Платная доработка на тему Самостоятельная работа учащихся на уроке как средство формирования познавательных УУД у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Самостоятельная
работа: сущность, особенности организации, виды
1.2. Особенности
организации самостоятельной работы на уроках в начальных классах
1.3 Формирования
познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
1.4 Использование
самостоятельной работы для формирования познавательных УУД младших школьников
Введение:
Актуальность. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки
выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять
знания на практике. В связи с этим педагогическим сообществом осуществляется
поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике
более широкие возможности для развития самостоятельности обучающихся в учении.
Проблема организации самостоятельной работы младших школьников является одной
из наиболее актуальных, поскольку она во многом определяет успешность
достижения младшими школьниками результатов обучения.
Достижения нужного
обществу уровня образованности и развития личности невозможно без
систематической самостоятельной работы, готовность к которой закладывается в
школьном возрасте. В связи с этим большое внимание уделяется самостоятельной работе
учащихся. ФГОС НОО определяет самостоятельную работу учащихся, как одно из
обязательных требований к организации образовательного процесса.
Вопросы совершенствования
организационных форм и методов самостоятельной работы нашли свое отражение в
работах: Я.А. Коменского, И. Песталоцци и др. Вопросы совершенствования
организационных форм и методов обучения рассматривались в трудах: Б.П. Есипова,
И.И. Малкина, Б.Т. Лихачева, П.И. Пидкасистого, П.Я. Голанта, И.А. Зимней, Р.М.
Микельсона, Х. Хекхаузентома и др.
В педагогике и психологии
накоплено достаточное количество материала, который характеризуется
многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных
универсальных учебных действий. Нужно отметить, что, наличие научных работ и
признание необходимости формирования познавательных универсальных учебных
действий, не отразилось на создании практических наработок и дальнейшем
использовании их в практике уроков.
Теоретическую
основу исследования
составили теории личности как субъекта учебной деятельности (П.И. Пидкасистый,
П.Я. Голант, Р.М. Микельсон, Х. Хекхаузен и др.); концептуальные подходы к
развитию познавательной активности и самостоятельности (Б.П. Есипов, И.И.
Малкин, Б.Т. Лихачев и др.); идеи об особенностях становления личности в
младшем школьном возрасте (И.А. Зимняя).
Цель исследования – теоретически обосновать использование самостоятельной работы
на уроке как средство формирования познавательных УУД у младших школьников.
Объект исследования – содержание и организация обучения
в начальных классах.
Предмет исследования – самостоятельная работа учащихся на
уроке как средство формирования познавательных УУД у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
сущность понятия самостоятельной работы как формы организации учебной
деятельности.
2. Выявить особенности
организации самостоятельной работы на уроках в начальных классах.
3. Изучить формирование
познавательных УУД у младших школьников.
4. Рассмотреть
использование самостоятельной работы для формирования познавательных УУД
младших школьников.
5. Подобрать
диагностические методики для выявления уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников.
6. Разработать комплект педагогических средств
по использованию самостоятельной работы на уроке для формирования
познавательных УУД.
7. Подобрать методические
рекомендации для формирования познавательных УУД в ходе выполнения
самостоятельной работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, обобщение рядового педагогического опыта, сравнение, моделирование.
Структура. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В первой главе
рассмотрели теоретические основы использования самостоятельной работы учащихся
на уроке как средство формирования познавательных УУД у младших школьников.
Проанализировав понятие «самостоятельная
работа», выявили, что самостоятельная работа – это осуществляемая под прямым
или косвенным руководством преподавателя форма организации учебной деятельности
учащихся с разной степенью собственного управления учебными действиями, в
процессе которой учащиеся выполняют задания различного вида с целью развития
знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа предполагает определенную
познавательную самостоятельность учащегося и развивает ее до такого высокого
уровня, который необходим для самообразования. Таким образом, самостоятельная
работа готовит учащихся к самообразованию.
Пришли к выводу, что познавательные
универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего
мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность
операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной
информации. Познавательные УУД способствуют организации учебно-познавательной
деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Младший школьный
возраст, в силу возрастных особенностей развития психических процессов,
является наиболее благоприятным для формирования познавательных УУД.
Организация
самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих
познавательную активность, обеспечение условий эффективности. Правильно
организованная самостоятельная работа способствует выработке у школьников
самостоятельного мышления, сознательного, творческого отношения к труду,
навыков и умений самостоятельной деятельности, воспитанию самостоятельности как
ценнейшего качества личности. Эффективность самостоятельной работы достигается,
если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса,
и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится
планомерно и систематически.
Для более эффективной
организации самостоятельной работы младших школьников на уроках предлагаем
рекомендации по дальнейшему улучшению организации самостоятельной работы
младших школьников 1 класса.
Исходя из цели и задач
исследования, были подобраны диагностические методики:
1. Методика «Исключение
понятий» С.Х. Сафоновой.
2. Методика «Определение
понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах В.М.
Русалова.
3. Методика
«Последовательность событий А.Н. Берштейна.
4. Методика «Сравнение
понятий» В.М.Бехтерева.
Методика «Исключение
понятий» С.Х. Сафоновой предназначена для исследования способностей к
классификации и анализу.
На
формирующем этапе эксперимента был
подобран и составлен комплект занятий для формирования познавательных
УУД, составлен комплект педагогических средств, а именно уроки, которые направлены на формирование этих
познавательных УУД для 1 класса. Приведены примеры заданий для организации
самостоятельной работы учащихся на уроках математики, русского языка и
окружающего мира.
Представленные задания
предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке,
обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и
разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы. Организация
самостоятельной работы учащихся 1 класса является составной частью проблемы выбора
методов, форм учебной деятельности младших школьников. Решение ее на должном
уровне даст возможность научить учеников учиться, включать их в активную
поисковую деятельность, значительно расширит учебно-воспитательные возможности
уроков, повысит эффективность в освоении учащимися знаниями и умениями, вызовет
положительное отношение к обучению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.
Самостоятельная работа: сущность, особенности организации, виды
Самостоятельная работа: сущность, особенности организации, виды
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования требует
большей самостоятельности от учеников, а это необходимо для становления
самостоятельной личности. Эти требования нужны для того, чтобы ученики могли
самостоятельно ставить перед собой цель, выбирать средства и методы, которые
помогут подойти к этой цели, а также, корректировать и регулировать этот путь.
Организация
самостоятельной работы является одна из главных проблем обучения в начальных
классах, так как в этот период происходит активное усвоение материала и
овладение определенными навыками и умениями. Поэтому, организация
самостоятельной работы очень сложная и ответственная работа для всех учителей.
Термин «самостоятельная
работа» в психолого-педагогической литературе трактуется не однозначно. Н.Д.
Гальскова, Е.Г. Тарева считают, что самостоятельная работа – это средство
организации ученика, проявляющее себя в умении определять перспективные цели
учебно-познавательной деятельности, определять средства и способы их
достижения, оценивать и корректировать процесс и результат учения и познания
без непосредственного участия в этом процессе преподавателя [3].
Б.И. Коротяев и П.И.
Пидкасистый считают, что самостоятельная работа – это дидактическое средство
обучения, с помощью которого осуществляется процесс обучения учениками по
заданию преподавателя, но выполняемый самостоятельно, который служит усвоению,
закреплению, совершенствованию знаний и приобретения соответствующих умений и
навыков, составляющих содержание подготовки специалиста [11].
По словам Г.М.
Коджаспирова, самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне
мотивированная, структурированная в совокупности осуществляемых действий,
корригируемая по процессу и результату деятельность, выполнение которой требует
достаточно высокого уровня самосознания, самодисциплины, личной ответственности
и которая доставляет удовлетворение в самосовершенствовании и самопознании [8].
Г.М. Коджаспирова отмечает, что самостоятельная работа учащегося – это
результат правильно организованной учебной деятельности на занятии, что
мотивирует самостоятельно улучшать свои знания в свободное время [8].
Н.В. Максимова утверждает,
что учитель не дает весь материал сам, а лишь введение и останавливается только
на основных вопросах, учащиеся должны самостоятельно изучить тему и весь
второстепенный материал. Она указывает, что основное, главное предназначение учителя
– побуждать учащихся логически мыслить, учить их анализу [1].