Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Развитие познавательного интереса младшего школьника посредством предметно-развивающей среды учебного кабинета

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательного
интереса младших школьников посредством предметно-развивающей среды учебного
кабинета. 6

1.1.развитие познавательного интереса
младших школьников как психолого-педагогическая проблема. 6

1.2. Диагностика уровня
познавательного интереса младших школьников. 12

1.3. Условия создания
предметно-развивающей среды учебного кабинета в начальной школе. 16

Глава 2. Методические аспекты создания
предметно-развивающей среды учебного кабинета как средство развития
познавательного интереса младших школьников. 23

2.1. Содержание работы по созданию
предметно-развивающей среды учебного кабинета для развития познавательного
интереса младших школьников. 23

2.2. Анализ опыта работы по развитию
познавательного интереса младшего школьника посредством предметно-развивающей
среды учебного кабинета мбоу «средняя общеобразовательная школа №34». 26

2.3. Описание практической работы по
развитию познавательного интереса младшего школьника посредством создания
предметно-развивающей среды учебного кабинета. 31

Заключение. 42

Список использованных источников. 46

Приложение. 52

  

Введение:

 

 

 

Актуальность темы исследования связана с
важнейшей проблематикой развития у обучающегося стабильной заинтересованности в
приобретении знаний и формирования потребности в самостоятельном поиске.
Успешное решение подобных задач основывается на мотивационно-потребностной
сфере личности учеников.

Познавательный
интерес базируется на сконцентрированной деятельности, результатом которой
становится найденное решение той или иной задачи, носящей познавательный
характер. При этом наблюдается закономерность, выраженная в благотворном
действии успешного итога на интерес, в то время как заинтересованность в
осуществлении деятельности приводит к хорошим результатам.

В контексте
реформирования системы образования, особенно начального уровня, особое значение
имеет «экологический» подход, его разработка и конкретизация в образовательном
учреждении, поскольку развивающаяся предметная среда является необходимым
условием преодоления этих противоречий.

В последнее время
проблема формирования предметно-развивающей образовательной среды
рассматривается многими авторами, раскрывая ее многообразие, системный
характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурную роль.

Познавательный
интерес является предметом исследования как зарубежных, так и отечественных
психологов. В зарубежной психологии проблема познавательного интереса
представлена в работах У. Джеймса, Ш. Бюлер. В отечественной психологии
проблема познавательного интереса рассматривалась в двух направлениях: с точки
зрения его развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн) и с точки
зрения его значения в учебном процессе (Г.И. Щукина, М.Ф. Морозова). На
значимость познавательного интереса указывали такие педагоги и общественные
деятели, как В.Г. Белинский, Н.Л. Добролюбов, К.Д. Ушинский.

В отечественной и
зарубежной педагогике и психологии прошлого и настоящего «среда»
рассматривается как один из основных факторов, влияние которого определяется
процессом и результатами развития человека (П.П. Блонский, Я. Брунер, Л.С.
Выготский, Г. Костюк, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе).
Педагогическая характеристика учебной среды в различных учреждениях
представлена широким спектром исследований (Р.А. Ковалев, В.А. Козырев, А.А.
Макарим, Т.С. Назарова, В.А. Петровский, Б.А. Слейден, В.А. Ивин и др.).

Объект
исследования:
процесс развития
познавательного интереса младших школьников.

Предмет
исследования:
предметно-развивающая
среда учебного кабинета как средство развития познавательного интереса младшего
школьника

Цель
исследования:
выявить
содержательные и организационные аспекты развития познавательного интереса
младшего школьника посредством предметно-развивающей среды учебного кабинета.

Задачи
исследования:

1. рассмотреть развитие познавательного интереса младших
школьников как психолого-педагогическую проблему;

2. рассмотреть вопросы диагностики уровня познавательного
интересамладших школьников;

3. выявить условия создания предметно-развивающей среды
учебного кабинета в начальной школе;

4.изучить содержание работы по созданию предметно-развивающей
среды учебного кабинета для развития познавательного интереса младших
школьников;

5. проанализировать
опыт работы по развитию познавательного интереса младшего школьника посредством
предметно-развивающей среды учебного кабинета МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №34»;

6. описать практическую работу по развитию познавательного
интереса младшего школьника посредством создания предметно-развивающей среды
учебного кабинета.

Методы исследования. Методы теоретического исследования: анализ, сравнение и обобщение
психолого-педагогической литературы и источников по теме исследования; методы
эмпирического исследования: анализ предметно-развивающей среды кабинетов
начальных классов.

Теоретическая
значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что:

— определены термины,
связанные с развитием познавательного интереса младших школьников;

— дано обоснование
основных этапов конструирования предметно-развивающей среды кабинетов начальных
классов.

Дано обоснование основных этапов конструирования
предметно-развивающей среды кабинетов начальных классов,

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные способы диагностики
познавательного интереса и конструирования предметно-развивающей среды
кабинетов начальных классов могут быть использованы педагогами школ
.

База
исследования:
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №34».

Структура
работы
включает: введение, две главы,
заключение, список использованных источников, приложения.\

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

Обобщение педагогического и
психологического опыта позволяет выявить тот факт, что познавательный интерес –
важнейшая составляющая обучения, влияющая как на личность учащегося, так и на
степень интенсивности его познавательной деятельности.

Интерес – особый аспект учебной
деятельности, воспитательного процесса и развития личности. Он повышает
эффективность педагогических мер в отношении учеников, способствует большей
активности и провоцирует развитие творческих поисков. Необходимость
формирования познавательного интереса представляет важнейшее значение с точки
зрения социологии, педагогики и психологии.

Познавательный интерес развивается и
изменяется на протяжении всей жизни человека. Он проходит такие стадии
развития, как любопытство – элементарная стадия избирательного отношения,
которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами,
привлекающими внимание человек; любознательность – стремление проникнуть за
пределы увиденного, на этой стадии обнаруживаются достаточно сильные выражения
эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью;
познавательный интерес – проникновение личности в существенные связи,
отношения, закономерности познания; теоретический интерес – стремление к
познанию сложных теоретических вопросов. В своем исследовании мы рассматриваем
данную периодизацию развития познавательного интереса, так как она наиболее
полно описывает особенности развития познавательного интереса и охватывает
множество подходов отечественных психологов.

Для
развития познавательных возможностей школьников, повышения их познавательной
активности необходимо создание ситуаций решения нестандартных познавательных
задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного
напряжения, противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в
которых необходимо разобраться самому, принять решение, сформировать
определенную точку зрения.

Проблема изучения познавательного
интереса в учебном процессе является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Как было уже отмечено, современному образованию необходимо ориентироваться на
развитие личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностях;
на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению
образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и
хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень.

Для
эффективности решения данной проблемы должна быть создана определенная
предметно-развивающая среда, основанная на предоставлении таких условий обучения,
которые приводят к необходимости учащихся заниматься активной поисковой или
творческой деятельностью.

Анализ
предметно-развивающей среды кабинетов начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательнаяшкола№ 34» (г.Чита), показал, что педагоги начальных классов очень ответственно и
профессионально относятся к ее созданию, учитывая нормы ФГОС НОО и СанПиН.

Педагоги
начальных классов создают предметно-развивающую среду с учетом возраста
учащихся, учитывают основы конструктивного психологического взаимодействия
участников образовательного процесса, проектирование и эргономику современной
среды школы. Особое внимание педагоги уделяют интеграции предметных областей в
процессе организации предметно-развивающей и игровой среды класса.

Однако
в организации предметно-развивающей среды кабинетов начальных классов были
выявлены и некоторые недостатки:


отсутствие тематической зоны для проведения опытно-экспериментальной работы,
недостаточное количество дидактических игр по проведению физических и
химических опытов;


отсутствие или недостаточное обеспечение зоны для изобразительного творчества;


отсутствие игровых зон в кабинетах 3-4 классов;


в некоторых кабинетах отсутствуют «зеленые» зоны, растения размещены на окнах и
полках шкафов.

Поэтому
мы предложили свой вариант формирования предметно-развивающей среды кабинета с
возможность устранения указанных недостатков.

Использование
дидактических игр, возможность экспериментировать и проводить исследования,
проявить в себя в творчестве позволяет показать младшим школьниками возможность
использования знаний в разных ситуациях. Представленные идеи по созданию
предметно-развивающей среды классов начальной школы подлежат оцениванию с точки
зрения возможности их использования как способа обучения. Такой подход к
предметно-развивающей среде, отбору и проведению дидактических игр позволяет
создать условия для развития познавательного интереса у младших школьников.

Только с
приобретением опыта познавательной деятельности в рамках предметно-развивающей
среды учебного кабинета, правильно направляемой учителем, может произойти
постепенное овладение обобщенными способами, которые позволяют решать сложные
задачи учения, обогащающее познавательный интерес обучающихся.

Таким образом, подтверждается гипотеза исследования о том,
что п
едагогические условия создания предметно-развивающей среды
учебного кабинета в начальной школе подразумевает, что предметно-развивающая
среда:

                    
должна
способствовать быстрому и качественному развитию всех психических процессов –
восприятия, мышления, памяти, воображения и др.;

    ее содержание должно строиться в
соответствии с основными элементами социальной культуры;

     
ее
основные объекты должны быть включены в различные виды деятельности
(познавательную, игровую, коммуникативную, двигательную, образовательную и
др.);

    учитывает индивидуальные
социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает
оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей;

  учитывает индивидуальные интересы,
склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его
право на свободу выбора;

    учитывает возрастные и гендерные
характеристики детей и предполагает возрастную и гендерную направленность
оборудования и материалов.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА.

 

1.1.Развитие
познавательного интереса младших школьников как психолого-педагогическая
проблема

 

Важнейшей особенностью
современного мира является увеличение потоков разнообразной информации, которая
быстро и непредсказуемо изменяется, не ожидая осознания подрастающим поколением
ее смысла и значения. Традиционная школа сегодня не может в полной мере создать
условия для освоения учащимися достижений современной науки и методов их
использования при решении реальных проблем. Поэтому одна из главных задач
образования – формирование у учащихся желания и навыков самостоятельного
приобретения знаний, интереса, стремления и стойких познавательных мотивов,
основным из которых является познавательная активность [23, с. 27].
Актуальность решения этой задачи подтверждается еще и тем, что методика и
практика обучения в школе все больше стали обращаться к личности обучающегося.

Познавательная
активность – осознанный выбор и устойчивая направленность личности на познание
и овладение способами деятельности в той или иной области знаний – формируется
и развивается в процессе индивидуальной и/или коллективной исследовательской
(творческой) деятельности [16; 17; 35]. Возникновение интереса связано с
появлением у учащихся интеллектуальной активности, стремления к познанию
нового, как поиск источников роста и обогащения знаний.

Стремление к
пониманию тех или иных процессов и явлений – познавательный интерес на
протяжении почти всего младшего школьного возрастного периода является
преимущественно эмпирическим, направленным, чаще всего, на отдельные конкретные
факты и явления. К концу этого периода интерес к фактам начинает (и это очень важно)
сменять интерес к закономерностям.

На начальных
этапах интерес и побуждение к активности происходит в основном на базе того
материала, который предлагается учителем. Проявление личной инициативы
школьника в развитии знаний наблюдается лишь к концу начального обучения.
Решающая роль в развитии познавательных интересов и познавательной активности
младших школьников принадлежит методам (способам, формам) возбуждения
интеллектуальной активности учащихся и усиления роли новой как индивидуальной,
так и социальной мотивации. Эти возрастные особенности познавательного интереса
младших школьников позволяют считать его качеством, переживающим в период
начального обучения, интенсивное развитие [35, с. 419].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы