Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Проективные методы в системе работы психолога-консультанта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.. 7

1.1. Психологическое
консультирование в структуре работы психолога-консультанта. 7

1.2. Феномен проекции в
психологии и его содержание. 17

1.3. Области применения
проективных методов в работе психолога-консультанта  23

1.4. Применение проективных методов в работе с женщинами. 33

Выводы по I главе. 40

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ДЛЯ ПОНИЖЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.. 42

2.1.
Организация и методы исследования. 42

2.2.
Результаты исследования. 48

2.3.
Интерпретация результатов исследования. 67

2.4.
Рекомендации для психолога-консультанта по применению проективных методов в
работе с женщинами среднего возраста. 74

Выводы по II
главе. 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 86

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 88

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………94

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Современные условия окружающей
действительности сложно назвать благоприятными и стабильными. Высокий уровень
информатизации обуславливает постоянный информационный шум, который, как
правило, негативно сказывается на ощущении психологического благополучия
индивидов. Пандемия COVID-19 привела к нарушению базовых установок о
безопасности окружающего пространства, общения с другими людьми. Длительная
изоляция, в которой стали пребывать люди, изменение условий труда, снижение
доходов, рост опасений за состояние здоровья своего и близких – эти и многие
другие факторы привели к тому, что люди стали нуждаться в психологическом
консультировании значительно чаще.

При обращении к
психологу-консультанту человек, как правило, ожидает разрешения имеющейся у
него проблемы, как внешнего, так и внутреннего характера. Основной целью
психолога-консультанта на начальном этапе консультирования становится
налаживание контакта с пациентом, обеспечение доверительных отношений,
основанных на взаимном уважении и признании профессионализма психолога. Также
не менее важной целью является стремление преодолеть имеющиеся у индивида схемы
поведения и мышления, поскольку именно принятие нешаблонных решений – это
способ выработки нового ракурса видения, новых способов решения и поведения.

В решении вышеуказанных
целей психологического консультирования психологу-консультанту важно обратиться
к ресурсам проективных методов работы. Будучи менее формализованными и более
гибкими такие методы работы позволяют, как установить контакт с человеком,
обратившимся за помощью, так и выявить суть проблемы и пути ее разрешения.

Возникновение проективных
методов в психологии представляло собой определенный отказ от традиционной
научности и академичности в пользу постижения человеческой уникальности,
цельности. Развитию проективных методов в большей степени способствовал
психоанализ, в рамках которого были впервые разработаны представления о
бессознательном и проекции. Благодаря психоаналитическим концепциям, было
закреплено представление о личности как о процессе, а не совокупности реакций
на внешние раздражители. Проективные методы при таком подходе позволяют
получить своеобразный срез личности как процесса.

При всей очевидной
эффективности использования проективных методов в системе работы
психолога-консультанта данная тема разработана в большей степени применительно
к детскому консультированию. При этом на взрослом контингенте проективные
методы не только не теряют своей эффективности, но нередко оказываются даже
более результативными, чем традиционные методы работы.

Указанные противоречия
определили проблему исследования,
которая заключается в необходимости теоретического обоснования и практического
использования проективных методов в системе работы психолога-консультанта.

Актуальность,
теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы, определили тему исследования: «Проективные методы
в системе работы психолога-консультанта».

Научно-методологическую
базу исследования составили труды Г. Айзенка [2], Л.
Беллака и Л. Эбта [3], Л.Ф. Бурлачука [6], Е.К. Лютовой-Робертс [17], Г. Меррея
[18], К. Роджерса [24], Г. Роршаха [25], О.А. Савельевой [26], Л.Н. Собчик
[27], В.А. Старцевой [28], З. Фрейда [31], Д. Холмса [33], О.А. Шаграевой [35],
Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [37].

Цель
исследования: изучить проективные методы в системе
работы психолога-консультанта для понижения тревожности у женщин среднего
возраста. Объект
исследования: феномен тревожности.

Предмет
исследования: тревога и тревожность женщин в ситуации
психологического консультирования.

Задачи
исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме
психологического консультирования в структуре работы психолога-консультанта.

2. Провести анализ научных подходов изучения
феномена проекции в психологии и его содержания.

3. Определить теоретические подходы к сфере
применения проективных методов в работе психолога-консультанта.

4. Провести эмпирическое исследование и
выявить уровень тревожности, фрустрированности и социальной тревоги у женщин
30-45 лет.

5. По результатам эмпирического исследования
провести корреляционный анализ (при помощи r-критерия Спирмена) показателей тревожности,
фрустрированности и социальной тревоги у женщин 30-45 лет.

6. Разработать рекомендации для
психолога-консультанта по применению проективных методов в работе с женщинами
среднего возраста.

Гипотеза
исследования: предполагается, что у женщин 30-45 лет с
различным уровнем личностной тревожности отмечаются значимые взаимосвязи между характерными
фрустрационными реакциями, склонностью к социальной тревоге и коэффициентом
вегетативного тонуса.

Методы
исследования:

1. теоретические: библиографический метод.

2. эмпирические: тестирование, опрос,
опытно-экспериментальная работа.

Методики
исследования:

– тест фрустрационных
реакций С. Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной;

– методика
Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности,
адаптирована Ю.Л. Ханиным;

– шкала тревоги при
социальном взаимодействии, автор М.Р. Либовица (Social Interaction Anxiety
Scale);

– метод аутоидентификации
и идентификации по словесным характерологическим портретам, автор Э.Г.
Эйдемиллер;

– метод цветовых выборов
(МЦВ), автор Л.Н. Собчик.

3. Методы математической статистики – расчет U-критерия Манна-Уитни и расчет корреляции
по r-критерию
Спирмена.

База
исследования – частный психологический центр «Свой
психолог» (г. Москва).

Характеристика
выборки исследования: в исследовании приняли участие 40 женщин
в возрасте 30-45 лет, обратившиеся с запросами на высокую тревожность и
социальную тревогу. В ходе обработки и интерпретации диагностических
результатов исследования вся выборка женщин была поделена на три группы. В
первую группу вошли женщины с высоким уровнем личностной тревожности в
количестве 12 человек в возрасте от 30 до 42 лет. Во вторую группу вошли
женщины со средним уровнем личностной тревожности в количестве 19 человек в
возрасте от 31 до 45 лет. В третью группу вошли женщины с низким уровнем
личностной тревожности в количестве 9 человек в возрасте от 35 до 42 лет.

Практическая
значимость исследования заключается в возможности
использования материалов работы следующими категориями лиц:
психологами-консультантами с целью оптимизации своей профессиональной
деятельности посредством грамотного использования проективных методов;
студентами-психологами с целью самоподготовки к тематическим практическим и
семинарским занятиям; молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей
научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.

Структура исследования: Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, выводов
по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе
психологического консультирования взрослых людей специалист нередко
сталкивается с недостаточно высокой информативностью диагностики, реализованной
при помощи традиционных тестовых психодиагностических методик. Все дело в
стремлении к даче социально желательных ответов, которое свойственно многим
обратившимся за психологической помощью. В отношении психологического
консультирования женщин по вопросам повышенной тревожности существует та же
проблема. Нередко женщинам неловко признаваться в фактическом положении дел,
поэтому они приукрашают свою ответы, даваемые в ходе тестирования. Решить такую
проблему поможет использование проективных методов диагностики. При выполнении
заданий проективных методик испытуемому крайне сложно дать социально желательный
ответ, потому истинность таких ответов возрастает. Кроме того, что проективные
методы позволяют получать более честные ответы от испытуемых, нередко само
выполнение задания проективной методики само по себе несет психокоррекционный
эффект. Высокий потенциал, которым обладают проективные методики, привел к
выбору в рамках выпускной квалификационной работы такой темы как: «Проективные
методы в системе работы психолога-консультанта для понижения тревожности у
женщин среднего возраста».

По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило изучить проективные методы в системе работы
психолога-консультанта для понижения тревожности у женщин среднего возраста.

Достижению цели
способствовало решение следующих задач:

– была изучена научная литература
по проблеме психологического консультирования в структуре работы
психолога-консультанта;

– был проведен анализ научных
подходов изучения феномена проекции в психологии и его содержания;

– были определены теоретические
подходы к сфере применения проективных методов в работе психолога-консультанта;

– было проведено эмпирическое
исследование и выявлен уровень тревожности, фрустрированности и социальной
тревоги у женщин 30-45 лет;

– по результатам
эмпирического исследования был проведен корреляционный анализ (при помощи
r-критерия Спирмена) показателей тревожности, фрустрированности и социальной
тревоги у женщин 30-45 лет;

– были разработаны рекомендации
для психолога-консультанта по применению проективных методов в работе с
женщинами среднего возраста.

Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что у женщин 30-45 лет с различным уровнем личностной
тревожности отмечаются значимые взаимосвязи между характерными фрустрационными
реакциями, склонностью к социальной тревоге и коэффициентом вегетативного
тонуса.

Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном
объеме.

В заключение отметим, что
выполненная работа имеет научные перспективы. В частности, полагаем, что
востребованным направлением разработки является изучение специфики
использования проективных методов в работе психолога-консультанта с другими
группами клиентов: детьми, подростками, мужчинами и пр. Выявление особенностей
использования проективных методов в работе с различными группами клиента
обеспечит более индивидуальный подход, что обеспечит повышение качества
консультативного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 1.1. Психологическое
консультирование в структуре работы психолога-консультанта Под понятием «психологическое
консультирование» в современной психологической науке понимается процесс
взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обратившейся за помощью,
включающий применение специалистом психологических теорий и коммуникативных
навыков для решения личных проблем / трудностей / стремлений клиента.

Основной принцип психологического
консультирования – оказание помощи клиенту без какого-то давления при принятии
им решения. Несмотря на то, что некоторые формы психологического
консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, подавляющее
большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту
самому разобраться в его проблеме.

Психологическое консультирование не является
просто набором техник, которыми пользуется специалист, оно предполагает
становление специальных особых отношений между психологом и клиентом.

В 1992 г. на ежегодной конференции по
консультированию и психотерапии в Англии обсуждался вопрос о различиях между
двумя помогающими профессиями. Специалисты пришли к выводу, что невозможно
провести четкую границу между консультированием и психотерапией. Выступая на
данной конференции, Брайн Торне [20] отметил следующие незначительные в
масштабах наук различия:

– по типу проблем:
психотерапия решает более глубинные проблемы;

– по типу
взаимоотношений между психологом и клиентом: в психотерапии отношения
претерпевают изменения в большей степени;

– по продолжительности:
психотерапия занимает больше времени;

– по месту проведения:
психотерапия проходит в медицинских учреждениях, а консультирование – в
педагогических и др. [20]

Рэй Вульф [13] отмечает еще одно
отличие, которое связано с истоками возникновения двух данных видов оказания
психологической помощи клиенту. Психотерапия родилась из теорий З. Фрейда [31], который основал психодинамический подход, в то время как
консультирование берет свое начало из теорий К. Роджерса [24] и опирается в основном на гуманистические теории.

В 2000 г. в знак
подтверждения близости

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.. 8

1.1. Психологическое
консультирование в структуре работы психолога-консультанта. 8

1.2. Феномен проекции в
психологии и его содержание. 18

1.3. Области применения
проективных методов в работе психолога-консультанта  24

1.4. Применение проективных методов в работе с женщинами. 34

Выводы по I главе. 41

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ДЛЯ ПОНИЖЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.. 43

2.1.
Организация и методы исследования. 43

2.2.
Результаты исследования. 49

2.3.
Интерпретация результатов исследования. 68

2.4.
Рекомендации для психолога-консультанта по применению проективных методов в
работе с женщинами среднего возраста. 73

Выводы по II
главе. 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 81

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 83

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………89

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Современные условия окружающей
действительности сложно назвать благоприятными и стабильными. Высокий уровень
информатизации обуславливает постоянный информационный шум, который, как
правило, негативно сказывается на ощущении психологического благополучия
индивидов. Пандемия COVID-19 привела к нарушению базовых установок о
безопасности окружающего пространства, общения с другими людьми. Длительная
изоляция, в которой стали пребывать люди, изменение условий труда, снижение
доходов, рост опасений за состояние здоровья своего и близких – эти и многие
другие факторы привели к тому, что люди стали нуждаться в психологическом
консультировании значительно чаще.

При обращении к
психологу-консультанту человек, как правило, ожидает разрешения имеющейся у
него проблемы, как внешнего, так и внутреннего характера. Основной целью
психолога-консультанта на начальном этапе консультирования становится
налаживание контакта с пациентом, обеспечение доверительных отношений,
основанных на взаимном уважении и признании профессионализма психолога. Также
не менее важной целью является стремление преодолеть имеющиеся у индивида схемы
поведения и мышления, поскольку именно принятие нешаблонных решений – это
способ выработки нового ракурса видения, новых способов решения и поведения.

В решении вышеуказанных
целей психологического консультирования психологу-консультанту важно обратиться
к ресурсам проективных методов работы. Будучи менее формализованными и более
гибкими такие методы работы позволяют, как установить контакт с человеком,
обратившимся за помощью, так и выявить суть проблемы и пути ее разрешения.

Возникновение проективных
методов в психологии представляло собой определенный отказ от традиционной
научности и академичности в пользу постижения человеческой уникальности,
цельности. Развитию проективных методов в большей степени способствовал
психоанализ, в рамках которого были впервые разработаны представления о
бессознательном и проекции. Благодаря психоаналитическим концепциям, было
закреплено представление о личности как о процессе, а не совокупности реакций
на внешние раздражители. Проективные методы при таком подходе позволяют
получить своеобразный срез личности как процесса.

При всей очевидной
эффективности использования проективных методов в системе работы
психолога-консультанта данная тема разработана в большей степени применительно
к детскому консультированию. При этом на взрослом контингенте проективные
методы не только не теряют своей эффективности, но нередко оказываются даже
более результативными, чем традиционные методы работы.

Указанные противоречия
определили проблему исследования,
которая заключается в необходимости теоретического обоснования и практического
использования проективных методов в системе работы психолога-консультанта.

Актуальность,
теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы, определили тему исследования: «Проективные методы
в системе работы психолога-консультанта».

Научно-методологическую
базу исследования составили труды Г. Айзенка [2], Л.
Беллака и Л. Эбта [3], Л.Ф. Бурлачука [6], Е.К. Лютовой-Робертс [17], Г. Меррея
[18], К. Роджерса [24], Г. Роршаха [25], О.А. Савельевой [26], Л.Н. Собчик
[27], В.А. Старцевой [28], З. Фрейда [31], Д. Холмса [33], О.А. Шаграевой [35],
Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [37].

Цель
исследования: изучить проективные методы в системе
работы психолога-консультанта для понижения тревожности у женщин среднего
возраста. Объект
исследования: феномен тревожности.

Предмет
исследования: тревога и тревожность женщин в ситуации
психологического консультирования.

Задачи
исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме
психологического консультирования в структуре работы психолога-консультанта.

2. Провести анализ научных подходов изучения
феномена проекции в психологии и его содержания.

3. Определить теоретические подходы к сфере
применения проективных методов в работе психолога-консультанта.

4. Провести эмпирическое исследование и
выявить уровень тревожности, фрустрированности и социальной тревоги у женщин
30-45 лет.

5. По результатам эмпирического исследования
провести корреляционный анализ (при помощи r-критерия Спирмена) показателей тревожности,
фрустрированности и социальной тревоги у женщин 30-45 лет.

6. Разработать рекомендации для
психолога-консультанта по применению проективных методов в работе с женщинами
среднего возраста.

Гипотеза
исследования:

– предполагается, что
использование проективных методов как инструмента самопознания позволит выявить
у женщин 30-45 лет склонность к тревожности, фрустрированности и социальной
тревоге;

– предполагается, что у
женщин 30-45 лет с различным уровнем личностной тревожности отмечаются значимые
взаимосвязи между характерными фрустрационными реакциями, склонностью к
социальной тревоге и коэффициентом вегетативного тонуса.

Методы
исследования:

1. теоретические: библиографический метод.

2. эмпирические: тестирование, опрос,
опытно-экспериментальная работа. Методики
исследования:

– тест фрустрационных
реакций С. Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной;

– методика
Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности,
адаптирована Ю.Л. Ханиным;

– шкала тревоги при
социальном взаимодействии, автор М.Р. Либовица (Social Interaction Anxiety
Scale);

– метод аутоидентификации
и идентификации по словесным характерологическим портретам, автор Э.Г.
Эйдемиллер;

– метод цветовых выборов
(МЦВ), автор Л.Н. Собчик.

3. Методы математической статистики – расчет U-критерия Манна-Уитни и расчет корреляции
по r-критерию
Спирмена.

База
исследования – частный психологический центр «Свой
психолог» (г. Москва).

Характеристика
выборки исследования: в исследовании приняли участие 40 женщин
в возрасте 30-45 лет, обратившиеся с запросами на высокую тревожность и
социальную тревогу. В ходе обработки и интерпретации диагностических
результатов исследования вся выборка женщин была поделена на три группы. В
первую группу вошли женщины с высоким уровнем личностной тревожности в
количестве 12 человек в возрасте от 30 до 42 лет. Во вторую группу вошли
женщины со средним уровнем личностной тревожности в количестве 19 человек в
возрасте от 31 до 45 лет. В третью группу вошли женщины с низким уровнем
личностной тревожности в количестве 9 человек в возрасте от 35 до 42 лет.

Практическая
значимость исследования заключается в возможности
использования материалов работы следующими категориями лиц:
психологами-консультантами с целью оптимизации своей профессиональной
деятельности посредством грамотного использования проективных методов;
студентами-психологами с целью самоподготовки к тематическим практическим и
семинарским занятиям; молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей
научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.

Структура исследования: Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на
параграфы, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе
психологического консультирования взрослых людей специалист нередко
сталкивается с недостаточно высокой информативностью диагностики, реализованной
при помощи традиционных тестовых психодиагностических методик. Все дело в
стремлении к даче социально желательных ответов, которое свойственно многим
обратившимся за психологической помощью. В отношении психологического
консультирования женщин по вопросам повышенной тревожности существует та же
проблема. Нередко женщинам неловко признаваться в фактическом положении дел,
поэтому они приукрашают свою ответы, даваемые в ходе тестирования. Решить такую
проблему поможет использование проективных методов диагностики. При выполнении
заданий проективных методик испытуемому крайне сложно дать социально
желательный ответ, потому истинность таких ответов возрастает. Кроме того, что
проективные методы позволяют получать более честные ответы от испытуемых,
нередко само выполнение задания проективной методики само по себе несет
психокоррекционный эффект. Высокий потенциал, которым обладают проективные
методики, привел к выбору в рамках выпускной квалификационной работы такой темы
как: «Проективные методы в системе работы психолога-консультанта для понижения
тревожности у женщин среднего возраста».

По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило изучить проективные методы в системе работы психолога-консультанта
для понижения тревожности у женщин среднего возраста.

Достижению цели
способствовало решение следующих задач:

– была изучена научная литература
по проблеме психологического консультирования в структуре работы
психолога-консультанта;

– был проведен анализ научных
подходов изучения феномена проекции в психологии и его содержания;

– были определены теоретические
подходы к сфере применения проективных методов в работе психолога-консультанта;

– было проведено эмпирическое
исследование и выявлен уровень тревожности, фрустрированности и социальной
тревоги у женщин 30-45 лет;

– по результатам
эмпирического исследования был проведен корреляционный анализ (при помощи
r-критерия Спирмена) показателей тревожности, фрустрированности и социальной тревоги
у женщин 30-45 лет;

– были разработаны рекомендации
для психолога-консультанта по применению проективных методов в работе с
женщинами среднего возраста.

Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезы
исследования о том, что использование проективных методов как инструмента
самопознания позволит выявить у женщин 30-45 лет склонность к тревожности,
фрустрированности и социальной тревоге; у женщин 30-45 лет с различным уровнем
личностной тревожности отмечаются значимые взаимосвязи между характерными
фрустрационными реакциями, склонностью к социальной тревоге и коэффициентом
вегетативного тонуса.

Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотезы доказаны в полном
объеме.

В заключение отметим, что
выполненная работа имеет научные перспективы. В частности, полагаем, что
востребованным направлением разработки является изучение специфики
использования проективных методов в работе психолога-консультанта с другими
группами клиентов: детьми, подростками, мужчинами и пр. Выявление особенностей
использования проективных методов в работе с различными группами клиента
обеспечит более индивидуальный подход, что обеспечит повышение качества
консультативного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 1.1. Психологическое
консультирование в структуре работы психолога-консультанта Под понятием «психологическое
консультирование» в современной психологической науке понимается процесс
взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обратившейся за помощью,
включающий применение специалистом психологических теорий и коммуникативных
навыков для решения личных проблем / трудностей / стремлений клиента.

Основной принцип психологического
консультирования – оказание помощи клиенту без какого-то давления при принятии
им решения. Несмотря на то, что некоторые формы психологического консультирования
включают информирование и рекомендации клиенту, подавляющее большинство видов
консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в
его проблеме.

Психологическое консультирование не является
просто набором техник, которыми пользуется специалист, оно предполагает
становление специальных особых отношений между психологом и клиентом.

В 1992 г. на ежегодной конференции по
консультированию и психотерапии в Англии обсуждался вопрос о различиях между
двумя помогающими профессиями. Специалисты пришли к выводу, что невозможно
провести четкую границу между консультированием и психотерапией. Выступая на
данной конференции, Брайн Торне [20] отметил следующие незначительные в
масштабах наук различия:

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 7

1.1. Психологическое консультирование в структуре работы психолога-консультанта 7

1.2. Феномен проекции в психологии и его содержание 17

1.3. Области применения проективных методов в работе психолога-консультанта 23

1.4. Применение проективных методов в работе с женщинами 33

Выводы по I главе 40

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ДЛЯ ПОНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 42

2.1. Организация и методы исследования 42

2.2. Результаты исследования 48

2.3. Интерпретация результатов исследования 64

2.4. Рекомендации для психолога-консультанта по применению проективных методов в работе с женщинами среднего возраста 68

Выводы по II главе 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………84

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современные условия окружающей действительности сложно назвать благоприятными и стабильными. Высокий уровень информатизации обуславливает постоянный информационный шум, который, как правило, негативно сказывается на ощущении психологического благополучия индивидов. Пандемия COVID-19 привела к нарушению базовых установок о безопасности окружающего пространства, общения с другими людьми. Длительная изоляция, в которой стали пребывать люди, изменение условий труда, снижение доходов, рост опасений за состояние здоровья своего и близких – эти и многие другие факторы привели к тому, что люди стали нуждаться в психологическом консультировании значительно чаще.

При обращении к психологу-консультанту человек, как правило, ожидает разрешения имеющейся у него проблемы, как внешнего, так и внутреннего характера. Основной целью психолога-консультанта на начальном этапе консультирования становится налаживание контакта с пациентом, обеспечение доверительных отношений, основанных на взаимном уважении и признании профессионализма психолога. Также не менее важной целью является стремление преодолеть имеющиеся у индивида схемы поведения и мышления, поскольку именно принятие нешаблонных решений – это способ выработки нового ракурса видения, новых способов решения и поведения.

В решении вышеуказанных целей психологического консультирования психологу-консультанту важно обратиться к ресурсам проективных методов работы. Будучи менее формализованными и более гибкими такие методы работы позволяют, как установить контакт с человеком, обратившимся за помощью, так и выявить суть проблемы и пути ее разрешения.

Возникновение проективных методов в психологии представляло собой определенный отказ от традиционной научности и академичности в пользу постижения человеческой уникальности, цельности. Развитию проективных методов в большей степени способствовал психоанализ, в рамках которого были впервые разработаны представления о бессознательном и проекции. Благодаря психоаналитическим концепциям, было закреплено представление о личности как о процессе, а не совокупности реакций на внешние раздражители. Проективные методы при таком подходе позволяют получить своеобразный срез личности как процесса.

При всей очевидной эффективности использования проективных методов в системе работы психолога-консультанта данная тема разработана в большей степени применительно к детскому консультированию. При этом на взрослом контингенте проективные методы не только не теряют своей эффективности, но нередко оказываются даже более результативными, чем традиционные методы работы.

Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и практического использования проективных методов в системе работы психолога-консультанта.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы, определили тему исследования: «Проективные методы в системе работы психолога-консультанта».

Научно-методологическую базу исследования составили труды Г. Айзенка [2], Л. Беллака и Л. Эбта [3], Л.Ф. Бурлачука [6], Е.К. Лютовой-Робертс [17], Г. Меррея [18], К. Роджерса [24], Г. Роршаха [25], О.А. Савельевой [26], Л.Н. Собчик [27], В.А. Старцевой [28], З. Фрейда [31], Д. Холмса [33], О.А. Шаграевой [35], Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [37].

Цель исследования: изучить проективные методы в системе работы психолога-консультанта для понижения тревожности у женщин среднего возраста.

Объект исследования: феномен тревожности.

Предмет исследования: тревога и тревожность женщин в ситуации психологического консультирования.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме психологического консультирования в структуре работы психолога-консультанта.

2. Провести анализ научных подходов изучения феномена проекции в психологии и его содержания.

3. Определить теоретические подходы к сфере применения проективных методов в работе психолога-консультанта.

4. Провести эмпирическое исследование и выявить уровень тревожности, фрустрированности и социальной тревоги у женщин 30-45 лет.

5. По результатам эмпирического исследования провести корреляционный анализ (при помощи r-критерия Спирмена) показателей тревожности, фрустрированности и социальной тревоги у женщин 30-45 лет.

6. Разработать рекомендации для психолога-консультанта по применению проективных методов в работе с женщинами среднего возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование проективных методов как инструмента самопознания позволит выявить у женщин 30-45 лет склонность к тревожности, фрустрированности и социальной тревоге.

Методы исследования:

1. теоретические: библиографический метод.

2. эмпирические: тестирование, опрос, опытно-экспериментальная работа.

Методики исследования:

– тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной;

– методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности, адаптирована Ю.Л. Ханиным;

– шкала тревоги при социальном взаимодействии, автор М.Р. Либовица (Social Interaction Anxiety Scale);

– метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам, автор Э.Г. Эйдемиллер;

– метод цветовых выборов (МЦВ), автор Л.Н. Собчик.

3. Методы математической статистики – расчет U-критерия Манна-Уитни и расчет корреляции по r-критерию Спирмена.

База исследования – частный психологический центр «Свой психолог» (г. Москва).

Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 40 женщин в возрасте 30-45 лет, обратившиеся с запросами на высокую тревожность и социальную тревогу. В ходе обработки и интерпретации диагностических результатов исследования вся выборка женщин была поделена на две группы. В первую группу вошли женщины с высоким уровнем личностной тревожности в количестве 13 человек в возрасте от 30 до 42 лет. Во вторую группу вошли женщины со средним и низким уровнем личностной тревожности в количестве 27 человек в возрасте от 31 до 45 лет.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц: психологами-консультантами с целью оптимизации своей профессиональной деятельности посредством грамотного использования проективных методов; студентами-психологами с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям; молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.

Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе психологического консультирования взрослых людей специалист нередко сталкивается с недостаточно высокой информативностью диагностики, реализованной при помощи традиционных тестовых психодиагностических методик. Все дело в стремлении к даче социально желательных ответов, которое свойственно многим обратившимся за психологической помощью. В отношении психологического консультирования женщин по вопросам повышенной тревожности существует та же проблема. Нередко женщинам неловко признаваться в фактическом положении дел, поэтому они приукрашают свою ответы, даваемые в ходе тестирования. Решить такую проблему поможет использование проективных методов диагностики. При выполнении заданий проективных методик испытуемому крайне сложно дать социально желательный ответ, потому истинность таких ответов возрастает. Кроме того, что проективные методы позволяют получать более честные ответы от испытуемых, нередко само выполнение задания проективной методики само по себе несет психокоррекционный эффект. Высокий потенциал, которым обладают проективные методики, привел к выбору в рамках выпускной квалификационной работы такой темы как: «Проективные методы в системе работы психолога-консультанта для понижения тревожности у женщин среднего возраста».

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить проективные методы в системе работы психолога-консультанта для понижения тревожности у женщин среднего возраста.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

– была изучена научная литература по проблеме психологического консультирования в структуре работы психолога-консультанта;

– был проведен анализ научных подходов изучения феномена проекции в психологии и его содержания;

– были определены теоретические подходы к сфере применения проективных методов в работе психолога-консультанта;

– было проведено эмпирическое исследование и выявлен уровень тревожности, фрустрированности и социальной тревоги у женщин 30-45 лет;

– по результатам эмпирического исследования был проведен корреляционный анализ (при помощи r-критерия Спирмена) показателей тревожности, фрустрированности и социальной тревоги у женщин 30-45 лет;

– были разработаны рекомендации для психолога-консультанта по применению проективных методов в работе с женщинами среднего возраста.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что использование проективных методов как инструмента самопознания позволит выявить у женщин 30-45 лет склонность к тревожности, фрустрированности и социальной тревоге.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим. Что выполненная работа имеет научные перспективы. В частности, полагаем, что востребованным направлением разработки является изучение специфики использования проективных методов в работе психолога-консультанта с другими группами клиентов: детьми, подростками, мужчинами и пр. Выявление особенностей использования проективных методов в работе с различными группами клиента обеспечит более индивидуальный подход, что обеспечит повышение качества консультативного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

1.1. Психологическое консультирование в структуре работы психолога-консультанта

Под понятием «психологическое консультирование» в современной психологической науке понимается процесс взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обратившейся за помощью, включающий применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем / трудностей / стремлений клиента.

Основной принцип психологического консультирования – оказание помощи клиенту без какого-то давления при принятии им решения. Несмотря на то, что некоторые формы психологического консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, подавляющее большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в его проблеме.

Психологическое консультирование не является просто набором техник, которыми пользуется специалист, оно предполагает становление специальных особых отношений между психологом и клиентом.

В 1992 г. на ежегодной конференции по консультированию и психотерапии в Англии обсуждался вопрос о различиях между двумя помогающими профессиями. Специалисты пришли к выводу, что невозможно провести четкую границу между консультированием и психотерапией. Выступая на данной конференции, Брайн Торне [20] отметил следующие незначительные в масштабах наук различия:

– по типу проблем: психотерапия решает более глубинные проблемы;

– по типу взаимоотношений между психологом и клиентом: в психотерапии отношения претерпевают изменения в большей степени;

– по продолжительности: психотерапия занимает больше времени;

– по месту проведения: психотерапия проходит в медицинских учреждениях, а консультирование – в педагогических и др. [20]

Рэй Вульф [13] отмечает еще одно отличие, которое связано с истоками возникновения двух данных видов оказания психологической помощи клиенту. Психотерапия родилась из теорий З. Фрейда [31], который основал психодинамический подход, в то время как консультирование берет свое начало из теорий К. Роджерса [24] и опирается в основном на гуманистические теории.

В 2000 г. в знак подтверждения близости данных направлений оказания помощи Британская Ассоциация по Консультированию была переименована в Ассоциацию по Консультированию и Психотерапии (BACP).

Е.К. Лютова-Робертс [17] среди основных профессиональных способов оказания помощи людям, используемых специалистами со знанием психологии, выделяет следующие:

– психологическое консультирование без применения counselling’а;

– психологическое консультирование – counselling;

– психотерапия [17].

Консультирование без применения counselling’а представляет собой консультирование психолога или представителей смежных профессий (например, социального педагога) и может включать беседу по результатам диагностики, информирование по специальным вопросам, например, по вопросам выбора профессии, выбора типа школы, информирование родителей и педагогов по возрастным особенностям детей и т.д. Специалист помогает клиенту сделать выбор, принять решение и т.д.

В процессе психологического консультирования – counselling’a – могут быть использованы подходы, теории, этические принципы, техники психотерапии [17].

Специфика психологического консультирования – диалогичность, информационный обмен между психологом-консультантом и людьми, обратившимися за помощью. Суть психологического консультирования – психологическая помощь психически здоровым людям в решении различного рода внутри- и межличностных затруднений в процессе специально организованного взаимодействия (беседы). Психологическое консультирование рассматривается как форма помощи, призванная вызвать, прежде всего, поведенческие изменения у клиента, связанные с основными сферами его жизнедеятельности.

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психотерапией. То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и формировалось, прежде всего, в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе. Естественно, что это отделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, да и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования. Кроме психотерапии важным источником психологического консультирования является научное психологическое знание, основанное на результатах эмпирических исследований. Ориентация в процессе психологического консультирования на использование достижений именно научной психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического консультировании.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.. 7

1.1. Психологическое
консультирование в структуре работы психолога-консультанта. 7

1.2. Феномен проекции в
психологии и его содержание. 17

1.3. Области применения
проективных методов в работе психолога-консультанта  23

1.4. Применение проективных методов в работе с женщинами. 33

Выводы по I главе. 40

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ДЛЯ ПОНИЖЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.. 42

2.1.
Организация и методы исследования. 42

2.2.
Результаты исследования. 47

2.3.
Интерпретация результатов исследования. 55

2.4.
Рекомендации для психолога-консультанта по применению проективных методов в
работе с женщинами среднего возраста. 59

Выводы по II
главе. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 66

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 68

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………74

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Современные условия окружающей
действительности сложно назвать благоприятными и стабильными. Высокий уровень
информатизации обуславливает постоянный информационный шум, который, как
правило, негативно сказывается на ощущении психологического благополучия
индивидов. Пандемия COVID-19 привела к нарушению базовых установок о
безопасности окружающего пространства, общения с другими людьми. Длительная
изоляция, в которой стали пребывать люди, изменение условий труда, снижение
доходов, рост опасений за состояние здоровья своего и близких – эти и многие
другие факторы привели к тому, что люди стали нуждаться в психологическом
консультировании значительно чаще.

При обращении к
психологу-консультанту человек, как правило, ожидает разрешения имеющейся у
него проблемы, как внешнего, так и внутреннего характера. Основной целью
психолога-консультанта на начальном этапе консультирования становится
налаживание контакта с пациентом, обеспечение доверительных отношений,
основанных на взаимном уважении и признании профессионализма психолога. Также
не менее важной целью является стремление преодолеть имеющиеся у индивида схемы
поведения и мышления, поскольку именно принятие нешаблонных решений – это
способ выработки нового ракурса видения, новых способов решения и поведения.

В решении вышеуказанных
целей психологического консультирования психологу-консультанту важно обратиться
к ресурсам проективных методов работы. Будучи менее формализованными и более
гибкими такие методы работы позволяют, как установить контакт с человеком,
обратившимся за помощью, так и выявить суть проблемы и пути ее разрешения.

Возникновение проективных
методов в психологии представляло собой определенный отказ от традиционной
научности и академичности в пользу постижения человеческой уникальности,
цельности. Развитию проективных методов в большей степени способствовал
психоанализ, в рамках которого были впервые разработаны представления о
бессознательном и проекции. Благодаря психоаналитическим концепциям, было закреплено
представление о личности как о процессе, а не совокупности реакций на внешние
раздражители. Проективные методы при таком подходе позволяют получить
своеобразный срез личности как процесса.

При всей очевидной
эффективности использования проективных методов в системе работы
психолога-консультанта данная тема разработана в большей степени применительно
к детскому консультированию. При этом на взрослом контингенте проективные
методы не только не теряют своей эффективности, но нередко оказываются даже
более результативными, чем традиционные методы работы.

Указанные противоречия
определили проблему исследования,
которая заключается в необходимости теоретического обоснования и практического
использования проективных методов в системе работы психолога-консультанта.

Актуальность,
теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы, определили тему исследования: «Проективные методы
в системе работы психолога-консультанта».

Научно-методологическую
базу исследования составили труды Г. Айзенка [2], Л.
Беллака и Л. Эбта [3], Л.Ф. Бурлачука [6], Е.К. Лютовой-Робертс [17], Г. Меррея
[18], К. Роджерса [24], Г. Роршаха [25], О.А. Савельевой [26], Л.Н. Собчик
[27], В.А. Старцевой [28], З. Фрейда [31], Д. Холмса [33], О.А. Шаграевой [35],
Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [37].

Цель
исследования: изучить проективные методы в системе
работы психолога-консультанта для понижения тревожности у женщин среднего
возраста. Объект
исследования: феномен тревожности.

Предмет
исследования: тревога и тревожность женщин в ситуации
психологического консультирования.

Задачи
исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме
психологического консультирования в структуре работы психолога-консультанта.

2. Провести анализ научных подходов изучения
феномена проекции в психологии и его содержания.

3. Определить теоретические подходы к сфере
применения проективных методов в работе психолога-консультанта.

4. Провести эмпирическое исследование и
выявить уровень тревожности, фрустрированности и социальной тревоги у женщин
30-45 лет.

5. По результатам эмпирического исследования
провести корреляционный анализ (при помощи r-критерия Спирмена) показателей тревожности,
фрустрированности и социальной тревоги у женщин 30-45 лет.

6. Разработать рекомендации для
психолога-консультанта по применению проективных методов в работе с женщинами
среднего возраста.

Гипотеза
исследования: предполагается, что использование
проективных методов как инструмента самопознания позволит выявить у женщин
30-45 лет склонность к тревожности, фрустрированности и социальной тревоге.

Методы
исследования:

1. теоретические: библиографический метод.

2. эмпирические: тестирование, опрос,
опытно-экспериментальная работа.

Методики
исследования:

– тест фрустрационных
реакций С. Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной;

– методика
Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности,
адаптирована Ю.Л. Ханиным;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе
психологического консультирования взрослых людей специалист нередко
сталкивается с недостаточно высокой информативностью диагностики, реализованной
при помощи традиционных тестовых психодиагностических методик. Все дело в
стремлении к даче социально желательных ответов, которое свойственно многим
обратившимся за психологической помощью. В отношении психологического
консультирования женщин по вопросам повышенной тревожности существует та же
проблема. Нередко женщинам неловко признаваться в фактическом положении дел,
поэтому они приукрашают свою ответы, даваемые в ходе тестирования. Решить такую
проблему поможет использование проективных методов диагностики. При выполнении
заданий проективных методик испытуемому крайне сложно дать социально
желательный ответ, потому истинность таких ответов возрастает. Кроме того, что
проективные методы позволяют получать более честные ответы от испытуемых,
нередко само выполнение задания проективной методики само по себе несет
психокоррекционный эффект. Высокий потенциал, которым обладают проективные методики,
привел к выбору в рамках выпускной квалификационной работы такой темы как: «Проективные
методы в системе работы психолога-консультанта для понижения тревожности у
женщин среднего возраста».

По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило изучить проективные методы в системе работы
психолога-консультанта для понижения тревожности у женщин среднего возраста.

Достижению цели
способствовало решение следующих задач:

– была изучена научная литература
по проблеме психологического консультирования в структуре работы
психолога-консультанта;

– был проведен анализ научных
подходов изучения феномена проекции в психологии и его содержания;

– были определены теоретические
подходы к сфере применения проективных методов в работе психолога-консультанта;

– было проведено эмпирическое
исследование и выявлен уровень тревожности, фрустрированности и социальной
тревоги у женщин 30-45 лет;

– по результатам
эмпирического исследования был проведен корреляционный анализ (при помощи
r-критерия Спирмена) показателей тревожности, фрустрированности и социальной
тревоги у женщин 30-45 лет;

– были разработаны рекомендации
для психолога-консультанта по применению проективных методов в работе с
женщинами среднего возраста.

Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что использование проективных методов как инструмента
самопознания позволит выявить у женщин 30-45 лет склонность к тревожности,
фрустрированности и социальной тревоге.

Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном
объеме.

В заключение отметим. Что
выполненная работа имеет научные перспективы. В частности, полагаем, что
востребованным направлением разработки является изучение специфики
использования проективных методов в работе психолога-консультанта с другими
группами клиентов: детьми, подростками, мужчинами и пр. Выявление особенностей
использования проективных методов в работе с различными группами клиента
обеспечит более индивидуальный подход, что обеспечит повышение качества
консультативного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 1.1. Психологическое консультирование
в структуре работы психолога-консультанта Под понятием «психологическое
консультирование» в современной психологической науке понимается процесс
взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обратившейся за помощью,
включающий применение специалистом психологических теорий и коммуникативных
навыков для решения личных проблем / трудностей / стремлений клиента.

Основной принцип психологического
консультирования – оказание помощи клиенту без какого-то давления при принятии
им решения. Несмотря на то, что некоторые формы психологического
консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, подавляющее
большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту
самому разобраться в его проблеме.

Психологическое консультирование не является
просто набором техник, которыми пользуется специалист, оно предполагает
становление специальных особых отношений между психологом и клиентом.

В 1992 г. на ежегодной конференции по
консультированию и психотерапии в Англии обсуждался вопрос о различиях между
двумя помогающими профессиями. Специалисты пришли к выводу, что невозможно
провести четкую границу между консультированием и психотерапией. Выступая на
данной конференции, Брайн Торне [20] отметил следующие незначительные в масштабах
наук различия:

– по типу проблем:
психотерапия решает более глубинные проблемы;

– по типу
взаимоотношений между психологом и клиентом: в психотерапии отношения
претерпевают изменения в большей степени;

– по продолжительности:
психотерапия занимает больше времени;

– по месту проведения:
психотерапия проходит в медицинских учреждениях, а консультирование – в
педагогических и др. [20]

Рэй Вульф [13] отмечает еще одно
отличие, которое связано с истоками возникновения двух данных видов оказания
психологической помощи клиенту. Психотерапия родилась из теорий З. Фрейда [31], который основал психодинамический подход, в то время как
консультирование берет свое начало из теорий К. Роджерса [24] и опирается в основном на гуманистические теории.

В 2000 г. в знак подтверждения близости данных
направлений оказания помощи Британская Ассоциация по Консультированию была
переименована в Ассоциацию по Консультированию и Психотерапии (BACP).

Е.К. Лютова-Робертс [17] среди основных
профессиональных способов оказания помощи людям, используемых специалистами со
знанием психологии, выделяет следующие:

– психологическое
консультирование без применения counselling’а;

– психологическое
консультирование – counselling;

– психотерапия [17].

Консультирование без применения counselling’а
представляет собой консультирование психолога или представителей смежных
профессий (например, социального педагога) и может включать беседу по
результатам диагностики, информирование по специальным вопросам, например, по
вопросам выбора профессии, выбора типа школы, информирование родителей и
педагогов по возрастным особенностям детей и т.д. Специалист помогает клиенту
сделать выбор, принять решение и т.д.

В процессе психологического консультирования –
counselling’a –  могут быть использованы подходы,
теории, этические принципы, техники психотерапии [17]. Специфика психологического консультирования –
диалогичность, информационный обмен между психологом-консультантом и людьми,
обратившимися за помощью. Суть психологического консультирования –  психологическая помощь психически здоровым
людям в решении различного рода внутри- и межличностных затруднений в процессе
специально организованного взаимодействия (беседы). Психологическое
консультирование рассматривается как форма помощи, призванная вызвать, прежде
всего, поведенческие изменения у клиента, связанные с основными сферами его
жизнедеятельности.

Психологическое консультирование тесно
связано, а во многом непосредственно переплетается с психотерапией. То, что
является основой современного психологического консультирования, зародилось и
формировалось, прежде всего, в русле психотерапии, основных
психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе. Естественно, что это
отделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, да и в
последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие
психологического консультирования. Кроме психотерапии важным источником
психологического консультирования является научное психологическое знание,
основанное на результатах эмпирических исследований. Ориентация в процессе
психологического консультирования на использование достижений именно научной
психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического
консультировании.

Каждый человек в течение
жизни сталкивается с какими-либо проблемами, попадает в «трудные» для него
ситуации. Для одного это – критическая ситуация (развод, смерть близкого,
тяжелая болезнь и др.). Для другого «трудной» может оказаться ситуация
переутомления, рутинная работа и др. По мнению К. Роджерса [24], каждый человек имеет
все ресурсы для решения собственной проблемы. Однако, к сожалению, далеко не
каждый может достичь успеха в ее решении. То есть кто-то разрешает

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы