Платная доработка на тему Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР. 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с
ЗПР. 5
1.2. Развитие эмоционально-волевой сферы в онтогенезе. 8
1.3. Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР. 14
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР. 20
2.1. Проведение процедуры исследования. 20
2.2. Анализ результатов исследования. 23
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Изучение развития эмоционально-волевой сферы у детей
с задержкой психического развития является важной проблемой в комплексном
изучении личности ребенка в педагогике и психологии. Эмоционально-волевая сфера
— это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его
эмоций и чувств. В настоящее время множество исследований посвящено изучению
особенностей развития психики детей с ЗПР, способов формирования личности,
резко меняющегося курса развития, в зависимости от характера обучения и
воспитания, а также сохраненных возможностей, которые могут использоваться для
обучения и обучения определенным качествам и способам компенсации дефекта.
Важность эмоционального развития ребенка, начиная с раннего
возраста, подчеркивается в трудах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Проблема
эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами — Л.И.
Божович, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейном,
Д.Б. Элькониным и др. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой
психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. По
словам Л.С. Выготского, эмоция являются как бы результатом оценки индивида
своего взаимодействия со средой. Согласно исследованиям ученых и практикующих
специалистов, недостатки эмоционально-волевой области детей с ЗПР поддаются
коррекции в условиях специального образования и воспитания. У детей с ЗПР
эмоциональная сфера характеризуется несформированностью и значительным
недоразвитием. Отмечается полярность и недостаточная дифференцированность
эмоций детей, которые лишены оттенков эмоций, сами эмоции достаточно
поверхностны и нестабильны, практически отсутствует контроль над эмоциональными
проявлениями. Воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях,
также характеризуется несформированностью у детей. Развитие волевых качеств у
детей с ЗПР происходит гораздо сложнее, чем у нормально развивающихся
сверстников, и диктует необходимость проведения с ними продолжительной работы
со стороны учителей вспомогательных школ.
Объект исследования: задержка
психического развития как патология психического развития.
Предмет исследования: процесс эмоционально-волевой сферы детей с
задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить
особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР.
В соответствии
с объектом, предметом, целью определены следующие задачи исследования:
1. На основании обобщения научных подходов дать
психолого-педагогическую характеристику детям с ЗПР.
2. Рассмотреть онтогенетическую специфику развития
эмоционально-волевой сферы.
3. Описать особенности эмоционально-волевой сферы детей с
ЗПР.
4. Провести эмпирическое исследование эмоционально-волевой
сферы дошкольников с ЗПР и дать анализ полученным результатам.
Для решения задач используется
комплекс исследовательских методов,
представленный теоретическими методами (анализ, синтез, обобщение, и др.);
эмпирические — тестирование, анкетирование. В исследовании использовались следующие методики — «Наблюдение
за эмоциональным состоянием детей в процессе игровой деятельности» (Степанова
Г.Б.), «Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на
картинке» (Г.А. Урунтаева), «Изучение восприятия детьми графического
изображения эмоций» (Минаева В.М.), «Нерешаемая
задача» (Н.И. Александрова и Т.И. Шульга).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Заключение:
Анализ научной литературы по теме
позволил достигнуть цели исследования и решить поставленные задачи. Проанализировав
теоретические основы изучения особенностей формирования эмоционально-волевой
сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, мы пришли к выводу, что детей
данной категории отмечается дефилицитарность эмоционально-волевой и
саморегуляции поведенческой сферы.
Среди отличительных особенностей развития
эмоционально-волевой сферы детей с нормальным развитием можно выделить
следующие ключевые моменты: закрепление положительных и отрицательных
эмоциональных реакций, и, в соответствии с этим, коррекция поведения
(стремление к тому, что является побудителем положительных эмоций и избегание
стимулов, вызывающих негативные эмоции); становление устойчивости мотивации;
появление общественных мотивов, служащих предпосылками развития социальных
эмоций и нравственных чувств; расширение спектра переживаемых ребенком чувств.
Эмоциональная сфера детей с ЗПР
отличается незрелостью, ограниченностью выражения эмоций социально приемлемыми
способами, ограниченностью интерпретации чувственного материала, неполноценным
восприятием эмоциональных состояний, недифференцированным выражением эмоций, с
учетом патологического формирования регуляционных механизмов эмоциональных
состояний.
Подобранный комплекс методик позволил объективно оценить особенности
проявления эмоционально-волевой регуляции поведения детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР.
С целью изучения особенностей эмоционально-волевой сферы старших
дошкольников с ЗПР был проведен эксперимент.
Критериями сформированности основных показателей эмоционально-волевой
сферы выступали следующие: произвольность поведения; развитие волевых качеств;
сформированность волевых действий, умение проявлять выдержку и терпение;
владеть собой, преодолевать препятствия; осознанность и целенаправленность
действий; восприятие, понимание, идентификация и вербализация эмоций;
восприятие и проявление экспрессии, умение показать эмоции мимикой и
пантомимикой.
По результатам проведенной
диагностики дети с ЗПР отличаются низкой степенью волевой регуляции и
произвольности поведения (умением работать по образцу, в соответствии с
правилами, проявлением самоконтроля, выдержки и терпения, преодоление
препятствий); трудностями при выполнении заданий, недостаточно сформированными
волевыми качествами (самостоятельностью, терпением, выдержкой, организованностью,
инициативностью, решительностью).
По результатам диагностики двое
детей показали средний уровень понимания своих и чужих эмоций, внешние
проявления эмоций выражены незначительно, дети способны определять
эмоциональное состояние, однако им требуется помощь взрослого. Три ребенка
показали низкий уровень понимания своих
и чужих эмоций, им мало доступно понимание чужих эмоций, практически
отсутствуют экспрессивность выражения эмоций, имеются затруднения с
использованием мимики и пантомимики.
Выделенные особенности свидетельствуют о необходимости
поиска эффективных способов дальнейшего развития эмоционально-волевой сферы
детей с ЗПР.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР 1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Впервые термин «задержка психического
развития» (ЗПР) предложен Г.Е. Сухаревой. ЗПР характеризуется замедленным
темпом психического, психофизиологического и социального развития. По М.С. Певзнер, основу ЗПР составляют
психофизический и психический инфантилизм, а ведущей формой является
неосложненный инфантилизм. М.С. Певзнер предложена первая клиническая
классификация ЗПР: ЗПР с доминированием признаков психического инфантилизма и
ЗПР как следствие церебрастении [32].
В.В. Лебединским указывается, что при
ЗПР в одних случаях наблюдается задержка развития эмоциональной сферы
(инфантилизм), в других — доминируют нарушения развития интеллектуальной сферы
[24]. В.В. Лебединским описываются основные нарушения психического развития:
необратимое психическое недоразвитие — олигофрения; задержанное психическое
развитие; поврежденное; дефицитарное развитие; искаженное психическое развитие;
дисгармоническое психическое развитие (психопатии).
Задержка психического развития (ЗПР) —
это замедление темпа развития психики, выражающегося в нехватке общего запаса
знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, доминировании
игровых интересов и неспособности продолжительно заниматься интеллектуальной
деятельностью. Рассматривая ЗПР в рамках клинического подхода (Т.А. Власова,
К.С. Лебединская), необходимо выделить клинические признаки, ведущими из
которых являются: отставание формирования и развития