Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Супружеская удовлетворенность матери как фактор супружеской удовлетворенности ее совершеннолетних детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава I. ПРОБЛЕМА
ИЗУЧЕНИЯ СУПРУЖЕСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАТЕРИ КАК ФАКТОРА СУПРУЖЕСКОЙ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЕЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
.. 8

1.1 Содержательная характеристика понятия «супружеская
удовлетворенность»
  8

1.2 Детско-родительские отношения как детерминанта
супружеской удовлетворенности
. 29

1.3 Особенности влияния супружеской удовлетворенности
матери на супружескую удовлетворенность ее совершеннолетних детей
. 40

Выводы по теоретическому исследованию.. 44

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУЖЕСКОЙ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАТЕРИ КАК ФАКТОРА СУПРУЖЕСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЕЕ
СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
.. 46

2.1 Организационно-методическое обеспечение
исследования
. 46

2.2 Результаты исследования супружеской
удовлетворенности браком матери и ее совершеннолетних детей
. 55

2.3 Результаты корреляционного анализа полученных данных. 74

Выводы по эмпирическому исследованию.. 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ83

  

Введение:

 

 

Актуальность
исследования.
Важнейшей силой, ответственной за формирование тех
или иных сценариев жизни у человека, выступают сообщения, принятые им от
родителей, в частности от матери как наиболее эмоционально близкого и значимого
взрослого. Семейные отношения выступают той средой, которая, обеспечивая
социальное влияние, детерминирует развитие ребенка.

Изучение удовлетворенности в браке в
родительской семье, в частности у матери, является актуальным в силу
сложившихся в стране демографической ситуации, социальных отношений и
устоявшихся традиций: более половины браков в России распадаются и в 85% случаев
дети остаются с матерью. Кроме того, из оставшейся половины
сохранившихся/продолжающихся браков в 30% супруги заявляют, что семейная
атмосфера напряженная или смешанная, но, несмотря на это, муж и жена продолжают
жить вместе из-за разных экономических и социальных обстоятельств, хотя
никакого удовлетворения от совместной жизни они не получают. При этом и в таких
семьях, забота о воспитании и уходе за детьми, чаще всего, лежит на женщине,
что в итоге ведет к тому, что за значительной частью детей ухаживают матери,
которые не удовлетворены в браке, не довольны своим материальным, моральным и
социальным положением. Очень часто, эти матери обращаются к своим детям, для
того, чтобы дать выход своим тревогам и разочарованиям. Подобное отношение
может выливаться в разные формы: и гиперопека (для использования своих
нерастраченных чувств и эмоций), и «командирский» подход (для доказательства
своей значимости хоть в каких-то отношениях), и давление на жалость (чтобы
всегда быть на первом месте у своего ребенка) и т.д. Коррекция подобного
поведения возможна, если женщина вновь установит прочные и здоровые отношения с
партнером (это может быть, как прежний, так и новый мужчина в ее жизни), или
если она получит профессиональную психологическую помощь, которая поможет ей понять
себя и изменить свое поведение. При отсутствии коррекции нездоровые, симбиозные
отношения матери со своими детьми продолжатся и после того, как ее дети
вырастут и уже будут готовы создать свою собственную семью. Такие отношения
могут поставить под угрозу не только удовлетворенность ее совершеннолетних
детей своим браком, но и их готовность вступить в брак.

Разработанность
проблемы исследования.
Интерес к проблеме влияния роли родительской семьи,
ее установок, удовлетворенности браком родителей на процесс становления
индивида возник как таковой в 1980-е гг. (М. Джеймс, Д. Джонгвард, Д.В.
Винникот, Х. Левальд и пр.). Вместе с тем, разнообразные теоретические
подходы о влиянии, оказываемом матерью на разнообразные сферы личности ребенка,
предлагали и психоаналитическая модель (З. Фрейда, Э. Эриксона, Ф. Дольто, Д.В.
Винникота, К. Бютнера, Э. Берна), и бихевиористская модель (Дж. Уотсона,
Б.Ф. Скиннера, Р. Сире, А. Бандуры), и гуманистическая модель (А. Адлера, Р.
Дрейкурса, Д. Нельсена, Л. Лотта, К. Роджерса, Т. Гордона).

В зарубежной психологии проблеме
удовлетворенности брака посвятили свои исследования Дж. Готтман, Л. Крокофф, Р.
Левис, Д. Майерс, Дж. Спаниер, Р. Хилл, Дж. Энтилл и др.

Одними из первых психологов,
обратившихся к проблематике удовлетворенности браком и ее факторов стали В.А.
Сысенко и С.И. Голод. В дальнейшем в отечественной науке тема разрабатывалась
Ю.Е. Алешиной, Т.В. Андреевой, А.Ю. Тавит, А.В. Толстовой и др.

Влияние супружеской
удовлетворенности родителей на брачные установки детей было в центре
исследования таких специалистов, как И.В. Гребенников, Д.Н. Исаев, В.Е.
Каган, Ф. Ле Плэ, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Н.И. Шевандрин и др.

Однако большинство этих исследований
фокусировались на влиянии на супружеское удовлетворение детей родительской
семьи, в общем, и не рассматривали супружеское удовлетворение браком матери или
отца, как отдельные факторы влияния. При этом ввиду сложившихся социальных и
экономических традиций, большая часть воспитательной нагрузки (по крайней мере,
до достижения детьми подросткового периода) ложится на матерей. Также,
заслуживает внимания тот факт, что, в целом, женщины реже, чем мужчины,
выказывают удовлетворение своим браком. Все это делает необходимым рассмотреть
аспект супружеского удовлетворения матери, как фактор влияния на брачные
установки детей, отдельно.

Цель
исследования
– изучить супружескую удовлетворенность матери как
фактор супружеской удовлетворенности ее совершеннолетних детей.

Цель исследования обусловила
необходимость решения следующего перечня задач:

1.               
 Понятие «супружеская
удовлетворенность»  в отечественной и
зарубежной психологии семьи.

2.               
Рассмотреть детско-родительские отношения как детерминанту супружеской
удовлетворенности.

3.               
Изучить особенности взаимосвязи
супружеской удовлетворенности матери и 
супружеской удовлетворенности ее совершеннолетних детей.

4.               
 Исследование удовлетворенности матери своим
браком, как фактора, влияющего на супружескую удовлетворенность ее
совершеннолетних детей.

5.               
Обобщить
результаты корреляционного анализа полученных данных.

Объект
исследования
: супружеская удовлетворенность в браке.

Предметом стало
влияние супружеской удовлетворенности матери на супружескую удовлетворенность
ее совершеннолетних детей.

Гипотеза
исследования:
предполагается, что уровень
удовлетворенности браком у матери находится во взаимосвязи с уровнем
удовлетворенности  браком у ее
совершеннолетних детей.

Характеристика
выборки (участники исследования):
в качестве участников
исследования выступили 50 человек: 25 матерей в возрасте от 43 до 55 лет (16
состоят в браке, 5 находятся в разводе, 4 – вдовы) и 25 детей этих матерей в
возрасте от 21 до 30 лет (все на данный момент состоят в браке). Участники
исследования представляют собой пары, в каждой из которых есть мать и ее
совершеннолетний ребенок. Все участники исследования принимали участие в
исследовании на условиях добровольности и строгой конфиденциальности, при
желании могли получить результаты собственной диагностики и их интерпретацию.

Методы
исследования:

1. обзорно-аналитический,
включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме;

2. тестирование;

3.
количественно-качественные методы обработки результатов;

4. статистический анализ
полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя
описательную статистику (подсчет средних значений), вычисление взаимосвязи
между параметрами производилось по критерию Спирмена.

Методики
исследования:

— тест-опросник
удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко;

— опросник «Понимание,
эмоциональное притяжение, авторитетность» (ПЭА) А. Н. Волковой;

— шкала семейной
адаптации и сплоченности Faces-3 Д. Олсона;

опросник
«Шкала любви и симпатии» 3. Рубина в модификации Л.Я. Гозмана, Ю.Е.
Алешиной.

Практическая
значимость исследования:
состоит в уточнении связи между
супружеской удовлетворенностью матери и супружеской удовлетворенностью ее
совершеннолетних детей. Эти сведения могут быть использованы практикующими
психологами в процессе консультации клиентов, обратившись с запросом на
изменение семейных установок, преодоление неудовлетворенности брачными
отношениями. Также полученные в рамках самостоятельного эмпирического
исследования сведения могут быть систематизированы и обобщены молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, либо использованы в
процессе самоподготовки к занятиям студентами-психологами.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам
выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели, что
позволило изучить супружескую удовлетворенность матери как фактор супружеской
удовлетворенности ее совершеннолетних детей.

Для
достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— была
представлена
содержательная
характеристика понятия «супружеская удовлетворенность»;

— были
рассмотрены д
етско-родительские отношения как детерминанта супружеской
удовлетворенности;

— были уточнены особенности
влияния супружеской удовлетворенности матери на супружескую удовлетворенность
ее совершеннолетних детей;

— было
организовано
эмпирическое исследование удовлетворенности матери своим браком, как
фактора, влияющего на супружескую удовлетворенность ее совершеннолетних детей
;

— были
проанализированы р
езультаты исследования супружеской удовлетворенности браком матери и ее
совершеннолетних детей;

— были
обобщены р
езультаты корреляционного анализа полученных данных.

Выполненное
эмпирическое исследование особенностей супружеской удовлетворенности матери как
фактора супружеской удовлетворенности ее совершеннолетних детей позволило
получить следующие основные выводы:

1. Среди матерей, принявших участие
в эмпирическом исследовании, не было выявлено тех, кто продемонстрировал
крайнюю степень удовлетворенности или неудовлетворенности браком. Наиболее
выраженными в данной выборке женщин степенью брачной удовлетворенности стали
значительная неудовлетворенность и частичная удовлетворенность. В выборке
совершеннолетних детей наиболее распространенной степенью брачной
удовлетворенности является частичная удовлетворенность.

2. Выборка матерей, принявших
участие в исследовании, показала, в целом, средний уровень выраженности
понимания, эмоционального притяжения и авторитетности по отношению к своему
брачному партнеру. Уровень понимания, эмоционального притяжения и
авторитетности по отношению к брачному партнеру, характерный для
совершеннолетних детей, соотносим с аналогичными показателями их матерей. Можно
отметить, что эти параметры в выборке совершеннолетних детей соответствуют
средним и средне-низким значениям.

3. Наиболее распространенным
типом семейной сплоченности, выявленным в ходе диагностики у участников
исследования совершеннолетних детей, является разделенный тип семьи, в выборке
их матерей также преобладает разделенный тип семьи. Наиболее распространенным
типом семейной системы у участников исследования совершеннолетних детей мы
выявили структурированный тип семейной системы, в выборке их матерей также
преобладает аналогичный тип семейной системы
.

4. В отношении проявления любви и симпатии к
своему брачному партнеру в выборке матерей также не зафиксировано высоких
показателей.
Интенсивность уровня любви и симпатии к своему брачному партнеру в выборке
совершеннолетних детей несколько выше, чем аналогичные показатели в выборке их
матерей. Однако они также находятся в диапазоне средних значений.

5. Выполненный в рамках исследования
корреляционный анализ данных позволил установить, что рост брачной
удовлетворенности матери обуславливает прямо пропорциональный рост
удовлетворенности браком, семейной сплоченности и семейной адаптации,
понимания, эмоционального притяжения и авторитетности по отношению к супругу,
уровня любви и симпатии к брачному партнеру у ее совершеннолетних детей.

Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую
гипотезу исследования о том, что
уровень удовлетворенности
браком у матери находится во взаимосвязи с уровнем удовлетворенности своим
браком у ее совершеннолетних детей
.

Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I.
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СУПРУЖЕСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАТЕРИ КАК ФАКТОРА СУПРУЖЕСКОЙ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЕЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

 

 

1.1
Содержательная характеристика понятия «супружеская удовлетворенность»

 

Изучение вопросов семьи интересовало
людей разных поколений с глубокой древности. Научные исследования позволяют
делать конкретные и достоверные выводы о типах семейных взаимоотношений на
протяжении далекой истории развития человечества. На различных стадиях развития
общества семья всегда представлялась в новом виде. Так семейные отношения
изменились с уровня беспорядочных связей до организованного супружества.

Делая выводы из всеобщих фактов в
развитии человечества, можно выделить основные этапы: дикарство, варварство,
цивилизация. Каждый этап на всем протяжении формировал определенные
общественные взгляды на формы семейных понятий, характерные только для этого
этапа
 [3].

При определении семьи самым важным
выступает основополагающее понятие – брак. Брак является начальным этапом при
создании и формировании семьи. Характерные черты семейных отношений
определяются начальными мотивами при вступлении в брак и его заключении. Многие
ученые характеризуют брачные отношения как основную общественную данность
существующих отношений мужчины  и
женщины, а семью как созданную общность и немногочисленную социальную группу,
которая поддерживает свои отношения совместной деятельностью, официальным
браком, продолжением рода.

 

В основе стандартной и общепринятой
семьи находится пара супругов. Также в наше время получили распространение
существующие пары людей, которые объединены местом проживания, наличием общего
хозяйства, воспитанием общих детей, но не заключивших юридические и
законодательные брачные отношения. Также существуют неполные семьи. Это вид
семьи, в  которой нет одного из
родителей.

На протяжении последних десяти лет
возникло немало глобальных проблем, которые открыто показывают кризисные
образования в семейном укладе, которые напрямую затрагивают не только отношения
супругов, но и отношения между родителями и детьми.

Эти проблемы напрямую связаны с
социальными и экономическими факторами жизни: нестабильностью социальных явлений,
некачественным уровнем жизни, материальной недостаточностью, профессиональной
не востребованностью, неблагоприятной тенденцией к изменениям в структуре
семьи, влиянием и положением супругов в семье
 [15].

Из-за прогрессирования данных
факторов наблюдаются такие процессы, как увеличение общего количества
неблагополучных, неполных и 
малообеспеченных семей, алкоголизм родителей и детей, спровоцированное
агрессивное состояние и поведение, потеря уважения среди членов семьи,
отсутствие позитивных чувств к друг другу, признание правоты и ответственности.
Эти процессы имеют существенное влияние на эмоциональное и психическое
состояние каждого члена в семье, возникающую напряженность в отношениях, потеря
поддержки и целостности семьи.

А все вышеперечисленные факторы и
выводы имеют прямую связь с изменениями демографической ситуации (уменьшение
уровня браков, падение рождаемости, рост неполных семей). Все эти понятия
оказывают глубочайшее воздействие на общее социальное и общественное развитие
детей, которые рождены и воспитаны в семьях с типовыми проблемными ситуациями.

Рост общего уровня разводов
(практически треть браков заканчиваются разводом) стал основной и особо острой
социальной проблемой века. Развод как социальное и психическое явление имеет
весьма негативные последствия для всех сторон и членов семьи. Психологи
присудили разводу первое место по психологической  тяжести события и по общему состоянию
человека при этом.

Обычный результат развода и распада
семьи – это формирование и функционирование неполной семьи, с проблемными
вопросами, которые зачастую возлагает на себя женщина. В ряде исследований
проводимых в неполных семьях материнского типа наблюдались, такие явления, как
общая утомленность и неудовлетворенность жизнью у женщины, стрессовое состояние
и постоянное напряжение, которые существенно отражались и передавались ребенку
при воспитании.

Еще одной проблемой, которая
выделяется социологами и психологами, является повышение уровня неофициальных,
так называемых гражданских, браков. По статистическим данным 30 мужчин из 100 в
возрасте 20-35 лет состоят именно в гражданском браке
 [22].

Как было сказано выше, брак и семья
всегда преобразовываются с появлением новых тенденций и изменений в обществе.
Поэтому, большинство специалистов, работающих в сфере семейных отношений,
признают важную роль в предварительном договоре по брачным вопросам. Это
понятие выражает суть заключения брака – каждый человек, независимо от половой
принадлежности, может иметь одинаково обоснованные права. Спокойное развитие и
состояние стабильности должно присутствовать в любой семье с соблюдением как
нравственных и общепринятых норм, так и законодательных и правовых норм.

Для общего комфортного состояния
семьи просто необходимо наличие определенных чувств, которые будут постоянно
поддерживать атмосферу в семье на необходимом уровне. Обобщенный комплект тех
понятий, которые составляют «семейное счастье», зависит от особых понятий и
принципов одной конкретной семьи. За несколько последних лет стали особо заметны
изменения этих понятий и принципов, в результате чего происходят изменения и в
институте семьи.

На протяжении многих столетий семья
являлась исполнительной ячейкой хозяйственного и материального благополучия.
Ярко была выражена необходимость создания семьи и проживания в ней. Ощутимы
были и трудности, с которыми сразу же сталкивались люди-одиночки. Супруги
целенаправленно желали появления детей и наследников, чтобы получать помощь и
от них, а также делить все нажитое имущество и передавать его по наследству. 

На сегодняшний день семья перестала
настолько остро нуждаться в выполнении хозяйственной функции на благо семьи,
люди могут жить поодиночке, совершенно ничем не рискуя и никак себя не ущемляя.

В наше время появилась новая
доминирующая функция современной семьи: комфортные и легкие отношения,
психологическая стабильность для каждого члена в современной семье. До наших
дней об этой функции не могло быть и речи, так как каждая семья ставила перед
собой иные цели и функции, скреплялась на основе других понятий
 [18].

Следующим отличительным фактором
современной семьи является структура семьи. Семья городских жителей в наше
время в большинстве случаев малочисленна, состоит из трех (четырех) человек.
Дети очень редко остаются жить со своими родителями, зачастую стремятся
отдалиться и обрести полную самостоятельность и свободу. Следовательно, семья
основывается практически на 100% только на отношениях супругов. А раньше все
было с точностью да наоборот: семья держалась на очень тесных и близких
отношениях родителей с детьми.

Довольно значимым остается тот факт
семейных отношений, что семья всегда была наследием и приемником всех
культурных основ, социальных понятий и общественных нормализаций. Данные основы
наследовались и передавались в семье в каждом поколении.

На протяжении своего становления и
периода взросления человек воспринимает и познает этот мир, узнает особенности
социальных и культурных отношений. Очень тяжело отыскать иную группу людей, в
основе которой лежали бы данные основы и понятия, получали развитие такие
обобщенные и основополагающие потребности людей.

Понятие института семьи по своей
структуре закреплено с основами всего человечества: обычаями и правилами,
особенностями и законами.

Область законодательной и правовой
базы является ценной и важной особенностью в институте семейных отношений.
Существует ряд особенных и специфических дисциплин, которые занимаются решением
и определением всех возникающих вопросов по урегулированию семейных отношений
 [4, c. 5-11].

Также в разных

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы