Платная доработка на тему Развитие ценностных ориентаций подростков средствами психологического тренинга. (Исправить пункт 2,2)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВОВ СРЕДСТВАМИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.. 6
1.1. Основные
подходы к исследованию ценностных ориентаций в подростковом возрасте. 6
1.2. Факторы
развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте. 13
Выводы
по главе 1. 19
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.. 21
2.1.
Теоретические аспекты психологического тренинга. 21
2.2. Обоснование целесообразности сочетания приемов. 24
Выводы по
главе 2. 34
ГЛАВА 3.
РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА
ЛОГОАРТ-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.. 36
3.1.
Организация и методы эмпирического исследования. 36
3.2. Анализ
эмпирических результатов. 39
Выводы по главе 3. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 82
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….90
Введение:
Актуальность
исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе,
задавшие пересмотр традиционных ценностей в направлении индивидуализации и
чрезмерного потребления, значительно усложняют осознание молодым поколением
общечеловеческих ценностей, затрудняя процесс смысложизненной рефлексии. Часто
это связано с тем, что в настоящее время жизненной философией молодых людей
выступает «социальный успех», отождествляемый с такими его атрибутами как
деньги, власть, популярность, с акцентированием на потребление и ожидание от
жизни счастливого случая. Восприятие жизни в таком формате носит
низкопродуктивный характер: молодое поколение не видит для себя перспективы,
переживает различные кризисы, среди которых кризис личностной, социальной
идентичности.
Проблема ценностей как важного
психологического конструкта личности занимает одно из ведущих мест в
исследовании человеческого поведения и его саморегуляции. Ценности ориентируют
деятельность индивида, выступают механизмом регуляции его поведения,
существенно влияя на процесс становления личности в целом. Являясь многоаспектным
психологическим образованием, ценности системно характеризует культурное
развитие человека.
Противоречивое
воздействие информационных технологий, интенсивные ритмы жизни, возрастающие
требования к получаемым знаниям, умениям и навыкам, недостаток времени,
отводимого на «проживание» транслируемых знаний обусловливают бессистемное или
даже хаотическое формирование ценностных ориентаций, которые являются одной из
главных составляющих структуры личности, играют решающую роль в ее
саморегуляции, самоопределении, самореализации, определяют цели и средства
деятельности, а также ее способность к рефлексии.
Ценностные ориентации личности
представляют собой динамичную иерархическую систему, которая сочетает в себе не
только малые смыслы, но и большой, главный смысл жизни, ядро, которое
конкретизируется и воплощается в жизненных ситуациях или помогает оценить
прожитый отрезок.
Определение ценностных ориентаций
как сложной динамической системы справедливо: личность вступает в новые периоды
развития, а не находится в состоянии стагнации, изменяются представления о
себе, о других людях, о мире, и соответственно трансформируются и изменяются
смысложизненные ориентации и мировоззрение в целом. Все вышесказанное определяет
актуальность данной работы.
Степень разработанности темы. Проблеме ценностей
и ценностных ориентаций уделено большое внимание в работах отечественных и
зарубежных ученых: У. Билски, B.C. Братусь, М.М. Далгатов, А.Г.
Здравомыслов, К. Клакхон, Е.Г.Кузнецова,
Д.А. Леонтьев, В.Б. Ольшанский, М.Рокич, Х. Хекхаузен, Ш. Шварц и
др.
Изучением вопросов развития
ценностных ориентаций в подростковом
возрасте занимались: Л.И.Божович, С.В.
Молчанов, О.А.
Тихомандрицкая, Д.И.Фельдштейн и
др. Однако в рамках данного направления недостаточно исследованной является проблема
развития ценностных ориентаций подростков средствами психологического тренинга.
Проблема изучалась на основе системного подхода, позволяющего рассмотреть
ценностные ориентации как необходимый структурный элемент личности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Д.А.
Леонтьев и др.); исследования ценностных,
смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский, И.В. Шаповаленко и др.).
Объект исследования: ценностные
ориентации подростков.
Предмет исследования: психологический
тренинг как средство развития ценностных ориентаций подростков.
Цель исследования заключается в изучении возможностей
психологического тренинга в развитии ценностных ориентаций подростков.
Гипотеза исследования: теоретически обоснованное сочетание приемов
логотерапии и арттерапии в психологическом тренинге позволяет создать
благоприятные условия для развития ценностных ориентаций подростков.
Для проверки
выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести
теоретический анализ основных подходов к исследованию ценностных ориентаций в
подростковом возрасте.
2. Проанализировать факторы
развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
3. Проанализировать
опыт реализации комплекса упражнений,
сочетающего приемы логотерапии и
арттерапии (подход
Т.А.Поповой) в психологическом тренинге в целях
развития ценностных ориентаций подростков.
4. Теоретически
обосновать целесообразность сочетания приемов логотерапии и арттерапии в
тренинговой работе в целях развития ценностных ориентаций подростков.
5. Провести эмпирическое исследование
возможностей реализации сочетания приемов логотерапии и арттерапии в тренинговой
работе в целях развития ценностных ориентаций подростков.
6. Провести количественный анализ
эмпирических данных с применением методов математической статистики.
7. Содержательно обобщить результаты
теоретического аналиа и эмпирического исследования.
Методы и методики
исследования: теоретический анализ;
методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева,
методика «Ценностные ориентации» М.
Рокича,
методика «Система жизненных смыслов»
В.Ю. Котлякова);
методы
математической статистики (U-критерий
Манна-Уитни).
База исследования:
исследование проводилось в МБОУ «Школа № 15» г. Балашиха, в нем приняло участие
10 подростков возраста 13-14 лет.
Апробация
и внедрение результатов исследования: По теме работы было сделано 2 публикации:
1. Ещенко А.А. Особенности системы ценностных
ориентаций подростков / Актуальные проблемы теории и практики психологических,
психолого-педагогических и педагогических исследований [Электронный ресурс] :
Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские
чтения» (г. Москва, 15–16 апреля 2020 г.) : в трёх томах / ред. колл.: Т. С.
Комарова (отв. ред.), Т. Н. Мельников, В. К. Виттенбек, А. С. Москвина и др. –
Электрон.текстовые дан. – Москва : Издательство Перо, 2020.
2. Ещенко А.А. Характеристика развития
теоретических представлений о ценностных ориентациях личности / Вестник научных
конференций. 2020. № 4-2(56). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам
международной научно-практической конференции 30 апреля 2020 г. Часть 2. 128 с.
Положения, выносимые на защиту:
Комплекс
упражнений по развитию ценностных (смысложизненных)
ориентаций подростков средствами сочетающего приемы логотерапии и
арттерапии способствует: росту общего
показателя осмысленности жизни у подростков; положительной динамике по таким
группам ценностных ориентаций как: абстрактные ценности, этические ценности, ценности общения, альтруистические ценности,
ценности принятия других людей; изменению доминирующих жизненных смыслов.
Заключение:
В результате решения
задач исследования достигнута цель, подтверждена гипотеза и сделаны следующие
выводы:
Ценностные
ориентации являются компонентами структуры личности; интериоризированными
индивидом ценностями общества, отдельных его групп, которые имеют специфическую
иерархию и выступают регуляторами и мотивами поведения и деятельности человека.
Подростковый
возраст − это период перехода от детства к взрослости, сущность которого
заключается в потере детского статуса и стремлении достичь статуса взрослого
человека; интенсивное время полового развития, который детерминирует
особенности личностного роста; период формирования нравственных понятий,
ценностных ориентаций, принципов, представлений, убеждений, которыми личность
начинает следовать в своей жизни; проектирование зрелого человека в
противоречивом мире взрослых; выход ребенка на качественно новую социальную
позицию, которая связана с поиском смысла жизни, своего места в обществе.
В подростковом возрасте создаются
предпосылки для проявления психологического новообразования – смысла жизни,
которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели),
выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим.
Подростковый возраст является
сенситивным периодом для формирования ценностных ориентаций, образования
системы смысложизненных ориентаций, отражающей направленность личности, ее
мировоззрение, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок.
Особое внимание необходимо уделять
развитию смысложизненных ориентаций у подростков, потому как в процессе
обучения у них может возникать целый диапазон проблем, включающий
неопределённость мотивации выбора будущей профессии (8−9 класс), неумение
осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, поиск
оптимального распорядка дня и др.
Механизм
формирования ценностей должен выступать как процесс передачи и принятия знаний,
несущих смысловую нагрузку, при этом получаемая информация должна являться
ценностью, перейти из «категории знания» в «категорию значимости».
Психологический тренинг представлен
технологией психологического воздействия на личность, группу, осуществляемой в
единстве и последовательности таких процессов как обучение, коррекция и
развитие с применением совокупности активных методов групповой работы, обеспечивающих
результаты, которые запланированы и корректно диагностируемы.
Методологические особенности психологического
тренинга представлены его целями, задачами, принципами, методами.
Принципы психологического
тренинга представлены: организационными принципами; принципами по созданию среды
тренинга; принципами поведения участников тренинга; этическими принципами.
Методы по ведению психологического
тренинга представлены: методами по представлению информации; имитационными
методами; методами по созданию реальной среды.
Логоарт−профилактика
является эффективным методом в работе с подростками, суть которого заключается
в профилактике неконструктивного рискованного поведения через работу с
внутренним миром ценностей подростка, формирование у них представлений о смысле
жизни, собственном жизненном пространстве как о целостном смысловом
пространстве.
По результатам проведенных методик до эксперимента
установлено:
Общий показатель
осмысленности жизни у большинства подростков находится на низком уровне.
Наиболее
выраженными являются такие группы ценностных ориентаций как: ценности дела,
конкретные ценности, этические ценности, ценности самоутверждения; наименее
выраженными – конформистские ценности, ценности профессиональной
самореализации, ценности принятия других людей, альтруистические ценности;
Среди доминирующих
жизненных смыслов имеют место: коммуникативные,
гедонистические; достаточно представленными жизненными
смыслами являются: семейные
и статусные; среди слабо представленных жизненных смыслов имеют место
такие как: когнитивные,
экзистенциальные альтруистические, а также жизненные смыслы самореализации.
По результатам проведенных методик после эксперимента
установлено:
Общий показатель
осмысленности жизни у большинства подростков находится на среднем уровне, в то
время как до эксперимента данный показатель находился на низком уровне.
Имеет место положительную
динамику по таким группам ценностных ориентаций как: абстрактные ценности (10,9
было12,5), этические ценности (10,4 было
11,6), ценности общения (8,6 было 10,5),
альтруистические ценности (11,2 было 15,8), ценности принятия других людей (8,5
было 16,9).
Среди доминирующих
жизненных смыслов имеют место: коммуникативные,
гедонистические (наряду со статусными, которые имели место до эксперимента); достаточно
представленными жизненными смыслами являются: когнитивные (до эксперимента были
семейные), появляются
альтруистические; среди слабо представленных жизненных
смыслов присутствуют экзистенциальные
(наряду с жизненными смыслами самореализации, которые имели место до эксперимента).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
1.1. Основные
подходы к исследованию ценностных ориентаций в подростковом возрасте Рассмотрим
сущность феномена «ценностные ориентации», однако прежде остановимся на понятии
«ценность».
Понятие
«ценность» в психологии рассматривается с различных позиций. Существующие
подходы к определению ценностей могут быть объединены по их общим основаниям в различные
группы.
Преобладающей
в психологической науке является точка зрения, согласно которой личностные
ценности рассматриваются как понятия, которые
схожи с потребностями и мотивами.
При этом центральное место личностные ценности и смыслы занимают в
гуманистической психологии.
Г.
Оллпортом термин «ценность» трактовался как некоторый личностный смысл. [26]. Процесс превращения ценностей
внешних во внутренние, Г. Оллпортом назван «функциональной автономией»,
представленной процессом, в рамках которого имеет место трансформация
«категории знания» в «категорию значимости» [31]. То есть происходит, по-сути,
интериоризация ценностей.
В.
Франклом проведены различия между потребностями и личностными ценностями:
потребность толкает людей, а ценность имеет притягивающую силу [26]. Другими словами, ценность не
требует удовлетворения, она значима «априори».
Гуманистическая
традиция по изучению ценностей развивается в отечественной психологии. Ценности
изучаются в структуре смысловой регуляции деятельности и поведения, в
личностной направленности, мотивации индивида.