Платная доработка на тему Педагогическая работа с родителями по развитию гармоничных взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклоняющемся поведением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ.. 9
1.1. Психологические
особенности детей старшего дошкольного возраста. 9
1.2. Особенности
отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Нравственные качества
как феномен личностного развития детей старшего дошкольного возраста. 26
1.4. Особенности влияния
взаимоотношений с родителями на формирование нравственной сферы старших
дошкольников. 33
Выводы по главе 1. 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ.. 39
2.1. Организация и
методики исследования. 39
2.2. Анализ и
интерпретация результатов эмпирического исследования. 44
2.3. Методические
рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с детьми старшего
дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. 60
Выводы по главе 2. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 89
Введение:
Особая роль в развитии
ребенка, его эмоциональной, нравственной и личностной сферы, традиционно
отводится фактору взаимодействия с родителями. В процессе постоянного контакта
с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные
взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические
приемы организации его поведения.
Благодаря своим
особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для
эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые
помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его
безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с
близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его
психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, воображения
эмоциональной и нравственной сфер и пр.
История человечества
показала, что отклоняющееся поведение является неотъемлемой частью жизни
общества. Но формы его проявлений могут быть как более опасными, так и вполне
недопустимыми. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее
распространенных проблем на сегодняшний день. Особенности ее проявлений
беспокоят не только педагогов, но и родителей.
Обычно с усвоением правил
и норм поведения непосредственные проявления детской агрессивности уступают
место просоциальным формам поведения. Однако, у определенной категории детей
агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и
развивается, трансформируясь в устойчивое свойство личности. В результате
снижается и потенциал ребенка, сужается сфера его полноценного общения,
деформируется личностное развитие. Поведение ребенка с отклоняющимся поведением
создает множество проблем не только для окружения, но и для самой личности.
Важно понять причины такого поведения или детерминанты и условия его
формирования.
Актуальность темы исследования заключается в недостаточной изученности
теоретических оснований исследования особенностей нравственной сферы и
взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся
поведением, на что и будет направлено данное исследование. Проблема
отклоняющегося поведения дошкольников на сегодняшний день стоит достаточно
остро. Чтобы понять трудного ребенка, принять его таким, какой он есть, и
повести его развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию),
нужно не только увидеть внешние признаки трудных дошкольников, но прежде
изучить истоки трудновоспитуемости. Прежде, чем осуждать родителей за
неправильное воспитание, необходимо проанализировать, способны ли родители
устранить причины его породившие.
К проблематике детского неблагополучия и
отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие
зарубежные и отечественные ученые: Л.С. Выготский [17], А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский [23], Д.Б. Эльконин [66]. Ближе к настоящему времени данный вопрос
исследовался в трудах О.Г. Шабардиной, которая выявила на основе анализа
социальных факторов предпосылки, отрицательно влияющие на отклоняющееся поведение
детей старшего дошкольного возраста [54].
Исследованием темы
влияния стиля семейного общения на развитие личности ребенка занимаются такие
современные ученые, как Д.Н. Бежаева [10], Н.Ю. Евграфова [26], Е.В. Рощевская [60], Н.И. Фомина [63], Э.Г. Эйдемилер [66], Н.В. Юдина [68] и др.
В пункте 2.6. Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования [1] в качестве целевых приоритетов в рамках
образовательной области социально-коммуникативного развития заявлено
формирование у детей дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасности в быту, социуме, природе.
Возникновение отклонений в поведении может
быть следствием многих причин. Самой распространенной из них является нарушение
либо деформация процесса социализации личности. Нарушенная социальная
микросреда, нравственная незрелость личности, индивидуальные психологические и
биологические особенности укрепляют противоречивость ребенка по отношению к
окружающему миру и приводят к значительным отклонениям в становлении его
личности. Такие отклонения называются личностными недостатками и внешне
выражаются в нарушение поведения. Изначально они не имеют выраженного характера
и не тревожат родителей. Когда же отрицательные проявления в поведении ребенка
становятся заметными для родителей, то они не придают им значения, считая, что
ребенок еще мал и ничего не понимает. При таком отношении к воспитанию
создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка,
повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые
привычки, которые проявляются в виде различных отклонений в поведении.
Переменам в ребенке родители начинают придавать значение, когда он уже стал
«глух» к педагогическим воздействиям, как в семейной среде, так и за ее
пределами, то есть стал трудновоспитуемым.
Чем раньше у ребенка будет обнаружено отрицательное
поведение, чем своевременнее будут преодолены у него отрицательные привычки,
тем
Заключение:
В результате проведенного исследования были
сформулированы следующие основные выводы.
1. В теоретической части исследования было
установлено, что стиль семейного воспитания – это прием взаимодействия
родителей и детей, который характеризуется применением определенных средств и
способов воспитательного действия, выражается в специальной манере вербального
и невербального общения. Присутствует ряд всевозможных классификаций стилей
семейного воспитания. Популярным в психолого-педагогической литературе
считается разделение стилей семейного воспитания на демократический
(авторитетный), авторитарный, либеральный (снисходительный) и индифферентный
(равнодушный). 2. Отклоняющееся поведение понимается как
отклонение от действующих в обществе социально-правовых и нравственных норм,
как социально-дезадаптационное поведение.
Девиантное поведение ребенка – это его защитная реакция, которая
формируется в результате противоречивостей требований к ребенку со стороны
родителей. Следовательно, одним из главных условий профилактики девиантного
поведения дошкольника является организация работы с родителями (выявление таких
факторов семейного воспитания, которые обусловливают отклоняющееся от норм
поведение ребенка, а также формирование конструктивных форм взаимодействия
родителей с ребенком, способствующих предупреждению отклоняющегося поведения
ребенка.
3. Нравственные качества – это феномен личностного
развития детей старшего дошкольного возраста, который обусловливается
спецификой становления и развития личности детей старшего дошкольного возраста.
При этом большим потенциалом обладает игровая деятельность детей данной
возрастной категории.
4. Под преодолением процесса девиации
рассматривается процесс сложного взаимодействия двух взаимоадаптирующихся
систем – личности и социальной среды, являющихся субъектом и объектом
общественных отношений и обусловленный возникновением позитивных либо
негативных результатов.
5. Было проведено
эмпирическое исследования для выявления особенностей нравственной сферы и
взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся
поведением, что позволило подтвердить гипотезу данного исследования: особенности взаимоотношений родителей и детей
старшего дошкольного возраста с отклоняющемся поведением характеризуются
неконструктивной организацией воспитания, а именно гиперпротекцией,
гипопротекцией, чрезмерностью требований, чрезмерностью требований-запретов,
чрезмерностью санкций, неустойчивостью стиля воспитания; существуют особенности
нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся
поведением, заключающиеся в проявлении низкого уровня сформированности
нравственной сферы, отражающего неадекватные эмоциональные реакции на ситуации
нравственной направленности, в отличие от детей с нормативным поведением.
6. На основе полученных
результатов исследования были разработаны методические рекомендации педагогам и
родителям по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста с
отклоняющимся поведением, которые состоят в обучении детей конструктивному
поведению с окружающими, формирования у них нравственных качеств.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1. Психологические
особенности детей старшего дошкольного возраста Задачей настоящего параграфа является
выделение психологических особенностей детей, характерных для старшего
дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
Старшим дошкольным возрастом принято считать
период от 5 до 7 лет. Он является очень важным этапом в становлении личности. В
этом возрасте очень бурно развиваются психические процессы. Именно в таком
возрасте происходят большие изменения во всех сферах, начиная от
совершенствования психических и физиологических функций и кончая возникновением
сложных личностных новых образований.
Закономерности психического развития
дошкольников изучали многие отечественные и иностранные ученые, труды которых
являются методологической основой данной работы. Среди выдающихся
исследователей можно выделить Л.С. Выготского.
Отечественный психолог Л.С. Выготский,
отмечает, что «старший дошкольный возраст характеризуется очень бурным
развитием и перестройкой в работе, как физиологических систем организма
ребенка, так и в психическом развитии: в данный период жизни начинают
формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [17, c. 78].
По мнению А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст
является периодом начального склада личности. Он обращает внимание на то, что в
это время происходит становление основных личностных механизмов и образований,
развиваются тесно связанные, друг с другом, эмоции и мотивы сферы, формируется
самосознание.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в «старшем
дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется стойкая
структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый
тип мотивации − основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную
систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе» [66, c. 91].
Время дошкольного детства, является
завершающим этапом в общем развитии ребенка. На данном возрастном этапе
закладываются основы для дальнейшего познавательного, эмоционально-волевого
развития детей, происходит активное формирование функции сознания, развитие
сенсорных и умственных способностей. К концу этого периода ребенок начинает
ставить себя на место другого человека, смотреть на ситуацию с другой стороны и
понимать сущность их действий, а также самостоятельно выстраивать цепочку
действий и конечный результат.
Интересам детей старшего дошкольного возраста
присуще сильно выраженное эмоциональное отношение к тому, что особенно ярко и
эффективно раскрывается в содержании знаний. Интерес к впечатляющим событиям
общественной жизни, фактам, истории, к описанию природных явлений, наблюдения
рождают интерес к языковым формам. Одновременно с этим практические действия в
еще большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждающие
всматриваться в причины явлений окружающего мира [25].
По мнению большинства авторов, которые
подходили к изучению психологических особенностей детей 5-7 лет наблюдается:
– стремление к расширению своего кругозора;
– желание выявить и понять существующие в
нашем мире связи и отношения;
– потребность утвердиться в своем отношении к
окружающему миру.
Уровень умственных умений детей старшего
дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление
закономерностей) помогает им более осознанно и глубоко воспринять, постигнуть и
разобраться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире. Так, в 6-7 лет
начинается период, когда упорядочивается информация. Накопленные к 6 годам
сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития
познавательной сферы ребенка [52, с. 84].
К семи годам формируются обобщенные
представления о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их
свойствах, о числах и фигурах, об основных действиях и важнейших отношениях,
языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру.
Ребенку 5-6 лет любопытно узнать об образе
жизни человека, о способах передвижения человека и животных на земле, в воде,
воздухе, под землей, о труде взрослых и о разных профессиях. Они уже готовы
представить себя на месте другого человека, и понять, что именно трудно или
легко сделать, как необходимо поступить в той или иной ситуации, запомнить
некоторые правила и нормы поведения при определенных обстоятельствах. Они могут
воспроизводить длинные цепочки разных действий, направленных на достижение
обдуманного результата.
Ребенок старшего дошкольного возраста
интересуется жизнью людей и их возможностями, круговоротом веществ в природе,
планетой Земля. В конце дошкольного возраста очень сильно
прогрессирует развитие словесно – логического мышления, которое помогает ему в
умении оперировать словами и понимать логику рассуждений. Воспитанники «могут понять разницу в
использовании и переработке природных и синтетических материалов» [11, с. 118].
Старшие дошкольники стремятся быть любознательными.
Подавляющее большинство старших дошкольников называют себя сообразительными и
любознательными. Однако, как правило, оценка данного качества строится на
основе разных проявлений: внешним оценкам взрослых («сообразительный, потому
что все понимаю, что мама говорит»), связывали с освоением знаний в разных
областях («много знаю», «могу решать задачи»,