Культурология Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Роль городских легенд в формировании культурной памяти города Красноярска.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. 8

1.1 Подходы к изучению культурной памяти в рамках культурологии 8

1.2 Подходы к изучению культурной памяти в урбанистике 24

1.3 Изучение городских легенд и значение подобных исследований. Методы их исследования 27

Глава 2. 36

2.1 Городские легенды города Красноярска 36

2.2 Анализ нескольких городских легенд г. Красноярска и того, как они формируют культурную память жителей 51

Заключение 60

Список использованной литературы 64

  

Введение:

 

Актуальность. В современной культурологии также, как и в городских исследованиях (“urban studies”), все более востребованными со стороны ученых становятся символические практики, которые, как оказалось, перманентно воздействуют на коллективные представления о городе. Особенно актуальной данная проблематика становится в век конкуренции территорий за ограниченные и мобильные ресурсы, когда города стремятся сформировать устойчивый и позитивный образ, который может стать символической основой притяжения инвестиций, туристов, талантливой молодежи. В связи с этим растет и научный интерес к процессу формирования символических ресурсов города, поскольку они определяют то, как мы осмысляем или воображаем город. Например, востребованными на сегодняшний день становятся результаты исследований того, как люди представляют и воспринимают города в эпоху глобализации

Между тем, сам процесс символической репрезентации города в сознании горожан и в глазах представителей внешней среды весьма сложен и многогранен. Он сочетает в себе не только стихийные, но и целенаправленные действия, влияющие на репертуар и ценность символических ресурсов города. Одним из тех социокультурных детерминантов, которые определяют данный процесс, является и культурная память города. Концепция культурной памяти появилась в научном дискурсе благодаря работам немецкого исследователя Яна Ассман. На материале древних культур он не только выявил ее роль в развитии общества, но и показал важность изучения культурной памяти, продуцируя тем самым мощный импульс гуманитарных исследований в данном направлении.

Объектом исследования городские легенды как феномен культуры. В предмете: городские легенды г. Красноярска и их роль в формировании культурной памяти горожан

Предметом исследования городские легенды г. Красноярска и их роль в формировании культурной памяти горожан

Обзор литературы. Первые попытки собирания и изучения городского фольклора в России были сделаны еще в конце XIX — начале XX в. С начала 30-х годов XX в в России изучение городского фольклора прекратилось, исследования возобновились лишь в 1980-х годах. Разворачивается собирательская деятельность, проводимая учеными, журналистами и просто любителями.

Среди отечественных авторов необходимо отметить в первую очередь С. Ю. Неклюдова, чьи исследования внесли большой вклад в изучение современного фольклора и повлияли на развитие сегодняшней фольклористики в целом. Работа по изучению феномена современной городской легенды ведется в Институте высших гуманитарных исследований РГГУ под руководством С.Ю. Неклюдова и А.Ф. Белоусова.

Сравнительно недавно, по итогам работы одноименного семинара, был подготовлен большой сборник статей «Современный городской фольклор». И.А. Разумова исследует современную семейную фольклорную традицию, с точки зрения ее функционального значения, семантики и структуры текстов. К.А. Богданов в своих исследованиях изучает повседневную жизнь современного горожанина с фольклористической и культурно-антропологической позиции.

Работы Ю. Ланской и Д. Чубалы посвящены общим вопросам теории и определения термина «городская легенда». Т.Е. Калашникова, так же как Г.И. Кабакова на примере вариаций одного легендарного сюжета исследует проблему мифологизации отдельной части городского пространства.

Необходимо упомянуть некоторых современных исследователей городского фольклора ДК Равинский на материале петербургского и московского фольклора обращается к проблеме реконструкции мифологического образа города как особого социального организма ИА Разумова исследует современную семейную фольклорную традицию, с точки зрения ее функционального значения, семантики и структуры текстов КА Богданов в своих исследованиях изучает повседневную жизнь современного горожанина с фольклористической и культурно-антропологической позиции

Работы Ю Ланской и Д Чубалы посвящены общим вопросам теории и определения термина «городская легенда» Т Е Калашникова , так же как Г И Кабакова на примере вариаций одного легендарного сюжета исследует проблему мифологизации отдельной части городского пространства

Исследование С. И. Дмитриевой направленно на выявление общих мотивов между традиционными деревенскими быличками и современными городскими рассказами о сверхъестественном . Е.Е. Левкиевская рассматривает мифологические составляющие религиозных представлений, в том числе нашедших свое отражение в современных городских легендах

Среди отечественных исследователей городского фольклора особо хотелось бы отметить работы И С Веселовой, которая рассматривает феномен современного городского нарратива И С Веселова выделяет основные функции городской несказочной прозы, направленные на ориентацию человека в пространстве, времени и социуме, подробно и обстоятельно рассматривает вопрос о том, каким образом происходит фольклорное картофафирование Москвы, какие части городского пространства приобретают «отрицательную» или «положительную» маркировку.

Несмотря на столь активную работу по изучению городского фольклора отечественными исследователями, многое еще не сделано Не существует общей терминологической базы, не выработана методика собирания современного устного народного творчества На сегодняшний день нет еще сколько-нибудь полного собрания городского фольклора, отвечающего требованиям современной науки.

Целью исследования является определение роли городских легенд в сложении культурной памяти жителей города Красноярска.

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— определить сущность понятия «культурная память» в рамках культурологии и урбанистики;

— выявить значение городских легенд как исторического источника и методику их исследования;

— собрать материал, содержащийся в различных печатных, архивных источниках, а также записать легенды, бытующие в устной традиции в настоящее время в г. Красноярске;

— провести анализ городских легенд г. Красноярска, определить из значение для культурной памяти города.

Методы исследования.

В работе использовались общенаучные методы: эволюционный метод, сравнительно – исторический, структурно-функциональный метод, структурно – функциональный метод позволяющие решать конкретные задачи внутри данной работы. Исследование носило междисциплинарный характер. Легенды, которые проанализированы в этой работе имеют различные источники. Некоторые можно найти на просторах интернета. Некоторые когда-то были напечатаны в газетах либо журналах и некоторые из них можно услышать лишь от людей которые их знают и передают из уст в уста уже многие десятилетия.

Гипотеза. Предполагается, что городские легенды являются важной составляющей феномена городской культуры, а потому влияют на процесс формирования культурной памяти городских жителей. Выдвинутая гипотеза будет проверена на примере городских легенд г. Красноярска.

Апробация.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, 5 параграфов, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В завершении нашей работы хочется отметить, что мы проанализировали теоритическую часть городских легенд. Дали определение понятию «культурная память», раскрыли сущность этого понятия в рамках культурологии и урбанистики.

Также мы разобрали, какое значение городские легенды имеют как исторический источник. Разобрали методику исследования городских легенд. Нашли городские легенды города Красноярска, используя различные пути: в печатных вариантах, в старых газетах и журналах, которые хранятся в архивах, в интернет-источниках, на различных форумах и сайтах. Также нашли людей, которые знают подобные городские легенды для того, чтобы устно услышать и записать несколько приданий и легенд, которые также были использованы в этой работе.

После всего этого мы нашли иллюстрации к этим легендам в сети и провели анализ городских легенд г. Красноярска. После чего определить их значение для культурной памяти города.

Подводя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что мы достигли всех целей и задач, которые ставили перед собой в самом начале работы.

Визуальные носители культурной памяти города являются теми элементами городской среды, с которыми постоянно сталкивается горожанин или гость города; поэтому они формируют то, что современные учёные называют «urban imaginary» (дословно – «городское воображаемое»).

Воображение города во многом становится результатом его коллективного представления с помощью фотографий, видео, изображений в самых разных средствах массовой коммуникации. Мир сегодня стремится быть видимым, фотографируемым, снятым на кино- и фотоплёнку и, в конечном счёте, быть спроецированным на экране.

Подобная ситуация подтверждает необходимость исследований проблемы визуальной проекции города, конфигурация которой во многом зависит от работы визуальных носителей культурной памяти города. Как следует из того, что сказано выше, особенностями визуальных носителей культурной памяти города следует назвать следующие аспекты:

а) визуальные носители за счёт материальной формы способны жёстко фиксировать и надёжно передавать культурные смыслы;

б) объективация таких носителей призвана постоянно напоминать о прошлом города, нередко оживляя, выразительно транслируя и эмоционально насыщая актуальные слои городской памяти;

в) визуальные носители культурной памяти города могут отличаться по характеру символической функции, которая может быть либо дополнительной (например, памятники архитектуры), либо непосредственной (например, бренд города);

г) создание визуальных носителей культурной памяти или их актуализация в коммуникативных практиках города маркирует городское пространство, формирует визуальный символический код города, передающий информацию о его духе и стиле;

д) визуальный код носителя памяти, в отличие от вербального, более многогранен по подаче культурного смысла (визуальные образы косвенно передают символическую информацию), потенциал для интерпретации фрагментов прошлого здесь более вариативен и зависим от культурных условий.

Во время разбора различной теоритической информации мы сделали вывод, что легенды – это не только мистификация и истории, которые призваны каким-то образом повлиять на эмоции людей – это то, что создает саму атмосферу городе и определенных его частей.

История с институтом и командой дружины не только показывает нам, что может произойти, присниться, показаться многое, это показывает сам дух, который витает в институте. Само здание, которое когда-то было прекрасным домом и сама лаборатория, в которой была комната для приема гостей.

Слушая или читая эту историю мы погружается в ту атмосферу приемов гостей, владельцами этого дома, свежесваренный кофе и его запах. Мы знаем, что это не просто фантастическая история, не просто какой-то сценарий фильма, написанный человеком.

Да, не факт, что эта история на самом деле произошла и не факт, что парень, который все это видел не был с измененным сознанием или просто не потерял сознания после входа в лабораторию. А может он все это придумал. Но когда слушаешь это, то подобные мысли уходят на второй план, в эти легенды хочется верить.

Склонность верить легенде зависит далеко не от уровня образования, человека, а от представлений о существующих в мире «агентах зла» и источниках опасности. Если эти представления актуализируются, то наши городские легенды — короткие, леденящие душу истории, претендующие на достоверность — начинают снова и снова циркулировать в обществе, обращая внимание своей аудитории на источник угрозы рядом с нами, например, на зараженные иглы в метро, профиль Троцкого в торте или черную машину, ворующую детей.

Циркуляция таких легенд никогда не начинается просто так — каждый раз она cвязана с той или иной социальной, экономической или политической причиной. Но не стоит думать, что легенда напрямую отражает некоторые социальные условия. Часто вызванные этими условиями страхи «закодированы» в легенде довольно сложным образом, а связь между текстом и его триггером совершенно не очевидна. Собственно, именно этому вопросу — отношениям между поведением человека и текстом городской легенды — и посвящен первый номер журнала «Фольклор и антропология города». Удалось ли нам ответить на этот вопрос — судить вам, дорогой читатель.

Городская легенда нарушает еще одну установку исследователей классической фольклористики. До недавних пор российских собирателей сельского фольклора учили, что если потенциальный информант имеет хорошее образование, то его тексты малопригодны для исследования, потому что фольклорный текст — это замена знанию, получаемому в процессе институционального обучения. Более того, наличие современных реалий и практически полное исключение сверхъестественной тематики привели к тому, что терминологически городскую легенду стало трудно отличить от слуха.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.

1.1 Подходы к изучению культурной памяти в рамках культурологии

Прошлое – одно из важнейших понятий для современного человека. Нам важна история, память, культурное наследие тех мест, где мы живем и проходим полный перечень становления как личность. Именно поэтому, последние годы исследователи обеспокоены тем, чтобы максимально передать свои знания или найти интересные истории о городах, чтобы передать их новому поколению. Последние десятилетия люди начали больше интересоваться историей своей малой родины, а как мы знаем, спрос – рождает предложения.

Многие начинают изучать прошлое городов, не только за счёт постоянно растущего интереса людей, но и из личного, академического интереса.

Их интересует все, начиная от архитектурной составляющей и заканчивая старинными обычаями той или иной местности, старинными легендами, которые в столь давние времена знал почти каждый проживающий на этом месте человек.

Если изучать прошлое по описанному в разных источниках, то мы видим множество разных мнений: что лучше читать, где брать информацию и стоит ли доверять тому, что пишут люди.

К примеру, если брать работу «преобразование памяти», то мы видим, что люди, изучающие теоретическую часть данного вопроса, утверждают, что знания прошлого – вещь неоднозначная, ведь то, что преподносят нам как память, во многих работах с настоящей историей могут не иметь ничего общего. Именно поэтому и относиться к такой информации, с их слов, нужно больше как к красивой истории, а не к произошедшей некогда действительности .

С одной стороны, это связано с общим состоянием академической исторической науки, в которой, по мнению И.М. Савельевой, стратегия «живого беспокойства» была отклонена по ряду причин, ставя под сомнение гносеологическую основу существующих теоретических подходов, без предоставления эквивалентной компенсации .

Исследователи, которые изучали исторический аспект создания и жизни городов вследствие множества споров пришли к такому выводу, что мы уже не сможем докопаться до настоящей истории. Они считают, что она была изменена еще до начала изучения несколько раз в соответствии с личными интересами людей и невольными искажениями фактов, но мы можем увидеть примерный образ того времени, происходивших в то время событий.

Время идет и с каждым десятилетием реальные происходившие в прошлом события уходят, их забывают, исчезают какие-то предметные доказательства их существования когда-то. Стираются те рамки , которые позволяли исследователям находить и понимать прошлое .

Элко Руниа в работе «История и теория» отмечает, что историческая память определённых необычных мест всегда цепляла исследователей, историей маленьких городов же занимались не так часто, но в последние годы интерес к ним лишь растет. Исследователи начинают в своих работах использовать метод репрезентационализма, который обусловлен созданием внутренней картины реальности и изучения того или иного вопроса, благодаря Хейдену Уайту и «Метаистории», которая была написана в 1973 году .

Не смотря на такой сильный интерес к историческим событиям и изучению этой части нашего существования, быстро появляется своеобразная оппозиция, которая выступает против памяти и истории прошлых лет. Одим из известнейших оппозиционеров в плане истории был Пьер Нора.

Это отражается в его работах и работах его последователей. Таким образом формируется не только позиция неприятия подобных исследований, но и направление в искусстве, что и показало всем мнение этих людей на изучение исторической составляющей нашей жизни . Именно поэтому «Память» в области философии имеет свой немалый перечень определений разного характера.

Пьер Нора пишет в своих работах о разведении понятий памяти и истории, о том, что не нужно их совмещать. Он также отмечает, как память находит свое отражение в работах других философских деятелей, таких как Бергсона, Фрейда, Пруста. Пишет о множестве смыслов, которые эти философы вкладывали в данный термин в своих работах, биографиях этих людей и других исследованиях .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы