Платная доработка на тему Развитие умения бегло и правильно читать у младших школьников на уроках литературного чтения посредством серий заданий.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3 Пояснительная записка. 6
1.1.
Научный аспект проблемы формирования качеств беглости и правильности чтения у
младших школьников. 6
1.2. Обоснование
структуры и содержания проекта «Серия заданий по формированию качества беглости
и правильности чтения у младших школьников» 11 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 18
2.1.
Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта «Серия заданий по
формированию качества беглости и правильности чтения у младших школьников». 18
2.2. Методические
рекомендации по реализации проекта. 43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
ГЛОССАРИЙ.. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ. 55
Введение:
Актуальность. Научный интерес к
проблеме формирования качеств беглости и правильности чтения обусловлен
огромной его значимостью в образовании, воспитании и развитии человека. Наличие
недостатков чтения негативно отражается на изучении ребенком всех школьных предметов.
Несформированная техника чтения тормозит понимание прочитанного, что, в свою
очередь, приводит к невыразительности чтения.
Перечисленные факты
подчеркивают актуальность
рассматриваемой проблемы исследования.
В научной методической
литературе вопрос формирования техники чтения, в частности, беглости и
правильности, глубоко разработан такими авторами как, В.Г. Горецкий, В.Н.
Зайцев, М.И. Оморокова, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и другие.
В процессе чтения дети
склонны пропускать, заменять, переставлять местами буквы или слоги, искажать
или не дочитывать окончания слов. Могут наблюдаться трудности в слогослиянии, искажение
звукового состава слова, что затрудняет понимание прочитанного. Более того,
современные школьники в целом имеют часто слоговое чтение даже в 3-4 классах,
поскольку читают критически мало.
Со стороны родителей
отсутствует системный подход к чтению детей дома, что связано с развитием
информационной среды и общества потребления.
Поэтому детский досуг
занимают компьютерные игры, просмотр видеоконтента, различные гаджеты. Не имея
системного подхода и не закрепляя дома результаты тех знаний и умений, которые
ребенок приобретает в школе, говорить о высоком качестве чтения детей не
приходится.
Качество чтения, а
именно, беглость и правильность, формируются у детей с существенными
трудностями, без желания детей и только в процессе систематической и
целенаправленной работы.
С методической точки
зрения проблема развития беглости и правильности чтения глубоко проработана,
подробно описаны приемы, задания, игры по формированию беглости и правильности
чтения у младших школьников.
Как следствие, возникает противоречие в том, что разработано
много научной литературы, но учителя недостаточно используют методический
материал для формирования беглости и правильности чтения. Данный вопрос требует
дальнейшего внимания, продолжения разработки и систематизации упражнений и
заданий по формированию техники чтения у младших школьников.
Проблема:
каковы пути формирования беглости и правильности чтения у младших школьников?
Цель:
создать педагогический продукт «Серия заданий по формированию качества беглости
и правильности чтения у младших школьников».
Из
вышесказанного следуют задачи:
1.
Описать научный аспект формирования беглости и правильности чтения младших
школьников.
2. Систематизировать
дидактический материал для создания проекта.
3.
Разработать педагогический продукт и методические рекомендации по его
использованию.
Практическая
значимость проекта. Данный проект может быть использован в
практике работы студентов, обучающихся в педагогических учебных заведениях, в
практике работы молодых специалистов и также на уроках литературного чтения в
начальных классах.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
пояснительной записки, практической части, списка литературы, глоссария и
приложения.
Во введении раскрывается актуальность,
проблема, цель, определяются задачи. В пояснительной записке описывается
научно-методический аспект проблемы. В практической части работы дается
методическое обоснование проекта по повышению беглости и правильности чтения,
разрабатывается серия специальных заданий. В заключении подводятся итоги
работы. В глоссарии дается определение таким понятиям как «артикуляционная
гимнастика», «артикуляционная разминка», «артикуляция», «беглое чтение»,
«выразительное чтение», «навык чтения», «осознанность чтения», «правильность
чтения», «сознательность чтения», «структура урока», «техника чтения», «УМК»,
«ФГОС НО» и другие.
Список представлен 26
источниками. В приложении представлен проект «Серия заданий по формированию
качества беглости и правильности чтения у младших школьников».
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Пояснительная
записка
1.1. Научный аспект
проблемы формирования качеств беглости и правильности чтения у младших
школьников Навык
чтения является одним из основных, достаточно сложных, условий успешности детей
в обучении. Каждая деятельность обучающегося базируется непосредственно на
чтении – правильном, осознанном, быстром.
Навык
чтения включает следующие четыре качества: сознательность, выразительность, правильность,
беглость [11, с. 31].
Н.Н.
Щепетова определила, что качество сознательности
чтения – это когда чтец понимает значение слов, содержание каждого
предложения и может уловить связь между предложениями, понимает план и смысл
частей текста (абзац, глава и так далее) а также понимает основной смысл всего
прочитанного текста, и может объяснить собственное отношение к прочитанному [21].
Качество
выразительности чтения – это
способность средствами устной речи передавать главную мысль произведения и свое
собственное отношение к нему. С.В. Крюкова отмечала, что выразительность чтения
позволяет обеспечить точную передачу фактов, связать их между собой [23, с. 43].
Так,
приходя в первый класс, ребенок фактически владеет устными формами речевой
деятельности: слушанием и говорением. Это помогает формированию чтения и
письма. Ребенок приходит к осознанию того, что речь состоит из звуков, звуки –
из букв. Читая по слогам, постепенно он овладевает общим способом чтения слогов
как таковых, приобретая навык ориентира на гласную, которая стоит за согласной.
Моделируя отношения гласных и согласных, обучающийся открывает закономерность
родного языка: принцип позиционности русского языка (Д.Б. Эльконин [9]).
Ребенок учится мыследеятельности.
На
синтетическом этапе ребенок читает слова целиком [16, с. 38].
Его зрительное восприятие слова и произнесение практически совпадают с
осознанием чтения. Ребенок начинает читать слова в сочетаниях [24, с. 20]. М.И.
Оморокова отмечает, что «между чтением отдельного предложения и целого
текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица
чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком» [14, с. 51].
На
этапе автоматизации техническая сторона чтения превращается в навык. Контроль
за чтением осуществляется на уровне подсознания [24, с. 20].
Известный
педагог В.Н. Зайцев писал о том, что дети 1 класса должны читать 35-50 слов в
минуту; 2 класса – 65-75 слов в минуту; 3 класса – 80-90 слов в минуту; 4
класса – 95-120 слов в минуту [7, с. 3].
Другой
педагог, В.А. Сухомлинский, писал, в свою очередь, что нормальное чтение
(беглое) – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту [4, с. 19] – это
рекомендации для обучающихся старших классов.
Сначала
дети читают 0-10 слов в минуту [16, с. 40].
Также
В.Н. Зайцев писал, что техника чтения должна тренироваться, причем, по
показателю системности, то есть, частоты чтения, что обусловлено спецификой
человеческой памяти: запоминается то, что «маячит» перед глазами постоянно. Для
формирования навыка чтения используются различные методы, из них можно описать
три продуктивных и достаточно интересных: методы В.Н. Зайцева, Д. Мура и М.
Монтессори.
Таким
образом, качества беглости и правильности чтения у обучающихся начальной школы считаются
основными для того, чтобы соответствовать нормативным требованиям.
Беглость
и правильность – это техническая сторона навыка чтения, которая подчинена
пониманию (смысловой стороне). 1.2. Обоснование
структуры и содержания проекта «Серия заданий по формированию качества беглости
и правильности чтения у младших школьников» В Федеральном
Государственном образовательном стандарте начального общего образования
приводятся планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Литературное чтение».
Кроме того, выпускники по
окончанию освоения учебной программы научатся «читать (вслух и про себя) со
скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать
осознанно и выразительно доступные по объему произведения» [2, с. 38].
В
Таблице 1 показаны требования к скорости чтения в начальной школе, где видно,
что допустимым для первоклассников является чтение со скоростью 35-50 слов в
минуту, для второклассников – 65-75 слов в минуту. Таблица 1
Требования к скорости чтения в начальной школе Класс 1 2 3 4 Слов/ мин 35-50 65-75 80-90 95-120 Треб. плавное
слоговое, осознанное и четкое целыми
словами, осознанное, четкое. Сложные слова – по слогам правильное,
осознанное, целыми словами, логическое ударение осмысленное,
правильное целыми словами с паузами, интонаций и ударениями осознанное,
правильное чтение целыми словами. Паузы и интонации Из документа очевидно,
что целенаправленно развиваются все четыре качества чтения, но техника чтения
выделена в первую очередь. Основываясь на Федеральном Государственном стандарте
начального общего образования и планируемых результатах освоения учебной программы
по предмету «Литературное чтение», в рамках данного предмета предлагается