Платная доработка на тему Создание инкультурации для детей младшего школьного возраста (на примере эвенкийского класса МОБУ СОШ 26 г Якутск)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение……………………………………………………………
Глава 1. Инкультурация в современной культуре
1.1. Инкультурация: сущность, стадии, механизмы
1.2. Вопросы инкультурации в современной культуре
1.3. Проблемы сохранения культуры эвенков
Выводы к первой главе
Глава 2. Инкультурация как процесс приобщения детей к эвенкийской культуре
2.1. Вопросы инкультурации детей в условиях городской среды г. Якутска
2.1. Процесс приобщения детей к эвенкийской культуре по РС(Я)
2.2. Создание эвенкийского класса в МОБУ СОШ № 26 (управленческий аспект)
2.3. Вопросы преподавания эвенкийской культуры в МОБУ СОШ № 26 г. Якутска
Выводы ко второй главе
Введение:
Вопросы инкультурации в последние годы постепенно выходят на первый план в гуманитарных науках, связанных с образованием и воспитанием. Это связано как с ростом гуманизации и плюрализма в общемировой культуре, так и с усиливающимися процессами миграции и культурного обмена. В случае, когда речь идёт о взрослых людях, их субъектность и ответственность за собственную жизнь делают процесс вхождения в культуру – их собственную или новую для них – более определённым и сознательным. В тоже время существует ряд крайне важных вопросов, связанных с представлениями о собственном этносе и ролью культурной идентификации у детей.
Стремительные изменения мира делают его более нестабильным, в том числе для тех детей, кто проходит постепенно через этапы школьного и семейного образования.
Внимательное и вдумчивое отношения к этому вопросу как родителей, так и педагогов представляет собой важный вопрос образования.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания условий для инкультурации детей младшего школьного возраста в классе с эвенкийским языком обучения. Традиционная культура играет важную роль в жизни этноса. В ней аккумулируется опыт, знания, национальная самобытность народа. В современных условиях и быстрых темпах урбанизации механизмы ее передачи от поколения к поколению нарушены. Современные дети, обучающиеся в городских школах, часто не знают истоков родной культуры. Особенно остро эта стоит в отношении учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера.
Одним из основных направлений инкультурации в городской среде является – популяризация традиционной культуры путём проведения эффективных мероприятий по популяризации народного творчества. Эффективное применение управленческих методов обеспечит наиболее высокий уровень приобщения детей к эвенкийской культуре. Исследование учитывает историко-культурную и этническую специфику Республики Саха (Якутия), эвенкийского народа, потребности обучающихся и их родителей.
Объект исследования: управление процессами инкультурация младших школьников.
Предмет исследования: создание условий для инкультурации детей младшего школьного возраста в формировании эвенкийской культуры.
Целью диссертационной работы является исследование процесса инкультурации младших школьников на примере эвенкийского класса МОБУ СОШ № 26 г. Якутска.
В соответствии с поставленной целью в диссертации выдвигаются следующие задачи:
1. рассмотреть сущность понятия «инкультурация», его стадии и механизмы;
2. охарактеризовать вопросы инкультурации в современной культуре;
3. изучить проблемы сохранения традиционной культуры эвенков;
4. осуществить обзор процессов инкультурации детей в условиях городской среды г. Якутска;
5. рассмотреть опыт инкультурации приобщения детей к эвенкийской культуре в местах компактного проживания эвенков Республики Саха (Якутия);
6. изучить управленческие аспекты создания эвенкийского класса в МОБУ СОШ № 26;
7. описать процесс преподавания эвенкийской культуры в МОБУ СОШ № 26 г. Якутска.
Положения, выносимые на защиту:
1. В быстром темпе урбанизации населения Республики Саха (Якутия) и увеличивающейся тенденции утраты традиционной культуры эвенков необходимо прилагать усилия для включения механизмов инкультурации подрастающего поколения.
2. Основным социальным институтом в Республике Саха (Якутия) являются образовательные учреждения, а именно общеобразовательные школы, которые должны учитывать вопросы инкультурации детей коренных малочисленных народов, в частности, эвенков.
3. Процесс инкультурации не должен опускаться на самотек, при этом важен управленческий подход в организации данного процесса.
4. Необходимо планирование процесса инкультурации в постановке задач и целей обучения, выявление содержательного наполнения уроков, построение урочной разработки и методических пособий, которые будут иметь в дальнейшем практическую значимость для других школ.
Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ, историко-культурологический метод, организационно-административный метод, педагогические технологии, метод сравнительного анализа и метод социологического опроса.
Гипотеза исследования. При процессах редукции традиционной культуры эвенков остро встает вопрос ее сохранения в современных условиях. В этой связи необходимо обратить особое внимание на создание среды для погружения представителей коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), а именно эвенков в родную культуру. В итоге выдвигается гипотеза, что создание условий для младших школьников будет способствовать процессу инкультурации данной возрастной группы и восприятию элементов и форм традиционной культуры эвенков.
Научная новизна исследования:
— впервые рассмотрены вопросы инкультурации детей в условиях городской среды г. Якутска;
— выполнен сравнительный обзор по данной проблеме в местах компактного проживания эвенкийского этноса в Республике Саха (Якутия): с. Иенгра, г. Нерюнгри,
— изучен процесс приобщения детей к эвенкийской культуре Республики Саха (Якутия);
— исследованы управленческие аспекты создания эвенкийского класса в МОБУ СОШ № 26 г. Якутска;
— рассмотрены вопросы преподавания эвенкийской культуры в МОБУ СОШ № 26;
— предложены рекомендации для перспективного изучения и продвижения данного вопроса по инкультурации детей эвенков в местах компактного проживания представителей данного этноса по Республике Саха (Якутия).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— выявлены основные положения особенностей инкультурации детей эвенков в образовательных учреждениях РС(Я);
— изучены проблемы сохранения традиционной культуры эвенков;
— определены пути для создания условий инкультурации детей к эвенкийской культуре.
Практическая значимость заключается в том, что материалы и выводы могут войти в содержание учебных программ в районах компактного проживания эвенков республики и городских школ г. Якутска. Они помогут в практической работе преподавателей национальной культуры.
Методологическая база исследования. В основу были положены труды авторов,изучавших процесы инкультурации Ц.Д. Дугаровой, А.А. Анисимовой, С.В. Ершовой, Мид М., Г.А. Нигматуллиной, О.А.Янутш, по эвенкийской традиционной культуре -А.Н. Варламовой, А.Н. Мыреевой , А.Н. Жаповой, А.М. Айзенштадт, Т.Е. Андреевой, Г.М. Васильевича, В.П. Марфусаловой, А.А. Ивановой, З.И. Унаровой, А.И. Мазина, И.В. Сухановой, Т.М. Сафьянниковой, Р.В. Суляндзига, Д.А. Кудряшовой, П.В. Сулядзига, по культурологии – А.И. Кравченко, Ю.Н. Солонина, В.С. Безруковой, Л.М. Мосоловой, М. Херцкович, В.В. Викторова и др.
Апробация материала исследования: основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались и обсуждались на семинарах и конференциях, а именно — научно-практической конференции студентов и магистрантов 1 курса ИЯКН СВ РФ, республиканской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «БИЛИМ-2021», неделе молодежной науки-2021 Семинар «Актуальные вопросы управления культуры и искусства РС(Я)», Всероссийской научно-практической конференции «Языки и литературы народов Северо-Востока России: современное состояние и перспективы развития», посвященная 100-летию со дня рождения эвенкского поэта и писателя, педагога, автора первого эвенского романа «Дух земли», заслуженного работника культуры Якутская АССР, члена Союза писателей СССР Платона Афанасьевича Степанова-Ламутского, Всероссийском конкурсе педагогический мастерства «Воспитание искусством-2021», открытой межведомственная научно-практической конференции «Современные проблемы этнокультурного образования и воспитания подрастающего поколения» в рамках 1 открытого городского этнокультурного марарфона «Фольклор -детям», посвященного 20-летию народного ансамбля «Одун», 56-е Педагогическом (муниципальном) чтении «Качество образования: система работы, методики, опыт», Всероссийском научно-практической конференции с международным участием, посвященная 80-летию В.С. Кейметинова-Баргачана, общеуниверситетской научной конференции студентов и магистрантов «Аммосов-2021», международном научно-практической конференции «Создание среды саморазвития личности: вызовы и тенденции», Всероссийском акции «Родные языки народов России», республиканской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «БИЛИМ-2022», общеуниверситетской научной конференции студентов и магистрантов «Аммосов-2022», 1 международном научно-практической конференции «Жирковские чтения: вопросы сохранения культурного наследия», международном научно-практической конференции «IV Роббековские чтения».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Инкультурация представляет собой сложный многоаспектный процесс, обеспечивающий адаптацию человека к культуре и освоение им культурных практик и норм. Базовые процессы инкультурации начинаются с детства и подразумевают активное усвоение культурного наследия параллельно с формированием представлений ребёнка о себе, его навыков и когнитивных процессов, а также важнейших сторон его личности. В современном мире значительная часть обучения и воспитания детей не является сугубо семейным процессом и лежит в зоне ответственности социальных институтов (преимущественно общеобразовательных школ).
В настоящее время всё то, что связано с усвоением детьми культуры, переживает определённый кризис. Стремительные социальные изменения, рост роли медиа при падении авторитета старших (тех, кто в традиционной модели инкультурации представляет собой источник традиций и культурных норм) обуславливают изменения, произошедшие в процессе инкультурации. Спонтанное протекание процессов инкультурации в таких условиях способно привести к труднопрогнозируемым результатам (ввиду уникальности положения, сложившегося в течение последних десятилетий). Это обуславливает значимость организованных и целенаправленных усилий по поддержанию культуры и контролю процесса вхождения в неё её будущих носителей.
В настоящее время на территории Якутии в рамках школьных программ (как начального, так и среднего уровня) реализуются программы приобщения детей к культурам малых народов, в частности, эвенкийской культуры. Следует отметить, что большой опыт по созданию и реализации такого рода программ имеется в тех районах, где эвенки составляют этническое большинство. Программы реализуются через изучение родного (эвенкийского) языка, чтения на родном языке, а также посредством ряда внеклассных мероприятий (изучения национальных танцев, песенных практик, спортивных игр и ремёсел).
В тоже время стремительная урбанизация, утрата роли традиционных занятий и унификация образа жизни оказывают разрушительное влияние на процессы инкультурации детей. В связи с этим с 2020 года реализуется проект по созданию эвенкийского класса начальной школы в Якутске. Работа по созданию класса включала в себя не только подбор необходимых учебных материалов и книг, но также выбор педагогического состава, обладающего необходимыми знаниями эвенкийской культуры, и подбор учеников, а также составление соответствующего учебного плана. Большую роль играл выбор образовательного учреждения – школа №26 имеет богатую историю и опыт преподавания различных языков. Ввиду многообразия образовательный и воспитательных задач существенную роль в создании эвенкийского класса играло методическое обеспечение педагогов. Необходимость погружения в культурную среду поставила задачу по использованию элементов эвенкийской культуры в преподавании общеобразовательных предметов, например, математики и физкультуры.
Таким образом, в нашей работе:
— рассмотрен вопрос инкультурации, её основных процессов;
— описаны основные трудности инкультурации в современном мире;
— рассмотрены основные проблемы сохранения традиционной культуры эвенков;
— рассмотрены вопросы приобщения детей к эвенкийской культуре как в местах компактного проживания эвенков, так и в городской среде Якутска;
— рассмотрены основные управленческие вопросы создания эвенкийского класса в школе №26 г. Якутска;
— подробно рассмотрен педагогический процесс в этом классе.
Главным результатом проведённой работы является разработка программы внеурочной деятельности, а также работы летнего лагеря с учётом необходимости наиболее полного погружения детей в эвенкийскую культуру для оптимального её освоения и корректного восприятия её элементов. Гипотезу исследования можно считать подтверждённой.
Фрагмент текста работы:
1.1. Инкультурация: сущность, стадии, механизмы
Так как инкультурация представляет собой интеграцию человека в социальное общество, в котором он был рождён и воспитывался в свои ранние годы, то для начала рассмотрим вопросы, связанные с самим понятием культуры. Само слово культура охватывает огромное количество всевозможных смыслов, связанных с особенностями человеческой жизни, и имеет множество определений в различных разделах истории, философии, социологии, психологии, лингвистики, этнологии, культурологии и так далее, то понятие вхождение в какую-либо культуру требуют некоторого уточнения. Преимущественно под культурой понимается активность человека по отношению к самому себе, другим людям и накоплению материальных и художественных ценностей. Так же культура может рассматриваться как свод правил, норм или законов, обязательных к выполнению в той или иной общности. Культура обладает свойством воспроизводства, т.е. это не просто набор правил и норм, а стабильное явление, сохраняющееся в течение исторически значимых временных длительностей. Следует отметить, что в зависимости от целей конкретного исследования разные аспекты того, что принято понимать под культурой, могут выходить на первый план.
В рамках данного исследования целесообразно рассмотреть, что связано со специфическим этническим пониманием культуры. Под национальной культурой понимаются только то, что её носителями и их соседями воспринимается и ассоциируются именно с данным этносом. Это в первую очередь явления, связанные с бытовой сферой и повседневной жизнедеятельностью людей. Они охватывают в себе обряды, обычаи, привычки, социокультурные особенности локального однородного сообщества. Важно отметить, что помимо совершенно бытовых явлений такое понимание культуры включает в себя этнические традиции и символы.
Этническая традиция представляет собой устоявшийся стереотип действия, характерной для определённого народа и связанных с тем или иным значимым явлением в его жизни.