Платная доработка на тему методика обучения рассказыванию по памяти детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Задачи и содержание по развитию связной речи у детей 6
1. 2 Влияние рассказов из опыта на развитие связной речи 14
1.3 Тематика рассказов из опыта и требование к ним 17
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗОВ ИЗ ОПЫТА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ 21
ГЛАВА 3. ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
3.1 Планы-конспекты занятий для старших дошкольников 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Актуальность темы.
Речевыми навыками обладает только человек. Речь неразрывно свя-зана с жизнедеятельностью человека на всем ее протяжении. Люди рожда-ются, не обладая навыками речи, они осваивают ее в течение раннего дет-ства. До 3-х лет дети, обычно, имеют базовый словарный запас, однако, его освоение невозможно без помощи взрослых.
Речь является средством приобретения умений, знаний, практических навыков. Развитие речевых способностей тесно связано с самопознанием и самовыражением. Речь является ключевым компонентом в становлении че-ловеческой личности, его реализации в жизни.
Речевые навыки формируются с самого раннего детского возраста, практически с младенчества. Развитие речи у ребенка представляет собой основной критерий его готовности к обучению, а также обеспечивает её успешность.
Обычно, дети у которых имеется высокий уровень развития речи не испытывают трудности в процессе обучения и быстро овладевают навыка-ми чтения и письма. Дети, у которые имеют невысокий уровень речевого развития, зачастую, испытывают трудности в освоении знаний.
Задача педагогов и дефектологов в развитии речи включает ряд спе-циальных задач: улучшение грамматической правильности речи, воспита-ние звуковой культуры речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, обогащение, закрепление и активизация слова-ря, подготовка к обучению грамоте.
Использование речи невозможно без её связи. «Связная речь – смыс-ловое развёрнутое высказывание, которое обеспечивает взаимопонимание и общение».
Исходя из выше сказанного основной характеристикой речи является то, что она должна быть понятна для окружающих людей. Без грамотной речи практически невозможно решить познавательные, воспитательные и коммуникативные задачи. Связная речь является важным показателем раз-вития ребенка.
Во время обучения в детских дошкольных учреждениях дети долж-ны освоить базовые речевые навыки, умение грамотно строить предложе-ния и связывать их. Эта способность неотъемлемо связана с занятиями как с воспитателями, педагогами, так и с самими родителями.
Навыки связной речи появляются у детей в основном в период 5-7 лет. В этот период онтогенеза дети могут, более менее грамотно выражать свои мысли, составить короткий рассказ, описать картинку и др.
К тому же речь детей 5-7 лет является абсолютно понятной для слу-шателей. Ребёнок способен к активному диалогу, способен решать различ-ные логические задачи, объясняя свое решение.
Методика обучения рассказыванию включает в себя ряд элементов: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, расска-зывание об игрушках, различные виды творческого рассказывания, рас-сказывание из опыта).
Целью данной работы является изучение теоретических и практиче-ских аспектов обучения методики рассказывания по памяти.
Для успешной реализации данной цели, необходимо выполнить сле-дующие задачи:
1. охарактеризовать задачи и содержание развития связной речи у детей;
2. выявить влияние рассказов из опыта на развитие связной речи;
3. рассмотреть тематику рассказов из опыта и требования к ним;
4. проанализировать методику по рассказыванию из опыта у детей 5-7 лет.
Исследования, посвящённые развитию речи детей довольно много-численны. Материалом для написания данной курсовой работы послужи-ли отечественные исследования советского и современного периода.
Отдельно необходимо выделить Тихееву Е. И., а именно её пособие для воспитателей детского сада «Развитие речи детей (раннего и дошколь-ного возраста)», опубликованную в 1981 г.
В данном пособии излагается методика развития речи, которая до-вольно актуальна в настоящий период времени.
Необходимо также отдельно отметить учебник «Теория и методика развития речи детей» В. И. Яшиной и М. М. Алексеевой, опубликованный в 2013 г. Ценность данного учебника заключается в том, что там отражён современный уровень научных знаний в области речевого развития детей. Помимо этого, в нём освещается теория и методика развития речи.
В исследовании Э. П. Коротковой «Обучение рассказыванию в дет-ском саду», опубликованном в 1978 г., довольно ярко и содержательно показана методика обучения развития связной речи у старших дошколь-ников.
Также можно отметить учебные пособия «Развитие речи детей до-школьного возраста» под редакцией Ф. А. Сохина, «Методика развития речи детей» А. М. Бородича, В.В. Гербовой «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» и, изданное под редакцией Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой пособие «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника
Объектом исследования является процесс развития у старших до-школьников связной монологической речи в ходе обучения рассказыва-нию по памяти.
Предметом исследования является комплекс мероприятий, направ-ленных на развитие связной монологической речи у старших дошкольни-ков в ходе обучения рассказывания по памяти.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез;
2. Индукция и дедукция;
3. Анкетирование;
4. Беседа.
Заключение:
Рассказывание из опыта является важным элементом развития связ-ной речи. Оно начинает использоваться в средней группе. В самом начале педагог организует знакомство детей с игрушкой, картиной и т.п. Напри-мер, после знакомство с картиной, воспитатель спрашивает у детей о кош-ках, которые живут у детей дома, как они выглядит и т.д.
В старшей группе обучение методике рассказывания по памяти имеет ряд отличительных моментов. Старшие дошкольники уже имеют более высокий уровень речи: говорят более целостно, содержательно и умеют более последовательно излагать свои мысли. Вместе с этим на данном эта-пе взросления человека помощь педагога довольно важна, так как речь всё равно может иметь ошибки любого рода (грамматические, лексические и т.д.).
Темы для дошкольников 5-7 лет характеризуются большей сложно-стью. Начинают использоваться темы, посвящённые окружающему миру – темы, которые связаны с трудом детей, взрослых, с различными обще-ственными событиями. Например: «Что мы узнали о работе пожарного», «Как повар готовит обед» и т. д. Помимо этого распространение получают морально-этические темы, темы о природе.
Рассказывание из опыта может проходить разными способами. Пер-вый – разговор по образцу, когда преподаватель рассказывает свою исто-рию, которая позволяет детям найти схожую и озвучить её. Рассказ по об-разцу имеет большое значение, так как он может помочь детям найти схо-жие ситуации в их жизни. Образец показывает пример замысла и повыша-ет интерес слушателя к повествованию.
Вторым является рассказывание по плану. Этот способ характеризу-ется большей сложностью. Он представляет собой два-три вопроса-пункта, которые определяют последовательность и содержание рассказа. Данный тип рассказывания имеет ряд положительных моментов. Во-первых, он обеспечивает большую сосредоточенность на предмете или событии изло-жения. Во-вторых, он способствует формированию умений более последо-вательного изложения.
Помимо этого, рассказывание по опыту может проходить в виде рас-сказа по художественному произведению, в виде составления коллективно-го письма, в виде беседы.
В обоих случаях важна роль воспитателя, который должен подби-рать темы, подходящие для данной возрастной группы, поправлять детей, если они неправильно выражаются, обеспечивать благоприятную обста-новку, для более открытого диалога с детьми.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что по-ставленные цель и задачи были успешно выполнены. А именно:
1. охарактеризованы задачи и содержание развития связной речи у детей;
2. выявлено влияние рассказов из опыта на развитие связной речи;
3. рассмотрена тематику рассказов из опыта и требования к ним;
4. проанализирована методику по рассказыванию из опыта для детей 5-7 лет.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Задачи и содержание по развитию связной речи у детей
Необходимо отметить: чтобы выделить основные задачи и содержа-ние по развитию связной речи у детей нужно рассмотреть понятия языка и речи в целом.
Под языком следует понимать совокупность различных словесных знаков, направленных на общение. Язык абстрактен, воспроизводим и объективен по отношению к говорящему [12, С. 7]. Можно определить следующую структуру языка:
1. лексику, т.е. словарный запас языка;
2. грамматику, т.е. словообразование, синтаксис, морфологию и т.д.
3. фонетику, т. е. систему звуков.
Именно в дошкольном возрасте детям необходимо усвоить все структурные части языковой системы.
Язык реализуется в речевой деятельности. В целом речь представля-ет собой неотъемлемую часть общества, она используется абсолютно в лю-бых сферах жизни людей. Так как человек является по своей природе су-ществом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он дол-жен искать понимания, делиться мыслями и переживаниями и т.д. Речь яв-ляется ключевым компонентом в становлении человеческой личности [11, С. 5].
Важно отметить, что существует много теорий происхождения речи. Автор данной работы предлагает рассмотреть некоторые из них:
1. Звукоподражательная теория. Она подразумевает приобретение человеком речи в связи с его подражанием различным звукам природы (грохот грома, звуки животных, журчание ручья и т. п.). В доказательство этой теории, её сторонники приводят несколько аргументов: наличие во всех языках мира звукоподражательных слов («хрю-хрю», «ку-ку» и т.д.). Помимо этого, ими отмечается наличие в детской речи аналогичных сло-вообразований («би-би» — машина, «гав-гав» — собака и т.д.)
2. Междометная теория. Сторонники данной теории утверждают, что слово – выразитель физических и душевных состояний человека (голод, счастье, страх и т.д.). Первые слова являются непроизвольными выкрика-ми, междометиями. Далее эти междометия приобретают символическое значение, обязательное для всех членов данного общества.
3. Рабочая теория или теория трудовых выкриков. Согласно данной теории, мышление и действие первоначально неразлучны, так как, прежде чем люди научились изготавливать орудия труда, они в течении продол-жительного времени использовали в этом качестве различные естественные предметы. Выкрики и возгласы облегчали и организовывали совместную трудовую деятельность. Первоначальная речь была набором глагольных корней [11, С. 5-6].
Можно выделить следующие положительные функции речи:
1. средство приобретения знания;
2. познание других и самовыражение;
3. основное средство общения;
4. развитие всех психических функций.
Развитие речи у детей представляет собой основной критерий их го-товности к обучению в школе, а также обеспечивает её успешность. Как правило, дети у которых имеется высокий уровень развития речи не испы-тывают трудности в процессе обучения и быстро овладевают навыками чтения и письма. Дети, у которые имеют невысокий уровень речевого раз-вития, испытывают трудности в обучении. Также есть дети, которые имеют средний уровень развития речи, для них характерна нестабильность в учё-бе.
Существует внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь бывает уст-ной и письменной. Письменная представляет изложение любой информа-ции в форме письма. Под устной речью чаще понимается монологическая речь, т.е. повествование о различных событиях своей или чужой жизни.
Внешняя речь обуславливает развитие внутренней, которая позволя-ет человеку мыслить, опираясь на языковой материал. Речь не даётся че-ловеку при рождении, она формируется постепенно по мере его развития. В развитии человека можно выделить следующие возрастные уровни:
1. младенчество;
2. ранее детство;
3. дошкольный;
4. младший школьный возраст;
5. подростковый возраст;
6. юность;
7. зрелость.
Наивысший уровень развития речи – дошкольный, в особенности на пятом году жизни. По некоторым данным, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологиче-ские закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил [4].
Обычно в дошкольный период развитие лексики находится на доста-точно высоком уровне. В пятилетнем возрасте ребёнок может овладеть си-нонимами, антонимами, а также противопоставления и образные сравне-ния. Помимо этого, в их речи возрастает использование прилагательных и глаголов.
Вместе с этим к пяти годам не все дети обладают правильным произ-ношением звуков. Это обуславливается либо задержкой в их усвоении, ли-бо в неправильном их формировании. Неправильное произношение звуков может объясняться дефектами в строении речевых органов или же недоста-точной подвижностью мышц артикуляционного аппарата. В таком случае их необходимо отправить к логопеду [4].
Основные задачи речевого развития детей:
1. для формирования единицы языка – слова, необходимо развить словарный запас ребёнка;
2. для формирования основной единицы языка – звука, необходимо воспитать звуковую культуру речи;