Математика Платная доработка Точные науки

Платная доработка на тему Организация работы по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.. 7

1.1. Сущность информационных умений как компонента
учебной деятельности и содержание каждого из видов информационных умений. 7

1.2. Анализ педагогического опыта формирования
информационных умений при обучении математики в начальной школе. 15

1.3. Анализ УМК и ЦОР по математике для начальной
школы с точки зрения возможностей и методических приемов, связанных с
формированием информационных умений. 24

Выводы по первой главе. 48

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ  РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.. 51

2.1. Содержание констатирующего эксперимента. 51

2.2. Система заданий по формированию информационных
умений при изучении математики в начальной школе. 58

2.3. Методические рекомендации по формированию
информационных  умений при изучении
математики в начальной школе. 74

Выводы по второй главе. 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ   83

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования информационные умения
выделены в группе метапредметных умений и определены следующим образом:
информационные умения – это «использование различных способов поиска, сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования  в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета».

Следовательно,
согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования необходимо развивать у младших школьников умение
формулировать информационный запрос, ориентироваться в источниках информации и
выбирать источник информации в соответствии с информационным запросом, находить
в данном источнике информацию и отбирать необходимую, соотносить старую и новую
информацию, определять степень важности информации, работать с разными
источниками информации, перерабатывать информацию, переводить ее из одной формы
в другую.

Формирование
информационных умений осуществляется в начальной школе на всех учебных
предметах. Математике в этом ряду отводится особое место, которое обусловлено
своеобразием математического языка, высоким уровнем абстракции.

Степень разработанности темы
исследования. Вопросы
формирования информационных умений у школьников рассматривались многими
психологами и педагогами, среди них: А.С. Захаров, И.А. Зимняя, С.М. Касаткин,
Н.А. Лошкарева, О.В. Панфилова, И.Н. Трушкова, А.П. Федосеева, Т.П. Хиленко.

К настоящему
времени накоплено значительное число теоретических и практико-ориентированных
исследований, посвященных проблеме формирования информационной грамотности,
информационной компетентности, информационной культуры и информационной
деятельности у учащихся (Н.И. Гендина, А.В. Горячев, А.Л. Семенов, А.В.
Хуторской, Т.Н. Романченко, М.Б. Лебедева, Т.А. Аверьянова, Г.С. Галиуллина,
Б.И. Блюменау, В.А.Уханов и др.).

Несмотря на
множество исследований можно выделить существующее противоречие между быстрым
темпом приращения знаний и отсутствием понимания у учителей по организации
процесса формирования информационных умений, что соответственно выдвигает в
число первоочередных задачу формирования информационных умений учащихся
начальной школы.  Учащиеся начальной
школы  должны иметь теоретические знания
и практические умения работы с различным источникам информации и быть
мотивированы к самостоятельному поиску, обработке и восприятию  информации. Иными словами, начальная школа
должна готовить учащихся, способных быстро ориентироваться и
самообучаться,  владеющих информационной
культурой.

Проблема исследования: как организовать работу по
формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе в
условиях реализации ФГОС НОО.

Исходя из
актуальности, выделенных противоречий и проблемы исследования была
сформулирована тема работы: «Организация работы по формированию информационных
умений при изучении математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС
НОО».

Объект исследования – организация работы по формированию
информационных умений при изучении математики.

Предмет исследования – организация работы по формированию
информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях
реализации ФГОС НОО.

Цель исследования – разработать систему заданий и
методические рекомендации по формированию информационных умений при изучении
математики в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность
информационных умений как компонента учебной деятельности и содержание каждого
из видов информационных умений;

2. Провести анализ
научно-методической литературы, отражающей накопленный опыт формирования
информационных умений при обучении математики в начальной школе.

3. Провести сравнительный
анализ современных вариативных УМК и ЦОР по математике для начальной школы с
точки зрения возможностей и методических приемов, связанных с формированием
информационных умений.

4. Разработать
экспериментальную методику формирования информационных умений и осуществить её
проверку в экспериментально-опытном обучении (разработать и реализовать
содержание констатирующего эксперимента, подобрав методики диагностики
сформированности информационных умений у младших школьников; разработать
систему заданий, направленных на формирование информационных умений при
изучении математики; описать организацию работы по их включению в учебный
процесс).

Методы исследования: анализ научно-методической и
психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез,
систематизация, обобщение, классификация, качественный и количественный анализ
результатов констатирующего эксперимента.

Новизна исследования заключается в разработке специальной
системы заданий по формированию информационных умений при изучении математики в
начальной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании сущности
информационных умений как компонента учебной деятельности и содержании каждого
из видов информационных умений, в анализе педагогического опыта формирования
информационных умений при обучении математики в начальной школе.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть
полезны педагогам в работе по формированию и развитию информационных умений
младших школьников, а также оказать помощь студентам в подготовке к семинарским
и практическим занятиям и на практике.

Источники для написания работы: исследования, посвященные проблеме
формирования информационной грамотности, информационной компетентности,
информационной культуры и информационной деятельности у учащихся: Н.И. Гендина,
А.В. Горячев, А.Л. Семенов, А.В. Хуторской, Т.Н. Романченко, М.Б. Лебедева,
Т.А. Аверьянова, Г.С. Галиуллина, Б.И. Блюменау, В.А.Уханов и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы. Объем работы – 92 страницы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе
выполнения работы были получены следующие результаты:

1. Можно
отметить, что в соответствии с проведенным анализом методической и
педагогической литературы было определено понятие «информационные умения». В
соответствии с этим установили, что информационные умения учащихся начальной
школы – это определенные способности учеников по поиску, извлечению, анализу,
обработке информации за счет использования определенных информационных
технологий (устной и письменной). Также можно отметить, что информационные
умения можно понимать как определенное личностное свойство по поиску,
извлечению, анализу, обработке информации в разных ее состояниях. Данные умения
можно назвать общеучебными и универсальными. Потому что они оказывают помощь
учащимся в информационной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной
работе. В педагогике можно рассматривать такие виды информационных умений как
информационно-поисковые и информационно-аналитические. Данные виды умений
следует развивать в совокупности.

2. Можно
сделать вывод о том, что математический курс в начальной школе формирует основу
знаний учащихся. В процессе реализации данного курса развивается комплекс
универсальных учебных действий учащихся. При этом данный комплекс способствует
усвоению учениками умений по работе с информацией. Возможности по формированию
информационных умений заключаются непосредственно в самом материале для уроков
математики. Данный материал включает знаково-символическую информацию,
математические модели, математические понятия. Можно отметить, что
сформированность информационных умений у учащихся начальной школы означает, что
ученики могут применять полученные навыки по работе с информацией в
повседневных делах, для решения практических задач, в процессе обучения.  Под информационными умениями младших
школьников целесообразно понимать способность к самостоятельному поиску,
анализу, отбору, обработке и передаче необходимой информации посредством устных
и письменных информационных технологий. Другими словами, информационные умения
являются свойством личности, проявляющимся в способности находить, хранить и
применять информацию в различных её видах. Информационные умения являются
общеучебными и универсальными, так как помогают работать с информацией в
урочной и внеурочной деятельности. Различают информационно-поисковые и
информационно-аналитические умения, которые необходимо развивать комплексно.

3. Из
представленного описания и проведенного анализа, в содержании учебников по
математики для начальной школы таких УМК как: «Школа России», «Гармония», «Перспектива»,
и в заданиях заложено целенаправленное формирование первичных навыков работы с
информацией. Педагоги получают возможность построить учебный процесс в логике
информационно-развивающего обучения (дидактическое направление формирования
информационной культуры младших школьников) при условии грамотного подбора
методов и приемов работы с детьми. Однако все проанализированные учебники
содержат недостаточно заданий направленных на формирование информационных
умений. Следовательно, существует необходимость в дополнении учебников по
математике в начальной школе заданиями по формированию информационных умений
учащихся.

4.
Рассмотренные методы по формированию у младших школьников умения поиска и
выделения необходимой информации на уроках математики и во внеурочной
деятельности помогают развить у учащихся умение выделять нужную информацию,
умение ориентироваться в информации, получать новые знания из различных
источников и разными способами.

5. С целью
определения уровня сформированности информационных умений у младших школьников
была проведена экспериментальная работа. В экспериментальной работе приняли
участие ученики 4 класса в количестве 27 человек: 11 мальчиков и 16 девочек.

Была
организована и проведена диагностика уровня сформированности информационных
умений у младших школьников (констатирующий). Для определения уровня
сформированности информационных умений младших школьников использовалась
диагностическая методика под авторством С.Ю. Прохорова. Диагностика проводилась
в форме самостоятельной работы учащихся с предложенными заданиями.

6. Разработаны
задания и методические рекомендации по формированию и развитию информационных
умений.

Цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО 1.1. Сущность информационных умений как компонента
учебной деятельности и содержание каждого из видов информационных умений Деятельность,
основанная на работе с информацией, заключается в ее обработке, передаче,
распространении, хранении, сбору и извлечении. В качестве фундамента для такой
деятельности выступают информационные умения. Данные умения являются частью
информационной культуры, демонстрируют уровень информационной грамотности
человека. Кроме того, информационные умения выступают в качестве средства
информационной деятельности. По мере формирования информационных умений
происходит общее развитие человека как личности.

Вместе с тем,
в области педагогики на сегодняшний день термин «информационные умения»
определяется неоднозначно. Многие исследователи указывают на то, что под такими
умениями можно понимать некоторую способность человека по поиску, хранению и
обработке информации. Другие авторы указывают на то, что такие умения могут
восприниматься в качестве действий, сформированных в ходе обучения, и также
являются итогом обучения.

 В содержании Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования впервые на государственном уровне
как одна из главнейших задач современной системы образования представлена
задача по развитию универсальных учебных действий в качестве основы развития
умения учиться, саморазвития и самосовершенствования [38].

Универсальные
учебные действия (УУД) являются инвариантной основой в образовательном и
воспитательном процессах. Широкое значение понятия универсальные учебные
действия включает умение учиться, другими словами способности субъекта к личностному
развитию и совершенствованию методом получения осознанного и активного нового общественного
опыта. В наиболее узком (в психологии) определение термина универсальные
учебные действия можно установить в качестве совокупности методов действия ученика
(а кроме того связанных с ними умений образовательной работы), гарантирующих
его способность к самостоятельному освоению нового знания и умения, в том числе
организацию самого процесса.

Информационное
умение в программе формирования универсальных учебных действий специально не
выделяются. Их можно определить в совокупности всех 3 категорий, но главным
образом они заключены в группе – познавательные учебные действия.

В первый раз
программа развития общеучебных умений разрабатывалась Н.А. Лошкаревой в 1980
году. Навыки эффективного мышления и работы с информацией (интеллектуальное
умение) охватывают следующее:

1. Ориентировка
в собственной структуре знаний и осознание необходимости новых знаний.

2. Навыки по
созданию и предварительного отбора источников информации для поиска новых знаний
(энциклопедия, словарь, справочник, СМИ, Интернет-ресурс и пр.).

3. Получение
новых знаний (информации) из разных источников и различными методами (наблюдения,
чтения, слушания).

4. Навыки по
переработке полученной информации (анализ, обобщение, классификация, сравнивание,
выделение причин и следствия) для достижения необходимых результатов, включая и
для разработки новых продуктов.

5. Навыки по преобразованию
информации из одной формы в другую (текстовая, табличная, схематичная, графическая,
иллюстрация и др.) и подбирать наиболее удобную для себя форму. Осуществляя
работу с информацией, навыки по передаче ее содержание в сжатом либо
развернутом виде (план текста, тезис, конспект) [18, с. 34].

В настоящее
время есть 5 главных систематизаций общеучебных умений (по Н.А. Лошкаревой,
В.Ф. Паламарчук, А.В. Усовой, Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, С.Г. Воровщикова
и Д.В. Татьянченко).

В соответствии
с классификацией общеучебных умений по С.Г. Воровщиковому и Д.В. Татьяничевой можно
определить учебно-информационные умения. Классификация основывается на понятии
информации в качестве сведений – объекта передачи, преобразования, применения и
хранения. С данной точки зрения источник информации может быть рассмотрен в
качестве подсистемы, генерирующей, собирающей и передающей информацию; сведения
в качестве собственно информации, закодированной при помощи определенного знака;
канал – средство передачи сведений; получатели (либо потребители) в качестве
подсистемы получающей и интерпретирующей сведения [5, с. 24].

Под
информационно-интеллектуальными умениями можно понимать умения, которые
обусловили оптимальность работы с информацией в процессе строгого соблюдения логико-информационных
закономерностей языка на уровне описаний, объяснений и прогноза для достижения
познавательной цели. Информационные основы данных умений заключаются в отборе,
конкретизации, структурировании информации для практического использования в
учебно-познавательной работе. Интеллектуальные основы данных умений заключаются
в реализации интеллектуально-познавательных возможностей на уровне знаний,
пониманий и прогнозирований в учебно-познавательной работе [35, c. 45].

Анализируя
образование в качестве деятельности учащегося, которая включает получение
информации от педагога либо в итоге самообразования, ее преобразование и
представление в ходе исполнения образовательных задач, тогда
учебно-информационными умениями являются общеучебные умения, гарантирующие определение,
переработку и применение информации для решения образовательных задач.

В качестве
обоснования для группировки учебно-информационных умений авторами были выбраны основные
источники информации: текст и реальный объект. Под реальным объектом можно
понимать предмет, процесс, явление, объективно существующий в реальности. Под
текстом можно понимать целостную последовательность знаковых единиц. Тексты подразделяются
на устный (вербальный) и письменный (документальный). Таким образом, умения, ориентированные
на работу с текстом, также подразделяются на данные группы.

В
соответствии с этим учебно-информационные умения – это:

— навыки
по работе с письменным текстом;

— навыки
по работе с устным текстом;

— навыки
по работе с реальным объектом в качестве источника информации (умения,
связанные с наблюдением и реализацией эксперимента; умения по моделированию).

Однако, информационная
деятельность намного шире учебно-информационных умений, которые указаны в ФГОС в
рамках универсальных учебных действий. Она охватывает такие умения:

— работы
с различными источниками информации;

— разработки
и наполнения первичных форм для сбора информации;

— систематизации
информации для достижения поставленной цели, ориентированности на результат;

— структурирования
и анализа первичной информации;

— без
искажений воспринимать и передавать информацию;

— выделение
ключевой информации;

— анализ
большого объема информации, расставлять приоритеты, обращать внимание на детали;

— делать
выводы на базе полученной информации, а кроме того навыки создания системы
проверки информации на достоверность и достаточность.

Данные умения в качестве
элементов информационной деятельности могут составить технологическую основу
информационной грамотности (культуры) и распределены по следующим группам:

— технологии
поиска и сбора информации;

— технологии
работы с информацией (анализа-синтеза информации);

— технологии
представления информации [1, c. 56].

Человек сам
может быть источником информации, соблюдая те требования, которым должна
удовлетворять информация: ясности, точности, последовательности и
доказательности. Организация информации и ясности и точности позволяет определение
границ применимости слов или символов, посредством которых она выражена,
логических приемов уточнения термина: сравнения, описания, характеристики и
определения. Последовательность и доказательность могут быть обеспечены логикой
рассуждений и структурой аргументации. Следовательно, условием для формирования
информационной культуры на данном этапе можно назвать культуру речи, как
устной, так и письменной, а также логическую культуру [3, c. 69].

Формирование
у младших школьников информационных умений в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования обозначено как один из
результатов освоения учащимися содержания данного уровня образования. В
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования информационные умения младшего школьника рассматриваются как
метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования и определяются следующим образом: «…
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета…»
[38].

В педагогической
литературе понятие «информационные умения» на
сегодняшний
день не является однозначно определенным. В работах
М.Ю. Демидовой, М.В. Дмитриевой, Ю.Д. Калафати, Ж.Г. Калеевой, Ю.В. Семенова
под информационными умениями понимаются умения осуществлять поиск информации,
перерабатывать и использовать ее.

Г.А.
Сикорская представляет информационные умения в овладении учащимися способами
самостоятельного приобретения знаний, новой и дополнительной информации, а
также способами смысловой переработки, запоминания, ее хранения [34, c. 34].

О.Н. Ионова
также считает, информационные умения интегративным качеством личности,
представляющим новообразование из знаний, умений и способностей в сфере
информационной деятельности, которое позволяет самостоятельно адаптироваться к
быстро меняющимся ситуациям в самых разнообразных сферах деятельности с
использованием новых информационно-технических средств [11, c. 144].

Иное
определение информационных умений можно обнаружить в научных исследованиях Семенова
А.Л., который характеризует их как «новую грамотность», содержащую такие
умения, как активная самостоятельная обработка информации и принятие
принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с помощью технических
средств [33, c. 124].

Л.В. Воронина
определяет понятие «информационные умения» как умения интерпретировать и
адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания [6, с. 62].

Ряд авторов
(В.И. Назаров, С.И. Люгзаева и Л.В. Куклина) рассматривают информационные
умения как способность  получать  и 
обрабатывать  большие  объемы 
информации  с  помощью 
современных мультимедийных средств [20, с. 112].

Н.А.
Лошкарева указывает, что учебные информационные умения – это результат
овладения учеником способами самостоятельного получения знаний или информации,
в том числе с помощью технических средств, а также способами смысловой
переработки, запоминания информации, ее хранения [18, с. 88].

Н.В. Матяш
выделяет виды информационных умений: информационно-поисковые и информационно-аналитические
[21, с. 56].

Информационно-поисковые
умения – это практические умения, которые успешно формируются у учащихся при
работе с источниками констатирующей информации. Полученные сведения не надо преобразовывать
или анализировать. Это поиск, последующая обработка, а также творческое
использование найденной информации, например:

— умение
по поиску необходимой информацию в справочниках и словарях (в том числе в
толковых словарях);

— умение
сформулировать информационные запросы и делать анализ найденных источников
информации по соответствию запросу;

— умение
выделять основную мысль при работе с текстами;

— умение
находить что-либо непонятное и понятное в информационном сообщении;

— умение
извлекать информацию из иллюстраций;

— умение
производить синтез полученной информации [4, c. 139].

Информационно-аналитические
умения формируются через поиск, последующую обработку и использование найденной
информации. К данным умениям относятся:

— умение
самостоятельно давать толкование понятиям;

— умение
получать информацию из морфемной структуры слова;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы