Платная доработка на тему Психолого педагогические основы развитие активной речи в младшем дошкольном возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития активной речи в младшем дошкольном возрасте 6
1.1 Психологические основы развития активной речи детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Психолого-педагогические условия развития активной речи младших дошкольников в образовательной деятельности 11
Выводы к 1 главе 18
Глава 2. Диагностика по выявлению уровней развития активной речи младшего дошкольного возраста 19
2.1 Обоснование критериев и показателей для выявления уровней развития активной речи детей младшего дошкольного возраста 19
2.2 Описание диагностического инструментария для выявления уровней развития активной речи младших школьников 23
Выводы к 2 главе 27
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение:
Актуальность исследования.
Проблема овладения языком издавна привлекает к себе внимание исследователей различных специальностей. Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются между собой с помощью родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активный словарь (активная речь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. При этом пассивный словарь всегда значительно шире активного.
Развитие активной речи позволяет ребенку обогащать свои знания не только за счет индивидуального практического опыта, но и путем общественного опыта. Каждый ребенок проходит индивидуально этот процесс.
На возникновение детской речи влияют как определенные биологические предпосылки, так специально организованные условия. Благодаря своевременному развитию активной речи, обеспечивается полноценное психическое развитие ребенка, решаются задачи умственного, эстетического и нравственного воспитания, а также обеспечивается полноценное включение в общение с окружающими.
На протяжении дошкольного периода детства происходит расширение круга общения. Приобретая большую самостоятельность, дети начинают выходить за пределы узкосемейных связей и общаются уже с более широким кругом людей, в особенности со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка необходимости полноценного овладения способами общения, основной из которых – это речь. Высокие требования к развитию речи предъявляются и усложняющейся деятельностью ребенка.
Поэтому ребенка необходимо научить грамотному выражению своих мыслей, высказыванию своего мнения, не стесняясь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми. Проблематика развития активной речи детей дошкольного возраста рассматривается в педагогической науке с учетом различных аспектов: относительно мотивации речевой деятельности; причин речевой пассивности детей; особенностей формирования связности речи дошкольников и т.д. [2, с. 87].
Исследованием вопросов развития активной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста занимались многие ученые, какие как И.П. Зотова [22], И.П. Камышанова [24], О.С. Ушакова [39], Е.Н. Винарская [8] и др.
Методическая литература содержит достаточно полное описание особенностей речевого развития детей на всех возрастных этапах; классическую методику развития речи детей, но переход на ФГОС настаивает на необходимости раскрытия в полной мере психолого-педагогических условий развития активной речи у детей именно в раннем возрасте [23, с. 176].
Это связано с тем, что наиболее благоприятным периодом для развития активной речи, является именно ранний и младший дошкольный возраст, т.к. в это время происходит более легкое погружение в языковую среду.
Однако, несмотря на это, многими педагогами ДОО отмечается, что сегодня у большинства детей к 4 годам речевое развитие сильно отстает от возрастной нормы или даже развивается с нарушениями (общее нарушение речи, задержка речевого развития, алалия). К примеру, такие дети характеризуются фонетическими трудностями, различными лексическими и грамматическими нарушениями [31, с. 15]. Кроме того, в ДОО воспитатели сами много говорят (объясняют, поясняют, указывают, требуют и т.д.), тогда как речевая активность их воспитанников наоборот снижена.
Это вынуждает пересмотреть существующие подходы к развитию речи. Речь проходят длительный путь своего формирования, и зависит от множества условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого развития ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что проблема выявления психолого-педагогических условий обеспечивающих эффективное развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста является актуальной.
Цель исследования – рассмотреть психолого-педагогические основы развития активной речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития активной речи в младшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития активной речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психологические основы активной речи младшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические условия в образовательной деятельности младшего дошкольного возраста.
3. Обосновать критерии и показатели для выявления уровней развития активной речи, детей младшего дошкольного возраста.
4. Описать диагностический инструментарий для выявления уровней развития активной речи младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение, синтез литературы по теме исследования).
Теоретическая значимость исследования: в исследовании охарактеризованы психолого-педагогические условия развития активной речи детей младшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: введение, две главы (теоретические), заключение, список использованных источников и приложения.
Заключение:
Тема выполненной работы «Психолого-педагогические основы развития активной речи в младшем дошкольном возрасте». Исследование проведено на теоретическом уровне.
Теоретический анализ литературы позволил определить, что развитие активной речи это стержень полноценного формирования личности дошкольника, которым предоставляются возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Активная речь – это совокупность слов, которые используются ребенком в разговоре, т.е. его активный словарь. Становление активной речи детей младшего дошкольного возраста происходит по мере формирования их мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического) и зависит от индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Речь младших дошкольников имеет тесную связь с их практической деятельностью, в процессе которой или по поводу которой они общаются с ровесниками и взрослыми. В виду того, что общение носит в основном ситуативный характер, речь принимает специфическую ситуативную форму, выраженную в ситуативной диалогической речи. При этом остаются ошибки в образовании форм слов, что обусловлено незнанием нормативных вариантов.
Важно не упустить это время и уделить пристальное внимание развитию активной речи ребенка. Ведь это важное условие психофизиологического развития и условие осуществления нормальных социальных контактов. Для этого должны быть созданы специальные психолого-педагогические условия: разнообразие внешней среды, развитие движений для лучшего восприятия, привлечение родителей, обеспечение психологического комфорта и т.д.
Для того, чтобы овладеть речью ребенку необходима постоянная речевая активность. При этом, в работе по развитию активной речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение должно отводиться не только формированию фонетической и грамматической сторон речи, но и формированию лексического запаса ребенка, на основе которого проводится работа по развитию правильной устной речи. Значительное место так же должна занимать словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация активного словарного запаса (при использовании различных методов и приемов работы).
Важный момент начала осуществления развития активной речи – это диагностика. Критериями диагностики развития активной речи младших школьников служит степень речевой активности в поведении в виде коммуникабельности, инициативности, стремлении к лидерству, отсутствии скованности, умении вести диалог и монолог с собеседником, эмоционального отклика на речь окружающих (взрослого, сверстников). Именно высокий уровень речевой активности благоприятствует речевому, когнитивному, социальному и эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Основной метод диагностики развития активной речи – это игровые задания в словесной форме с использованием наглядного материала. Такие задания чередуются по своей сложности, не только на предметном, но и картинном материале. Такие задания проводятся либо в индивидуальной, либо в групповой форме.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале исследования, могут считаться достигнутыми.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические основы развития активной речи детей младшего дошкольного возраста
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс, что опосредован языковой системой и обусловлен ситуацией процесс принятия и передачи сообщений [4, с. 81]. Она включает в себя две основные формы: активную (активный словарь) и пассивную речь (пассивный словарь). Активная форма речи – это речь говорящего человека, тогда как речь слушающего человека является пассивной формой. Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пасивный словать всегда значительно шире активного.
Психологическая природа речи раскрыта давно:
1) Речи принадлежит основное место в процессе психического становления; процесс развития речи внутренне связан с развитием мышления и сознания в целом.
2) Речь обладает полифункциональным характером. Ее функции: коммуникативная (служит средством общения), индикативная (указывает на предмет), интеллектуальная и сигнификативная (носитель обобщения и понятия). Они взаимосвязаны.
3) Речь – это полиморфная деятельность, выступающая громкой коммуникативной, либо громкой, но не несущей прямой коммуникативной функции, или внутренней речью. Данные формы способны переходить друг в друга.
4) В речи выделяется ее физиологическая наружная сторона, ее форма и смысловая (семантическая) сторона.
5) Слово – это носитель обобщения, т.е. подразумевает предметную отнесенность и смысл.
6) Становление речи представляет собой процесс количественных перемен, что выражены в повышении словаря и ассоциативных связей слова, однако процессом качественных изменений – процессом реального развития, внутренне связанным с развитием мышления и сознания, охватываются все имеющиеся функции, стороны и связи [27, с. 34].
Согласно О.А. Карабановой, возрастной период от двух до пяти лет благоприятен для развития речи, в виду наибольшей чувствительности ребенка к речевым влияниям [25, с. 86]. В это время дети продолжают усиленно осваивать родной язык, чему содействуют существенные изменения в образе жизни ребенка этого возраста.
Общеизвестно, что овладеть какой-либо деятельностью возможно лишь практическим путем, соответственно овладение активной речью происходит только при общении. М.И. Лисина рассматривала речь как деятельность в пределах процесса коммуникации (общения) [28, с. 67].
За счет освоения начальных форм самостоятельности, детьми постепенно накапливается личный чувственный и практический опыт. Их виды деятельности приобретают все большее различие и содержательность: креативные и дидактические игры, рисование, счет, специальные речевые занятия, а также общение с взрослыми в быту.
Постепенно идет развитие речи, выражаемое в совершенствовании понимания речи окружающих (пассивная речь). Так, дети уже способны слушать довольно сложные инструкции и точно выполнять требуемое от них. Рассказам, сказкам и стихам отводится все больше времени в жизни дошкольников. По словам Ф.А. Сохина, речь сопутствует всем видам их деятельности: рисованию, музыкальным занятиям, счету, наблюдению, труду, играм и т.д. [35, с. 104].
Дети уже с 3-4 лет с большим оживлением воспринимают текст о кукле или сказочном персонаже, оказавшимся на улице, когда их домик был разрушен кошкой. При этом для полного понимания текста, детям этого возраста еще необходимо конкретизировать невнятные для них условия («оказались на улице»). То есть, героям повествования негде спать, они стоят под дождем и не могут от него спрятаться. Именно такая подача материала делает рассказ понятным для ребенка.
Осознание воспринимаемого текста на слух, начинает быстро прогрессировать, что раскрывает перед детьми 4-7-ми лет богатейший источник получения знаний о жизни людей и явлениях природы.
В то же время, на протяжении раннего дошкольного возраста активная речь ребенка еще обладает ярко выраженным ситуативным характером. Ей присуща экспрессивность и отрывочность. При сообщении собеседнику об увиденном (эмоционально пережитом), ребенок в 3-4 года пользуется краткими, незавершенными предложениями, замещая многие части рассказа жестами или изобразительными действиями; вместо наименований вещей или людей используются местоимения. Дети говорят так, как будто не сомневаются, что их собеседник имел возможность видеть происшедшее событие [35, с. 107].
По мере накопления у ребенка 3-5-ти лет активного словаря, в его речи возникают новые ошибки. Приобретая большую свободу в словесном выражении, дети в этом возрасте произвольно строят предложения. Например, они могут пропустить какой-то из главных членов предложения, заменить личное местоимение названием его в третьем лице, что, безусловно, ведет к искажению передаваемого содержания: «Стал дед репку… тянет-тянет, а достать не может» [35, с. 115].