, другим людям и накоплению материальных и художественных ценностей. Так же культура может рассматриваться как свод правил, норм или законов, обязательных к выполнению в той или иной общности. Культура обладает свойством воспроизводства, т.е. это не просто набор правил и норм, а стабильное явление, сохраняющееся в течение исторически значимых временных длительностей. Следует отметить, что в зависимости от целей конкретного исследования разные аспекты того, что принято понимать под культурой, могут выходить на первый план.

В рамках данного исследования целесообразно рассмотреть, что связано со специфическим этническим пониманием культуры. Под национальной культурой понимаются только то, что её носителями и их соседями воспринимается и ассоциируются именно с данным этносом. Это в первую очередь явления, связанные с бытовой сферой и повседневной жизнедеятельностью людей. Они охватывают в себе обряды, обычаи, привычки, социокультурные особенности локального однородного сообщества. Важно отметить, что помимо совершенно бытовых явлений такое понимание культуры включает в себя этнические традиции и символы.

Этническая традиция представляет собой устоявшийся стереотип действия, характерной для определённого народа и связанных с тем или иным значимым явлением в его жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы